Методическая разработка ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ О вреде никотина


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей станция юных натуралистов муниципального образования
Усть-Лабинский район
Методическая разработка
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
“О вреде никотина”
(Рекомендовано для возрастной группы от 11 до 14 лет).
Шкуркина Евгения Михайловна,
педагог дополнительного образования
(Ф.И.О.и должность разработчика)
Усть-Лабинск, 2016 год
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Аннотация. PAGEREF _Toc466222864 \h 3Цели и задачи PAGEREF _Toc466222865 \h 3Ход работы. PAGEREF _Toc466222866 \h 4I. Вводная часть PAGEREF _Toc466222867 \h 4II. Тестирование PAGEREF _Toc466222868 \h 5III. Заключение. PAGEREF _Toc466222869 \h 6Выводы PAGEREF _Toc466222870 \h 7Список литературы PAGEREF _Toc466222871 \h 8Список интернет источников PAGEREF _Toc466222872 \h 8
Аннотация.Уже многие наслышаны о том, что никотин негативно влияет на работу многих систем организма человека. Однако не все могут дать четкое объяснение, чем именно опасен никотин для того или иного органа. Если никотин «убивает лошадь», то какие же последствия несут в себе несколько выкуренных сигарет? В чем вред никотина? Прежде всего, необходимо отметить, что никотин негативно влияет на органы дыхания, так как поступает в организм человека через лёгкие. После того, как весь никотин всасывается в легочные капилляры, он поступает в кровоток, после чего разносится по всему организму человека. В центральной нервной системе, в нервно-мышечных соединениях и в вегетативных нервных узлах существуют особенные рецепторы, чувствительные к данному алкалоиду. Стимуляция этих рецепторов приводит к изменениям в работе всего организма и отдельных его систем. У человека начинает учащаться сердцебиение, повышается давление, сужаются периферические сосуды. Вместе с этим сосуды головного мозга начинают расширяться, происходит выброс порции адреналина в кровь, где возрастает содержание глюкозы. Все реакции, связанные с присутствием никотина в крови, требуют значительных затрат энергии. Именно поэтому, даже если отсутствуют регулярные физические нагрузки, человек не начинает толстеть. Вред никотина, вызванный его высокой токсичностью – далеко не миф. Если никотин, содержащийся в одной сигарете, ввести человеку внутривенно, смертельного исхода не избежать. Доза никотина, которая попадает в организм во время курения, значительно меньше, потому что в лёгкие человека попадает не весь дым, а та часть, которая все же попадает, слишком разбавлена. Однако, даже малой дозы никотина достаточно для того, чтобы организм увидел его, а затем начал специфическую реакцию, связанную с его присутствием.
Цели и задачи Цель: формирование представлений об отрицательном воздействии наркотических веществ на здоровье человека.
Задачи:
1) решение социальных, психологических и физиологических проблем при курении;
2) развитие научного мировоззрения;
3) связь с жизнью, с её экологическими проблемами.
Оборудование:
плакаты с анекдотами о вреде курения;
пустая упаковочная коробка из-под сигарет;
скрученная из бумаги бутафорская сигарета.
Ход работы.I. Вводная частьОчень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Куренье не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили советские специалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сигареты мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и поэтому не курят. Отнюдь не стимулирует курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения снижается точность выполнения теста, восприятие учебного материала. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, - около половины достается тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семье, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание.), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость).Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни - юность, старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни.
II. Тестирование:1) курение – это
А) болезнь
Б) вредная привычка
В) увлечение
2) подростки начинают курить (выберите причину)
А) чтобы выглядеть более взрослыми
Б) чтобы не выделяться в компании
В) это доставляет им удовольствие
3) как вы относитесь к курящим подросткам?
А) положительно
Б) отрицательно
В) это их личное дело (безразлично)
4) хотели бы вы, чтобы ваши родственники, друзья бросили курить?
А) да
Б) нет
В) это их личное дело
5) Есть ли среди ваших друзей курильщики?
А) да
Б) нет
6) как вы относитесь к курящим подросткам?
А) положительно
Б) отрицательно
В) это их личное дело (безразлично)
7) Пробовали ли вы курить?
А) да
Б) нет
III. Заключение.Из истории
Курение табака возникло еще в глубокой древности. Высадившись на берегах Америки Колумб и его спутники увидели туземцев, которые держали во рту пучки дымящейся травы.
Во Францию табак попал из Испании, его привез посол Жан Нико в подарок королеве Екатерине Медичи. От фамилии «Нико» произошло слово «никотин».
Наказания
В Китае, замеченного в курении ученика ожидает изнурительное наказание – тренировка на велотренажере;
В конце XVI столетия в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади;
В Турции курильщиков сажали на кол;
В царствование Михаила Романова за курение полагалась смертная казнь. Всех, у кого найден табак, «надобно пытать и бить на козле кнутом, пока не признается, откуда добыл…»
Выводы:Курение сильнейшим образом подрывает здоровье человека. Каждому необходимо это как можно глубже понять и осознать. Никто не должен добровольно разрушать свой организм.
Продажей табачных изделий и алкогольных напитков должны заниматься только фирменные магазины и палатки, а не все торговые точки. Нужно запретить рекламу этих товаров, и продажу их детям и подросткам.
Физическая культура, спорт, занятия в кружках, библиотеках, правильная организация свободного времени, интересного и содержательного отдыха - все это, разумеется, противостоит развитию вредных привычек, и, прежде всего привычек к употреблению табачных изделий. Праздность, безделье, сидка, наоборот наиболее плодородная почва для ее формирования.
Утверждение здорового образа жизни - важная общегосударственная задача. Всеми силами способствовать ее решению - долг всех людей, каждого жителя нашей страны.
Список литературы:Баранов, А. А. Табакокурение детей и подростков: гигиенические и медико-социальные проблемы и пути решения : [монография] / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, И. В. Звездина ; Союз педиаторов России [и др.]. – Москва : Литтерра, 2007. – 213 с
Колесов, Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников : [курение] / Д. В. Колесов. - 2-е изд. - Минск : Нар. асвета, 1999. – 159 с
Глазкова, Л. Здоровье или табак: почему в России правит бал табачная мафия? : [о Всероссийском форуме «Здоровье или табак» (г. Москва, 25-26 мая 2009 г.)] / Л. Глазкова // Российская Федерация сегодня. - 2009. - № 12. - С. 49.
Ляхович, А. В. Обучение здоровью и профилактика заболеваний школьников : [комплексная учебная программа по обучению навыкам сохранения и укрепления здоровья школьников] / А. В. Ляхович // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2010. - № 12. - С. 43-49.
Список интернет источников:http://zdorovi.net/prochee/vred-nikotina.htmlhttp://festival.1september.ru/articles/512619/http://nsportal.ru/konkurs/ya-klassnyi-rukovoditel/2012/04/14/metodicheskaya-razrabotka-klassnogo-chasa-o-vrede