Конспект на тему Модель взаимодействия с родителями


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №18
г. Иваново Ивановской области
«Модель взаимодействия с родителями»
Выполнила:
Зарькова Ю.А.
учитель математики
классный руководитель 6 «В»
2013-2014
Актуальность темы
Я классный руководитель 6 «В» класса МБОУ СОШ №18. Класс составлен из трёх, выбраны самые слабые ученики. В классе 18 человек, из которых 12 мальчиков и 6 девочек. Ребята все разные, своеобразные, разной национальности. В 5 классе моя основная задача была сплотить ребят, сдружить, научить взаимодействовать друг с другом.
В 6 классе возникли новые проблемы и с учёбой и с поведением. Переходный возраст – самый опасный возраст. Тут уже без помощи родителей никак. Простые беседы с родителями об их замечательных детях остаются незамеченными. Родители для ребёнка всё: источник эмоционального тепла и поддержки, высшая власть и распределитель благ, образец для подражания, друзья и советчики. Но не все родители знают, как прийти на помощь своему ребёнку, как направить на верную дорогу в жизни.
Я поняла, что не обойдусь без чьей-либо помощи. Поэтому решила пойти на ваши курсы.
Формы моей работы
1. Конференция — форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Наиболее эффективными и содержательными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, теоретические конференции, в ходе которых одна и та же проблема рассматривается под различными углами зрения. Мы разрабатывали и раздавали родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей.
2. Тематические и индивидуальные консультации проводятся по вопросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут. Тематические и индивидуальные консультации могут быть проведены для родителей по рекомендации классного руководителя, если классный руководитель видит, что родители не в состоянии сами самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению, поэтому уместно привлечение школьного психолога к поиску решения в трудной ситуации.
3. Родительское собрание. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей. Именно поэтому в разделе функциональных обязанностей классных руководителей проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.
Часто сетуют на то, что родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Но, видимо, не стоит этому удивляться. Очень часто родительские собрания и встречи превращаются в «разбор полетов», на которых унижается человеческое достоинство родителей, проявляется хамство и грубость педагогов. Классному руководителю следует помнить - родительское собрание — это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Поэтому я никогда на родителей не повышаю голоса, мягко объясняю какие-то проблемы, и мы вместе ищем пути их решения.
Для школьных психологов родительские собрания также являются одним из важнейших средств сопровождения детей. Они постоянно участвуют в собраниях, готовят отдельные собрания, обсуждают сценарии собраний, предлагают актуальные темы для собраний и, наконец, анализируют итоги.
4. Общешкольное родительское собрание проводится два раза в год директором. Основной целью общешкольного родительского собрания является знакомство с целями и задачами работы школы, планированием воспитательного процесса (дни открытых дверей, дни самоуправления и творчества), итогами работы за определенный промежуток времени, проблемами и перспективами развития школьного обучения в условиях реформирования школы. Однако общешкольные родительские собрания могут носить и торжественный характер. Традиционными общешкольными родительскими собраниями могут стать собрания, посвященные юбилею школы, чествованию родителей, воспитавших прекрасных детей, чествованию учащихся — победителей олимпиад и конкурсов и т.д. Прекрасной традицией школы может стать общешкольное родительское собрание, которое посвящено педагогу, обучившему не одно поколение учащихся школы. Такие родительские собрания носят глубокий общечеловеческий нравственный характер, положительно влияют на родителей, стимулируют их на изменение своей педагогической позиции в семье.
5. На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы за год. Обсуждение успеваемости учащихся не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания.

Я знаю, что мои модели работы с родителями стандартные и мне есть куда совершенствоваться. Надеюсь вы мне в этом поможете.
Различные методики.
Методика Е.Н. Степанова “Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью  в образовательном учреждении”
Цель: определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.
Ход проведения
Педагогам предлагается прочитать включенные в тест утверждения и с помощью шкалы оценок выразить степень своего согласия с ними. Для этого педагогу следует поставить напротив каждого утверждения одну из пяти цифр, которые означают ответ, соответствующий его точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен,
3 – согласен,
2 – трудно сказать,
1 – не согласен,
0 – совершенно не согласен.
Я удовлетворен(а) своей учебной нагрузкой –
Меня устраивает составленное расписание уроков –
Мое рабочее время благодаря собственным усилиям и действиям администрации тратится рационально –
Меня устраивает работа моего методического объединения и мое участие в нем –
У меня существует реальная возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творчество и способности –
Я испытываю потребность в профессиональном и личностном росте и стараюсь ее реализовать –
Мои достижения и успехи замечаются администрацией и педагогами школы –
Мне нравится, что в школе идет научно-методический поиск –
У меня сложились с коллегами неконфликтные отношения –
Я ощущаю в работе поддержку своих коллег –
Мне кажется, что администрация справедливо оценивает результаты моей работы –
Я ощущаю доброжелательное отношение к себе со стороны администрации –
Я комфортно чувствую себя в среде учащихся –
Я удовлетворен(а) отношением учащихся ко мне и моему предмету –
В большинстве случаев я испытываю чувство взаимопонимания в контактах с родителями учащихся –
Мне кажется, что родители разделяют и поддерживают мои педагогические требования –
Мне нравится мой кабинет, оборудование и условия работы в нем –
Меня устраивает сложившийся нравственно-психологический климат в школе –
На мой взгляд, созданная в школе система научно-методического обеспечения способствует повышению моего профессионального мастерства –
Я доволен размером заработной платы и своевременностью ее выплаты.
Обработка полученных результатов
Показателем удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов педагогов на общее количество ответов. Принято считать, что если коэффициент У равен или больше 3, то можно констатировать высокий уровень удовлетворенности; если он равен или больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней степени удовлетворенности; если же данный коэффициент меньше 2, то можно предположить, что существует низкая степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.
Наряду с выявлением общей удовлетворенности целесообразно определить, насколько удовлетворены педагоги такими аспектами жизнедеятельности образовательного учреждения как:
-        организация труда (утверждения 1 – 4);
-        возможность проявления и реализации профессиональных и других личностных качеств педагога (утверждения 5 – 8);
-        отношения с учителями и администрацией учебного заведения (утверждения 9 – 12);
-        отношения с учащимися и их родителями (утверждения 13 – 16);
-        обеспечение деятельности педагога (утверждения 17 – 20).
Коэффициент удовлетворенности педагогов перечисленными аспектами жизнедеятельности определяется с помощью тех же вычислительных операций, но подсчитывается сумма баллов и количество ответов лишь по тем утверждениям, которые соответствуют изучаемому аспекту.
Комплексная методика Андреева А.А.
“Изучение удовлетворенности родителей школьной жизнью”
Часть I
Цель: получить количественно выраженную информацию об оценке родителями роли образовательного учреждения.
Родителям предлагается заполнить бланк анкеты.
Оцените, пожалуйста, в какой степени образовательное учреждение, которое посещают Ваши дети (Ваш ребенок), воспитывает у них (у него) перечисленные ниже качества личности.
При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:
5 - в полной мере;
4 - в значительной степени;
3 - на достаточном уровне;
2 - в незначительной степени;
1 - практически не воспитывает.
Обведите кружком номер ответа, наиболее близкого Вашей личной точке зрения.
5 4 3 2 1 Аккуратность (умение содержать вещи в порядке)
5 4 3 2 1 Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах)
5 4 3 2 1 Ответственность (умение держать слово)
5 4 3 2 1 Воля (умение не отступать перед трудностями)
5 4 3 2 1 Хорошие манеры поведения
5 4 3 2 1 Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться жизни)
5 4 3 2 1 Образованность
5 4 3 2 1 Ум (способность здраво и логично мыслить)
5 4 3 2 1 Высокие жизненные запросы
5 4 3 2 1 Самостоятельность (способность самому принимать ответственные жизненные решения)
5 4 3 2 1 Честность в отношениях с людьми
5 4 3 2 1 Доброта в отношениях с людьми
5 4 3 2 1 Чуткость в отношениях с людьми
5 4 3 2 1 Справедливость в отношениях с людьми
5 4 3 2 1 Терпимость к взглядам и мнениям других
Обработка полученных результатов. При обработке результатов следует названные в анкете качества личности разделить на три группы:
а) блок поведенческих качеств (1—5);
б) блок жизненной компетентности (6—10);
в) блок морально-психологических качеств личности(11-15).
Необходимо подсчитать средний показатель оценок родителей по каждому блоку, а также общий средний показатель по всей совокупности предложенных пятнадцати качеств. Полученные показатели надо соотнести с использованной при анкетировании шкалой. Если средний показатель окажется ниже 3 баллов, то это свидетельствует об оценке родителями роли образовательного учреждения в развитии перечисленных качеств личности у ребенка как недостаточной.
Часть II
Цель: получить количественно выраженную информацию об оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у их детей
способности к решению основных жизненных проблем.
Родители заполняют опросный лист со следующим текстом.
Обведите, пожалуйста, кружком номер утверждения (табл. 1), наиболее близкого Вашей личной точке зрения на образовательное учреждение, в котором обучается Ваш ребенок (Ваши дети).
Таблица 1
Утверждения Совершенно неверно Едва ли это
верно Скорее всего, верно Совершенно
верно
1 2 3 4
Школа помогает ребенку:
а) поверить в свои силы;        
б) учиться решать
жизненные проблемы;        
в) учиться преодолевать жизненные трудности;        
г) учиться правильно общаться со сверстниками;        
д) учиться правильно общаться со взрослыми        
Обработка полученных результатов. Подсчитывается средний показатель оценки родителей по всей совокупности предложенных утверждений. Его значение сопоставляется со шкалой оценивания, использованной в данной методике. Если полученный показатель окажется меньше 3 баллов, то результаты опроса свидетельствуют о низкой оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у детей способности к решению основных жизненных проблем.
Часть III
Цель: получить содержательную информацию о степени соответствия жизнедеятельности образовательного учреждения представлениям о жизни и жизненным ценностям родителей.Родителям предлагается заполнить бланк анкеты (возможно проведение и в устной форме, но с обязательной фиксацией содержания ответов).
Что больше всего радует Вас в жизни?
Что больше всего радует в жизни Вашего ребенка (Ваших детей)?
Какие качества Вы больше всего цените в людях?
Чего Вы больше всего боитесь в жизни?
Чего больше всего боится в жизни Ваш ребенок (Ваши дети)?
Какие качества больше всего ценит Ваш ребенок (Ваши дети) в других людях?
Какими видите жизненные перспективы Вашего ребенка (Ваших детей)?
Какой должна быть хорошая школа?
В какой степени школа, где учится Ваш ребенок (Ваши дети), отвечает этим требованиям?
. Чем и как Вы помогаете школе в воспитании Вашего ребенка (Ваших детей)?
Обработка полученных результатов. Проводится качественный анализ ответов конкретного родителя, возможно обобщение содержания ответов на каждый вопрос различных социально-демографических групп родителей.