Рекомендации начинающему учителю по теме: Развивающие игры в начальной школе
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Рекомендации учителю начальных классов
по теме: « Развивающие игры на уроках в начальной школе»
Составила : Чернышева А.П.
учитель начальных классов,
руководитель МО 2 классов.
г. Березники, 2008
За годы работы у меня накопилось много развивающих игр и упражнений по данной проблеме. Они помогают детям успешнее учиться, лучше усваивать учебный материал . Игры и упражнения я систематизировала по разделам. Так ими удобнее пользоваться.
Раздел 1.
Подробнее остановлюсь над тем , как я развиваю внимание у детей. Внимание – основа обучения . Как привлечь внимание младшего школьника?
Внимание – это состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком –либо реальном объекте. Психологи выделяют три вида внимания : непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.(10) У детей младшего школьного возраста следует развивать произвольное внимание , т. к. оно тесно связано с развитием ответственности и предполагает тщательное выполнение любого задания . Много интересных приемов по развитию внимания предлагает С .В. Коноваленко , Т. Б. Мазепина , Л.Ф.Тихомирова ,Н.А.Касаткина . Я изучила их опыт и опыт других педагогов , на их основе разработала свои и теперь успешно использую в учебной деятельности.
Игры на развитие внимания:
1.»Что изменилось?».
Цель: развивать произвольное внимание.
Эту игру можно проводить на уроке математики,
Например , с геометрическими предметами.
В течение 1-2 минут рассмотреть фигуры, затем предложить ребятам закрыть глаза , или отвернуться. За это время поменять местами , или убрать предметы. Когда по сигналу дети откроют глаза, спросить «Что изменилось?»
Примечание: можно сравнивать группы чисел, модели задач (математика), группы букв, слов , предложений ( русский язык); строчки стихов (чтение), живые, неживые предметы (природоведение)и т.д.
2. «Что получилось ?».
Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.
Инструкция:
Отступите сверху листа в клеточку три клетки вниз и от левого края три клетки вправо. Поставьте точку. А теперь слушайте внимательно: я буду говорить , как нужно будет проводить линии , а вы рисуйте так , как я буду диктовать. Например: одна клетка вправо, одна –вниз, одна клетка влево, одна –вверх. Что получилось?! Правильно, получился квадрат.
Это задание было самое простое. Далее задания будут сложнее, но если вы будете внимательны и не сделаете ошибок, то у вас получится такой же рисунок , который я задумала.
Примечание. Это могут быть изображения животных, печатных цифр, букв и т. д.
3. «Найти отличия» .Цель : научить находить сходство и различия . Развивать внимание и наблюдательность.
Рассмотреть буквы(печатные и письменные, гласные и согласные, парные и непарные, строчные и заглавные);сравнить слова, предложения ( русский язык); сравнить группу чисел, геометрических фигур , условия задач( математика ) и определить , чем похожи и чем различаются.
« Ориентировка».
Цель: развивать навык внимательно слушать и точно выполнять инструкцию взрослого.
Инструкция: Раскрась, положи предмет, или нарисуй…
Например: раскрась шар (машинку, геометрическую фигуру ) так, чтобы большой шар был между зелёным и синим, а зеленый был рядом с красным.
«Шифровка».
Цель: развивать концентрацию внимания , переключение внимания , зрительно – моторную координацию.
Инструкция:
Перед вами лист с заданием. Вам следует быть очень внимательными . Ваша задача : вычеркнуть изученную цифру, или геометрическую фигуру (математика), букву (обучение грамоте), изученные словарные слова, или слова на определённое правило (русский язык).
Примечание: задание от класса к классу усложняется по желанию учителя.
« Хлопай в ладоши»
Цель: развивать способности к переключению внимания.
Инструкция: Сейчас я буду называть различные слова : ( слова зависят от выбора , изучаемой темы). Вы должны меня внимательно слушать и хлопнуть в ладоши в тот момент , когда услышите слово, обозначающее название города ( существительное, или кличку животного, или словарное слово, или слово мужского рода , или слова с суффиксами , слова с разделительным мягким знаком и т. д.)
Примечание: можно топать, или вставать, подпрыгивать и т. д.
«Сосчитай глазами».
Цель: формировать активное внимание , реакцию сосредоточения.
Инструкция:
Посмотри внимательно на рисунок. Перед тобой крестики и нолики. А теперь – внимание! Одними глазами , без помощи пальцев рук , или карандаша, посчитай сколько «+» , и сколько»0» ?!
+++000+0+0+0++++000+
000+00+++++000+0+0+0
++++++0+0+0+00000++
+0+0+0+0+0+++0000++
Примечание. Это может быть набор слов на разные орфограммы, а вы просите найти нужные( русский язык) , набор цифр, среди которых выделить, например, только однозначные , ; модель задачи , а к ней 2-3 условия , из которых следует выбрать подходящее(математика) , набор картинок с животными, где следует назвать только животных леса (окружающий мир) и т. д.
«Путаница».
Цель: развивать произвольность и концентрацию внимания.
В какой корзинке слова – существительные, в какой слова – прилагательные, в какой – глаголы?
Примечание: Слова могут быть подобраны по любой теме и по усмотрению учителя .
Учителя знают, как бывает трудно настроить детей на урок после перемены, или урока физкультуры. Перевозбужденные ребята не могут сразу сосредоточиться на учебной работе. В этом мне помогает «мобилизующая» методика Г. В. Бакулиной . На её основе у меня сложились и свои приёмы , позволяющие не только привлечь внимание , но и развить интерес к предмету:
Например, на уроке математики:
Сосчитай примеры, сложи ответы в порядке возрастания и соотнеси с буквами, что рядом с ответом стоят. Сложи из них название новой темы урока:
У 13 – 6 =
Н 8 + 5 =
М 16 – 8=
Е 9 +6 =
И 6 +8=
Н 12 – 3=
О 19 – 9 =
Е 5 + 7=
Ж 6 + 5 =
Реши примеры , вернись по лесенке вверх и узнаешь как зовут птичку, которая подо льдом прячется.
а6 +3= я 9 - 6 =
к4 +3 = л 8 – 7=
п 10 -5= о 9 – 9 =
на уроке русского языка.
Игра « Следопыт».
1. Дается набор слов : мячик, столик, кролик
Требуется сравнить и найти общую часть с помощью , которой образованы новые слова и вы узнаете новую тему нашего урока.
Если найдёте что общего в следующих словах , узнаете с какой буквой будем работать на минутке чистописания:
Велосипед, свой , варан, рукав, свернулся.
Если догадаетесь, что означает знак вопроса в словах:
Солнце – сСветит – гСолнечный - ? ( прилагательное)
Узнаете , что следует найти и подчеркнуть в упражнении.
на уроке окружающего мира
Предлагаю решить кроссворд и прочитать слово , которое является ключевым в теме нашего урока:
К Домашнее животное.
О Разновидность воробья
С Она ночью охотится.
М Он зимой спит.
О Она –домашнее животное
С С ним тепло.
Такие задания использую часто. Они помогают настроить на урок , привлечь внимание ребят и разжигают познавательный интерес к предмету.
Раздел 2.
Другим не менее важным психическим процессом, влияющим на развитие познавательных способностей младших школьников , является память. Память – это способность к получению , хранению и воспроизведению информации. В памяти можно выделить три взаимосвязанных процесса – это запоминание, сохранение и воспроизведение. В зависимости от того , как долго сохраняется материал в памяти , выделяется память краткосрочная и долговременная . Среди характеристик памяти можно выделить такие природные свойства , как объём запоминания, скорость запоминания, длительность хранения информации, точность запоминания . Учитель должен знать главное. Память – это не только дар природы , который нам даётся при рождении, но и результат целенаправленного развития этой функции.
У младших школьников преобладает в основном непроизвольная память, которая основана на эмоциях и интересах. Учителю следует развивать произвольное запоминание . А так же тренировать разные виды памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и другие.
Как я развиваю память своих школьников.
Во – первых , мне очень помогает работа со скороговорками. Часто уроки начинаю с игры «Эхо» (я произношу – дети хором повторяют ) , где активно применяю скороговорки. Этот прием помогает настроить на урок и хорошо развивает слуховую и эмоциональную память. Во – вторых , активно использую стихи – правила на уроках русского языка и математики Н. А. Касаткиной (9 ). В третьих, применяю методику С. В. Коноваленко (10 ), практикую зрительные диктанты по Федоренко, развивающие задания Т. Я. Лавриненко ( 12 ), приёмы Л. В. Мищенковой ( 15 ), Л. В. Тихомировой ( 22 ), методику запоминания словарных слов по системе В.В. Лайло (13 ) и другие источники . За время моей работы в школе накопилось много приёмов по развитию памяти . Стараюсь включать на разных уроках следующие приёмы:
игра « Цветограмма».
Основана на ассоциации цвета и слова ( предметной картинки) . Например , даю ряд существительных мужского и женского рода . Слова женского рода на розовых карточках , слова мужского рода - на голубых. Даю 1 – 2 минуты для зрительного запоминания, затем слова убираю и прошу восстановить только слова женского ( или мужского рода ) по цвету карточки.
игра « Разведчики» .а).Основана на зрительной и слуховой памяти . Дается 1 -2 минуты для запоминания словосочетаний ( сущ. + прилаг. ) , затем существительные стираются . Задача восстановить их , используя оставленные прилагательные.
б). Основана на зрительной памяти. Даны разные предметы («живые» и «неживые») с разным набором действий . Задача : запомнить за 1-2мин. Все происходящее на картинках, затем отвернуться и дать ответ на вопрос водящего: «Кто лежит?», или « Кто ест?» и т. д.
Игра « Чуткое ухо».
Вариант1. Дается 10 слов на определенное правило. Задача : записать как можно больше слов. Кто больше?
Вариант 2. Читаю на слух текст с постепенным нарастанием количества слов в предложении.
Задача: Кто сможет запомнить и самостоятельно записать самое длинное предложение?
4. Игра « Добавь слово» . Использую для заучивания правил по русскому языку , или математике. Например , как играем на уроке математики. Рассказывая правило нахождения разности по двум известным данным : первый ученик произносит слово «Чтобы» , другой –«узнать», третий –« на», четвертый – «сколько», пятый –«одно», шестой – «число», седьмой – «больше», восьмой – «или» и т. д. пока не расскажут правило.
Примечание: если один ученик забыл, другой , выждав на «раз – два», продолжает за него.
5.Игра « Поучи правилу попугая». Один учащийся выступает в роли « учителя», другой в роли «попугая». Все остальные учащиеся – зрители и члены жюри. « Учитель» произносит первую фразу из правила и останавливается, ждёт , когда её повторит «попугай». Если ошибок у «попугая» нет, то «учитель» проговаривает для него второе предложение – и «учёба» продолжается. Когда «попугай» выучит правило, актёры меняются ролями. Жюри оценивает не только знания правила , но и актёрское мастерство.
6. Игра « Пословицы». ( можно предложить использовать скороговорки или считалки)
Участники игры все дети класса.
УСЛОВИЯ ИГРЫ: выбирается ведущий из числа учащихся. Ведущий произносит начало пословицы. Первый из игроков должен продолжить эту пословицу, а затем предлагает начало новой. Если кто – то из игроков не сможет продолжить пословицу или не вспомнит новую, он выбывает из игры. Побеждают те , кто дольше продержался.
7. Игра « Кто больше вспомнит?».
Учащиеся работают в парах.
Варианты игры:
1), Игра проверяет знания словарных слов . (русский язык)
2). Набор слов из прочитанного произведения . (по чтению)
3). Набор цифр или геометрических фигур. (математика
4). Слова по изучаемой теме. (окружающий мир))
УСЛОВИЯ ИГРЫ: у каждого лист бумаги и ручка. На своём листе бумаги каждый из участников пишет 10 любых слов (или цифр). Затем меняются листочками. Записывают то, что запомнили. Кто больше и точнее?
Игра « Снежный ком» .Лучше всем участникам встать в круг. Такую игру я использую на уроке окружающего мира. Учитель задает тему. Например, назвать существительные на тему: «животные». Задача учеников повторить предыдущие слова и назвать своё слово. Тот , кто забыл предыдущие слова или не назвал своё , выбывают из игры. Побеждает тот , кто ни разу не ошибётся.
Пример, учитель начинает со слова «кошка», другой повторяет «кошка» и называет своё «мышка», третий повторяет по порядку «кошка», мышка» и называет своё «лиса» и т. дИгра «Украшаем слова».
На уроке русского языка закрепляя тему : « Имя прилагательное»
УСЛОВИЯ ИГРЫ: ведущий называет любой предмет (существительное) участники подбирают к слову прилагательные. Игра проходит в темпе. Кто из участников не успел подобрать нужное прилагательное - выбывает из игры.
Примечание: игру можно разнообразить по типу «цепочка» : один называет предмет , другой подбирает подходящее прилагательное и предлагает своё существительное…
Игра «Картина».
УСЛОВИЯ ИГРЫ: первый участник называет какое – либо существительное, например , « сквер». Второй продолжает рисовать картину, повторяет слово « сквер» и предлагает «дерево». Третий повторяет два предыдущих и предлагает своё «забор». Кто не сможет вспомнить предыдущие варианты деталей картины, выбывает из игры.
12. Приёмы В.В. Лайло) : «усиления» при заучивании словарных слов и составление «пиктограммы» трудного слова успешно помогают мне в работе по развитию памяти учащихся.(13)
13.Не все стихи, выделенные программой для запоминания , по литературному чтению легко запоминаются ребятами. В решении данной проблемы мне помогает приём рисования . Я предлагаю детям составить опорный рисуночный план стиха. Этот прием позволяет быстрее заучивать стихи даже самым « слабым» ученикам.
14. Упражнение « Учим текст наизусть».
Разбивается на три команды. (по рядам)
Предлагается любой стих заучить быстро на уроке. (такую работу лучше организовать на уроке чтения)
Ограничивается время . Например , 3 минуты.
Из каждой команды выходит по очереди по одному участнику. Пересказывают стих до первой ошибки. В итоге определяется игрок с самой лучшей памятью.
Вариант 2. Можно использовать любой текст.
Раздел 3.
Мышление - это психологический процесс познания , связанного с открытием нового знания , с решением задач, с творческим преобразованием действительности. В психологии различают три вида мышления : словесно – логическое, наглядно – образное, наглядно – действительное мышление. (18) У детей пришедших в школу , мышление наглядно – образное. Задача учителя начальной школы преобразовать образное мышление школьника в логическое. Примером развития логического мышления служат для меня игры и упражнения Л.Ф. Тихомировой (21 ). Опираясь на данный опыт , включаю в свои уроки упражнения по классификации, сравнению, обобщению.
Часто детям предлагаю поиграть в игры «Четвертый лишний!», « Найди отличия», «Говори наоборот», «Бывает – не бывает», «Найди ошибки» и многие другие. Приведу пример заданий познавательного характера, позволяющих не только развивать логическое мышление , но и повышать кругозор школьников.
На уроках математики люблю использовать задания природоведческого характера. Например, предлагаю узнать:
Массу крупного пингвина, если известно, масса маленького пингвина 2 кг, взрослый на 43 кг весит больше.
Даю таблицу сведений продолжительности жизни животных и предлагаю сравнить на сколько , или во сколько раз один старше , или младше другого.
Даю сведения о количестве еды, которая требуется для нормального развития животных , потом соответственно прошу выяснить , кому еды требуется больше и на сколько (или во сколько раз).
На уроках русского языка предлагаю познавательные тексты и предлагаю выполнить различные задания по орфографии.
На уроках литературного чтения читаем познавательные тексты и находим слова на изучаемое правило по русскому языку.
Предлагаю использовать следующие игры и упражнения:
4.Игра « Найди лишнее слово.»Цель : развивать мыслительный процесс выделения существенных признаков
Инструкция: Я буду зачитывать по 4 слова, одно из них лишнее.
Ваша задача найти и записать его.
А).Вася, Петя, Коля, Иванов.
Б). молоко, сыр, мясо, сметана.
В).дедушка, учитель, мама, папа.
Г).кирпич, камень, дом, глина.
Д).береза, сосна, арбуз, ёлка.
Е). ручка, кисточка, роза, карандаш.
5. Продолжи числовой ряд. (по математике)
4 7 9 11 14 …
6.Вставьте слово:
Сна (…) овой7. Найди общее для всех трёх слов : бурка
( … ) горец
книжник
8. Узнай слова и исключи лишнее:
лиорзтеве иоксмт миттер ркомао9.Игра « Сравни предмет»
Цель: развивать процессы мыслительных операций.
Инструкция: Перед вами пары слов. Прочитайте и подумайте, чем они схожи? Чем различаются?
муха и бабочка
.дом и сарай
стол и стул
река и озеро
книга и тетрадь
драка и шалость
вода и молоко.
10. Игра « Окончание слова».
Цель: развивать скорость мышления.
Инструкция: Сейчас я буду зачитывать начало слова, его первый слог. Ваша задача –закончить его:
1.по..2.на..3.за..4.че…
5пры…
6.зо… и т. д.
Игра « Составь предложение».
Цель: развивать способность быстро устанавливать связи между предметами.
Инструкция:
Ваша задача из предложенных слов собрать как можно больше предложений.
Варианты наборов слов:
Телевизор, кенгуру, лес.
Книга, машина, дождь.
Утро, сарай, кошка
Слон, веревка, пожар
13.Игра « бывает – не бывает».
Цель: развивать способность устанавливать причинно –следственные связи.
Инструкция: Я называю фразу и бросаю мяч любому. Вы должны поймать мяч тогда, когда такое в жизни бывает. Например, «самолёт летит в небе»- ловите. Такое бывает. А «кошка варит суп» -ловить нельзя. Такого не бывает.
Ситуации: Кошка хочет есть, почтальон принес письмо, ночью светит солнце, корова дает чай, яблоко солёное, поезд мчится, теплоход плывет по рельсам, курочка клюет зерно. Собака не ест мясо, девочка рисует домик, на грядке распустились розы, лошадь клюет сено.
Игра « Для чего?»
Цель: развивать способность концентрировать мышление на одном предмете.
Называется один какой- то предмет, например, «тетрадь»и предлагается указать как можно больше признаков. Побеждает тот, кто больше укажет способов.
Такие игры можно использовать на любых уроках. Все зависит от фантазии и творчества учителя.
. Практика показала. Если подобную работу с детьми вести целенаправленно, а главное в системе, можно развить любого ученика. На примере своего класса могу опереться на результаты диагностики. На графиках виден рост моих детей
.( см. Приложение №2 ) В конце хотелось бы дать совет. Все игровые моменты должны опираться на самостоятельность исполнения. Наберитесь терпения и дайте учащимся думать, делать все самим и даже отыскивать свои ошибки. Способности не только проявляются в деятельности, они в деятельности создаются и в деятельности развиваются.(11)