Рабочая программа элективного курса Основы правоведения
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СШ д.Охона»
Пестовского муниципального района
Новгородской области
Рабочая программа элективного курса «Основы правоведения»
10-11 класс
Разработала:
Доброданова Валентина Владимировна,
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Основы правоведения» составлена на основе авторской программы — Никитин А.Ф. Правоведение. 10-11 классы / Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2007
Образовательная область: «Общественно-научные предметы»
Связи с остальными предметами учебного плана: межпредметные связи с курсами истории России, Всеобщей истории.
Место и роль курса в обучении: в соответствии с учебным планом МБОУ «СШ д.Охона» для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего(полного) образования» в 10 классе на профильном уровне отводиться 102 часа (3 часа в неделю). «Обществознание» входит в состав предметов, определенных базисным учебным планом как обязательные. В состав программы не включена тема «Право», поэтому её изучение планируется отдельным элективным курсом. Рабочая программа элективного курса «Основы правоведения» ориентирована на учащихся 10-11 классов. Изучение государственной и общественной жизни осложнено объективными и субъективными трудностями. Среди них одной из наиболее значительных является недостаточная правовая культура граждан России, общественно-политическая пассивность людей. Низкой остается активность граждан в ходе избирательной кампании. Все это свидетельствует об актуальности целенаправленного формирования правового сознания подрастающего поколения.
Одним из значимых признаков правовой культуры является готовность лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня. Достаточный уровень правовой культура позволяет гражданину увидеть за формальными процедурами выдвижения кандидатов, прохождения их по цепочке выборов реальные масштабы народного представительства.
Особое значение подготовки учащихся к сознательной и активной деятельности в качестве избирателей обусловливает необходимостью включения в учебный план в 10 -11 классе элективного курса «Основы правоведения».
В условиях средней школы элективный курс углубляет, расширяет и дополняет знания, полученные на уроках обществознания.
Цели и задачи учебного предмета для каждой ступени обучения: изучение «Основ правоведения» направлено
на равитие правовой культуры, воспитание цивилизованного правосознания, уважения к закону, привычек правомерного поведения;
развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия поддержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Общая характеристика учебного процесса:
Методы: метод проектов, проблемное изложение, исследовательский метод, метод кодировании и декодирования информации, анализ конкретной ситуации, обучение по алгоритму, решение проблемных (правовых ситуаций) задач.Формы обучения: лекция, семинар, диспут, организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся (написание докладов, рефератов, создание презентаций); проектная деятельность, дискуссии, дебаты, презентации; предусматривает использование различных современных технологий обучения (интерактивное обучение с использованием ИКТ) Сроки реализации программы: два учебных года
Используемые учебные технологии: технология проблемно-диалогического обучения, учебная деятельность организуется в форме лекций, бесед, дискуссий, сюжетно – ролевых игр, уроков – презентаций творческих работ, лабораторных работ; проведение дискуссий (диалогов); технологии дифференцированного обучения; технология групповой деятельности; технология развивающего обучения; технология критического мышления. Доступные виды учебной деятельности: программа позволяет использовать разнообразные формы организации учебного процесса: лекция, семинар, диспут, организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся (написание докладов, рефератов, создание презентаций), проектная деятельность.
Предполагаемые результаты
Программа элективного курса предусматривает формирование у учащихся определенных общеучебных умений и навыков. В результате изучения элективного курса «Основы правоведения» учащиеся должны:
1. знать/понимать
права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;
2. уметь
правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
3. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
решения правовых задач (на конкретных примерах).
Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы:
принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей правового образования на различных ступенях и уровнях, логикой внутрипредметных связей, а также учетом возрастных особенностей развития учащихся
Внесённые изменения в рабочую программу
Программа составлена на основе вышеупомянутой авторской программы, которая допускает при необходимости изучение материала курса в сокращённом виде в объёме 34 часов: 17 часов в 10 классе( изучается 1 и 2 раздел), 17 часов в 11 классе ( изучается 3,4,5 разделы)
Система оценки достижений учащихся:
Оценка «5» − дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.
Оценка «4» − большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.
Оценка «3» − определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует.
Оценка «2» − определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.
Нормы оценки тестовых заданий:
«5» − 81-100%;
«4» − 61-80%;
«3» − 41-60%.
Формы промежуточного и итогового контроля: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки, практические работы , составление планов, таблиц, схем, написание эссе, устные ответы и др.
Содержание тем учебного курса
РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Тема 1. История государства и права
Связь и взаимозависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая.Развитие права в России до XIX в. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли. Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в XIX — начале XX в. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М. М.Сперанского. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Разитие правовой системы в начале XX в. Манифест 17 октября 1905 г. Деятельность Государственной думы. Основные государственные законы — конституционные законы России.
Советское право 1917—1953 гг. Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х гг. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г.
Советское право 1954—1991 гг. Критика Культа личности. Консервация административно-командной системы управления. Рост правонарушений. Начало правозащитного, диссидентского движения. Принятие Конституции СССР 1977 г. Кризис общества «развитого социализма».
Реформа российского права после 1991 г. Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное государство с рыночной экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ и др.
Тема 2. Вопросы теории государства и права
Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим.
Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права.
Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека.
РАЗДЕЛ II. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.
Тема 3. Конституция Российской Федерации
Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его принципы и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.
Конституционный кризис начала 90-х гг. Принятие Конституции Российской Федерации и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России.
Основы конституционного строя. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы — высшая ценность. Многонациональный народ России — носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.
Федеративное устройство России. Равенство субъектов федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма.
Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Парламенты в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ.
Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления.
Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.
Международные договоры о правах человека: Содержание Международного Билля о правах человека. Виды международных документов о правах человека.
Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии.
Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей.
Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.
Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство.
Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
РАЗДЕЛ III. ГРАЖДАНСКОЕ, НАЛОГОВОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
Тема 4. Гражданское право
Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его содержание и особенности.
Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды договоров.
Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита права собственности. Прекращение права собственности.
Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация.
Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий.
Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возмещение вреда.
Тема 7. Налоговое право
Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые органы. Аудит.
Налоги с физических лиц. Налоговая; дееспособность. Подоходный налог. Налог на имущество. Декларация о доходах.
Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Административная и уголовная ответственность.
Тема 6. Семейное право
Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи. Семейные правоотношения.
Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака.
Права и обязанности супругов. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный договор. Прекращение брака.
Права и обязанности родителей и детей. Лишение родительских прав. Алименты. Усыновление. Опека, попечительство.
РАЗДЕЛ IV. ТРУДОВОЕ, АДМИНИСТРАТИВНОЕ И УГОЛОВНОЕ ПРАВО
(Тема 7. Трудовое право
Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя.
Трудовой договор. Трудовая книжка. Основания прекращения трудового договора. Коллективный договор. Стороны и порядок заключения коллективного договора.
Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Системы оплаты труда: повременная, сдельная, дополнительная. Охрана труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних.
Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Порядки возмещения ущерба.
Тема 8. Административное право
Понятие и источники административного права. Административное правовое регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Признаки и виды административных правонарушений.
Административные наказания, их виды. Подведомственность дел об административных правонарушениях.
Тема 9. Уголовное право
Понятие и источники уголовного права. Принципы российского уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его особенности.
Понятие преступления. Состав преступления. Категории преступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив преступлений. Основные группы преступлений.
Уголовная ответственность. Уголовное наказание, его цели. Виды наказания. Наказания основные и дополнительные. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
РАЗДЕЛ V. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
Тема 10. Правовая культура
Понятие правовой культуры. Содержание правовой культуры. Пути совершенствования правовой культуры.
Учебно-тематический план
№п/пНазвание раздела Количество часов
1 Раздел 1. История и теория государства и права 2
2 Раздел 2. Конституционное право. 15
3 Раздел 3. Гражданское, налоговое и семейное право 8
4 Раздел 4. Трудовое, административное
и уголовное право 7
5 Раздел 5. Правовая культура 2
Итого 34
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Телевизор
Видеоплеер
DVDплеерМультимедийный проектор
Компьютер
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт
Список учебно-методической литературы:
Для учителя:
1.Никитин А.Ф. Правоведение, 10-11 класс. / Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2007
Для обучающихся:
Конституция РФ. – ОМЕГА-Л, М., 2009
Мельникова Э.Б. Толклвый Юридический словарь школьника,- «Вита»,М.,2000
Никитин А.Ф. Право. 10-11 класс. - М, Просвещение, 2010
Никитин А. Ф. Налоги. - М., Дрофа, 1999
Никитин А. Ф. Уголовное право. – М., Дрофа, 1999
Никитин А. Ф. Избирательное право. – М., Дрофа, 1999
Никитин А. Ф. Права человека. - М.,Дрофа 1999
Приложения к программе
1. Календарно-тематическое планирование
№ п/пДата Раздел, тема урока (по программе) Домашнее задание
По плану Фактически Раздел 1.История и теория государства и права( 2 час.) 1 История государства и права 2 Вопросы теории государства и права Раздел 2.Конституционное право ( 15 час.) 3 Понятие конституции. Конституционное право России. 4 Основы конституционного строя 5 Федеративное устройство России 6 Президент Российской Федерации 7 Федеральное Собрание Российской Федерации 8 Правительство Российской Федерации 9 Местное самоуправление 10 Права, свободы и обязанности человека и гражданина 11 Международные договоры о правах человека. 12 Гражданские права 13 Политические права 14 Экономические, социальные и культурные права 15 Права ребёнка 16 Избирательные права граждан. 17 Избирательный процесс Раздел 3. Гражданское, налоговое и семейное право (8 час.) 18 Понятие и источники гражданского права. Обязательственное право. 19 Право собственности. 20 Гражданская правоспособность и дееспособность. Предприниматель и предпринимательская деятельность 21 Нематериальные блага, пути их защиты 22 Налоговое право 23 Налоги с физических лиц. Ответственность за уклонение от оплаты налогов 24 Понятие и источники семейного права.Брак, условия его заключения 25 Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Раздел 4. Трудовое, административное и уголовное право (7 час.) 26 Понятие и источники трудового права. Трудовой договор 27 Оплата труда. Охрана труда. Трудовые споры 28 Административное право. Административные правонарушения 29 Административные наказания 30 Понятие и источники уголовного права. 31 Понятие преступление 32 Уголовная ответственность Раздел 5. Правовая культура ( 2 час.) 33 Понятие правовой культуры 34 Пути совершенствования правовой культуры 2.Приложение
Темы проектов:
Смысл изначение общеупотребительных юридичесих символов (богиня Фемида, весы, меч, параграф и т.д.)
Понятие « право» в русском и европейском языках
Что значит: «Народ – единственный источник власти»?
Традиции местного самоуправления в нашем крае
Какие права и обязанности вы включили бы в декларацию своей школы
Темы творческих работ:
Избиратель как гражданин
Гражданин и собственность
Почему люди не любят платить налоги
Брак и «неофициальные отношения»: сравнение достоинств и недостатков
Последствия нарушений правил дорожного движения
Правовая культура и гражданственность