Формирование орфографического навыка (в помощь студенту или начинающему учителю)
Методика правописания. Формирование орфографического навыка.
Орфография – это система правил, обеспечивающих единообразное написание в тех случаях, где возможны отклонения:
Главная задача орфографии – овладение правописанием по трем линиям: фонематическая, морфемная, грамматическая.
Основной единицей правописания в современной методике является орфограмма - «та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки» (М.Р. Львов).
Опознавательные признаки орфограмм:
- несовпадение буквы и звука, написания и произношения. Например, что (што )
- звуки и буквы и которые дают наибольшее количество несовпадающий и, следовательно, создают опасность ошибок. (гласные: а/о, и/е; парные звонкие и глухие согласные б/п, г/к, в/ф, д/т, з/с, ж/ш; непроизносимые согласные, сочетания нч/, нщ, сочетание жи/ши, ча/ща, чу/щу, и др.)
- морфемы в словах: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительный гласный в сложных словах, возвратная (постфикс) частица – ся – (сь).
Орфографическое действие - это когда ребёнок осознает наличие орфограммы в слове и намеренно обращается к правилу.
Орфографический навык – это сложный навык, который выработывается в процессе автоматизации орфографического действия.
Поэтому, ребенка нужно научить:
а) ставить орфографическую задачу (находить орфограммы);
б) устанавливать тип орфограммы и относить ее к определенному правилу (выбирать правило);
в) применять правило (правильно выполнять алгоритм решения орфографической задачи);
г) осуществлять орфографический самоконтроль.
Для того чтобы сформировать навык постановки орфографической задачи и выполнения орфографических действий, необходимы специальные задания и упражнения.
Но если изучить учебники и методические пособия по русскому языку для начальных классов, то можно отметить, что в них встречаются орфографические упражнения, в которых на месте орфограмм даны пропуски, т.е. за детей авторы учебника уже поставили орфографическую задачу. Поэтому рекомендуют использовать диктант «Проверяю себя», во время которого разрешается пропускать букву, в написании которой сомневаешься (в методике М.С. Соловейчик). Как показывает практика, недостаточно разрешить ученикам пропускать «сомнительные» буквы, надо еще «научить их сомневаться», а для этого ученики должны знать общие опознавательные признаки орфограмм.
Например,
Орфограмма
Опознавательные признаки
1. Безударные гласные в корни слова
(проверяемые и непроверяемые)
а) безударность, отсутствие ударения на
корневом гласном:
б) гласные а, о, и, е, как наиболее
«опасные»:
в) место в слове: гласные находится в корне слова.
2. Звонкие и глухие согласны в корне слова (проверяемые и непроверяемые)
а) согласные, образующие пары «звонкие/глухой»: б/п, г/к, в/ф, д/т, з/с, ж/ш; особенное внимание сочетаниям согласных: «загадка», «просьба»;
б) место в слове (в конце);
в) место в корне (на конце корня или всего слова)
3. Непроизносимые согласные в корне слова
а) «опасные» звукосочетания (буквосочетания) - «ст/сн»;
б) место в слове ( в корне)
4. Разделительный ь
а) наличия звука [j] после мягкого согласного: [н л'jу]; (налью)
б) наличие гласных букв е, я, ё, ю или звуков [э], [а], [о], [у]
5. Разделительный ъ
а) наличие звука [j] после согласного [под j ом]; (подъем)
б) наличие гласных букв я, ё или звуков [э], [а], [о],
в) место орфограммы: после приставки, оканчивающейся на согласный, на стыке приставки и корня.
6. Раздельное написание предлогов, слитное приставок.
а) наличие «предлога/приставки» типа «по», «на», «за», «з», «в», «с», «над», «под» и т.п. (дети запоминают эти «предлога/приставки»)
б) части речи - глагол не может иметь предлога, предлог относится е имени существительному или местоимению.
7. Заглавная буква в именах людей, городов, рек и др. собственных именах существительных.
а) место в слове: первая буква;
б) значение слова: имя, фамилия человека, кличка животного, название реки, города, моря и т.п.
8. Заглавная буква в начале предложения («сигнал» его начала)
а) место в слове: первая буква;
б) место в предложении: первое слово
9. Буквы и, а, у после шипящих сочетание «жи», «ши», «ча», «ща», «чу», «шу».
а) наличие в слове звуков, обозначаемых (буквами ж, ш, ч, щ, наличие их сочетаний с гласными
10. Мягкий знак на конце имени существительных после шипящих
а) наличие на конце слова шипящих согласных ж, ч, ш, щ;
б) часть речи имя существительное
в) мужской род - женский род
Пропедевтический этап по формированию орфографического действия - в период обучения грамоте. На уроках письма записываем слово, ставим ударение, ищем «опасные» места (мины, ловушки), наблюдаем за расхождение буквы и звука, подчёркиваем «опасное» место.
Процесс формирования орфографических умений и навыков проходит следующие этапы:
Мотивационный – осознавая мотивы предстоящего действия, учащиеся ставят цель, осознают задачу.
Ориентировочный – поиск способа решения задачи: грамматическое обоснование, опора на правила, осознание алгоритма.
Операционный – повторное, многократное выполнение действия по правилу (по алгоритму) с постепенным нарастанием трудностей, с постепенным «свертыванием» алгоритма, усиление автоматизма в результате упражнения.
Контрольно-оценочный, самооценочный – достижение более или менее полного автоматизма, самоконтроль, самопроверка, укрепление безошибочного письма. Постепенный отказ от употребления правил.
Для успешного формирования орфографического навыка необходимы определенные условия:
1. Развитие фонематического слуха.
2. Понимание языковых значений.
4. Овладение алгоритмом выполнения орфографического действия.
5. Выполнение достаточного количества практических упражнений.
6. Систематическая работа над ошибками.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 915