Конспект урока литературного чтения для 1 класса Русская народная сказка
Составила: Кутепова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МАОУ « Гимназия №1»тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)
План-конспект урока литературного чтение1 класс УМК «Перспектива»
Раздел «Здравствуй, сказка!»
Тема: «Русская народная сказка»
Технологическая карта урока
Тема
«Русская народная сказка», сказка «Лиса, заяц и петух»
Цель темы
Формирование понятия об отличительных особенностях сказки; развитие воображения и образного восприятия; расширение личного эмоционального опыта, выработка нравственных качеств и развитие духовного мира ребёнка.
Задачи урока
Эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев.
Основные понятия
Сказка как жанр, экспозиция, зачин, развязка
Межпредметные связи
литературное чтение, окружающий мир
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
учебник «Литературное чтение» 1 класс, часть 1
Л. Ф. Климанова В.Г Горецкий, Л.А.Виноградская, Методическое пособие
Компьютер, мультимедийнный проектор, экран, выставка книг «Русские народные сказки», иллюстрации.
Организация урока
Слово учителя, выразительное чтение, аудирование, аналитическая беседа, стилистический и композиционный анализ; работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах
Технология проведения
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Обучающие, развивающие и диагностирующие задания
каждого этапа
Формирование универсальных учебных действий каждого этапа
I этап. Организационный момент.
цель–создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную обстановку.
Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.
Вот звенит для нас звонок – начинается урок.Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Тихо сели. Настраиваемся на урок.
Регулятивные УУД
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности
Личностные УУД
формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей .
II этап
Актуализация знаний
цель: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности
Организовать фронтальную работу, учить школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
На доске:
Внекоторомцарствевнекоторомгосударстве
Жилибылидеддабаба
Жилибылистариксостарухой
-Разделите строчки на слова.
-Что вы заметили?
-Какие предложения получились? (Это слова из сказок. Это начало сказки - зачин)
-Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир русских народных сказок.
Рассказ учителя.
Когда вы были маленькими, мама или бабушка рассказывала вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые. Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям, другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Так сказка передавалась «из уст в уста» и становилась народной, а имя её автора не запоминалось.
Коммуникативные:
Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.
Личностные УУД
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
III этап
Проблемная ситуация
Цель - постановка учебной задачи.
Организовать работу по
определению темы урока
Организовать фронтальную работу с классом в форме опроса
Работать с информацией, представленной в форме опроса
-Прочитайте названия книг на выставке.
-Кто нарисован на обложках?
-Как вы думаете, это сказочные звери или настоящие?
-Как вы поняли, что же мы будем читать на уроке?
-Верно. Мы будем читать русские народные сказки о животных. В сказках животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены какими-либо человеческими чертами: хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью, жадностью, щедростью. Недаром говорят:
Хитёр как .(дети договаривают) лиса.
Труслив как
Голоден как
Болтлив как
Подготовка к восприятию русской народной сказки «Лиса, заяц и петух».
Рассмотрите иллюстрации. Кто, кроме лисы, зайца, петуха, изображен на иллюстрации?
-Прочитайте название сказки.
-О ком будет рассказываться в этой сказке?
-Знакома ли она вам?
-Что мы можем рассказать о героях русской народной сказки?
- Какие они?
- Кто в сказке оказывается злым, а кто добрым? (Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.)
Познавательные:
исследование, поиск и отбор необходимой информации.
Регулятивные:
формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
IV этап. Изучение нового материала.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
Ориентировочная беседа.
цель - заинтересовать детей чтением; отрабатывать навык чтения целыми словами.
Аналитическая беседа
цель-развитие эмпатии и полноценного восприятия;
развитие духовного мира ребёнка
Исследование языка сказки
цель-совершенствование устной речи школьника
V этап. Обобщение по теме урока
цель – продолжение работы со сказкой
в следующих формах:
-выразительное чтение
-чтение по ролям;
-инсценирование;
-составление плана, рассказа(одно или два)
VI этап.
Итог урока.
VlI этап.
Рефлексия деятельности.
цель – подвести итог проделанной работе на уроке.
Рекомендации по
домашнему заданию
·
Включить учащихся
в работу по заданной проблеме
Организовать фронтальную работу по учебнику
Организовать работу в парах
Проводит работу по определению главной мысли произведения
Работают коллективно.
Участвуют в обсуждении задания.
Осуществляют контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Учащиеся распределяют роли в группе; планируют свою деятельность
Участвуют в обсуждении содержания произведения во фронтальном режиме
Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.
Выразительное чтение сказки учителем.
-Понравилась ли сказка?
-Оправдались ли наши предположения?
Перечитывание сказки учащимися (учебник стр.66-69)
-Назовите героев сказки. Почему не все они вынесены в название? Можно ли было назвать сказку «Лиса и заяц»? Подтвердите свой ответ текстом.
Найдите в тексте слова и выражения, которые характеризуют героев сказки.
Работа по характеристике героев выполняется в парах:
1.Соотнесите качества и сказочных героев.
2.Подтвердите свой ответ текстом.
- Кто из персонажей обладает одинаковыми качествами? (Лиса - умная и хитрая, и Петух - умный и хитрый.)
3.Почему же Петух побеждает? ( Потому что он стоит на страже добра, мира и справедливости, он защищает слабого зайца, значит, ему по праву и достаётся победа.)
ТАБЛИЦА
Лиса
Заяц
Собаки
Медведь
Петух
ХитраяСмелаяХрабраяГлупаяУмнаяНаходчиваяТрусливаяЛениваяУверенная в своих силах
ДобрыйОтзывчивыТрудолюбивыйУмныйНаходчивыйТрусливый
ДобрыеОтзывчивыеЗлыеХрабрыеУмныеТрусливыеУверенные в своих силах
ДобрыйОтзывчивыйЗлойХрабрыйГлупыйТрудолюбивыйТрусливыйЛенивыйУверенный в своих силах
ХитрыйСмелыйДобрыйОтзывчивыйХрабрыйТрудолюбивыйУмныйНаходчивыйУверенный в своих силах
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Работа над сюжетом и композицией сказки.
1.Расскажите, что происходит в сказке. О чём в ней повествуется?
2.На какие части можно разделить сказку?
3.С чего начинается сказка? (экспозиция)
4.Какое событие лежит в основе развития сюжета? (завязка сказки - конфликт между зайцем и лисой)
5.Кто помогает зайчику в беде? (развитие действия)
6.Кто смог выгнать лису? Почему? (развязка)
Работа в группах.
Исследовательская работа:
1 группа ищет незнакомые слова в тексте;
2 группа - образцы малых фольклорных жанров
(закличек, приговорок)
Работа с произведением (углубленное прочтение, выделение законченных смысловых частей, составление плана).
Обучение чтению диалога.
Учащиеся с помощью учителя отмечают границы диалога. зайчик собака лиса; зайчик медведь лиса; зайчик петушок лиса;
Выразительное чтение.
-Передайте при чтении настойчивость петушка, его терпение, желание - во что бы то ни стало помочь зайчику.
-Какими чертами характера людей наделены эти персонажи в народных сказках?
-На какие важные мысли натолкнула вас сказка?
- Можно ли зайчику дать совет: «Не падай духом!»? Подтверждается ли он в сказке?
-Подумайте, что общего в поведении собаки и медведя. Чем отличается поведение петушка? Прочитайте.
-Можно ли сказать о сказке «Лиса, Заяц и Петух», что «справедливость в ней царит»?
-Вспомним, сказка-то народная. Народ верит в победу добра над злом. Бывает ли так в жизни?
-Чему учит нас сказка? ( Сказка учит: «Поступай по справедливости - и победа всегда будет за тобой»)
-Прочитайте пословицы на доске. Какие из них подходит к нашей сказке?
Без беды друга не узнаешь
Сила сломит всё, а ум - силу.
Как аукнется, так и откликнется.
За добро добром и платят.
На языке медок, а на уме ледок.
За правое дело стой смело.
-Какое настроение у вас к концу урока, понравилось ли вам работать?
- Что вам особенно понравилось? (Ответы детей.)
- Какими вы были читателями?
- Что нового узнали?
-С каким жанром литературы познакомились?
- Кто доволен сегодня своей работой?
– А как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?
Молодцы, ребята! Вы активно работали, старались читать правильно целым словом, давали полные ответы, по-настоящему были внимательными и думающими читателями. Желаю вам успеха!
Чтение сказки по ролям
Регулятивные:
умение слушать в соответствии с целевой установкой.
Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
Коммуникативные: умение договариваться, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя.
Личностные:
умение выражать свои чувства, мысли,
проявлять эмоциональную реакцию на текст.
Познавательные: умение
извлекать информацию из текста.
Регулятивные:
учиться высказывать своё предположение
Коммуникативные: определение способов взаимодействия, оценка действий других, умение полно и точно выражать свои мысли
Личностные:
нравственно-этическое оценивание содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих нравственный выбор.
Личностные:
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
-
Заголовок 215