Методические рекомендации классному руководителю Роль классного руководителя в формировании ЗОЖ
"Здоровье – это возможность возможностей.Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом,как если бы от этого зависела Ваша жизнь".
Л. Кьюби№ 2. Современное состояние общества предъявляет новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье – важный фактор жизнедеятельности человека, означающий не только свободу деятельности, но и обязательное условие его полноценного участия в физическом и умственном труде, в общественной и личной жизни. По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это не только отсутствие заболеваний и дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.Состояние здоровья подрастающего поколения не случайно традиционно привлекает пристальное и озабоченное внимание всех способных мыслить граждан. Здоровье детей – важнейший показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее. Актуальность формирования ценности ЗОЖ биологическая сущность личности Социальные условия ее существования растущая потребность общества в активных, здоровых людях ухудшающимся здоровьем детей и подростков резкое снижение уровня здоровья населения страны, ставящая под сомнение существование нации противоречия
№ 3. Одной из основных задач современной школы является подготовка ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически. Кроме того, важно научить его быть здоровым. Именно сегодня необходимо вести поиск такой модели образования, которая обеспечивала бы высокий уровень подготовки обучающегося и способствовала бы формированию осознанной потребности в здоровье, ответственного отношения к нему, освоению практических навыков здорового образа жизни. Социальная важность и необходимость решения проблем укрепления здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания вытекает из стратегии устойчивого развития России и её государственной образовательной политики. Негативные факторы, влияющие на здоровье детей Доля вины за сложившееся положение возлагается на ШКОЛУ, которая не отвечает современным требованиям гигиены и возрастной физиологии, вызывает дезадаптацию, хроническое переутомление детей и провоцирует рост заболеваний. снижение уровня жизни в целом по стране повсеместное ухудшение экологической обстановки изменение в материальном положении воспитательный потенциал семьи
№ 4. В настоящее время уже проведенные многочисленные физиологогигиеничекие и психофизиологические исследования школьников убеждают педагогов и руководителей системы образования в необходимости принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения также вошли в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В частности, предусматривается создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.Задача педагога – систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки модели поведения в обществе. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов деятельности, что способствует развитию у детей смекалки, фантазии, эрудиции, умение логично рассуждать и делать выводы. Формирование ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ у школьников – педагогическая проблема науки и школьной практики Проблема сохранения и укрепления здоровья
№ 5. В решении задач образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья школьников важная роль принадлежит классному руководителю. Целевой установкой воспитания культуры здоровья школьников в работе классного руководителя является: создание условий для гармоничного развития личности школьника, учитывая индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся, создание устойчивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни и формирование здорового духовно, психически, социально адаптированного, физически развитого человека. Система индивидуальных проявлений личности в сферах различной деятельности отражающая с позиции ценностей здоровья и способствующая сохранению соответствующей возрасту устойчивости организма, максимальной активности личности в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Здоровый образ жизни нравственных духовных физических учебной бытовой общественной коммуникативной отношение к себе к социальной среде окружающей природе
№ 6. С медицинской точки зрения Здоровый образ жизни - это такой образ жизни, который обеспечивает максимальную продолжительность жизни при минимальном темпе снижения способности к труду и самообслуживанию С этой точки зрения проблема ЗОЖ далека от своего разрешения. Существовало и существует масса противоречивых рекомендаций по ведению ЗОЖ.
№ 7. Умение заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, а так же индивидуальное здоровье ученика зависит от многих факторов:
Культура здоровья родителей;
Культура здоровья школы;
Культура здоровья коллектива;
Культура здоровья учителя;
Валеологический подход к учебному процессу;
Оздоровительная работа в учебное и внеучебное время.
Для чего нужен здоровый образ жизни? Для выполнения всех бытовых и общественных функций в оптимальном режиме для человека Для сохранения и укрепления здоровья Для воплощения социальных, психологических и физических возможностей, раскрытия потенциала личности Для продления рода и достижения активного долголетия.
№ 8. По современным представлениям в понятие "здоровый образ жизни" входят следующие составляющие: Рациональная организация трудовой (учебной) деятельности Правильный режим труда и отдыха Рациональная организация свободного времени Оптимальный двигательный режим Рациональное питание Соблюдение правил личной гигиены, закаливание Соблюдение норм и правил психогигиены Сексуальная культура, рациональное планирование семьи Профилактика аутоагрессии. Контроль за своим здоровьем.
№ 9. Проблема здорового образа жизни всегда была и будет актуальной для человека и общества Существующая школьная практика показывает, что приобщение школьников к здоровому образу жизни, формирование осознанных побуждений к нему не всегда носит целенаправленный характер Обозначенное состояние практически объясняется отчасти отсутствием в теории целостной концепции, раскрывающей пути и условия формирования мотивации к ЗОЖ в условиях общеобразовательной школы№ 10. Стратегическими целями формирования здорового образа жизни школьников являются: - создание основы для успешной социально-психологической адаптации детей и молодежи в обществе; - создание условий для учебы, отдыха и труда каждого гражданина; - построение процесса образования личности с учетом ее особенности на каждом этапе развития; - создание условий для реализации базовых потребностей личности и развития потенциальных задатков и свойств; - формирование умений и навыков, привычек здорового образа жизни у детей и молодежи; - создание условий психологического комфорта для каждого образовательного учреждения; - создание системы мониторинга здоровья детей, молодежи и методов его коррекции.
Работа в нашей школе проводится по направлениям:
профилактика утомляемости, охрана здоровья учащихся;
работа с учащимися и их родителями по формированию здорового образа жизни;
проведение "дней здоровья";
спортивные мероприятия.
№ 11. Исследования в области проблемы ЗОЖ показывают, что между уровнем здоровья учителя и уровнем сформированности ЗОЖ у учащегося прослеживается тесная взаимосвязь. Это обусловливает необходимость мотивации учителя, для которого принципы ЗОЖ должны стать собственными жизненными и принципами профессиональной деятельности. Ведь специфика учительского труда такова, что предъявляются высокие требования к образу жизни учителя, соответствующему параметрам ЗОЖ и его профессиональной деятельности - воспитание нового поколения, убежденного в необходимости ЗОЖ и готового организовать его, немаловажное значение имеет образ жизни учителя, соответствующий параметрам ЗОЖ.
№ 12. Как можно диагностировать свое здоровье? Диспансеризация, Саногенетический мониторинг. Культура здоровья коллектива складывается: из микроклимата коллектива, комфортности каждого члена этого коллектива, взаимоотношений между учениками, всех проводимых мероприятий, роли каждого учащегося в данном мероприятии.
№ 13. Отношение к здоровью учителей МОБУ СОШ №6 к ЗОЖ. Далее по слайду.
№ 14. Отношение учителя к ЗОЖ, осознание важности, необходимости ЗОЖ для профессионального становления, перспективной педагогической деятельности, т.е. от характера мотивов, побуждающих их к ЗОЖ и формированию его у подрастающего поколения. Цель программы – формирование ценностного отношения к здоровью как лично значимой ценности для каждого подростка. С осознания ценности здоровья начинается мотивация здорового образа жизни, только через осознание ценности здоровья можно объяснить роль усилий, направленных на здоровье. Основные задачи программы 1. Создание условий для сохранения подростком ценности здоровья. 2. Формирование у подростков опыта самопознания. 3. Формирование позитивной « Я – концепции» подростка. 4. Стимулирование овладения индивидуальными способами здорового образа жизни.
№ 15. Модель формирования мотивов ЗОЖ у школьников Целевой компонент - формирование ответственного отношений к ЗОЖ на основе самосознания ценности формирования положительной. - самоопределение в сфере ЗОЖ, отношение к здоровью как к ценности Когнитивный компонент – получение и перевод информации о целостности здоровья в знание законов здоровья, факторов риска и устойчивости, валеологизация содержания учебных предметов, а также комплекс педагогических ситуаций (ситуации самопознания, саморегуляции, самореализации, ценностно-познавательные, практико -иммитационные и др.), способствующих актуализации побуждений к ЗОЖ Деятельностный компонент – опыт овладения здоровым образом жизни, проявление потребности в сохранении и укреплении здоровья; результативный компонент – целостное представление и ответственное отношение к здоровому образу жизни, опыт овладения его средствами.
№ 16. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
№ 17. Программы формирования ЗОЖ (в соответствии с моделью учитывали реальные возможности общеобразовательной школы: уровень знаний, умений и навыков в области ЗОЖ, содержание предметов, изучаемых в школе, состояние здоровья учащихся) Цель программы – формирование ценностного отношения к здоровью как лично значимой ценности для каждого подростка. С осознания ценности здоровья начинается мотивация здорового образа жизни, только через осознание ценности здоровья можно объяснить роль усилий, направленных на здоровье. Основные задачи программы 1. Создание условий для сохранения подростком ценности здоровья. 2. Формирование у подростков опыта самопознания. 3. Формирование позитивной « Я – концепции» подростка. 4. Стимулирование овладения индивидуальными способами здорового образа жизни. Креативность (творческий характер мотивов воспитания здорового образа жизни), реализация которого требует опору не на «привитие» привычек, а на создание условий для того, чтобы учащийся как субъект здоровьетворения на основе знаний, убеждений научился выбирать для себя способы здорового образа жизни в соответствии с состоянием здоровья и окружающими его обстоятельствами. Субъектность, предполагающая опору на реальную жизнь подростка, использование субъектного опыта выстраивания «Я – реального» и определение путей движения к «Я – идеальному». Эмоциональное стимулирование, использование в процессе формирования ЗОЖ эмоциональных стимулов, создающих положительную основу при изучении сложных вопросов здоровья. Широкое использование возможностей внеклассной воспитательной работы. Опора на традиции оздоровления, национальные системы оздоровления, рекомендации которых предполагают учет и использование традиций здоровьесбережения и здоровьетворения.