Принципы социально-психологической помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения
Принципы социально-психологической помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения
Социально-психологическая помощь детям, пострадавшим от различных видов семейного насилия, включает работу с травматическим опытом ребенка, оценку семейных факторов риска, решение вопросов безопасности и конфиденциальности, координирование действий между различными специалистами и службами, призванными помочь ребенку и/или его семье. При оказании помощи важно опираться на следующие принципы.
Фокусировка на травме:.
1. Помощь ребенку должна фокусироваться на пережитой травме. Отложить проработку травмы на более отдаленный срок - это один из самых неэффективных вариантов реабилитации. Травма не пройдет сама по себе.
2. Опыт каждого ребенка уникален, несмотря на травму, которую он пережил. Только сам ребенок может сказать или обнаружить, каково значение этого опыта для него самого.
Оценка уровня факторов риска:
1. Необходимо определить уровень дисфункции семьи и доступность или недоступность для ребенка защиты со стороны ненасильственного взрослого.
2. Характер помощи должен быть сфокусирован на снижении риска насилия со стороны членов семьи и на тех личностных особенностях ребенка, которые делают его особенно уязвимым.
3. Дисфункциональная семья может снижать эффективность терапевтической помощи ребенку.
Отношения ребенка с обидчиком:
1. Ребенку необходимо знать, что все чувства, которые он испытывает по отношению к взрослому, проявлявшему насилие, приемлемы для специалиста.
2. Если внимание ребенка фиксируется только на одном из чувств, важно постепенно направлять ребенка к другим возможным эмоциональным реакциям.
Границы конфиденциальности:
Конфиденциальность, являясь одним из важнейших принципов психологической помощи, способствует достижению доверия и служит защите интересов клиентов. Однако существуют случаи, когда право на конфиденциальность может быть нарушено в интересах безопасности клиента, особенно, если речь идет о ребенке, подвергающемся насилию в семье.
Ситуация насилия над ребенком должна быть как можно точнее идентифицирована в ходе беседы путем прояснения следующих обстоятельств:
1. получена ли травма случайно, по халатности старших или причинена намеренно;
2. что по этому поводу думает и чувствует ребенок;
3. понимает ли ребенок, что случилось;
4. насколько опасной является нанесенная травма;
5. каковы намерения агрессора;
6. является ли данный случай насилия допустимым для данной культурной среды;
7. есть ли рядом взрослые, которые могут обеспечить ребенку безопасность на ближайшее время.
Если становится очевидным, что ребенок находится в непосильной, реально угрожающей и неконтролируемой для него ситуации, то это обстоятельство следует считать допустимым пределом конфиденциальности, после чего необходимо предпринимать реальные действия по защите жизни и интересов ребенка, даже если ребенок не просит.
Во многих странах специалисты обязаны сообщить о фактах насилия в правозащитные организации. Например, в памятке для школьного персонала Канады специально выделено:
«Не откладывайте сообщение о факте насилия. Помните, если вы подозреваете, что ребенок подвергается любому насилию, вы ответственны перед законом и должны сообщить об этом властям».
Согласно законодательству РФ, профессиональные лица не обязуются сообщать о случаях насилия над детьми. Однако в семейном кодексе сказано (статья 56), что должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.
При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и интересов ребенка. Поэтому мы не имеем права давать ребенку обещание полной конфиденциальности и считать его согласие или несогласие определяющим при планировании дальнейших действий. Под конфиденциальностью, когда речь идет о фактах насилия, понимается защита ребенка от широкой огласки, от того, чтобы случившееся не стало широко известно, например, в школе, среди учеников.
15