Анализ социально-психологической помощи детям из неблагополучных семей.


ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО № 2
«НАУЧНАЯ СТАТЬЯ»
по дисциплине
«Методология и методы научного исследования»
2015-2016 учебный год
1. Контролируемый раздел изучаемой дисциплины: РАЗДЕЛ III. Научные статьи по результатам психолого-педагогического исследования.
2. Проверяемые результаты как вид осваиваемых компетенций:
ОК-1 – владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
ОПК-4 – способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
ПК-6 – готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами;
ПК-7 – способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности.
4. Задание 1. Написать научную статью по одной из тем изучаемого раздела.
Цель: активизация мыслительной, исследовательской деятельности студентов, ориентация в научной терминологии.
Научная статья – одна из нескольких основных форм сообщения наиболее значимых результатов, полученных соискателем, и, требующих развернутого изложения и аргументации. Научная статья – это законченное и логически цельное произведение небольшого размера, посвященное конкретному вопросу, входящему в круг проблем (задач), решаемых автором и описывающее результаты оригинального научного исследования (первичная научная статья) или ранее опубликованные научные статьи, связанные общей темой (обзорная научная статья). Научную статью можно рассматривать как первичный текст научного дискурса (от лат. discursus – рассуждение, довод, аргумент), форму научного рассуждения, задачей которого является постановка и/или решение одной научной проблемы (задачи).
Описание задания. Студентам предлагается написать научную статью по одной из тем раздела, либо синтезируя и обобщая весь раздел.
Научная статья должная быть написана в соответствии со следующим алгоритмом: а) заглавие; б) сведения об авторе; в) аннотация и ключевые слова; г) введение; д) материалы и методы; е) результаты; ж) обсуждение результатов; з) заключение (выводы); и) список литературы.
Научная статья должна соответствовать следующим критериям: 1. ясность и логика построения; 2. ясность изложения; 3. культура письменной научной речи; 4. практическая значимость; 5. отсутствие эмоций, объективность; 6. этика и профессиональная ответственность автора; 7. связность и целостность научного текста; 8. связность и целостность научного текста.
Технические требования, предъявляемые к статье:
1. Статьи принимаются в формате doc. Автоперенос и принудительный перенос при наборе текста не осуществляется, выравнивание основного текста – по ширине. Параметры страницы: А-4, все поля – 2,5 см; без колонтитулов. Параметры текста: шрифт Times New Roman, размер – 14, интервал – 1,15, красная строка – 1,25 см. Допускаются выделения полужирным. Курсив, выделения прописными (заглавными) буквами и подчёркивания в тексте не допускаются.
2. В начале текста с выравниванием «по центру» размещается название статьи. Ниже необходимо указать Ф.И.О. автора, полное название организации, город, адрес электронной почты (размер шрифта – 12).
3. Список литературы и ссылки на литературные источники обязательны (например, [3, с. 213]), в конце статьи – «Список литературы» (по алфавиту), который должен быть оформлен по ГОСТ Р 7.0.5-2008.
4. Объем статьи – не менее 3-х, но не более 5-ти страниц.
   
Статья: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ  ПЕДАГОГОВ
В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ"
В условия роста числа неблагополучных семей в стране возрастает роль педагога в воспитании детей. На наш взгляд воспитание толерантного поведения становиться важнейшей задачей образовательных учреждений, педагогов. Чтобы развивать толерантность детей и их толерантное поведение педагогу самому необходимо знать закономерности и психологические условия развития толерантности, самому проявлять терпимость во взаимоотношениях со всеми субъектами образовательного пространства.
Формирование ключевых  предпосылок подготовки педагогов и мастеров производственного обучения ( мастеров п/о)  к внедрению ФГОС и разработка модели психолого-педагогического сопровождения педагогов и мастеров п/о - одно из направлений нашей работы. Сейчас, как никогда нужно позаботиться о преподавателях теоретического и производственного обучения – создать условия для переподготовки, продумать, как устранить перегрузку, подготовить его к новой миссии и профессионально, и морально, чтобы не «сломать» его или, наоборот, не оставить его с мыслью, что ничего особенно не изменяется. Психологическая составляющая  нового стандарта очень велика, кроме того, важно сформировать толерантное отношение в структуре педагогической деятельности (включающей в себя ценностные ориентации, эмоциональную устойчивость, коммуникативную компетентность, эмпатию, ассертивность, позволяет определить психологические условия и программу развития толерантного поведения педагога), потребность в  экологически сообразном  образе жизни, а переподготовка преподавателей пока, к сожалению, не удовлетворяет потребностям образовательных учреждений, так  как носит эпизодический характер, не является целенаправленно реализуемой федеральной программой. Информацию о курсах повышения квалификации очной, заочной и дистанционных форм  обучения как правило, ищем сами или информацию предоставляет  администрация ОУ.  
На наш взгляд, критериями готовности преподавателя к внедрению ФГОС, нужно считать следующие показатели:
1. Курсовая переподготовка (теоретическая – знание идеологии ведущих документов ФГОС, практическая –составление учебных программ профессиональных модулей и общепрофессиональных дисциплин, факультативных занятий и  т.д.);
2. Планирование своей деятельности:
определяет  цели, как средство  образовательного  результата обучающихся;
формулирует образовательные результаты в идеологии формирования профессиональных и общих  компетенций, ориентируясь на социальные ожидания и требования к образовательным результатам выпускника начального профессионального образования;
определяет эффективные педагогические средства достижения результатов (методы, приёмы, технологии - проектные, создание учебных ситуаций…)
составляет план учебного занятия, ориентируясь на программу формирования образовательного учреждения, осуществляет рефлексию проведённого занятия.
3. Разработка и демонстрация приёмов и методов организации занятий, направленных на реализацию нового содержания образования.
4. Организация самостоятельной и коллективно-продуктивной деятельность обучающихся; вовлечение обучающихся в ситуации, необходимые для освоения коммуникативных, проектных и исследовательских умений.
5. Использование критериев, показателей и процедур оценивания результатов, делая их ясными и понятными для обучающихся.
6. Осваивание  проектной, исследовательской деятельности путём участия в проектировании и реализации проектов.
7. Демонстрация собственной ответственности за результат, способность к толерантности  и диалогу.
26 апреля 2012года  мы завершаем обучение по модульно-накопительной системе, проводимое Учебно-методическим центром дополнительного образования Томской области, по теме «Актуальные вопросы современного урока в условиях перехода на ФГОС». В результате обучения  педагоги и мастера производственного обучения  получат необходимые знания по  разработке новых учебных  программ, планов уроков теоретического и производственного обучения. В качестве итоговой работы, по желанию педагоги и мастера производственного обучения, должны разработать программы профессиональных модулей, программы общепрофессиональных и общеобразовательных дисциплин;  разработать и провести открытые уроки  по теоретическому и производственному обучению, используя современные методики.  
Необходимость в рассмотрении профессионально важных качеств (ПВК) педагога связанно с тем, что терпение является одним из важнейших профессиональных качеств педагога, которое влияет на продуктивность сложного многообразного взаимодействия в педагогическом процессе между преподавателем, мастером п/о, обучающимися, администрацией, родителями, и во многом зависит от его личностного качества – толерантности.
Терпимый педагог, мастер, родитель добивается результативности, нанося при этом наименьший ущерб развивающейся личности. Педагог является главным управляющим, направляющим субъектом профессиональной педагогической деятельности в училище. для характеристики учителя как профессионала, обладающего толерантностью, наиболее адекватным является высказывание Е.А. Климова о профессионализме: "Не следует сводить идею профессионализма только к представлению о великом уровне умелости профессионала... Профессионализм мы будем понимать не как просто некий высший уровеньзнаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания психики человека..." [1, с.386-387]
Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения  в условиях внедрения  стандартов нового поколения является психологическое сопровождение личностного развития  и профессиональной деятельности педагогов с целью оптимизации профессиональной компетентности педагогического коллектива и поддержания позитивного психологического климата.
Мои задачи – разработать психологическую программу развития толерантного поведения учителя и помочь своим коллегам занять в отношении училища и его развития активную, творческую позицию.  Решение этой задачи – дело не быстрое и серьезное.  Мы, в первую очередь, стали оказывать  поддержку педагогам и мастерам в реализации их  собственных базовых потребностей через освоение способов влияния на психологическое и физическое здоровье; выявить основные индивидуально-типологические и профессионально важные личностные качества, необходимые для развития толерантного поведения педагога;
разработать и реализовать коррекционно-развивающую программу развития эффективного толерантного поведения педагогов и мастеров п/о.
Строить работу в этом направлении непросто, так как педагог в современной школе вынужден значительно увеличивать  эмоционально-личностные затраты, чтобы справляться со всё увеличивающимся объемом  и требованиями к качеству педагогической  работы. Сегодня, мало быть специалистом в своей области предметных знаний и уметь  грамотно выполнять  обязанности  классного руководителя. Нужно владеть инновационными и информационными технологиями, вести документацию не только в бумажном, но и в электронном вариантах,   уметь строить отношения с родителями, которые  часто,  в силу занятости  или попустительства практически не занимаются воспитанием детей и подростков.   И все это в  условиях, когда престиж профессии падает все больше и больше, благодаря антирекламным программам и публикациям  современных СМИ.  
Многих из педагогов трудовая деятельность приводит  к эмоциональному выгоранию, психопатологическим проявлениям  и как следствие от него развивается:  хроническая усталость, привычка думать о себе в последнюю очередь, ощущение беспомощности и  повышенная ранимость  -  снижает мотивацию педагога, качество труда, дает ощущение загнанности в угол,  «игрушки  в чужих руках». Фундаментом для формирования профессионально-ориентированных качеств педагога является его индивидуальные и личные свойства, психологические и физиологические особенности, морфологические, соматические, биохимические признаки и т.д.
Готовность педагога к эффективной педагогической деятельности и определении психологической сущности его толерантности можно руководствоваться конституирующими началами (основаниями) личности, такими как направленность (Л.И.Божович), отношение (В.М.Мясищев), общение (А.А.Бодалев), иерархия мотивов идеятельности (А.Н.Леонтьев), значимость (Н.Ф.Добрынин), активность (В.А.Петровский, Л.Ф.Алексеева),Врожденное чувство беспокойства-тревоги (К.Хорги), эмоциональная напряженность (Б.И.Додонов). Эмоциональное состояние педагогов, несомненно, сказывается на состоянии учеников и на эффективности образовательного процесса, поэтому разработка коррекционно-развивающей программы позволяет создать эффективную систему развития толерантности в новых стандартах ФГОС, так как взаимосвязь между профессионально важными качествами и толерантностью педагога научно обоснованны.
Грамотно подобранные интерактивные методы работы с педагогами очень эффективны.  Они  позволяют  педагогу освободить «внутреннего ребенка», развивают эмпатийность, позволяют получить практическую, значительную,  эмоциональную поддержку от своих коллег в процессе общения тренинговых занятий, рефлексии. Позволяют освежить запас собственных  сил и пополнить свою методическую копилку   (за счет приобретения  опыта проживания психологических ситуаций, который можно перенести в свою практическую деятельность с подростками на занятиях),  кроме того, формируют умение сходить с подавляющей позиции «Учитель      ученик»   и обновляют  информационное поле  педагога  путем расширения психологических знаний, побуждают  к творчеству. Например, Н.В. Кузьмина выделяет коммуникативные, организационные, гностические способности педагога. Естественно, что каждая из выделенных педагогических способностей может проявляться в разных ситуациях, в том числе и в творческих, где творчество педагога может способствовать развитию творчества учащихся в ситуациях, стимулирующих их познавательную активность. Одним из важнейших качеств педагога как творческой личности, вовлекающей учащихся в творческую активность, является эмпатия. Чем выше способность педагога к сочувствию, состраданию, сопереживанию, наконец, к сотворчеству, тем выше его профессионально-творческие результаты. Но чтобы сотворчество педагога и ученика состоялось, необходимо ему знать детей и обладать высоким уровнем коммуникативной компетентности, эмпатией, проявление которых обеспечивается эмоциональной устойчивостью, толерантностью педагога [2, с.20-27].
Личностное и профессиональное развитие педагогов находится в прямой зависимости от самообразования и саморазвития. Поэтому, в нашем училище, методическая служба и администрация активно стимулируют заинтересованность и включенность преподавателей в повышение уровня своего образования (публичная признательность и благодарность, и т.д.).,  дистанционные курсы, проводимые учебным методическим  центром дополнительного образования Томской области очень удобны для всего коллектива,  причем периодичность прохождения повышения квалификации нашими педагогами и мастерами п/о проходят через каждые пять лет. Преподаватели заинтересованы в самообразовании, чтобы идти в ногу со временем. В кабинете информатики проходят курсы повышения квалификации для педагогов и мастеров п/о. Применение информационных, коммуникационных технологий на уроках теоретического и производственного обучения,  разработанные педагогом предметником по информатике.  Контрольные функции администрации носят плановый характер и предусматривают обязательную обратную связь после посещения занятий.
Педагогом по информатики  Шумейко Ниной Александровной регулярно проводятся мастер-классы по  внедрению информационных технологий в образовательный процесс. В   училище кабинета информатики и ИКТ имеется выход в Интернет, который позволяет педагогам подыскивать и обмениваться информацией, что влияет на  повышение качества содержания образовательного процесса, систематически с методическим центром дополнительного профессионального образования «УМЦ ДПО» г.Томска проводяться видеоконфиренции и Веб-семинары, мастер-классы, тематические курсы.
Участие в тренингах  и психологически насыщенных занятиях   вместе с мастерами п/о  и педагогами,  администрацией училища (и директора, и его заместителей) способствует  сближению и сплочению коллектива. Помогает решить проблемы мотивации педагогов на освоение нововведенных ФГОС, нового в профессии, способствует  поддержанию позитивных установок и ценностей, как в отношении себя, так и других людей, показывает возможности  практической деятельности психолога, как специалиста и влияет на установление доверительности  в  его отношениях  с педагогами.
Развитие профессиональной позиции успешнее всего идет через деятельностные  формы методической работы. Приобретая опыт коллективно-распределенной  методической деятельности в решении педагогических задач (например, анализ разработки урока с явными методическими ошибками и поиск путей их устранения) и превращая ее в индивидуальную, педагог способен  формировать у обучающихся полноценную учебную деятельность в процессе общения и диалогов.Использование "Y-PEER" и D – ''Дискавери" приемов  помогает нам  направить  педагогов по пути самосовершенствования, способствуют развитию креативности, толерантности формируют навыки анализа актуальных ситуаций, развивают профессионализм, который проявляется в способности рефлексировать, задавать вопросы себе, самостоятельно искать на них ответы в динамичной учебной  реальности. Участие в тренингах позволяет   педагогу определить особенности своего стиля педагогического труда, осознать свою индивидуальность, упражняет в рефлексии. Например, анализировать  свое состояние после совместной деятельности помогают упражнения "Болото", "Кораблекрушение", Кодовый замок", "Подросток" и другие. Подобные приемы, на наш взгляд, положительно сказываются на эффективности  педагогического труда, на психологическом климате в коллективе.
Для оптимизации профессиональной компетентности педагогического коллектива  нами используются  следующие  этапы коррекционно-развивающей программы, которые сложились в  циклическую модель непрерывного психолого-педагогического сопровождения.
1этап - подготовительный
Проходят индивидуальные встречи с педагогами, мастерами, классными руководителями, в ходе которых собирается первичная информация, отражающая личностные особенности и межличностные отношения.
2 этап – диагностический
Разработка  рекомендаций и программ социально-психологической деятельности по результатам диагностических исследований, разработка форм публичной благодарности педагогу.
3 этап – основной
Внедрение инновационных и психокоррекционных  методик  оказания психологической помощи  педагогам. Цикл лекций, участие в семинарах по модулям определенных тем. Далее проводятся модули, в процессе которых педагоги учатся находить адекватные выходы из различных ситуаций, что способствует повышению уровня толерантности. Подводятся итоги работы.
4 этап – повторная диагностика
Проводятся те же диагностические методики, что и на втором этапе. Анализ тренинговой работы.
5 этап – завершающий
Проводится консультативная, методическая и психолого-просветительская работа с педагогами и членами администрации.
Результатом   комплексного подхода к психолого-педагогическому сопровождению, как особой культуры поддержки и помощи учителя в решении задач, связанных с переходом на ФГОС нового поколения,  можно считать следующие показатели:
-Формирование высокой  мобильности педагогов  и способности конструктивно меняться в напряженных условиях (курсы повышения квалификации за последние три года прошли 87% учителей, широко используются электронные образовательные  ресурсы).
Возросла активность учителей в организации обучающихся к участию в конкурсах разного уровня с целью развития способностей, навыков самопрезентации и формирования портфолио. В практику училища внедрены проекты, объединяющие  всех субъектов образовательного процесса "Доброе Сердце",  "Всероссийская Неделя Добра", "Студенческая весна", "День открытых дверей".
         Достигнутые результаты  убеждают в том, что благодаря комплексному психолого-педагогическому сопровождению  коллектив ОГБОУ НПО "ПУ№15"сумеет справиться с поставленными задачами по внедрению ФГОС  нового поколения