Эссе Моё педагогическое счастье
Конкурсное эссе
«Мое педагогическое счастье»
Учитель
русского языка и литературы
(предмет)
ГБОУ СОШ
села Сосновый Солонец
(образовательное учреждение)
Белоусова
Елена Ильинична
(ФИО полностью)
Понимаю, что говорю банальности, но учительство (именно учительство, а не просто работа!) для меня всё! Правда, это совсем не означает, что дом, семья заброшены мною. Просто я умею успевать, в народе говорят: «Захочешь – найдёшь время, не захочешь – причину». И быть счастливой и дома, и в школе.
Своё педагогическое счастье вижу в том, что стать учителем мечтала столько, сколько помню себя. Передо мной был пример огромного трудолюбия и преданности любимому делу – мама, учитель начальной школы с 40-летним стажем работы, учитель от Бога. А вот со специальностью преподавателя русского языка и литературы определилась в старших классах, благодаря молодой учительнице-практикантке. Мы, выпускники советской школы 70-ых, боготворили её как педагога, отступившего от привычных методов преподавания: не пересказывали вызубренный материал, а рассуждали о прочитанном, имели право высказывать своё мнение и писали эссе, хотя этого понятия ещё не существовало. На уроки к ней шли, как на праздник, радовались общению, всё понимали и принимали. Думаю, она бы гордилась мною как достойным продолжателем дела жизни. Я смею это утверждать потому, что люблю то, что делаю, понимаю важность того, что делаю, и вижу если не любовь, то интерес учеников к преподаваемым мною предметам.
Говорят: «Дом там, где сердце». Моё сердце безраздельно принадлежит небольшой сельской школе. Здесь уже 30 лет, научившись честно любить детей, я учу их. Обижаюсь, когда бывшие выпускники, с которыми не виделись много лет, при встрече задают вопрос: «Вы всё там же?!» Где же ещё я могу быть?! Да, психологи рекомендуют менять вид профессиональной деятельности каждые 6-10 лет. Но этот совет, уверена, не для людей нашего вида деятельности, да и просто нашего вида. Ведь учитель – это навсегда!
На каждого ученика смотрю с уважением, так как убеждена: если ребёнок чувствует это, он становится лучше. Да и потом: того, кто кричит, плохо слышат. Я же ставлю перед собой цель: быть услышанной и понятой. Ведь на мне лежит огромная ответственность: научить грамотно говорить, писать на русском языке, ясно излагать мысли, понимать классическую литературу, хоть что-то брать из неё в качестве жизненного ориентира.
Залог успеха любого дела – чёткое определение цели, средств её достижения и пошаговых действий. Общеизвестно: у кого нет цели, тот не находит радости ни в каком занятии. А как учить и учиться без радости?! Цель моя – из пятиклассника вырастить доброго и сильного выпускника, который крепко стоит сам и твёрдо идёт сам. Чтобы добиться этого, вместе со всеми принимаю участие в решении основной задачи модернизации образования России. Осваиваю новые образовательные технологии, позволяющие формировать ключевые компетентности школьников, использую НОТ на своих занятиях, делюсь наработками с коллегами на открытых уроках, семинарах и конкурсах профессионального мастерства разного уровня. В рамках внедрения ФГОС использую ИКТ. Не отказываюсь и от испытанных временем приёмов и методов и искренно радуюсь, когда дети выходят с урока с удивлением и улыбкой, восклицая: «Уже звонок?!» Стараюсь вернуть любовь к книге, к печатному слову. Ведь его красоту можно познать только там, на обыкновенных книжных страницах. Убеждаю родителей: «Имейте дома книжную полку, читайте сами, просите детей читать для вас!». Общеизвестно: когда читаешь, то невольно и анализируешь. На уроке создаю интригу: зачитываю отрывок, останавливаясь на самом интересном месте. Часто провокация удаётся: произведение дома прочитывается почти всеми. Моя цель – научить смысловому чтению. Поэтому всегда сообщаю цель чтения и что я как учитель хочу получить в качестве обратной связи. И, конечно же, наравне с учениками участвую в обсуждении. И в литературе, и в нашей жизни так много интересного, но так мало интересующихся, особенно среди подростков! Кто же, как не учитель станет «преувеличительным стеклом» (Лизинский В.М., главный редактор журнала «Классный руководитель»), позволяющим им увидеть все замечательные тайны жизни?! Таким «стеклом» со своей любимой литературой я себя и ощущаю.
Стараюсь быть честной: не обещаю своим воспитанникам то, что не могу выполнить. Умею признать ошибку, сама отношусь к каждой, как к уроку, который поможет стать лучше, и предлагаю это же делать своим ученикам. И они полностью согласны с принятой мною истиной: человек, который не делает ошибок, обычно вообще ничего не делает.
В одной из своих книг Джон Грин, современный английский писатель, написал: «Боль хочет, чтобы её чувствовали». И я чувствую её: за тех, кому учение даётся с трудом, и за тех, у кого не выработано умение противостоять трудностями и добиваться действенного результата. Мои ученики чувствуют, что я их чувствую. И вместе мы идём и растём. Но если честно, то, ни высшая категория, ни звание Отличника народного образования, которые я имею, не приносят столько удовлетворения, сколько радость при встрече, искренне выражаемая моими учениками, давным-давно расставшимися со школой. Чувствую, что по их жизни прошла не бесследно.
Я счастливая – и во многом: по одним со мною дорогам
Идут те, кому очень рада, для кого я тоже отрада.
Занимаюсь любимым делом и стремлюсь, чтоб в руках горела
У меня любая работа. Пусть порой тяготит забота,
Я живу и радуюсь солнцу, заглянувшему летом в оконце.
Я живу и радуюсь снегу, листопаду, ручьёв быстрых бегу.
Своим близким, друзьям самым-самым, сыновьям и письмам от мамы.
Пусть бывает много проблем, я живу и радуюсь всем.
Не буду оригинальной (нам часто чужая мысль кажется знакомой, а своя – новой), если скажу, что вижу педагогическое счастье в том, что я на своём месте и на всё время земного бытия, в том, что я востребована и детьми, и коллегами. И помогать последним – тоже радость. Несу свет (знания). Больше показываю на деле, чем говорю, что такое упорство, трудолюбие, великодушие, знания и вижу: те, кто идёт со мной вверх по лестнице («школа» в переводе с греческого - «лестница»), берут многое из этого в жизнь. И я как педагог радуюсь этому. Три мои ученицы нашли своё призвание в учительстве. Для них я оказалась тем человеком, чьи уроки определили судьбу. Во всём этом - моё счастье: педагогическое и личное. Друг от друга они неотделимы.
15