Помощь классному руководителю. (Работа с родителями- конспекты собраний)


Родительское собрание "ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ-ЗАЛОГ УСПЕХА"
«Единственная настоящая роскошь —это роскошь человеческого общения».
Цели:
Расширить знания родительского коллектива об общении.
Познакомить со стилями общения.
Раскрыть значение невербального общения.
Стимулировать полноценное общение родителей и детей.
План проведения:
Работа над понятием — общение (в группах).
Стили общения.
Невербальное общение.
Доверительность общения.
Обобщение (памятки для родителей).
Оборудование: аудио- записи, видео «Ералаш», опорные таблицы, газеты «Я и моя семья», детские рисунки.
Ход родительского собрания
1. Вступительное слово классного руководителя
Доброе утро уважаемые родители, коллеги! Пусть весенние лучи солнца помогут нам создать благоприятную обстановку для беседы. У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех — это наши дети. Один из известных педагогов говорил, что дети — это наше будущее, правильное их воспитание — это наше счастливое будущее, плохое воспитание — это наше горе и слёзы». Какими они вырастут, выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. Как и что нужно сделать, чтобы нашидети были счастливы, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны. Я предлагаю вам сегодня поговорить о нашем общении с детьми.
2. Работа над понятием — общение (в группах)
Что же такое общение?(. Презентация определения (встреча, отдых, досуг, поддержка, доверие, родители, отпуск, совместное дело, развлечения, хобби, обмен информацией).
Вот какое определение понятию даёт психолог Занков: Общение вообще, а в семье в частности — это процесс взаимодействия родителя и ребёнка, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, чувства, мысли, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности.
Роль общения в жизни человека велика. Для этого достаточно вспомнить примеры из жизни, лишения общения. Екатерина 2 продержала в заключении будущего наследника российского престола более 20 лет, и его развитие осталось на уровне 5 летнего ребёнка…. Это и пример когда девочка росла в волчье стае и не смогла в дальнейшем иметь нормальное развитие.
Итак, общение — это главное условие для развития и жизни человека. Каким вы видите общение с вашими детьми? Какие встречаются трудности?
Не всегда порой мы знаем выход из сложившихся ситуаций. Мы живём в очень сложное время. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а мы часто пытаясь заработать на хлеб насущный, приходим домой уставшими, на общение часто уже не способными. Растёт стена непонимания недоверия, возникают конфликты. А по данным социального опроса установлено, что за сутки родители ребёнку уделяют всего 18 минут. Это ли не парадокс!
Возможно, знания стилей общения многим из вас помогут в воспитании детей столь открытых в данном возрасте.
3. Знакомство со стилями общения
Психологи подразделяют несколько стилей общения.
Авторитарный стиль общения. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребёнку порой неуютно под их контролем. В общении с ребёнком они отдают приказы и ждут, что ребёнок вточности их исполнит. Закрыты для постоянного общения с детьми, устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения, позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми. Их дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, раздражительны. Девочки на протяжении подростковоговозраста остаются пассивными и зависимыми. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.
Либеральный
Родители слишком высоко ценят своего ребёнка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всём. Не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребёнку такая свобода? В такой семье ребёнок слабо или совсем не регламентирует поведение. Детям предоставлен избыток свободы, т.е. руководство родителей незначительно, не
устанавливается никаких ограничений. Поэтому дети склонны к непослушанию, агрессии. На людях ведут себя неадекватно и импульсивно, не требовательны к себе; лишь в некоторых случаях дети становятся сильными и решительными, творческими людьми.
Индифферентный стиль
Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребёнку приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее — участие и поддержку с вашей с стороны. Родители не устанавливают никаких ограничений, безразличны к собственным детям, закрыты дляобщения, если безразличие родителей сочетается с враждебностью, то ребёнка ничто не удерживает, чтобы дать волю самым разрушительным импульсам и проявить склонность к поведению, отклоняющемуся от нормы.
Авторитетный стиль
Родители осознают важную роль в становлении личности, но за ним признают право на саморазвитие, осознают какие требования необходимо диктовать, а какие обсуждать. Открыты для общения, признают и поощряют автономию детей, допускают изменению своих требований в разумных пределах. Дети превосходно адаптированы,
уверены в себе, развит самоконтроль, хорошо учатся, обладают высокой самооценкой.
Давайте посмотрим, каким образом происходит общение с детьми в семье.
Фразы родителей:
Указание. Убери игрушки, вымой посуду, сходи в магазин.
Обмен информацией. (Замечательный отрывок из рассказа, его продолжение можно найти в сборнике…)
Поощрение.(В твоём рисунке хорошо виден контур, гармонично подобраны краски! Молодец!)Психологическая поддержка. (Постарайся выполнить аккуратно домашнее задание.)
Угроза. (Сейчас же наведи порядок в комнате, приду, проверю!)
Вывод: среди фраз, обращённых к детям, преобладают фразы, содержащие указания, иногда угрозу, реже обмен информацией, ещё реже поощрения и хвалу.
Помните!
Ребенка постоянно критикуют — он учится ненавидеть.
Ребёнок живёт во вражде — он учится быть агрессивным.
Ребёнок живёт в упрёках — он учится жить с чувством вины.
Ребенок растет в терпимости — он учится понимать других.
Ребенка хвалят — он учится быть благородным.
Ребенок растет в безопасности — он учится верить в людей.
Ребенка поддерживают — он учится ценить себя.
Ребёнка высмеивают — он учится быть замкнутым.
Ребенок живет в понимании и дружелюбии — он учится находить любовь в этом мире.
4. Доверительность общения
Каким образом можно построить ваше общение и детей в семье, чтобы отношения становились доверительными? (Заслушивание мнений родителей.)
Поощрения
Наказания
Похвала (Выражение радости и благодарности)
Развлечения (совместные прогулки) газеты, рисунки детей)Восхищение
Сравнение почитаемым авторитетом
Проявление уважения
Ласка (добрые слова и прикосновения) Лишение удовольствий
Запрет на приятную деятельность
Смена дружеского тона на строгийИ самое главное, никогда не воспитывайте в плохом настроении, оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях только хорошее, разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше доброй ссоры», в минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем это закончится?
Перед вами несколько советов от Д. Карнеги, которые возможно помогут преодолеть возникшие проблемы в общении.
Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.
Обращая внимание на их ошибки, делайте это в косвенной форме
Прежде, чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
Задавайте вопросы, вместо того, чтобы отдавать приказания.
Давайте возможность человеку спасти своё лицо.
Хвалите человека за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренними в своём признании и щедры в похвалах.Создайте доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
Делайте так, чтобы было приятно исполнить то, что вы хотите.
4. Невербальное общение
Сейчас мы с вами много говорили об общении все эти приёмы относятся к вербальному общению (беседы, похвала, пожелании и т.д.) Но в общении огромную роль играет невербальное общение. Невербальное общение — это использование мимики, жестов, взгляда. К нему
относится тактильное общение, т.е. телесное прикосновение — это похлопывание по плечу, поглаживание по голове, поцелуи, просто прикосновения.
Теперь давайте проведём экспресс анкету:
С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
С каким лицом чаще всего общается ваш ребёнок?
Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?
Вывод. Чаще улыбайтесь, искренняя улыбка поможет снять недоверие, создаст благоприятную обстановку для общения, улыбающийся человек располагает себя к общению, об этом говорят и детские рисунки.
Теплота и мягкость обращения подбадривают, вселяют уверенность, способствуют развитию привязанности к родителям, друзьям, самому себе. И в сегодняшнем разговоре мне не хотелось бы ставить точку. Возможно, сегодня мы не решим всех проблем по этому вопросу, но если вы задумались, взяли себе на заметку некоторые советы, значит, разговор состоялся.
Один мудрец сказал, что человеку дана единственная роскошь. «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения». Уважаемые родители, коллеги общайтесь и будьте счастливы.
Родительский дневник
Помните!
Ребенка постоянно критикуют — он учится ненавидеть.
Ребёнок живёт во вражде — он учится быть агрессивным.
Ребёнок живёт в упрёках — он учится жить с чувством вины.
Ребенок растет в терпимости — он учится понимать других.
Ребенка хвалят — он учится быть благородным.
Ребенок растет в безопасности — он учится верить в людей.
Ребенка поддерживают — он учится ценить себя.
Ребёнка высмеивают — он учится быть замкнутым.
Ребенок живет в понимании и дружелюбии — он учится находить любовь в этом мире.
Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.
Обращая внимание на их ошибки, делайте это в косвенной форме Прежде, чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
Задавайте вопросы, вместо того, чтобы отдавать приказания.
Давайте возможность человеку спасти своё лицо.
Хвалите человека за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренними в своём признании и щедры в похвалах.Создайте доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
Делайте так, чтобы было приятно исполнить то, что вы хотите.
Родительское собрание
Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка
Задачи собрания:
Обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника.
Способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребенку в преодолении застенчивости и неуверенности.
Форма проведения собрания: обучающий тренинг.
Вопросы для обсуждения:
Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника.
Пути преодоления застенчивости и неуверенности ребенка дома и в школе.
Подготовительная работа к собранию:
1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.
Анкета для родителей №1.
Считаете ли вы своего ребенка застенчивым и неуверен ным?
В чем проявляется застенчивость и неуверенность вашего ребенка?
Как вы помогаете своему ребенку преодолевать эти качест ва?
Какая помощь вам нужна от классного руководителя для то го, чтобы помочь вашему ребенку?
Анкета для родителей №2.
Продолжите фразы, приведенные ниже. Будьте предельно от кровенны и внимательны:
наш ребенок проявляет признаки застенчивости, если...
наш ребенок неуверен в себе, если...
наш ребенок стесняется, если...
наш ребенок волнуется, если...
наш ребенок испытывает страх, когда...
Анкета для учащихся.
Продолжи предложения:
мне бывает стыдно, когда я ...
мне бывает страшно, когда...
я волнуюсь, когда ...
я неуверен, когда...
я стесняюсь, когда...
2.Социометрия детского коллектива.
Изучение статуса детей в коллективе.
3.Тренинговый практикум по преодолению детской застенчиво сти и неуверенности.
Серия упражнений для детей и родителей.
Данные упражнения проигрываются в ходе родительского соб рания самими родителями. Это позволит родителям осознать зна чимость данной проблемы в развитии личности школьника и по мочь своим детям в преодолении застенчивости и неуверенности.
Вовсе необязательно, чтобы все родители выполняли предло женные упражнения. Достаточно, если их будет выполнять лишь небольшая активная часть родителей, а остальные будут пассивны ми наблюдателями. Все равно это позволит пассивной аудитории наблюдать за выполнением упражнений остальными родителями и попробовать их выполнить со своим ребенком дома.
Упражнение 1.
«Автопортрет».
Предложите ребенку нарисовать свой портрет и описать его с положительной стороны.
Пусть ребенок еще раз опишет портрет, но от лица другого че ловека. Например: «На этом портрете нарисована девочка, кото рая...»
Упражнение 2.
«Мои эмоции».
Предложите ребенку изобразить негативные эмоции, которые он часто переживает. К примеру, страх, ужас, неуверенность, за стенчивость, стыд.
Упражнение 3.
«Неоконченный рассказ».
Предложите ребенку закончить рассказ, начатый вами. К при меру, «Маленькая девочка пошла с мамой в лес за грибами и ....»
Упражнение 4.
«Свет мой, зеркальце...»
Ребенку предлагается поработать с зеркалом и спросить его: «Свет мой, зеркальце, скажи — Я ль на свете всех...»
Упражнение 5.
«Маски».
Ребенку предлагается надеть маски различных сказочных пер сонажей и представить себя в их образе с помощью пантомимы и интонации, характерной для этих персонажей.
Упражнение 6.
«Приятный или неприятный разговор».
Дайте ребенку трубку воображаемого телефона и предложите ему поговорить с воображаемым собеседником с различной эмо циональной окраской разговора: зло, грубо, напористо, тепло и сердечно и т. д.
Упражнение 7.
«Дневник».
Учите ребенка записывать свои эмоциональные переживания и события, связанные с ними. Пусть ребенок время от времени их перечитывает. Это поможет ему спустя некоторое время убедиться в том, что не все так плохо, а некоторые его переживания ему само му покажутся смешными.
Упражнение 8.
«Сказочное волшебство».
Назовите ребенку сказочный персонаж с отрицательными каче ствами характера, пусть ребенок придумывает о нем сказку, в кото рой этот сказочный персонаж становится положительным героем.
Упражнение 9.
«Письмо».
Предложите ребенку написать письмо своему сверстнику и взрослому, с которым у ребенка не складываются отношения или которого он боится. В этом письме он может высказать все свои от рицательные эмоции и чувства, связанные с этими людьми или сложившейся ситуацией.
Упражнение 10.
«Перевоплощение».
Предложите ребенку перевоплотиться в: индейца — вождя пле мени, героя мультика «Ну, погоди!» Волка, Сказочного Гулливера, Кощея Бессмертного и Бабу Ягу. Затем обсудите с ним, какие чув ства он при этом испытывал.
Все перечисленные упражнения помогут ребенку преодолеть неуверенность и застенчивость гораздо спокойнее и с меньшими эмоциональными потерями. Самое главное — не констатировать, что мой ребенок застенчивый и неуверенный, а приложить свои усилия, чтобы помочь ему.
4. Памятки для родителей по преодолению застенчивости и неуверенности в себе их детей.
Памятка для родителей № 1.
Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера сво его ребенка как застенчивость.
Не демонстрируйте эту его черту характера посторонним людям.
Помните, что педагоги часто ассоциируют застенчивость с плохой успеваемостью школьников.
Поощряйте игры своего ребенка с детьми, которые младше его по возрасту. Это придаст ему уверенность в своих силах.
Если он сам выбирает для себя общество младших по возрасту детей, не позволяйте себе иронизировать над ним по этому поводу, и не мешайте ему.
Не ставьте своего ребенка в неловкие ситуации, особенно при встрече с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа.
Вселяйте в своего ребенка уверенность в свои силы. Вместо
слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова: «Я в тебе уверена».
Критикуйте своего ребенка как можно меньше. Ищите любую возможность показать его положительные стороны.
Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми,
приглашайте их к себе в дом.
Не сравнивайте своего ребенка и его качества характера с ка чествами характера детей, которые бывают у вас дома.
Позволяйте своему ребенку проявить инициативу в преодо лении застенчивости, заметьте ее и вовремя оцените.
Памятка для родителей № 2.
Уважаемые папы и мамы!
Ваш ребенок неуверен в себе. Он нуждается в вашей помощи и под держке. Вот некоторые правила, которыми вы должны руководство ваться.
Хвалите своего ребенка за достижения, которые дались ему
трудом и упорством.
Порицайте не ребенка, а его недостойные поступки.
Ставьте перед своим ребенком посильные задачи, и оценивай те их достижение.
Не оставляйте без внимания любые усилия ребенка по пре одолению неуверенности в себе.
Говорите со своим ребенком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.
Не мешайте своему ребенку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим.
Не вселяйте в своего ребенка страх и боязнь по отношению к себе.
Спрашивайте своего ребенка, если он вам сам ничего не говорит; делайте это тактично и тепло.
Радуйтесь его победам над собой.
Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!
Ход собрания
I. Вступительное слово классного руководителя
Почти каждый человек испытывает в своей жизни чувство страха. Кто-то боится высоты, кто-то, - змей. Но этого в жизни можно избежать. А как быть тем, кто боится людей? В первую очередь, это касается застенчивых людей. Это касается и застенчивых, и неуверенных в себе детей. Они чувствуют себя неуютно со сверстниками на перемене и, тем более, на уроке. Такие дети могут знать весь
учебный материал урока, но боятся поднимать руку, отвечать перед классом, бояться сделать ошибку.
Часто у педагогов, которые работают с такими учащимися, складывается такое впечатление, что у них низкий интеллектуаль ный потенциал, узкий кругозор, неразвитые учебные умения. Ребе нок, тонко чувствующий отношение педагога к себе, становится замкнутым, закрытым, перестает общаться со сверстниками, старается как можно быстрее убежать из школы домой. Постепенно та кое положение вещей формирует его низкий статус в коллективе. Безрадостная картина, не правда ли? А если и дома он не получает поддержки и внимания, ситуация может обернуться трагедией.
П. Анализ социометрического статуса детей в коллективе (без называния фамилий учащихся).
III. Сопоставительный анализ анкет учащихся и родителей.
IV. Обыгрывание с родителями тренинговых упражнений по преодолению неуверенности и застенчивости их детьми.
Деловая игра с родителями «Путь к здоровью, силе и бодрости»
Цель: Приобщение родителей к проблеме здоровьесбережения детей.
Педагогическое проявление и практическое обучение родителей продуктивнымспособом взаимодействия с ребенком.
Задачи:
1. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах здоровьесбережения.
2. Создать положительный эмоциональный микроклимат между родителями и педагогами..Ход игры:
Тема нашего КВН «Путь к здоровью, силе и бодрости».
Тему эту мы взяли не случайно. По данным российской статистики, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни являются важнейшими задачами.
- Командам «Бодрячки» и «Здоровячки» к выходу приготовиться. (Выход команд под музыку) .Ведущий: Команды, готовы ли начать состязание?
Желаем командам успехов! Жюри будет оценивать все ваши ответы по пяти бальной системе.
Задание «Эрудит»
Я вам буду задавать вопросы, вы должны правильно на них ответить.
Побеждает команда, допустившая меньше ошибок. За каждый правильный ответ, выдаётся фишка.
Вопросы:
1. От какой болезни помогает отвар ромашки? (От простуды) .
2. Врач, специалист по глазным болезням? (Окулист) .
3. Это необходимо принимать перед сном ежедневно, а в жаркую погоду утром и вечером? (Душ) .
4. Такое сопровождение зарядки улучшает настроение, облекает выполнение упражнений? (Музыкальное сопровождение) .5. Если вы не соблюдаете это, то пропадает аппетит, ухудшается сон, уменьшается работоспособность? (Режим дня) .
6. В этом состоянии люди проводят треть своей жизни. В Древнем Китае одной из страшнейших пыток было лишить человека этого состояния? (Сон) .
7. Как называется состояние полного физического благополучия? (Здоровье) .
8. Тому, кто начинает каждое утро с этого действия, надо в два раза меньше времени, чтобы собраться на рабочий лад. Что это за действия? (Утренняя гимнастика) .
9. С какого возраста начинается формирование осанки? (С первых дней жизни) .10. В нашей стране от этого заболевания страдает почти сто процентов населения? (Кариес) .Ведущий:
Пока, уважаемое жюри подводит итоги. Мы приглашаем вас побывать в нашей лаборатории. Где научные сотрудники проведут опыт.
Прямое включение из лаборатории.
(Оценка жюри.)
Задание Кроссворд «Физкульт-ура! »
Предлагаю вам, уважаемые родители отгадать кроссворд.
Вопросы к кроссворду
1. Комплекс гимнастических упражнений, выполняемых обычно по утрам.
2. Двух- или трёхколёсное приспособление для езды, приводимое в движение педалями.
3. Вид закаливания, основанный на ходьбе босиком по разным поверхностям.
4. Спортивный атрибут, применяемый для вращения вокруг талии, и не только.
5. Напиток на основе целебных травяных отваров.
6. Органическое вещество, очень полезное для здоровой жизнедеятельности организма.
7. Цель для тренировочной стрельбы.
8. Спортивное устройство для тренировки определённой группы мышц.
Задание . «Конкурс для капитанов».
Кто первый справится, тот получает больше баллов.
1. С помощью какого органа ты узнаешь о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник? (Ухо) .
2. С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано в этой книги? (Глаза) .
3. Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели? (Кожа) .
4. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветов? (Нос) .5. С помощью какого органа ты отличаешь сладкую пищу от горькой? (Язык) .
6. Без какого продукта питания человек не сможет обойтись? (Хлеб) .Игра с родителями «Закончи пословицу»
1. Берегите платье снова, а здоровье с молода.
2. Здоровье всего дороже, да и денег тоже.
3. Здоровье не купишь.
4. Дал бы бог здоровье, а счастье найдём.
5. Не дал Бог здоровья, не даст и лекарь.
6. Здоров буду и денег добуду.
7. Лук от семи недуг.
8. Аппетит от больного бежит, а к здоровому катиться.
9. Болен – лечись, а здоров_ берегись.
10. Горьким лечат, а сладким калечат.
Задание 6. «Полезные продукты»
На общем столе лежат карточки с наименованием продуктов, задача родителей выбрать карточки с полезными продуктами и объяснить в чём польза для организма человека. (полезные и вредные продукты):
- Наш КВН подошёл к концу.
- Все родители, молодцы! Показали, что, действительно, знаете свой организм и знаете, как сохранить его здоровым! Желаю вам всем быть здоровыми! А теперь подведём итоги и посмотрим, кто у нас победитель!
Награждение команд. Вручение медалей.
Родительское собрание «Особенности возраста пятиклассника»
Тема: «Трудности адаптации пятиклассников в школе»
Цель: психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка к средней школе.
Ход собрания.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас сегодня, и благодарим за то, что Вы, несмотря на занятость, нашли время посетить родительское собрание.
Родительский практикум в виде игры «Радуга  чувств»
На доске  радуга, каждый цвет дуги выражает  самые разнообразные чувства, которые может испытывать человек.  После того, как Ваш ребёнок переступил школьный порог, в Вашей душе, в Вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Выберите свою разноцветную дугу и назовите это чувство.
Красный – радость, восторг, оттого, что ваш ребёнок учится в данном классе, школе.
Зелёный – спокойствие за будущее моего ребёнка.
Синий – тревога, озабоченность, растерянность.
Чёрный – страх, ожидание беды, беспокойство.
Родители называют чувства, которые их переполняют. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникающие в семьях.
Итак, тема нашей встречи «Трудности адаптации пятиклассников в школе».
Вот уже два месяца как наши дети являются учениками среднего звена. Наступил тот момент, когда можно подвести первые итоги по  адаптации  детей в пятом  классе.
Сложность этого периода заключается не только в изменении условий связанных с учебной деятельностью, но и с переходом на новую ступень своего психофизического развития, т.е. на новый этап возрастного развития который сопровождается распадом устаревшей системы взглядов и ценностей, т.е родительской, и формирование новой собственной. Другими словами раньше вы решали, что для ребенка хорошо и что плохо, а теперь он сам хочет понять, что для него хорошо и что плохо. Именно этот период в жизни детей 10-12,13 лет связан с обретением чувства взрослости – нового личностного образования младших подростков. А характеризуется он наличием конфликта между повышенной потребностью в зависимости от взрослых и стремление к автономии. Другими словами ребенок хочет получить свободу от родительского контроля и в то же время боится ее т.к. не умеет ею распоряжаться. Трудность заключается в том, что подросток с одной стороны сопротивляется проявлениям заботы и ласки, а с другой – проявляет желание, чтобы его баловали. Таким образом, ребенок перестает быть, послушным и вежливым как был раньше. Родители часто не понимают, что происходит с их чадом, и начинают ужесточать запреты, что может в свою очередь привести к острым эмоциональным расстройствам. Так же подростки стремятся доказать окружающим свою взрослость в социально неприемлемых формах поведения в том случае когда сталкиваются с непониманием и не желанием родителей и вообще взрослых что-то менять в отношениях с ними. К таким формам поведения относятся: употребление ненормативной лексики в присутствии и в общении с взрослыми, демонстративное противостояние мнению взрослого и т.д.
Раньше на мироощущение и мировосприятие ребенка влиял значимый взрослый, т.е. родители, а сейчас ему нужно пройти сложный путь осознания себя, обретения себя как личности вне зависимости от оценки взрослого. Этому способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии, последствий своего или чьего – либо поведения, соц. нормы взаимоотношений людей, а так же нравственны ценности.
Познание другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Отношения со сверстниками имеет для подростков огромную психологическую ценность, т.к. происходит смена ведущей деятельности с учебной на деятельность общения. Таким образом, меняются и приоритеты в стенах школы. Познавательная активность подростков высока, однако способности будут развиваться только в деятельности вызывающей положительные эмоции, а успех или неуспех влияет на мотивацию учения. Нередко прослеживается взаимосвязь между отношением ребенка к учителю и предмету.
Сильное изменение претерпевает и самооценка младших подростков. В начальной школе самооценка во многом формировалась учителем на основании результатов учебы, а сейчас подвергается коррекции и переоценке детьми, при этом во внимание принимаются внеучебные навыки характеристики и качества. Недовольство собой может касаться внешних изменений, которые происходят с подростком. Поэтому дети испытывают огромную потребность в общей положительной оценке своей личности со стороны взрослых, при чем вне зависимости от конкретных результатов и достижений, т.е. подростки нуждаются в поддержки от взрослых. Проявление раздражительности и нестабильности эмоциональной сферы часто связано именно с чувством что «по-старому» не могу жить, а «по-новому» не умею, а так же физиологическими изменениями, которые психофизиологами характеризуются как гормональная буря.
Основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники, заключаются в следующем:
- в начальной школе дети привыкли выполнять требования одного учителя, находясь в сфере его постоянного внимания и контроля в какой- то степени, а сегодня социальная ситуация обучения такова, что необходимо понять принять и усвоить требования разных учителей, причем разных не только по тембру голоса, но и стилю педагогического взаимодействия. Так же в пятом классе они не находятся в сфере постоянного внимания классного руководителя и им трудно пользоваться разумно своей свободой. Вследствие этого может произойти временное снижение успеваемости у некоторых учащихся, но высокий познавательный интерес и стремление хорошо учиться во второй четверти помогут восстановить привычную успеваемость, а может и улучшить ее.
Здесь хотелось бы отметить, что родителям необходимо формировать у подростка адекватное отношение к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала, т.е. ошибка – это не недопустимое наказуемое явление, а показатель того к чему еще можно стремиться и что нужно исправить. Именно ориентированность на ошибку одна из причин высокой тревожности учащихся, страх перед ошибкой не позволяет ребенку в полной мере раскрыть способности и предъявить их окружающим.
Чем же вы родители можете помочь вашему подростку. Во первых, конечно же, это оказание поддержки в его начинаниях стремлениях чаяниях и надеждах; переход на новый уровень взаимоотношений с подростком от указывающих, руководящих к взаимоуважающим. Так же необходимо быть в постоянном и тесном контакте с классным руководителе и учителями предметниками, чтобы вовремя оказать помощь ребенку в возникших трудностях.
А сейчас, пожалуйста, оцените сами насколько ваш ребенок адаптировался к школе.
Анкетирование родителей Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»
Если согласны с утверждением, то поставьте “+”
Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”1.​ Моему ребенку нравится учиться в школе.
2.​ Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу, класс.
3.​ Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.
4.​ К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.
5.​ В классе у него много друзей.
6.​ Ему мало нравятся учителя в школе.
7.​ Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей …
8.​ Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).
9.​ Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.
10.​ Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.
Подсчитайте количество совпадений:
1 “+”, 2 “-”, 3 “+”, 4 “-”, 5 “+”, 6 “-”, 7 “+”, 8 “-”, 9 “-”, 10 “+”.
8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится.
6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.
4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.
1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.
Рекомендации родителям учащихся пятых классов по сохранению эмоционального здоровья ребёнка и обеспечению гармонии между домашней и школьной жизнью
Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
Родительское собрание-практикум «Роль общения в жизни школьника»
Цели:
1) стимулирование полноценного общения родителей с их детьми;
2) развитие умения родителей видеть себя со стороны;
3) повышение уровня знаний родителей о формах, методах и средствах полноценного общения с детьми.
Подготовка.
1. Учащиеся выполняют следующее задание. В течение 2—3 дней они записывают фразы, с которыми к ним обращались родители. Затем все их записки заклеиваются в большой конверт.
2. На классном часе проводится анкетирование учащихся с целью изучения отношений «ребенок — родитель» с использованием метода незаконченных предложений. Например:
Мои родители....Я думаю, что мои близкие....Мне кажется, что наша семья....Я люблю своих родителей, но... .Большинство известных мне семей... Моя семья обращается со мной...
3. Родители выполняют следующее задание. В течение 2—3 дней они записывают свои слова и фразы, обращенные к детям. Затем эти записки классный руководитель тоже заклеивает в отдельный конверт.
Ход собрания.
I. Вступление классного руководителя. Сложное социально-экономическое положение в стране, вытекающая отсюда всеобщая нервозность, а иногда и озлобленность приводит к многочисленным конфликтам. В том числе между родителями и детьми.
Детям хочется тепла, ласки, понимания, а родители, пытаясь заработать на хлеб насущный, домой приходят поздно и на общение часто уже не способны. Растет стена непонимания, возникают конфликты.
III. Работа родителей с конвертом, содержащим их собственные записки.
Классный руководитель предлагает родителям поразмышлять над тем, как, по каким вопросам, проблемам и в каком тоне происходит их общение с детьми. Для этого из конверта с заранее вложенными в него записками слов и фраз, обращенных родителями к детям, поочередно вынимаются записки. Родители должны определить особенности стиля, тона, цели общения.
Фразы родителей могут отражать следующие аспекты общения:
1)  что надо сделать (указание);
2)  обмен информацией;
3)  обмен эмоциями;
4)  поощрение, психологическая поддержка;
5)  угроза наказания.
В результате работы родители приходят к выводу, что среди фраз, обращенных ими к детям, преобладают фразы, Содержащие указания, угрозу наказания и обмен информацией.
Классный руководитель обращает внимание на то, что полноценное общение предполагает равномерное соотношение различных видов общения адекватно ситуаций.
IV. Работа родителей с конвертом, содержащим записки их детей.
Классный руководитель предлагает обратиться к тому, что услышали от своих родителей дети в течение 2—3 дней. Классный руководитель достает из конверта и зачитывает записки детей.
Тестирование.
Родителям предлагается тест, который поможет определить, какой тип внимания дети получают в их семье.
1 Я часто рассказываю ребенку о своем детстве. ДА НЕТ
2 Мы редко играем вместе с детьми. ДА НЕТ
3 Мой ребенок всегда готов рассказать мне новости, а иногда и секреты. ДА НЕТ
4 Я уверена, что если у моего ребёнка возникнут проблемы, они обратятся ко мне за помощью. ДА НЕТ
5 Я считаю, что нужно обращать внимание даже на небольшие оплошности ребёнка, ведь это помогает ему быть организованным ДА НЕТ
6 Мы ходим в музеи, театры, кино минимум два раза в месяц. ДА НЕТ
7 Если дети просят меня помочь им с домашним заданием, я и м обязательно помогаю. ДА НЕТ
8 Я точно знаю, какую книгу читает сейчас мой ребёнок. ДА НЕТ
9 Если мой ребёнок получает “3” или “2”, его ждет наказание. ДА НЕТ
10 Я часто стараюсь найти повод, что бы похвалить ребёнка. ДА НЕТ
11 Мы любим поговорить по душам. ДА НЕТ
12 Иногда мне кажется, что я трачу время только на то, чтобы ругать детей. ДА НЕТ
13 Я часто глажу ребенка по голове, обнимаю его. ДА НЕТ
14 Мой тон в разговорах с ребёнком часто строгий и назидательный. ДА НЕТ
15 Мне приходится делать уроки вместе с детьми, иначе они не сделают их вообще. ДА НЕТ
16 Я знаю, о чем мечтает мой ребёнок. ДА НЕТ
17 Я часто привожу своему ребенку в пример других детей или себя. ДА НЕТ
18 Если ребенок в гневе испортит вещи, он будет наказан. ДА НЕТ
19 Мы обсуждаем с ребёнком книги и фильмы. ДА НЕТ
20 Я рассказываю детям о проблемах в семье. ДА НЕТ
21 Мой ребенок может почувствовать и помочь мне, если я устала или нездорова. ДА НЕТ
22 Мой ребёнок говорит иногда, что ему хотелось бы быть со мной почаще. ДА НЕТ
23 Я испытываю удовольствие, разговаривая с ребёнком. ДА НЕТ
Результаты: подсчитайте, сколько квадратов красного, желтого и зеленого
цвета у вас получилось. За каждый квадрат вы получаете 1 балл.
Важны баллы за ячейки каждого цвета, кроме невыделенных.
Позитивное внимание
От 0 до 5 баллов:
Возможно, вашему ребенку не хватает позитивного внимания. Вы слишком заняты на работе и по дому, но ребенок испытывает острый дефицит общения! Помните, важно не количество внимания, а качество. Можно рассказать ребенку о своем детстве, послушать о его школьных проблемах, пока вы моете посуду или готовите ужин. А еще лучше делайте это все вместе.
От 5 до 10 баллов:
Возможно, ваш ребенок испытывает дефицит внимания. Подумайте, может быть, ваше общение носит формальный характер: накормить, напоить, посмотреть дневник? Но этого мало! Важно интересоваться чувствами ребенка его повседневными делами.
От 10 до 15 баллов:
Вашему ребенку достаточно внимания. Вы сумели создать доверительные отношения. Ребенок чувствует “тыл”, знает, что может обратиться к вам за советом. Это хорошая почва для его личностного, интеллектуального и эмоционального развития.
Недостаточное внимание
От 1 до 4 баллов
Вашему ребенку хватает внимания. Возможно, его даже чересчур много. Подумайте достаточно у него свободы? Или абсолютно все его проблемы вы решаете вместе (или за него)? Не слишком ли вы навязчивы в стремлении разделить каждую его мысль и действие? В такой ситуации в социальное и личностное взросление ребенка замедляется, и он надолго может остаться зависимым, неуверенным в себе и несамостоятельным.
От 5 до 9 баллов:
Скорее всего, вы и в “зеленом” блоке вы набрали среднее количество баллов. А это значит, что ребенок испытывает некоторый дефицит общения с вами. Постарайтесь быть более отзывчивыми к просьбам и повседневным заботам своих детей, делайте их союзниками в общесемейных делах: выборе новой мебели, помощи по дому и заболевшим родственникам.
От 9 до 13
У вашего ребенка острый дефицит общения! Если вы слишком заняты на работе, постарайтесь посвящать ему каждую свободную минуту. Подбодрите, похвалите, погладьте по голове своего ребенка, иначе очень скоро вам будет сложно найти с ним общий язык.
Негативное внимание
От 0 до 2 баллов:
В ваше семье все хорошо: ребенок получает достаточно позитивного внимания и сего самооценкой все в порядке!
От 2 до 4 баллов:
То ли ваша родительская позиция слишком строгая, то ли вы мало общаетесь с ребенком, и он старается привлечь к себе внимание не слишком образцовым поведением, но иногда вам кажется, что он слишком много делает не так. Не ругайте детей из – за пустяка. Лучше подбодрите ребенка, скажите ему, что в следующий раз у него обязательно все получится!
От 4 до 8 баллов:
Ваш ребенок настолько привык к тому, что его постоянно ругают и поучают, что уже и забыл, может ли быть по – другому. Что бы привлечь к себе ваше внимание он ведет себя так, чтобы вы в очередной раз вышли из себя и пообщались с ним с помощью подзатыльников и нотаций. Постарайтесь изменить свое поведение.
Начните хвалить ребенка, даже если кажется, что не за что. Старайтесь чаще гладить его по голове и просто разговаривать с ним, не поучая. Через некоторое время вы заметите, что скандалы прекратились, оценки в дневнике улучшились. А самое главное, вы поймете, что позитивное общение с ребенком может быть очень простым и приятным как для вас, так и для него.
Итог собрания.
Что каждый из вас считает для себя полезным из того, что было на собрании?
Появилось ли в вас уверенность, что именно вы являетесь ответственным за воспитание своего ребенка?
Почувствовали вы, что для успешного воспитания ребенка вам не хватает психолого-педагогических знаний.
Итак, на сегодняшнем собрании мы задумались о необходимости полноценного общения родителей с детьми, от​ветственного подхода к воспитанию. Воспитательные действия, общение должны быть наполнены любовью, тогда они будут результативными. Залогом воспитательного успеха будут также знания, основанные на бесконечной родительской любви, заботе о ребенке, о его настоящем и будущем. Давайте же учиться быть хорошими родителями!
Решение родительского собрания.
1.  Рекомендовать родителям проводить больше времени с детьми, найти совместные увлечения.
2.  Обратить внимание родителей на стиль общения с ребенком
3.  Напомнить о многообразии возможных форм поощрения ребенка, а также о недопустимости телесных наказаний.
Анкета для учащихся
«Роль общения в жизни школьника»
Прочитай внимательно предложенные вопросы и выбери либо один из предложенных ответов, либо сформулируй ответ самостоятельно.
1. Нравится ли тебе рассказывать своим родителям о прожитом дне?
А) Да Б) Нет
2. Всегда ли твои родители выслушивают тебя до конца?
А) Да Б) Нет
3. С кем ты скорее поделишься своим секретом: с мамой, папой, другом или подругой?
А) С мамой Б) С папой В) С другом Г) С подругой
4. Какие ласковые слова говорят тебе родители и в каких случаях?
_____________________________________________________________
5. Считает ли семья праздником твой день рождения?
А) Да Б) Нет
6. Какие праздники в своей семье ты любишь?
_____________________________________________________________
7. Если бы ты был волшебником, что ты хотел бы изменить в своей семье?
Тема: «Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка».
Цель:
·  обратить внимание родителей на значение культурных ценностей и традиций семьи в развитии познавательной активности ребёнка;
·  актуализировать значение культурных ценностей семьи для развития ребёнка;
·  проанализировать наличие традиций в современных семьях.
Ребенок – зеркало семьи; как в капле отражается
солнце, так в детях отражается нравственная
чистота матери и отца.
В.А. Сухомлинский.
Подготовительная работа:
1. Анонимное анкетирование учащихся.
2 Индивидуальные задания родителям –
· Какое место занимает спорт в вашей семье?
· Как вы прививаете детям любовь к книгам?
· Роль семейных традиций в формировании личностных качеств ребёнка.
Ход собрания:
1. Вступительное слово классного руководителя.
Добрый день, уважаемые родители. Сегодня мы с вами поговорим о значении культурных ценностей семьи для развития ребёнка.
- Какие, по-вашему, бывают семейные ценности?
- Какие ценности и традиции существуют в ваших семьях?
А вот, что говорят дети.
2. Анализ анкет учащихся.
.Анкета для учащихся.
1. Есть ли в вашем доме библиотека?
2. Бываете ли вы вместе с родителями в театре, на выставках, на концертах?
3. Какие газеты и журналы выписывают в твоей семье?
4. Обсуждаете ли вы прочитанные книги? Назовите любимую книгу.
5. Обсуждаете ли вы с родителями телевизионные передачи и фильмы?
6. Часто ли ты бываешь на природе?
7. Проводите ли вы отпуск всей семьёй?
8. Какие семейные традиции существуют в вашей семье?
- празднование дней рождений;
- встреча Нового года с украшенной ёлкой;
- выезд на природу;
- совместный отпуск;
- другие?
9. От каких семейных традиций ты бы отказался?
10. Какие семейные традиции тебе дороже всего?
Беседа
Есть разные семьи: и многодетные, и такие в которых только один взрослый и один ребенок. Они могут различаться по национальности и уровню образованности родителей, по их возрасту, социальному статусу и уровню жизни; могут жить в столице или в провинции. Какую же семью можно считать лучшей для ребенка с точки зрения психологов? Чего каждый из нас имел право ожидать от своей семьи и своих родителей – ведь все мы когда – то были детьми?
Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.
Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто ни кого не защищает, она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир – или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое предназначение семьи.
Итак, семья – это питающая, насыщающая почва, на которой произрастает высаженное вами семечко.
О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего потому, что существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью, как коллектив.
Все родители надеются видеть своих детей счастливыми, но, к сожалению, не все связывают понятие «счастье» с выработкой у ребенка общественного долга. Ведь только поняв, в чем истинный смысл счастья, отец и мать смогут обеспечить счастливое детство, которое бы готовило ребенка к будущей жизни.
Велико взаимовлияние друг на друга всех членов семьи. Кого ребенок видит в отце, матери, старших братьях и сестрах повседневно – все это имеет огромное значение в воспитании личности (личный пример).
«Ты не один на свете» - эту истину трудно ребенку усвоить, если он не постигнет ее на практике. Надо, чтобы он постоянно видел, что в семье все делается поровну – труд, забота, внимание, лакомства, радость, огорчения. Атмосфера равенства и взаимной ответственности является своеобразной профилактикой эгоизма, потребительства, беспомощности, лени, чувства исключительности…
Приведем пример: семья Виталика, небольшая: отец, мать, сестра. Характерное для отношений в этой семье – дух доброжелательности, трудовая слаженность, взаимоуважение, заботливость. И главное - все равны: и большие и маленькие, все причастны к делам семьи. Отец и мать сумели так наладить быт, что каждый участник в домашних делах по мере своих сил и возможностей. При необходимости мать подсказывает, кто где нужнее. Отец с сыном занимаются тем, что требует физической силы – заготавливают овощи, ходят в магазин, прачечную, возятся с пылесосом. Обязанностью сестры – старшеклассницы – ежемесячно платить за квартиру, каждое утро отводить брата в детский сад, следить за порядком в доме. Виталик следит за своим игровым хозяйством, гуляет с хомячком во дворе, кормит его, поливает цветы. Когда мама приходит после работы позже обычного, то ее уже ждет на столе разогретый ужин.
Отец часто отлучается в командировки, и дети остро чувствуют его отсутствие. И вот родилась традиция: отчитываться перед ним, что произошло в его отсутствие. При встрече с отцом все новости обстоятельно обсуждаются на семейном совете. Дочь отчитывается о школьных делах, об оценках…, сын – о событиях в детском саду, во дворе, о своих друзьях, своем домашнем животном. Рассказывают оба, что сделали доброго, полезного, чем помогли маме.
В этой семье все внимательны друг к другу, умеют считаться с удобствами каждого.
В теплой обстановке проходят и семейные торжества. Идет общий разговор, в котором принимают участие и большие, и маленькие. Играют в забавные игры, поют, танцуют, обсуждают минувшие события, готовят сюрпризы…
В этой семье «дети растут удачливыми».
Действительно, когда весь стиль жизни семьи является воспитывающим, то родителям не приходится искать, как говорил А.С. Макаренко, «хитрейших рецептов воспитания». Сама жизнь помогает родителям учить ребенка умению отказываться от покупки игрушек, если семья не имеет возможности приобрести ее немедленно, проявлять заботу о близких, стариках, детях…, справляться об их самочувствии.
Трудовая атмосфера семьи. Участие в общих заботах по дому вместе со старшими, ребенок осознает свою причастность к жизни всей семьи. Он постигает очень важные понятия: каждый член семьи (в том числе и он) имеет свои обязанности, от выполнения которых зависит чистота, уют, порядок, в доме; в семье существуют определенные законы, которым нельзя не подчиняться; действия всех членов семейного коллектива взаимозависимы и продиктованы общими интересами; все – старшие и дети – делают не только то, что хочется, но и то, что необходимо; каждый, выполняя определенные обязанности, делает это не только для себя, но и для других.
Совместный труд дает почувствовать всем участникам равенство членов семьи, ответственность каждого перед семейным коллективом.
Эмоциональная атмосфера семьи – это тоже своего рода традиция. В одних семьях принято все дела, даже возникающие разногласия, решать спокойно, по – деловому. В других и обычный разговор ведется с раздражением, на детей принято покрикивать. Ясно, что в первом случае ребенок приучается реагировать на спокойное обращение, во втором – на сильные раздражители: не послушается до тех пор, пока не накричат на него.
Тональность отношений складывается из мелочей. Прислушайтесь, в каком ключе настроены голоса членов семьи. Как строится диалог? Что преобладает – раздражение, угрюмость или спокойствие, приветливость, вежливость или дерзость, юмор, шутка или ворчание?
В одной семье и пересоленный суп – тема серьезная: отодвигается тарелка в сторону и объявляется «голодовка». В другой мелких кулинарных издержек не замечают, а если и подметят, то в необидной форме, вроде: «Сегодня наша хозяюшка замечталась» - или: «Сразу видно, что готовили две хозяйки – большая и маленькая… и обе очень старались» Для таких семей характерны не ссоры, а юмор. Кто из нас не знает, как даже в сложных ситуациях, в назревающих конфликтах выручает юмор. Он помогает снять напряжение, и тогда претензии, споры разногласия разрешаются мирно и более разумно. Как важно нам, взрослым, иметь это в виду в отношениях с детьми. Ведь порой достаточно изменить реплику, слово, сменить гневный тон на миролюбивый, придать фразе юмористическую окраску, и сказанное приобретает необходимую тональность. Нельзя забывать о том, что мы воспитываем не только тогда, когда ребенка поучаем, внушаем ему понятие о добре и зле, объясняем, требуем… Мы оказываем воздействие постоянно, каждую минуту соприкосновения с развивающейся личностью. В воспитании участвует все – наши дела, мысли, чувства, суждения, интересы, вкусы, потребности, в общем, вся атмосфера семьи, которой «дышит» ребенок. И если ребенок видит в отношениях взрослых принципиальность суждений, самокритичность, взаимопомощь, чуткость, внимание, то и ребенок, включаясь в систему подобных отношений, приобретает положительные черты характера. Но если ребенок наблюдает в отношениях взрослых фальшь, равнодушие, невмешательство вместо принципиального, активного противоборства, стремление к материальным выгодам вместо моральных приобретений, то его воспитанность неизбежно ставится под угрозу.
Умеем ли мы построить свой разговор с ребенком? Не с позиции мамы и папы, а как-то персонально, открыто, не прячась за свои роли? Эта способность в большей степени зависит от того, были ли в нашем собственном детстве такие человеческие разговоры. Слушал ли нас кто–нибудь, принимал ли всерьез, или мы были только статистами и молчаливыми слушателями чужих монологов? Как трудно переучиваться, если собственный детский опыт был негативным! И мы, помня обиды и боли собственного детства, порою ужасаемся, понимая, что по отношению к собственным детям ведем себя точно так же неправильно, как вели себя с нами наши родители.
Наверное, поэтому родительство – самая трудная жизненная задача: здесь никто не может рассчитывать на быстрый успех и абсолютную компетентность, зато каждый в своем ребенке видит себя.
Вот почему весь стиль жизни семьи стоит выверять с позиции нравственных критериев. Чему учится ребенок в семейном коллективе? Какие нравственные ценности приобретает от нас? Совпадает ли весь строй жизни семьи с требованиями, предъявленными к ребенку? Все эти и многие другие вопросы следовало бы почаще обращать нам к самим себе.
Итог собрания.
Что каждый из вас считает для себя полезным из того, что было на собрании?
Всем спасибо за внимание.