Из опыта составления профессиограммы (начинающему учителю истории) учителявысшей категории Муравьевой Марии Федоровны Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней №88
Из опыта составления профессиограммы (начинающему учителю истории) учителя-методиста высшей категории Муравьевой Марии Федоровны Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней №88
Какими же умениями должен обладать начинающий учитель истории.
1. Определять цель урока, отбирать учебный материал, обеспечивающий реализацию поставленной цели, выделять в нем главное, необходимое для формирования опорных знаний, методически обрабатывать содержание учебного материала соответственно возрастным и познавательным возможностям школьников.
2. Отбирать и создавать (реконструировать) исторические образы (картины) для формирования у учащихся представлений об эпохе, историко-географических и временных представлений.
3. Устанавливать и использовать межпредметные связи в обучении истории, осуществлять связь с современностью, с жизнью.
4. Уметь планировать курсы перспективно и тематически, создавать план и конспект урока, владеть искусством рассказа и беседы, формулировать учебно-познавательные задания, создавать на уроке проблемные ситуации, активно использовать аудиовизуальные средства обучения.
5. Анализировать, комментировать и оценивать знания учащихся, уметь организовывать тематический учет знаний и зачеты, готовить школьников к ГИА.
6. Добиваться от учащихся понимания и усвоения закономерностей и законов общественного развития, причинно-следственных связей, взаимосвязей, взаимообусловленностей.
7. Активизировать познавательную деятельность учащихся, их творческое воображение на глубокое усвоение учебного материала, учить их работать со статическим материалом, изобразительной и условно-графической наглядностью, с исторической картой, интернетом.
8. Научить школьников с целью самостоятельного овладения знаниями выполнять различные задания, использовать инструкции и памятки, вести записи в тетрадях, составлять планы, тезисы, конспекты, организовывать на качественное выполнение домашних заданий.
9. Используя различные виды, формы и приемы проверки знаний и умений, научить учащихся отвечать по существу вопроса, активно участвовать в семинарских занятиях.
10. Научить школьников рецензировать, анализировать и оценивать ответы товарищей, выступать с рефератами, докладами, проектами и участвовать в их обсуждении, развивать умение вести дискуссию на научной основе и отстаивать правоту своих убеждений убедительно и доказательно.
11. Развивать у учащихся общеучебные навыки и умения.
12. Проводить лекционные и семинарские занятия, практикумы, теоретические и научно-практические конференции, экскурсии в музеи, на выставки и т.д.
13. Руководить занятиями группы (клуба) политинформаторов, лекторов, а также общественно-политической работой по подготовке и празднованию красных дат календаря и других знаменательных событий.
14. Организовывать походы и экскурсии по местам революционной, боевой и трудовой славы с целью воспитания у учащихся уважения к лучшим традициям народа. Помогать школьникам в проведении военно-патриотической работы.
15. Руководить работой исторического кружка, учить школьников вести краеведческую работу, летопись школы, села, города, района, поисковую деятельность, формировать элементарные представления о методах научного исследования, организовывать учащихся на активное участие в охране памятников истории и культуры.
16. Готовить учащихся к предметным олимпиадам и конкурсам, руководить внеурочным чтением по предмету, проводить тематические конференции и вечера.
17. Создавать кабинеты истории, руководить их работой, изготовлять вместе с учащимися самодельные наглядные пособия, проводить консультации и дополнительные занятия со слабо успевающими учениками
18. Установить толерантные отношения с коллегами, обучающимися и их родителями.
Успехов вам, молодые коллеги!