Эссе. Мое педагогическое счастье


Мое педагогическое счастье.
За темнотой придет сиянье света,
Ты в это верь и будь неколебим.
Все в мире так: есть пламень и горенье,
Над пламенем всегда завесой – дым.
Алишер Навои
Общество. Образование. Учитель.
И этот безумный, безумный, безумный мир!
А посреди этого мира в песочнице играет ребенок, ему жить в нем, а он лепит из песка все,
что хочет: пирожки, замки, зверюшек. Он никуда не спешит. Остановимся рядом с ним: он мудр.
Может быть, глядя на его игру, мы задумаемся о чем-то другом, о гармонии мира, о детях, об их будущем.
В детском мире все уравновешенно.
Где учится ребенок? Какая школа лучше? На мой взгляд, все хороши, если в них хорошо ребенку.
Если ребенку комфортно в школе, то материнская душа спокойна.
Ребенок по сути своей ученик. Не по статусу, а по сути. Состояние ученичества, познания – естественное его состояние. Что же он познает? Мир! Предметом изучения для него становится все, что встречается на пути. Чтобы учить ребенка, надо его чувствовать. Не обрушивать на него поток своих чувств, а пытаться услышать отголоски его души. Он не объект обучения, на который направлены наши мысли и чувства, он субъект, который способен вернуть столько , сколько взял.
Обучение это процесс общения, в котором каждая из сторон получает столько, сколько отдает.
А вот и он, главный вопрос: кто же должен быть рядом с ребенком, играющим в песке? Равнодушный папаша с газетой, заботливая мама с платочками и поучениями или учитель, который, не мешая божественной игре ребенка, все время рядом, рядом с сердцем. Такого учителя ищет каждый ребенок.
Наши дети – это ярчайшее отражение нашего общества вместе с его достоинствами и недостатками. Ведь человека формирует общество, и легче всего это происходит в юном возрасте. Гениальным учителем станет тот учитель, который способен держать руку на пульте общества.
Воспитать – это не значит сломать, переделывая то, что мы не понимаем, или то, что нам не нравится, воспитать – значит вовремя дать толчок к развитию в нужном направлении.
В каком случае может состояться его воспитание? Я убежденна, что лишь тогда, когда произойдет слияние внутреннего монолога ученика и внешнего монолога учителя.
В наше сложное время хочется помочь детям найти себя: «…. Что можно сделать для Родины, когда ничего нельзя сделать? Делай самого себя!» (Ф.Искандер)
Искусство общения – существенный и непременный элемент профессионализма учителя. Важно всегда выслушать ученика, проанализировать мотивы его поступков и принять адекватные им решения – как поощрительные, так и наказывающие. Тогда соблюдается самый ценный, с точки зрения ребят, принцип – справедливость действия учителя. А еще доброжелательность. Ребята должны чувствовать, что учитель старается помочь понять, запомнить, усвоить учебный материал.
«всегда ли прав учитель? Нет, не всегда. Ошибся – исправь, ведь просто!» вот принцип, который надо соблюдать.
Свою задачу учителя я вижу в том, чтобы всемерно развивать ум и душу своих воспитанников, готовить их к полноценной интеллектуальной деятельности. Если школьник хоть однажды будет горд и взволнован тем, что ему удалось самому до чего-то додуматься, что-то постичь или своими руками что-то сделать, то это может стать самым сильным аргументом в пользу знаний. Полагаю, что обучение должно развивать волевую сферу личности, надо учить детей преодолевать трудности, решать доступные учебные задачи.
А как учитель биологии я стараюсь сформировать стремление личности к миропониманию, к формированию естественнонаучного мировоззрения.
Култаева Маржанат Куруптурсыновна, учитель биологии
Благодаря этому ученик сможет создать правильную картину мира, почувствовать сопричастность к культуре мысли. К миру культурных ценностей человеческого опыта.
Я люблю свою работу, люблю детей. Что такое учительская любовь к детям? Это переживание, воплощенное в определенную программу, и действия, направленные на развитие индивидуальности, своеобразия ребенка. Это значит, относится к ним, как к равным себе личностям, обладающим собственным внутренним миром, собственной гаммой желаний, чувств, мыслей, имеющих право на понимание и сочувствие. Помочь ученику отыскать «изюминку» собственной индивидуальности, освободить ее дремлющие силы, дать простор их развития – что может быть важнее их задачи? И благороднее? И труднее?
Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советам к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный, какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час – настоящий, тот, который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным.
Применительно к моей педагогической философии и моему учительскому счастью отвечу на эти вопросы так. Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Давать их ученикам вот мое первое педагогическое счастье. Главный человек для меня – мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. В этом заключается мое второе счастье учителя. Именно сейчас я могу выжигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель видеть смысл в любом деле. Вот мое третье счастье.
Култаева Маржанат Куруптурсыновна, учитель биологии