Изучение экологических и биологических особенностей лесных растений.
Изучение экологических и биологических особенностей лесных растений.
Исследовательская работа
ученицы 5 класса
Тюхтиной Ксении
Учитель Козаченко Т.П.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение………………………………………………………. 3
Цель работы………………………………………………….. 4
Методы исследования…………………………………………4
Основная часть……………………………………………….. 4
Исследование леса, его результаты………………… 4
4.2 Морфологическая характеристика и экология некоторых растений леса…………………………………………………………….6
Состояние леса………………………………………………..8
Заключение……………………………………………………9
Список литературы ………………………………………….10
Приложение…………………………………………………..11
Введение.
Из всех растительных ресурсов Земли самое важное значение в природе и жизни человека имеют леса. Они больше всего пострадали от хозяйственной деятельности и раньше других стали объектом охраны.
Леса, в том числе посаженные людьми, занимают площадь около 40 млн. км2, или около 1/3 поверхности суши. На планете 30% хвойных и 70% лиственных лесов.
Леса оказывают влияние на все компоненты биосферы.
Леса – восстановимые природные ресурсы. Их рациональное использование основано на экологических законах сохранения, восстановления и изменения растительных сообществ.
Древесные насаждения очищают воздух городов и поселков от пыли, вредных газов, копоти, защищают жителей от шума. Многие хвойные деревья выделяют особые вещества – фитонциды, убивающие болезнетворные микроорганизмы.
Содержание пыли на зеленой улице в 3 раза меньше, чем на улице без деревьев.
Значение лесов:
1. Очищают воздух
2. Создают места обитания животных
3. Защищают почву от эрозии
4. Задерживают осадки (уменьшают поверхностный сток)
5. Создают благоприятный микроклимат для сельскохозяйственных растений
6. Закрепляют пески
7. Препятствуют загрязнению вод.
Актуальность работы.
Изучение лесных растений имеет большое значение в жизни человека. Прежде всего, растения восполняют кислород атмосферного воздуха. Многие из растений леса используются в медицине. Такие растения имеют различные назначения. Например: болеутоляющие, витаминные, ранозаживляющие, успокаивающие. Есть растения, идущие в пищу в свежем или переработан-ном виде: березовый сок, фрукты и ягоды, кормовые растения. Эфиромасличные растения, которые используются в парфюмерии. В наше время существует множество факторов, влияющих на лес и на его экологию. Первым неблагоприятным фактором, является переруб древесины. Проблема в том, что при перерубе, забирают хорошие деревья, оставляя, больные, а это в свою очередь ведет к еще большему экологическому вреду. Второй фактор-это лесные пожары. Ежегодно сгорает большое количество гектаров леса. Также на экологию леса влияет небрежное отношение человека к природе (выбрасывается большое количество мусора, уничтожаются редкие виды растений). Всё это ведёт к истощению лесных ресурсов.
Целью этой работы является изучение лесных растений и их экологическое исследование.
Реализацию данной цели мы видим в решении следующих задач:
Изучить основной видовой состав растительности данной территории.
Установить взаимосвязь растений с окружающей средой обитания.
Роль растений в природе и жизни человека и охрана растений.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные могут быть применены в процессе школьного обучения естественнонаучным дисциплинам общеобразовательного курса, для приобретения навыков и умений по лесной экологии и бережному отношению к природе.
Объект исследования - лес, расположенный за х. Карским Северского района. Климат умеренно-тёплый, недостаточно увлажнённый. Весна, лето 2014 года.(приложение 1)
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Экскурсии по изучению видового разнообразия лесных растений.
Наблюдение за изменением в природе.
Распространение и экология некоторых растений. Морфологическое описание растения.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕСА И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ.
1. В результате экскурсии мы выяснили: главная особенность леса – это приспособление всех растений в лесу друг к другу и к наиболее полному и экономическому использованию места, света, пищи. В лесу деревья и кустарники, травы расположены тесно, но занимая все просветы, они тянутся к свету. Все особенности внешнего вида дерева, форма и размеры его кроны, толщина и высота ствола, а также его очищенность от сучьев находятся в тесной связи и целиком зависят от степени густоты древостоя в лесу.
В лиственных лесах обычно 5-7 ярусов. В господствующий ярус кроме дуба могут входить вяз, граб, тополь белолиственный и в сравнительно низкий – клен остролистный, рябина. Мы выяснили, что в конкурентной борьбе побеждают деревья, растущие быстрее и образующие больше ветвей, листьев и корней. Они перехватывают у более слабых, медленно растущих свет, влагу, питательные вещества. В ходе конкуренции ослабленные деревья погибают и лес изреживается. Чем старше лес, тем крупнее деревья, тем больше места занимает каждое из них и тем реже они растут
У вяза – крупные листья с широкими пластинками и густые тенистые кроны. У ольхи небольшие размеры листовых пластинок и сквозистые кроны, которые пропускают много солнечного света. У вяза, дуба округлые кроны на вершине.
2. Хорошо развит кустарниковый ярус из орешника, кизила, бересклета европейского, боярышника черноплодного и красноплодного, шиповника, терна.
3. Травяной ярус сильно меняется по временам года.
Весной в нашем лесу встречаются эфемероиды ( в пер. с греч. «эфемерос» - однодневный, мимолетный): пролеска, подснежники, ландыш,. Это многолетние растения. Рост побегов у них начинается весной. Зацветают эфемероиды в конце апреля или в начале мая, когда в лесу светло.
Летом эфемероиды не видны, бросаются в глаза, чина, пролесник, копытень.
В категорию охраняемых часто попадают широко распространенные виды, существованию которых угрожает человек. Например, собирая букеты ландыша, подснежников, люди лишают эти растения возможности размножаться семенами.
4. Подрост – молодые деревца, в основном граб, вяз, дуб в данном лесу мало, есть только в конце леса и немного.(приложение 4)
Вывод: со временем молодые деревца перейдут на смену основному древостою и лес обновится.
5.Подлесок – кустарники и небольшие деревья, своими корнями разрыхляют почву, способствуют накоплению в ней влаги и питательных веществ, обогащают почву опадом своих листьев.
Вывод: Подлесок служит местом гнездования многих птиц, спасающих лес от вредных насекомых.
МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЭКОЛОГИЯ НЕКОТОРЫХ РАСТЕНИЙ ЛЕСА
Подснежник кавказский
Galanthus caucasicus
Раздел: Покрытосеменные или цветковые
Семейство: Амариллисовые Amaryllidaceae
Род: Galanthus
Автор: (Baker) Grossh.
Статус: 2 (V). Уязвимый вид. Эндемик Кавказа
Распространение: В РСФСР встречается в Краснодарском крае (от Майкопа до Геленджика и Туапсе), а также в предгорных и горных районах Ставропольского края. Вне РФ произрастает в Грузии.
Многолетние луковичные растения с коротким периодом вегетации. Из луковицы вырастает одиночный цветок на прямой цветоножке. Листья появляются одновременно с цветками.Цветки поникающие, колокольчатой формы, белые с зелеными пятнышками на краю лепестка.
Экология: Обычно растет в лесах нижнего и среднего горных поясов. В западном Закавказье встречаемся довольно редко, весьма малочисленными популяциями и зачастую вместе с подснежником Воронова, который в отличие от него образует обширные заросли. Ранневесенний луковичный эфемероид. Хорошо размножается вегетативно и семенами.
Чина весенняя
lefttop Отдел Magnoliophyta
Класс Magnoliopsida
Порядок Fabales
СемействоFabaceae
Род Lathyrus
Растения однолетние и многолетние, травянистые. Стебли простые или лазающие. Листья сложные, парноперистые с одной или несколькими парами листочков, очень редко листочки неразвиты. Прилистники крупные, листовидные. Цветки мотылькового типа, довольно крупные, голубые, фиолетовые, розовые, белые, желтые, красные, одиночные или в многоцветковых кистевидных соцветиях. Плод — боб.Экология. Семейство бобовых. Представитель флоры средней полосы России. Встречается в лесах и кустарниках по всей европейской части России, на Кавказе, в западной и восточной частях Сибири. Редкое и охраняемое растение.
lefttopРод Cornus L.,
семейство Cornaceae Dumort —
кизиловые, или деренные.
Характер роста: небольшой кустовидный. Лист перистый с узкими частями, вначале светло-зеленый, затем темно-зеленый, блестящий. Состоит из 2-4 пар яйцевидных или широкоовальных заостренных листочков. Кизил – это крупный кустарник с изобилием небольших ягод продолговатой формы красного цвета с кисло-сладким вкусом.
Экология. Кизил (Cornus mas L.) в диком виде широко распространен в лесах Кавказа. Его ареал, как и продуктивность, изменяются под влиянием деятельности человека. Кизил средне-светолюбивая порода, успешно произрастает под пологом леса при сомкнутости крон первого яруса до 0,7 - 0,8, но здесь очень слабо и редко плодоносит. Раннее цветение и лучшее плодоношение отмечается на полянах и опушках.
lefttopЛещи́на обыкнове́нная (лат. Córylus avellána) — вид листопадных деревянистых кустарников и деревьев рода Лещина (Corylus)
семейства Берёзовые (Betulaceae).
Лещина обыкновенная - крупный кустарник семейства лещиновых (Corylaceae), до 8 м высоты. Ветви покрыты коричневой корой и характерными белыми чечевичками. Молодые побеги серые, опушенные. Листья короткочерешковые, округлые или широко-обратно-яйцевидные, на верхушке округлые, с коротким острием, по краю дважды-зубчатые. Тычиночные сережки повислые, около 5 см длины. Плод - буровато-желтый орех, расположенный в зеленой колокольчатой плюске.
Экология. Произрастает в широколиственных, смешанных и хвойных лесах в виде подлеска, часто на опушках, в горах встречается вплоть до границы лесной растительности, на Кавказе поднимается до 2100—2300 м над уровнем моря.
СОСТОЯНИЕ ЛЕСА.
Заражённость вредителями: шелкопряд (3 дерева), администрацией района проводились меры по обработке леса.
Грибковое заражение деревьев незначительно, только старые и поваленные деревья.
20 % леса захламлена обломками деревьев и сушняка ( приложение 3). Много мусора, который оставляют люди после отдыха на природе. Весной учащиеся нашей школы проводят акцию по уборке леса.(приложение 2)
Пожара в лесу не было несколько лет. Вырубка леса не проводится.
Заключение.
Человек немыслим вне природы. Лес издревле являлся средой обитания, местом промысла огромного числа этнических групп. И в наше время человечество трудно было бы представить без леса и продуктов его переработки. Стоит лишь оглянуться вокруг, чтобы понять насколько тесно, мы связаны с основным продуктом переработки леса - древесиной, попросту деревом. Нельзя забывать и о духовной стороне взаимодействия человека и леса. Кто откажется прогуляться по чистому, светлому сосновому бору или просто прикоснуться к живому стволу берёзы?
Лес во все времена являлся одним из самых лёгких, дешёвых объектов использования природных богатств. За всю историю цивилизации было вырублено 2/3 лесов, а сейчас в минуту уничтожаются свыше 20 гектаров лесов. Поэтому со временем настал момент, когда человеку пришлось задуматься о восполнении убывающих массивов леса, а так же о защите его от пожаров. “В результате хозяйственной деятельности происходит постепенное истощение природной среды, потеря тех природных ресурсов, которые служат для человека источником его экономической деятельности. Потеря лесов - это не только потеря кислорода, но и важнейших экономических ресурсов, необходимых человеку для дальнейшей деятельность.
Данная работа позволила нам познакомиться с лесными растениями, изучить их разнообразие и эколого-ботаническое состояние. На данном этапе работа не заканчивается, на 2015 год планируется изучение лекарственных растений произрастающих в лесах нашего района, их эколого-ботаническая характеристика и применение. Разработать план мероприятий, которые можно будет использовать во внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, для воспитания бережного отношения к природе.
Список литературы.
1. Ипатов, B.C., Кириллова, Л. А. Классификация отношений между растениями в сообществах. [Текст] // Ботанический журнал.–2000.– №7. – с.92-100.
2. Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов, «Основы экологии 9 класс»,
Москва, изд. «Просвещение», 1998 год.
3. Детская энциклопедия, том1, Москва, мзд. Академии педагогических наук
РСФСР, 1958 год.
4. Алмин, Е. П., Понамарев, А. А. Физиология растений. [Текст] /Е. П. Алмин, А. А. Понамарев - М.: Колос, 1979. - 263с.
5. Бровкина, В. Г., Державина, Т. Б. Экскурсии в природу [Текст] // Биология в школе. -1993. - №5 – с.6-9.
Приложение
Наш лес с высоты птичьего полета.(1)
Весной учащиеся нашей школы проводят акцию по уборке леса.(2)
20 % леса захламлена обломками деревьев и сушняка.(3)
Молодые деревца (подрост) в лесу встречаются не так часто.(4
Хорошо развит кустарниковый ярус.