Урок русского языка Правописание приставок пре -, при- (6 класс)
Приставки при- и пре.
Цели: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Задачи урока: 1. Образовательные:
Выявить условия выбора гласных е – и в приставках.
Формировать навык написания приставок пре-/ при-.
Повторить морфемный разбор слов.
Развить умение формулировать определение понятий.
Обогащать словарный запас учащихся.
Совершенствовать орфографические и умения.
2. Развивающие:
Осуществление системно-деятельностного подхода.
Развитие критического мышления; · развитие внимания.
Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;развитие умения формулировать проблему.
3. Воспитательные:
Воспитание интереса и уважения к родному языку.
Воспитание ценностного отношения к слову.
Развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые результаты:
Личностные:
Уважительное отношение к родному языку.
Стремление к речевому самосовершенствованию.
Пополнение словарного запаса.
Способность к самооценке на основе критерия успешности.
Метапредметные: 1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении. Предметные: 1. Развитие творческой самостоятельности.2. Владение разными видами речевой деятельности.3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.5. Проведение морфемного анализа слов. Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма.Тип урока: "открытие" новых знаний. Оборудование: ноутбук, проектор, презентация «Приставки пре- и при- » , раздаточный материал, учебно-методическое обеспечение: Русский язык под редакцией М.М. Разумовской, 6 класс, мобильный класс.
Ход урока:
1. Самоопределение к деятельности. Мотивирование к учебной деятельности. - За ночь вы отдохнули, набрались сил. «Отдыхал» и кабинет. Но очень скоро ему стало скучно без вас, он затосковал, тоска скопилась в кабинете. Чтобы от неё избавиться, надо открыть окна и выпустить её. Пригласив хороший настрой на успешную работу.
2. Актуализация опорных знаний.
- фронтальный опрос:
- Что такое приставка? (Часть слова).
- Для чего нужна приставка? (Приставка образует новые слова).
- Покажите на примере, что приставка имеет свое значение. (Войти – внутрь, выйти- наружу, подскочить - вверх, низвергнуться - вниз, обойти - вокруг).
- В самом слове приставка тоже есть приставка. Каково ее значение? (Присоединение).
- Поменяйте приставку. Как изменится значение слова? (Заставка, отставка, подставка).
Итак, приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
- подготовительная работа:
- К загадке слова “приставка” мы еще вернемся. А сейчас я вас прошу выполнить упражнение на развитие внимания. Быть внимательным для нас очень важно. Предлагаю карточку № 1.
КАРТОЧКА № 1.
Задание: вычеркните все буквы Е и подчеркните все буквы И.
Октябрь – первый суровый месяц холодного северо-восточного ветра – листобоя. Видимо и невидимо, днем и ночью, стаями и в одиночку, от реки до реки, от куста к кусту,от поля до поля летят перелетные птицы севера до экватора, до Нила, до Ганга, до рисовых полей Индии и Бирмы.
(Пояснение: это тест на определение объема и переключение внимания “корректурная проба”. Коэффициент внимания определяется делением количества строчек на число ошибок. Если ошибок нет, количество строчек делится на 1. Упражнение позволяет учащимся сосредоточиться на буквах И и Е, что в дальнейшей работе позволит им быть более внимательными и лучше запомнить материал).
-Вы работали 50 секунд и сосредоточили свое внимание на буквах И и Е.
3. Формулирование темы и цели урока.
-Послушайте стихотворение и определите, в написании каких слов можно сделать ошибки.
Наши руки всё сумеют, Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят, Всё ПРИделают как нужно Быстро, весело и дружно. Заяц ПРИскакал к соседу, Закричал: «Я к вам ПРИеду! На ПРИшкольном огороде Есть уже морковка вроде». ПРИоткрой скорей окошко – В дом попасть не может кошка. Ах, котлеты ПРИгорели! Не беда, уже их съели.
- Сформулируйте тему урока.
- Опираясь на формулировку темы урока, сформулируйте цель урока, используя опорные слова:
-познакомится с…
-учиться…
-Ребята, у нас есть два пути: открыть учебник и прочитать правило или докопаться до истины самим. Каким путем пойдем мы?
4.Изучение нового материала:
1. Анализ примеров. -Прочитайте примеры и определите, какое значение придаёт слову приставка. 1) пребольшой арбуз, премилый котёнок, прехорошее настроение. Верно: приставка ПРЕ- в данных словах имеет значение ОЧЕНЬ. 2) преграда, прервать. В этих словах приставка близка по значению к приставке ПЕРЕ- 3) пришить карман, приехать к дому, прибавить скорость, приделать к крыше. Присоединение, приближение, прибавление.4) прикрыть, присесть, приукрасить, присмиреть, призадуматься. Неполнота действия. 5) пригородный район, пришкольный двор, приморский берег, прибрежный маяк. Пространственная близость. 6) придумать, приучить, привыкнуть, приручить. Довести действие до конца. - Какие выводы вы сделали о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ-, анализируя примеры? В каких случаях пишется приставка пре-? А при каких условиях – при-? 2. Знакомство с орфограммой "Гласные в приставках пре- и при-". Приставки -ПРЕ- и -ПРИ-
- Давайте посмотрим, что нам предлагает по этому поводу учебник.
3. Знакомство со словами для запоминания. - Ребята, вы должны знать, что есть слова с приставками пре- и при-, в которых выбор гласной в приставке определяется контекстом. Пребывать (находиться) – прибывать (приезжать), презирать (не уважать) – призирать (заботиться), предать (выдать кого-нибудь) – придать (добавить), претворить (осуществить) – притворить (закрыть), преклоняться (уважать) – приклоняться (нагибаться), преступить (нарушить) – приступить (начать), преемник (продолжатель) – приёмник (аппарат, учреждение), преходящий (временный) – приходящий (тот, кто приходит), преумножить (сильно умножить) – приумножить (добавить). 4. "Орфографический блокнот". - Существуют слова (чаще всего заимствованные) с приставками пре- / при-, значение которых утрачено и написание нужно запомнить. Запишите эти слова в свои словарики и постарайтесь запомнить их написание.Преследовать, препятствие, преткновение, превратный, прельстить, пренебрежение. 5. Алгоритм применения правила.
- А теперь попробуйте составить алгоритм применения правила. ПРЕ- или ПРИ-?
- Сравните свой алгоритм с предложенным на доске.
Определить, в какой морфеме орфограмма -> Определить значение приставки -> ПРЕ- : 1. Высшая степень качества, действия (= "очень") 2. Близко по значению к приставке пере- .-> ПРИ- : 1. Присоединение, приближение, прибавление 2. Неполнота действия 3. Пространственная близость 4. Доведение действия до конца.
6.Физкультминутка.
Раз — мы встали
Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять.
5.Закрепление:
1.Объясните написание приставок. Карточка № 2.(Работа в парах).
- Ознакомьтесь с карточкой. Из какого произведения эти предложения?
КАРТОЧКА № 2.
1. Кирила Петрович принимал (_________________________________________________) знаки подобострастия как надлежащую дань.2. Новое обстоятельство уничтожило и последнюю надежду на примирение (_________________________________________________). 3. Владимир упрекал себя в преступном (_________________________________________________) небр…жении. 4.Отец не щадил ничего для приличного (_________________________________________________) его содержания. 5.Сердце его исполнено было печальных предчувствий (_________________________________________________) .6. Кистеневка принадлежала (_________________________________________________) Троекурову. 7. От природы (_________________________________________________) он не был корыстолюбив. 8. Владимир слушал его с презрением (_________________________________________________) . 9. Наконец около полуночи усталый хозяин прекратил (_________________________________________________) танцы, приказал (_________________________________________________) давать ужинать. 10. Мысль о несчастливом предзнаменовании (_________________________________________________) пришла (_________________________________________________) ему в голову.
- Давайте проверим.
- В какой паре возникли разногласия? Какие? Как их разрешили?
2. Работа по вариантам.
КАРТОЧКА № 3.
- Составьте слова по образцу. (По вариантам).
Образец: очень милый- премилый Образец: при дороге- придорожный
очень мудрый- при береге-
очень хорошенький- при вокзале-
очень смешной- при море-
очень усталый- при Азове-
3. Фотодиктант.
- Сравните свою таблицу.
Сделать с помощью предмета Неполнота действия =очень
привязать присесть прекрасная
перевязать приоткрыть премудрый
прицепить приклеить примкнуть 5.Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
КАРТОЧКА № 4
- Вставьте пропущенные буквы. (Взаимопроверка).
Пр…интересный рассказ, пр…остановить движение, пр…уральские растения, пр…одолеть пр…тяжение земли, пр…спокойно отнестись к решению, пр…градить путь, вода пр…бывает, пр…озерный край.
6. Игра "Одним словом". (Самоконтроль). - Замените словосочетания одним словом с приставкой пре-, пере- или при-.
1. Расположенный у берега.
2. Спросить ещё раз.
3. Немного посолить.
4. Задуматься на некоторое время.
5. Дать новое название.
6. Дать новую оценку.
7. Участок около школы.
8. Обменяться несколькими словами, коротко поговорить.
9. Вызывающая восхищение, красивая.
- Сверьте результаты.
Прибрежный, переспросить, присолить, призадуматься, переименовать, переоценить, пришкольный, переговорить, прекрасная.
7.Игра «Соотнеси слова».
презирать навострить уши
пренебрегать положить в карман
прислушаться в грош не ставить
присвоить оставлять без внимания
приблизительно разыграть комедию
притвориться на глазок
6.Обобщение. Подведение итогов. Первичный контроль.
– Какую цель мы поставили в начале урока? – Выполнили мы цель? Научились писать слова на это правило?
– Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему?
7.Интерактивный контроль. (1 вариант выполняет задание с помощью мобильного класса, 2- на карточках).
Тест «Орфография. Правописание ПРЕ- и ПРИ-» 1. В каком слове на месте пропуска надо писать букву И?
1) пр...градить2) пр...школьный3) пр...забавный4) пр...увеличить
2. В каком слове на месте пропуска надо писать букву Е?
1) пр...ключение2) пр...пятствие3) пр...открыть4) пр...клеить
3. В каком слове на месте пропуска надо писать букву Е?
1) пр...баутка2) пр...йти3) пр...соединить4) пр...скверный
4. В каком слове на месте пропуска надо писать букву Е?
1) пр...скучный2) пр...скорбный3) пр...усадебный4) пр...бавить5. В каком слове на месте пропуска надо писать букву И?
1) пр...одолеть2) пр...интересный3) пр...вокзальный4) пр...неприятный
6. В каком слове на месте пропуска надо писать букву Е?
1) пр...поднять2) пр...вратить3) пр...сутствовать4) гостепр...имный7. В каком слове на месте пропуска надо писать букву Е?
1) пр...готовить2) пр...обрести3) пр...гласить4) пр...кратить8. В каком слове на месте пропуска надо писать букву Е?
1) пр...мерный2) пр...чина3) пр...огромный4) пр...помнить
9. В каком слове на месте пропуска надо писать букву И?
1) пр...мьера2) пр...зидиум3) пр...ветливый4) пр...смешной
10. В каком слове на месте пропуска надо писать букву Е?
1) пр...бинтовать2) пр...буксировать3) пр...ступить к работе4) пр...вращение
8. Рефлексия.
– Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?
– Те, кто доволен своей работой, поднимите руки.
9. Домашнее задание: составить карточки по правилу.