Урок русского языка Любовь сильнее страха смерти. Подготовка к изложению 6 класс
Тема урока: «Любовь сильнее страха смерти. Подготовка к изложению».
Цели урока:
обучение анализу композиции рассказа и его художественных особенностей;
совершенствование речевых умений и навыков обучающихся;
осмысление мастерства писателя;
нравственное воспитание школьников.
Оборудование:
портрет И.С. Тургенева;
динамическая таблица «Композиция рассказа»;
слова – таблички для физкультпаузы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Слово учителя:
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас с вами ваш любимый урок – урок развития речи. Его тема звучит не совсем обычно: «Любовь сильнее страха смерти». Готовясь к написанию подробного изложения, мы с вами узнаем, как могут соприкасаться такие разные понятия как любовь, страх и смерть. А поможет нам в этом нелегком деле замечательный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев. С его творчеством мы уже знакомились в 5 классе. На уроках литературы мы изучали его рассказ. Как звучит его название? А на уроках русского языка вы познакомились с необыкновенно лиричным и глубоким стихотворением в прозе «Русский язык». Кто вспомнит эти строки?
Сегодня вы пополните свою читательскую копилку ещё одним произведением И.С.Тургенева. Это стихотворение в прозе «Воробей».
Но перед этим давайте с вами повторим композицию рассказа.
II. Повторение композиции рассказа.
Беседа по вопросам:
Что лежит в основе рассказа?
Из каких композиционных частей состоит рассказ?
О чём говорится во вступлении? (Где, когда и с кем это случилось?)
Что такое кульминация? (Момент наивысшего напряжения в развитии действия.)
Что должно содержаться в заключении? (В заключении должен быть сформулирован ответ на вопрос: «Чему научил этот случай? Какой след в душе и в памяти он оставил?»)
2. Опережающее задание:
Ребята! Сейчас вы соприкоснётесь с творчеством великого мастера. Призываю вас слушать внимательно, пропуская через своё сердце каждое слово писателя! Постарайтесь определить, какой теме посвящено это ёмкое стихотворение в прозе. Итак, «Воробей».
III. Чтение текста стихотворения И.С.Тургенева «Воробей» учителем.
Книги учащихся закрыты, восприятие текста без зрительной опоры.
IV. Анализ композиции рассказа «Воробей».
1. Беседа по вопросам:
Скажите, можно назвать это произведение рассказом?
Что лежит в его основе?
Вспомните, какие синонимы мы подбирали с вами к слову случай? (Событие, происшествие, приключение, инцидент, эпизод, история)
Какой из них больше подходит к содержанию рассказа?
К какому типу речи относится этот текст? (Повествование) Почему?
Как можно сформулировать тему рассказа? («Как воробей, рискуя жизнью, спас своего птенца»)
2. Работа с динамической таблицей:
Композиция рассказа
Вступление: «Я возвращался с охоты»
Завязка: «Собака начала красться »
Кульминация: «Старый воробей заслонил собой своё детище, он жертвовал собою!»
Развязка: «Трезор остановился, попятился»
Заключение: «Любовь сильнее смерти и страха смерти»
3. Составление плана изложения.
План изложения.
Я возвращался с охоты.
Собака начала красться к беспомощному птенцу.
Воробушек с желтизной около клюва и пухом на голове сидел, растопырив крылышки.
Старый воробей заслонил своё детище, готовый пожертвовать собой.
Трезор отступил, признав силу любви.
Любовь сильнее смерти и страха смерти.
Какой план мы составили? (Простой) Какие ещё бывают планы? (Сложные)
Назовите в этом плане самые важные слова, необходимые для понимания и осмысления основной мысли рассказа «Воробей» (Заслонил, готовый пожертвовать – отступил, признав силу любви)
Какой приём использует писатель, чтобы выразить самое важное в своём рассказе? (Антитеза – противопоставление).
V. Анализ художественного своеобразия рассказа «Воробей».
1. Беседа по вопросам:
Какой предстаёт перед нами собака? Найдите её характеристики на табличках, приклеенных на стенах класса. (Зубастая раскрытая пасть, громадное чудовище). Запишите каждое выражение с новой строки в тетрадь.
Почему слова напечатаны чёрным цветом? Что сосредоточено в словах и в такой цветовой гамме? (Страх, превосходство силы).
Каким вам видится птенец? Найдите на табличках слова, характеризующие молодого воробья. ( Беспомощно растопырил едва прораставшие крылышки, с желтизной около клюва, с пухом на голове).
Почему эти слова напечатаны жёлтым цветом? О чём это говорит? (О неопытности воробья, о его беззащитности).
Найдите слова и выражения, которые помогают нам ярко представить страх и отчаяние старого воробья. ( Взъерошенный, искажённый; с отчаянным и жалким писком; тело трепетало от ужаса; голосок одичал и охрип; ринулся, заслонил, жертвовал ). Выстройте их в той последовательности, как это происходило в рассказе. Почему эти слова красного цвета? (Накал страдания и ужаса переданы красным цветом).
Кто же противопоставляется в этом рассказе? (старый воробей – огромная охотничья собака).
Скажите, а чувства, которые они испытывают, противоположны или нет? (Конечно, противоположны!).
Что испытывает собака? (Охотничий азарт, желание съесть добычу).
А что испытывает воробей? (Страх за жизнь своего птенца).
Только ли страх управляет воробьём? Найдите ответ на табличках. (Нет, сила, сильнее его воли).
Признаёт ли пёс эту силу? Какой эпитет использует Тургенев в описании пса? Почему оно напечатано зелёным цветом? (Смущённого)
Отметьте в тексте слова, в которых автор выражает своё восхищение мужеством маленькой птички. (Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед её любовным порывом.).
К какому выводу приводит нас автор? (Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.)
2. Физкультпауза.
Учитель:
Ребята, мы проделали с вами огромную аналитическую работу, и вы заслужили минуту отдыха, но полезного отдыха. Сядьте ровно, посмотрите на название темы урока и глазками повторите её написание, потом то же самое сделайте своими носиками, а затем – ручками.
Запомнили эту фразу? Запишите в тетрадь, дополняя её последним предложением. Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
VI. Пропедевтика ошибок.
1. Словарно-орфографическая работа.
Учитель:
У вас в тетрадях записаны слова, в которых вы должны найти и объяснить все известные вам орфограммы.
Зубастая раскрытая пасть – какая?
громадное чудовище – какое?
беспомощно – перед глухим – с
растопырил – перед глухим – с
едва прораставшие крылышки – корень с чередованием раст-(рос-)
с желтизной около клюва
с пухом на голове – полногласное сочетание ОЛО
взъерошенный – ъ после приставок на согл.
искажённый –
с отчаянным и жалким писком – каким? Т. п.
тело трепетало от ужаса – трепет, трепещет, прош. время, ср.р.
голосок одичал и охрип - полногласное сочетание ОЛО
ринулся – метнулся, кинулся, бросился (мгновенно бросился)
заслонил – заслон
жертвовал – был готов отдать свою жизнь, лишь бы спасти соё детище
2. Синтаксический анализ предложений.
Учитель:
Объясните знаки препинания в предложениях, выражающих основную мысль текста.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. (Вводное предложение).
Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (Однородные члены).
3. Подведение итогов:
Скажите, какую подготовительную работу мы проделали сегодня на уроке? (Составили план изложения, определили тему и основную мысль произведения, назвали ключевые слова, объяснили орфограммы и пунктограммы)
Что научились делать? (Научились анализировать композиционное строение рассказа, находить отдельные элементы композиции).
С чем познакомились на уроке? (С новым стихотворением в прозе И.С.Тургенева)
Что осознали и поняли? (Осознали, что любовь – прекраснейшее чувство; только любовью движется жизнь; любви подвластны все живые существа на земле, но только человек может глубоко и правильно оценить силу этого чувства.)
Вывод: Сила мастерства великого писателя помогла нам осознать силу прекраснейшего чувства – силу любви.
VII. Домашнее задание: написать подробное изложение по рассказу «Воробей».