Классный час в рамках тематической недели Дети Кубани против наркотиков Умей сказать НЕТ!
Классный час в рамках тематической недели
«Дети Кубани против наркотиков»
Умей сказать «Нет!»
Подготовила:
педагог – психолог Кухтик Ю.А.
17.01.2017
Умей сказать «Нет!»
Цель: формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, отработка навыков уверенного поведения, отстаивания своей позиции.
Задачи: развивать способность делать самостоятельно свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением; формировать представление о силе группового давления на личность, расширять поведенческий репертуар подростка в процессе конфронтации с группой.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Дети садятся на стулья.
2. Приветствие
Я рада видеть вас на нашем часе общения, надеюсь, сегодняшняя наша работа будет очень плодотворна и полезна.
3. Сообщение темы, цели занятия.
Сегодняшнее занятие мы начнем с просмотра видеофрагмента. Внимательно посмотрите и ответьте на вопрос
- Что нужно уметь сказать?
В каких случаях нам надо уметь сказать «Нет»?
« Какова тема нашего занятия?»
Тема нашего занятия: «Умей сказать «Нет!».
- И так, как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие??
- Как вы это понимаете?
- Скажите, пожалуйста, а актуальна ли тема нашего классного часа именно для нас, в связи с тем, какие события происходили в нашем классе за последние полгода?
Сегодня мы будем учиться говорить «Нет!», т.е. противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, учиться уверенному поведению при отстаивании своей позиции.
4. Вводная часть.
Есть такое маленькое слово «Нет!», но как бывает порой не просто его произнести.
- Почему?
- Чего мы боимся?
- Обидеть просящего?
- Показаться черствым и подлым по отношению к нему?
- Стать отвергнутым?
- Потерять симпатии окружающих?..........................................................................Одно из важнейших качеств человека - умение отказывать, т. е. уметь сказать: «Нет». Сколько раз Вам, иногда даже во вред себе и своим близким, приходилось выполнять чужие поручения, выполнять работу за других, общаться с неприятными Вам людьми? Сколько было случаев, когда Ваши близкие, друзья просто «садились Вам на шею»? Сколько раз Вы чувствовали себя несчастными только лишь потому, что не смогли отказать, не смогли, постеснялись или побоялись сказать «Нет»?
В первую очередь не умеет отказывать тот, кто большое значение придаёт мнению окружающих о том, что он сделал и чего не сделал.
Научиться своевременно, говорить «Нет!» - важный этап в борьбе за самостоятельность мышления и поведения, за твердое следование своим намерениям.
Сейчас мы выполним Упражнение «Активатор»
- Сейчас будем уговаривать одного участника разжать кулак.
Рефлексия.
- Что чувствовал при таком общении?
Трудно ли было сопротивляться групповому давлению?
Вывод: о том, смог противостоять группе или нет.
5. Беседа с элементами тренинга.
У каждого из нас есть свой круг общения. Это наши приятели в классе. Друзья, товарищи по интересам и т. д.
- Почему почти у каждого человека существует потребность в принадлежности к какой-либо группе? (высказывания детей из своего опыта).
- Общие увлечения, одинаковые интересы, увлечения объединяют группы, однако совпадения не могут быть полными – каждый из нас – индивидуальность и чем-то отличается от остальных. И вот именно это может отразиться на отношениях в группе: порой группа требует от человека отказаться от своего мнения. Часто это происходит незаметно от нас. Простой пример – одежда. Двое из твоих приятелей ходят в умопомрачительных куртках. И ты покупаешь точно такую же, невзирая на то, что она тебе совсем не к лицу.
Психологи называют такое явление групповым давлением.
– Ребята, кому приходилось испытывать групповое давление?
Что вам известно о поведении людей в ситуациях группового давления. (Ответы детей).
Знакомство со способами давления и с формами отказа. Давайте поиграем. Представьте себе, что в классе есть ученик, который не желает участвовать в Новогоднем празднике. Но мы сговорились заставить его участвовать в мероприятии. Ученики всеми способами пытаются заставить, убедить своего одноклассника участвовать в празднике.
- Обратите внимание, каким способом вы заставляли ученика участвовать в мероприятии и как происходит отказ.
В жизни наиболее часто встречаются такие виды группового давления:
а) Лесть, похвала;б) Шантаж, подкуп;в) Уговоры, обман;г) Угроза, запугивание;- Ребята, очень часто возникают такие ситуации, в которых единственный возможный вариант поведения при групповом давлении – отказ! Это ситуации, в которых, отвечая «Да», ты можешь причинить вред себе или кому-то из окружающих.
- Приведите примеры таких ситуаций.
- К таким ситуациям следует заранее быть готовым. Как же это сделать?
6. Упражнение с элементами тренинга. Игра «Откажись по-разному».
- Я буду бросать некоторым из вас мяч, поймавший делает мне предложение (например: отправиться в тундру, погулять)
Я буду выражать отказ по-разному.
- Что вы можете сказать об услышанных отказах?
а) Отказ – соглашение: человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие. Например: ребята, – спасибо, но мне так неудобно вас затруднять.
- Кто получил на своё предложение такой вид отказа?
б) Отказ – обещание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять. Даётся понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. «Пойдём завтра в кино» - «С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике.
- Кто получил такой отказ?
в) Отказ – альтернатива. Отказ направлен на альтернативное предложение. Трудность такого отказа в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение: Пойдём завтра в спортзал» - «Давай лучше погуляем по посёлку».
г) Отказ – отрицание. Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение. «Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды. Нет, я ни за что не поеду в лес».
д) Отказ – конфликт. Крайний вариант отказа – отрицание. Агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. «Давай сходим на дискотеку» - «Ещё чего! Сам топай!» Этот вид отказа эффективен в случае выраженного внешнего давления».
Вывод: о разных видах отказа.
7. Упражнение – тренинг «Сумей отказаться»
Сейчас вы сможете проверить и оценить себя сами, как вы можете противостоять групповому давлению.
Классу предлагается разделиться на три группы (по 2-3 человека). Каждая команда получает карточку с описанием ситуации, затем по ситуации разыграть отказ. Остальные участники игры (не занятые в инсценировании) оценивают эффективность выбранной формы отказа по параметрам:
реальная возможность избежать пробы вещества при использовании данной формы отказа;
возможность избежать данного конфликта, агрессии;
целесообразность попытки повлиять на взгляды, поступки человека, предлагающего вещество (когда стоит пытаться убедить предлагающего пробу в опасности знакомства с наркотическими веществами, а когда нужно думать лишь о своей безопасности).
Ситуация
Приятель предлагает попробовать спиртные напитки за компанию, утверждая, что это безвредно, и поможет тебе снять напряжение.
Ситуация
Знакомые предлагают тебе закурить, утверждая, что, когда куришь ты, выглядишь взрослее.
Ситуация.
Приятели предлагают попробовать наркотик, утверждая, что, приняв дозу, ты избавишься от всех проблем, что наркотики помогают преодолеть жизненные трудности, найти решение проблемы.
Было ли сложно отказываться, не обидев приятеля. Что было самым сложным в выполнении этого упражнения.
Оценивание, обсуждение проводится после каждой инсценированной ситуации. Во время оценивания ведущий должен незаметно направлять мысль детей на то, что найти верный отказ может только человек с уверенным поведением. Уверенными должны быть голос, интонация, жесты, мимика, движения.
Сделаем вывод: какие качества должен проявить человек, чтобы противостоять чужому давлению?
На доске прикреплены силуэт мальчика-подростка и силуэты ладоней с надписями качеств человека: неуверенность (голос, интонация, жесты, мимика, движения), уверенность (голос, интонация, жесты, мимика, движения), агрессивность, спокойствие, трусость.8. Итог.
Завершить наше занятие хотелось бы просмотром видео-фрагмента.
- Какие выводы вы могли бы сделать, из увиденного видео-фрагмента?
Рефлексия результатов занятия: «Новое и важное для меня».
- Что нового узнали?
- Что понравилось? Что удивило, огорчило? Чему научились?
Выскажите своё мнение о занятии. Поможет в этом «Чаша откровения». На столах разложены карточки разного цвета с надписями: жёлтый – занятие понравилось; оранжевый – кое-чему научился; зелёный – хотелось бы продолжить подобные занятия; синий – меня огорчило, что мне ещё нужно учиться говорить «Нет», белая – занятие пустое, никому не нужное».Ритуал прощания.