Учитель от Бога. Образ Аполлинарии Николаевны Тепляшиной в творчестве А.Лиханова

Учитель от Бога.
(Образ Аполлинарии Николаевны Тепляшиной в творчестве Альберта Лиханова)
В классном кабинете моей младшей сестры, ученицы 4 класса нашей гимназии, висит портрет молодой женщины. Вглядываюсь в него. Белый воротничок, высокая прическа вокруг головы, добрый, проницательный взгляд, едва заметная улыбка. Это Аполлинария Николаевна Тепляшина, выпускница 8-го педагогического класса Вятской Мариинской гимназии. Знаменитая вятская учительница, отдавшая 70 лет своей жизни преподаванию в начальных классах, стала образцом профессионального мастерства учителя не для одного поколения педагогов. А сколько добрых, проникновенных слов оставили о своей любимой учительнице ученики, их родители и просто люди, жившие рядом с ней!
Не спеша иду по коридору гимназии, останавливаюсь около музейного стенда, посвященного светлой памяти Тепляшиной. Заслуженный учитель РСФСР, она за самоотверженный учительский труд была дважды награждена орденом В. И. Ленина, но это не весь ее послужной список, его можно продолжать и продолжать. Однако главное не это, главное - ее беззаветное служение делу образования и воспитания детей, забота об их физическом и нравственном здоровье, христианское отношение ко всем окружающим. Менялось название учебного учреждения, в котором работала Тепляшина. Двухклассной женская церковно-приходская школа, церковно-приходская школа при храме Рождества Иоанна Предтечи, Вятское 14-е двухклассное городское училище, которое в дальнейшем было реорганизовано во Вторую советскую школу, потом – в начальную школу №9 г. Кирова. Название школ менялось, а Тепляшина нет. Всегда собранная, строгая, требовательная в первую очередь к себе, она имела право требовать и с других. Ее отличала справедливость, доброта, сострадание к окружающим, а главное беззаветная любовь ко всем людям. Аполлинария Николаевна прожила долгую жизнь, 97 лет, а 70 из них она служила своим ученикам, именно служила, полностью растворяясь в них. Она преподавала детям литературу и арифметику, географию и чистописание. Но главное, она учила их добросердечию, уважению к другим людям, любви к книге, к искусству, а ещё – чистоте.
Среди выпускников Тепляшиной много известных людей - писатель, председатель Российского Детского фонда Альберт Анатольевич Лиханов, «певец дымки» Леонид Владимирович Дьяконов, целая династия вятских кукольников Афанасьевых, преподаватели музыкальных училищ и вузов, воспитатели, врачи, инженеры и многие другие прекрасные люди земли вятской.
Я предположила: известный детский писатель Альберт Лиханов, выпускник Тепляшиной 1947 года, наверняка не просто упоминает в своем творчестве Аполлинарию Николаевну, а делает ее главной героиней многих произведений. Я решила узнать: какая же она, знаменитая вятская учительница в жизни и в творчестве Альберта Лиханова.

Вспоминаю прочитанные мною произведения ученика Тепляшиной Альберта Лиханова. «Крутые горы», «Магазин ненаглядных пособий», «Детская библиотека», «Последние холода», «Кресна» - и в каждом из них с теплотой и нежностью высветляется образ Аполлинарии Николаевны. Страшные годы Великой Отечественной войны показывает автор в этих повестях. В то время было много жестокости, грубости, злобы, но Аполлинария Николаевна сумела уберечь детей от этого, сумела оставить в их сердцах светлые и даже счастливые впечатления от детства военной поры. Для детей Тепляшина стала не просто учителем, а мудрым и добрым другом на всю жизнь. Через многие годы возвращаются ученики к своей дорогой Анне Николаевне (так называет Лиханов Тепляшину в своих произведениях), для многих из которых она была крестной. И как молитва звучит голос автора: «Кресна. Крестная мать. Крестная мать – не та, что родила, а та, что приняла тебя из купели и потом, как родная, всю жизнь свою, как умела, как понимала, как считала нужным, берегла тебя
Учительница моя не была моей крестной.
А все-таки была Благодарю и помню вас, милая наша кресна.»
В повести «Кресна» Анна Николаевна предстает перед нами «сухонькой невысокой старушкой с пуховым платком на плечах. Лицо у неё было совершенно обыкновенное, старушечье - продольные морщины на лбу, резкие прорези от носа к краешкам рта, и скулы выпирают, наверное, это от общей худобы. Седые волосы зачесаны на пробор и назад, а на затылке, я видел, тощая маленькая косичка, спрятанная под платок, - маленький старушечий секрет. Можно подумать, учительница наша дорогая сама себя задумала и осуществила такой, чтобы ничем, никакими приметами и особенностями не отвлекать нас от главного, от знаний».
Сама Анна Николаевна иногда отвлекалась от урока. В «Последних холодах» автор пишет «бывало, среди урока она упирала кулачок в остренький свой подбородок, глаза ее туманились, взор утопал в поднебесье или проносился сквозь нас, словно за нашими спинами и даже за школьной стеной ей виделось что-то счастливо-ясное, нам, конечно же, непонятное, а вот ей зримое». После этого она изрекала что-то такое особенное, такую истину, которая непременно относилась к ее воспитанникам. Ее правила жизни оставались в них навек. Эти задумчивые ее размышления, сказанные в самый неожиданный момент, стали самыми главными уроками для ребят.
Знания Анна Николаевна давала блестящие. У нее были свои, особенные методы и приемы. Каким-то таинственным образом Анне Николаевне удавалось научить детей письму, арифметике, родной речи и другим предметам. Вот как, к примеру, Анна Николаевна учила детей таблице умножения: учительница хорошенько растолковала детям, что, к примеру, шестью семь в сумме будет отличаться от результата, который даёт шестью шесть, на один шаг, на одну шестёрку.
Красивый, каллиграфический почерк вырабатывала Анна Николаевна ребятишек. А писать в ту пору было очень трудно, ведь писали чернилами, в годы войны зачастую на старых газетах. Учительница повторяла: «Вы должны вырабатывать красивый, каллиграфический почерк. Вас должны понимать все, кому вы пишите, - друзья, родные или служащие, к которым обращаетесь. Вы учитесь писать не для себя, а для других».
Еще она научила ребят разбирать слова на буквы и строить из них новые слова: «Вот сидишь в поликлинике, очередь – целый класс, тридцать человек, а перед нами, может, еще полкласса из соседней школы, а на кабинете вывеска; «Зубной врач». Вот и сиди, составляй из этих букв новые слова. Много ли насочиняешь и каких?» Тем самым Анна Николаевна не только развивала детей и отвлекала их от боязни перед зубным врачом, но и открывала им страницы Библии, «объясняя, что Ной – это не только нытье, но еще и библейский герой, который собрал перед великим потопом каждой твари по паре, сделал огромный такой корабль по имени ковчег и, когда вода залила всю землю, спас всю свою семью и всех самых разнообразных животных».
Дети того времени знали, что «учительница начальной школы не должна верить в Бога. Это отсталость и невежество, из-за которых у Анны Николаевны могут быть неприятности». Но, наверное, дети не знали, что в кармане юбки учительница всегда носила Евангелие, подаренное на окончание школы. Анна Николаевна была верующим человеком, сама жила по Божьим заповедям и учила вере детей и взрослых, не напрямую, а исподволь. Хотя своей бывшей ученице, продавщице хлебного магазина, каждый раз наказывала: ты только других не обвешивай. А однажды шепнула ей: «Молитву-то помнишь? И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого», потом по лбу себя хлопнула и рассмеялась: «Ой, да ты ведь уж училась-то после революции».
Да, праведным человеком, живущим по заповедям Божьим, была Анна Николаевна. Все, что было у нее, разделяла со своими учениками, которых у нее было «полгорода», «полнарода». На деньги, полученные за орден, покупала детям витаминки, считая, что не имеет права тратить эти деньги на себя. Когда деньги закончились, заваривала хвою и поила этим отваром ребят. Так спасла их от цинги. Как переживала Анна Николаевна за каждого своего ученика и его родных! К примеру, Вовка Крошкин. Отца его убили на войне, а мать попала в больницу из-за сердечного приступа. Анна Николаевна каждый день ходила к Вовке, помогала ему по хозяйству. Позднее, когда пришла похоронка на старшего Вовкиного брата Степу, долго не могла сказать об этом матери, хотя та уже сама обо всем догадалась.
Время войны было тяжким испытанием для Анны Николаевны. Сколько исковерканных войной детских судеб прошло через ее жизнь! Она жалела каждого. Учила стойкости своим примером. Учила не только знать, но и понимать войну. В повести «Крутые горы» Анна Николаевна говорит детям: «Вы знаете, почему такие узкие проходы между рядами в нашем классе? Потому что идет война и школы в нашем городе, большие и удобные, отданы раненым, там госпитали Вы знаете, почему выпишете на старых газетах, а не на тетрадях? Потому что идет война и фабрики, где делали тетради,- разрушены Вы знаете, почему вместо ярких лампочек у нас горит керосинка, а на партах свечки? Потому что энергии не хватает заводам, потому что заводы работают на всю мощь, чтобы сделать побольше снарядов!» Когда мальчишки сшили кисеты для бойцов, она организовала еще сбор табака. Все это они вместе с детьми передали бойцам.
В тяжелые годы войны Анна Николаевна старалась сделать жизнь детей хоть «как-то полегче». Например, ставила необыкновенные спектакли, устраивала литературные вечера, давала ученикам редкие книги для чтения.
Она всегда находила нужные слова, умела разделить радость, посочувствовать и отвести боль, знала, как разрешить непростые подчас детские конфликты. Вот хотя бы случай из повести «Магазин ненаглядных пособий». Витька Борецкий, новенький ученик в классе, попал в такую ситуацию, что все стали над ним смеяться, дали обидное прозвище. Витька захотел уйти в другую школу. Анна Николаевна решила, как сделать, чтобы тот «не ушел с тяжелой душой». И это у нее получилось.
Даже в самые тяжелые жизненные минуты Анна Николаевна не жаловалась, не роптала, не позволяла себе никаких слабостей. «Какой позор», - сказала она, упав однажды в обморок прямо на уроке. Как же переживали за свою учительницу дети! И не только нынешние, а все-все. Не случайно Нюра, школьная уборщица замечает: «Все мы тут ее цыплята! Полнарода!» Все любили и уважали Анну Николаевну. Автор, будучи еще ребенком, «выяснил простецкую влиятельность Анны Николаевны в нашем городке».
Не любви своих учеников добивалась Анна Николаевна. В повести «Детская библиотека» автор пишет: «Ей, этой детской любви было через край, она думала, обо мне пеклась, о том, чтобы не давила никакая смутная печаль мою душу тяжелым камнем». И так о каждой живой душе. Великий и тонкий человек была Анна Николаевна!
Именно такой, как в жизни и в воспоминаниях своих учеников, предстает перед нами образ Аполлинарии Николаевны Тепляшиной в творчестве Альберта Лиханова. Только в повесть «Крутые горы» Лиханов вставляет вымышленный эпизод. Читая повести этого автора, ярко и достоверно высветляется «миля наша кресная». Всегда собранная, строгая, требовательная в первую очередь к себе, она имела право требовать и с других. Ее отличала справедливость, доброта, сострадание к окружающим, а главное беззаветная любовь ко всем людям. Будучи человеком глубоко верующим, живущим по Божьим Заповедям, она исподволь учила вере своих учеников. Аполлинария Николаевна прожила долгую жизнь, 97 лет, а 70 из них она служила своим ученикам, именно служила, полностью растворяясь в них. И в то время было много жестокости, грубости, злобы, но Аполлинария Николаевна сумела уберечь детей от этого, сумела оставить в их сердцах светлые и даже счастливые впечатления от детства военной поры. Для детей Тепляшина стала не просто учителем, а мудрым и добрым другом на всю жизнь.
И вот уже много лет в музее народного образования ежегодно зажигается свеча памяти на вечерах, посвященных А.Н. Тепляшиной. В этом году и я стала участницей «теплушек», которые организуют ее бывшие ученики и их последователи. Они называют себя «тепляшинцами». Каждый раз выбирается тема для воспоминаний. В этом году вспоминали, как встречали новогодние праздники в далекие 50-ые годы ушедшего столетия. За чайным столом я окунулась в теплую атмосферу прошлых лет, узнала, как изготовляли елочные игрушки в то время. Киселева Галина Георгиевна рассказала мне, как Тепляшина ставила с детьми оперу «Ночь в лесу», как шили сами костюмы из крашеной марли. Тепляшинцев становится все меньше. Но остается их дело, их добрая энергия, тепло сердец.
15