Методика обучения грамоте (в помощь студенту или начинающему учителю)
Методика обучения грамоте
Обучение грамоте – особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения (стартовая площадка в овладении ребёнком всей школьной премудрости: «Сперва аз да буки, а там и науки»).
Задачи периода обучения грамоте:
сформировать элементарный навык чтения и письма;
развитие фонематического слуха
Обучение грамоте является составной частью обучения русскому языку. В процессе обучения грамоте развиваются речевые навыки учащихся, они приобщаются к чтению литературы, начинают формироваться основные языковые понятия, простейшие орфографические и грамматические умения, то есть методика обучения грамоте тесно связана с другими разделами методики: грамматика, орфография, орфоэпия, и др.
Все современные учебники можно разделить на три группы по принципу построения:
Частотный принцип (К. Д. Ушинский, В.Г. Горецкий) изучения звуков (букв) означает, что сначала изучаются наиболее употребительные звуки, затем идут менее употребительные и, наконец, вводится группа малоупотребительных.
Позиционный принцип (Д.Б. Эльконин) означает, что звуки изучаются в соответствии с фонетической системой русского языка: гласные а-я, о-е и т.д., сонорные согласные, парные согласные и т.п.
Генетический (Р.Н. Бунеев) по сложности и сходности написания звуков и букв (схожесть элементов и, п, г, р, т)
На каждый урок отводится две страницы "Азбуки" (или разворот), которые содержат материалы разных видов:
Текстовый материал: столбики слов, предложения, тексты для чтения.
Иллюстративный материал: предметные картинки, сюжетные картинки
Внетекстовые элементы (схемы слов и предложений, слоговые таблицы, лента букв). Назначение ленты букв - систематизация изученных звуков и букв.
Занимательный материал: ребусы, "рассыпанные" слова, "цепочки" слов, скороговорки и т.д. Главное назначение игрового материала - воспитывать у детей интерес к родному языку, способствовать развитию их речи и мышления.
Содержание делится на два блока:
1 блок – основные языковые понятия( речь (устная, письменная), предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный-согласный, гласный –ударный, безударный, согласный твёрдый-мягкий, звонкий-глухой)
2 блок – все буквы и звуки русского языка, учимся плавному слоговому чтению, списыванию с печатного и рукописного текстов, письму под диктовку
Обучение грамоте делится на 2-3 этапа:
1 этап – добуквенный (добукварная подготовка)
Продолжительность от 2-3 уроков до 2 месяцев.
С чем знакомимся? (языковые понятия)
Предложение – это несколько слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль – схема предложения – её оформление (мысль началась, мысль закончилась), с помощью мыслей выражаем чувства, знаки препинания в конце предложения(?,!, ., )
Слово
Слог - делим слово на слоги разными способами (хлопки, подбородок, скандирование – ребёнок сам выбирает удобный способ)
Ударение – способы постановки ударения: позови слово; ставить ударение на разные слоги, потом выбрать правильный вариант, слово можно спросить: это мАма? Показать разные способы постановки ударения.
Звуки – речевые и неречевые (из этих звуков можно собрать слово?) – собрать слово можно только из тех, что произносит человек.
Гласные – поются, воздух проходит свободно, не встречают преграду – произносим сначала тихо, потом громко, чем громче, тем шире раскрывается рот (гласные – ротораскрыватели), историческая справка – глас, голос
Согласные – не всегда поются, звук встречает преграду, спотыкается, ротосмыкатели, твердые, мягкие и т.д.
Структура урока свободная, главное соблюсти 4 момента:
усвоение учащимися нового термина;
активная умственная деятельность учащихся;
организация деятельности самих учащихся (наглядно-действенное мышление): игры, работа с кассами букв, схемами-моделями и т.п.;
2-3 физминутки.
Виды деятельности учащихся в подготовительный период:
Фонетическая работа:
выделение предложений из речевого потока;
выделение отдельных слов в предложении;
скандирование слов, выделение слогов;
сравнение по размеру предмета и слова;
выделение ударного слога;
подбор слов к слоговой или звуковой схеме;
упражнения в звукоподражании;
выделение первого (последнего) звука в слове;
подбор слов на определенный звук (с учетом твердости-мягкости);
выделение каждого звука в слове;
определение на слух количества звуков в слове;
выделение в слове гласных (согласных) звуков;
объединение в пары слов с одинаковым гласным звуком (жук-ключ, сыр-дым)
Формирование представлений о речи и предложении: Ответы на вопросы учителя по картинкам, составление предложений. Ответы на вопрос «Что это?» по предметным картинкам. Постановка вопросов к предметным картинкам (не умеют, надо учить). Составление предложений по серии сюжетных картинок. Подсчет предложений в речи. Подсчет слов в предложении. Рассказывание по восприятию, по памяти, по картинке; пересказ (на основе умений полученных в д/с).
Лексическая работа: знакомство первоклассников со значением новых слов; введение в активный словарный запас слов на школьную тематику; распределение слов по тематическим группам (учебные вещи, игрушки, инструменты, птицы, насекомые, овощи и т.д.); выделение слова из предложения.
Слушание: чтение учителем художественных произведений, доступных пониманию детей; чтение текстов в букварях, предназначенных для чтения взрослыми; беседы по прочитанному учителем.
Чтение: чтение стихов, заученных до школы; для читающих детей – чтение текстов в букваре или специально подобранных учителем.
2 этап – буквенный
Начинается с первой буквы, не в алфавитном порядке.
На данном этапе проводятся уроки двух типов:
введение нового звука,
урок закрепления.
Структура урока введения новых звуков и букв
1-й этап: Звуковой (слого-звуковой) анализ слов.
Задачи: научить анализировать звучащее слово, вычленять и характеризовать звуки, т.е. развивать фонематический слух у детей.
Приемы:
- Звуковой (слого-звуковой) анализ слов по готовой модели или составление звуковой модели; протяжное интонирование звуков.
- Вычленение звука из слова, его характеристика; наблюдение над артикуляцией звука.
- Упражнения в слышании звука в других слова; придумывание слов с данным звуком (в разных позициях).
- Обозначение звуков известными буквами, т.е. переход от звуковой модели к буквенной.
- Постановка учебной задачи: «Какой буквой обозначить данный звук?»
2-й этап: Знакомство с новой буквой.
Задачи: овладение детьми представлением о знаковой природе букв, усвоение норм графики, овладение зрительным образом печатных букв.
Приемы:
- Введение буквы как значка для обозначения звука или звуков (дается алфавитное название буквы).
- Рассматривание буквы, сравнение (на что похожа эта буква).
- Нахождение в «Кассе букв» и наложение буквы на условный значок в звуковой модели.
- Введение новой буквы в буквенную запись слова; помещение на «Ленту букв» или в «Город букв».
3-й этап: Чтение слогов-слияний (СГ) с новой буквой.
Задачи: научить слитному прочтению СГ с ориентацией на букву гласного; формировать способ обозначения твердости и мягкости согласных с помощью букв гласных.
Приемы: анализ и синтез.
4-й этап: Чтение слов с новой буквой.
Задачи: формирование первоначального механизма чтения; понимание лексического значения слов; грамматико-орфографическая пропедевтика.
Приемы:
- Чтение слов с заданием (например: прочитай и отметь непонятное слово; прочитай и найди лишнее слово).
- Соединение стрелкой слова в столбике и слова в тексте.
- Выяснение (уточнение) лексического значения слов.
- Печатание и составление слов из разрезной азбуки.
- Соотнесение слова и звуковой модели; звукового и буквенного состава слов.
- Сравнение слов по разным основаниям (лексическому значению, звуковому, слоговому и буквенному составу).
- Игровые приемы, приемы познавательного чтения (Ш.А. Амонашвили).
- Составление словосочетаний и предложений с данными словами.
- Пропедевтические наблюдения над лингвистическими особенностями слов (например: рана-ранка, санитар - санитары; гриб – грибной - грибники и т.д.).
- Словесное рисование с использованием слов: на доске учитель рисует рамку, внутри которой в разных местах печатаются слова. Детям надо догадаться, прочитав слова, что может быть нарисовано на рисунке в рамке.
5-й этап: Чтение букварного текста.
Задачи: формирование механизма чтения и приемов понимания прочитанного; овладение общим способом работы с любым текстом; организация продуктивного многочтения.
Схема работы с букварным текстом (этап – цель - приёмы) следующим образом:
работа до чтения
спрогнозировать содержание будущего текста
прогнозирование:
по иллюстрации (рассматривание, беседа, составление рас сказа);
по ключевым словам;
по заголовку.
работа во время чтения
научиться читать текст
жужжащее чтение;
чтение друг другу в парах;
чтение вслух цепочкой;
уточняющие вопросы по ходу чтения;
выяснение непонятного;
комментарии учителя.
работа после чтения
достигнуть понимания
прочитанного
итоговые вопросы;
- итоговое вырази тельное чтение;
соотношение с иллюстрацией и заголовком;
творческие задания.
Структура урока закрепления будет содержать все перечисленные этапы, кроме 2-го и 3-го.
Трудности первоклассников:
Звукослияние – смотрим на вторую букву, она командует, как будем произносить первую.
Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного (тормозят скорость чтения).
Антиципация – предвосхищение, смысловая догадка (на первых этапах – ошибки при чтении).
3 этап - послебукварный
Детям предлагаются для чтения отрывки из известных произведений. Уроки заключительной части готовят детей к урокам литературного чтения и по структуре и содержанию аналогичны им: подготовка к восприятию текста, знакомство с текстом, анализ прочитанного. Здесь важно работать над такими качествами навыка чтения как правильность и сознательность. Выразительность и беглость уходят на второй план.
Письмо
Обучение письму – это, прежде всего, выработка графического навыка. Особенности графического навыка состоят в том, что данный навык, с одной стороны, является двигательным (механическим), а с другой – сознательным.
Сознательный характер письма состоит в следующем:
а) в правильном соотнесении звука и буквы; б) соблюдении ряда графических и орфографических правил; в) в использовании письменного навыка для передачи своих собственных мыслей и чувств.
Основная цель – формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:
ознакомление с правилами посадки и владения инструментами;
ориентировка на странице прописей и тетради;
ознакомление с начертаниями букв, их воспроизведение;
письмо слогов, слов и предложений с соблюдением наклона и одинаковой высоты, пропорций букв;
обучение безотрывному (по возможности), ритмичному и скорому письму;
предупреждение искажения при написании букв;
исправление индивидуальных недостатков почерка у отдельных учеников.
Методы обучения письму:
Копировальный метод – обведение букв, напечатанных в специальных тетрадях точками, бледными чернилами или написанных учителем карандашом; письмо через кальку или полиэтиленовую пленку. (репродуктивный метод, основанный на механическом упражнении, не ведет к сознательному овладению навыком письма) .
Линейный метод – использование точных и всегда одинаковых расстояний между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей. Одно время с этой целью применялась вспомогательная сетка, определяющая пропорции букв. От ее использования отказались в связи с тем, что она вредна для зрения, лишает детей самостоятельности, сковывает движения руки и тем самым не способствует развитию навыка письма, формированию глазомера. Пропорции буквы ребенок осваивает в ходе анализа формы буквы, далее закрепляет их в процессе письма.
Генетический метод – буквы изучаются в порядке от графически простой по форме к графически более сложной.
Ритмический (тактический) метод – письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. В настоящее время многие методисты и педагоги-практики отвергают данный метод, однако его ограниченное применение позволяет выработать в классе общую скорость письма, что необходимо на диктантах и контрольных работах.
Метод Карстера заключается в прописывании специальных росчерков, что способствует развитию движений руки: пальцев, кисти, предплечья. При этом также формируется умение пользоваться направлением, пространством листа, и развивается свобода и легкость движения руки. По мнению многих методистов, система упражнений Карстера больше пригодна для занятий со взрослыми при выработке скорости письма или исправлении почерка, т.к. многие росчерки сложны по технике исполнения. Однако отдельные упражнения могут быть использованы для занятий с детьми.
Таким образом, в практике обучения наилучшие результаты достигаются путем разумного сочетания названных методов на определенных этапах обучения письму.
Этапы и условия формирования графического навыка:
1. Заштриховка фигур, обводка трафаретов, рисование узоров и др. упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, выработку умения соблюдать строку, нужным образом располагать и держать письменные принадлежности, писать прямые и закругленные линии и т.п.
2. Письмо элементов букв.
3. Письмо отдельных букв без соединения с другими буквами.
4. Письмо сочетаний букв, слогов, целых слов.
Методические приемы обучения письму.
показ написания учителем (при знакомстве с буквой, элементом, проговаривание);
списывание с готового образца (подражают, воспроизводят образцы письма, данные в прописях, на доске или в тетрадях);
копирование (ученик упражняется в выполнении правильного движения);
воображаемое письмо (письмо в воздухе);
анализ формы буквы;
а) анализ буквы, разложением ее на зрительные элементы;
б) анализ буквы с точки зрения движений при письме;
в) анализ буквы в сравнении с ранее изученными.
Впервые изучаемая буква сначала анализируется по количеству элементов. Затем учитель объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, указывая ее пропорции и особенности. Эффективным приемом формирования образа буквы является конструирование ее из элементов – шаблонов.
усвоение правил письма:
- Буквы надо писать с одинаковым наклоном.
- Буквы в словах надо писать на одинаковых расстояниях.
- Буквы в словах надо писать одинаковой высоты.
- Слог пишется безотрывно.
письмо под счет (Движение «на себя» сопровождается счетом «раз», «два», «три». Соединительное движение «от себя» пишем под счет «и», которое произносится то длиннее, то короче, в зависимости от длины пути);
анализ ошибочного написания (Ошибочное написание выносится на доску лишь в том случае, когда у большинства учащихся класса проявилась данная ошибка, объяснение написания проводится повторно).
Структура урока письма.
1. Оргмомент. Упражнения для пальцев. Целевая установка.
2. Повторение: написание букв под диктовку, списывание с печатного, диктант (с 10 урока) – 3-5 минут.
3. Звуковой анализ: выделение изученного нового звука. Знакомство с письменной буквой, сравнение ее с печатной.
4. Рассматривание образца на доске, в прописи, анализ зрительных элементов буквы.
5. Показ учителем с одновременным объяснением, анализ двигательных элементов.
6. Письмо новой буквы: воображаемое, копировальное, по образцу.
7. Чтение и звуко-буквенный анализ соединение (слогов).
8. Письмо соединений (слогов) различными способами.
9. Чтение и звуко-буквенный анализ слов, предложений.
10. Письмо слов, предложений, выполнение различных заданий.
11. Сравнение новой буквы с ранее изученными и их запись.
В течение урока проводится 2-3 физминутки (для глаз, для рук, подвижная), письменные упражнения чередуются с устной работой. Помним, что в 1 классе продолжительность письменной работы не более 5 минут.
13PAGE 15
13PAGE 14115