«НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА НА ОСНОВЕ ТЕОРИЙ М.МОНТЕССОРИ»
Дюсупова Калима Калымканқызы
КГКП ясли – детский сад «Дәншік»
ВКО с.Самарское dyusupova62@mail.ru«Новые подходы к процессу воспитания ребенка на основе теорий м.монтессори»
Педагогика М. Монтессори обращена к нашим современникам: родителям, учителям, воспитателям. «Мой метод,- пишет М. Монтессори, - привел меня к открытию духовных особенностей детей, которые ранее не наблюдались. То, что было открыто прежде, лишь внешний облик ребенка. Способствовать пониманию детей, работать для защиты их прав – это и есть моя цель».
Ключевые слова: Монтессори,воспитание,игра,воспитатель,метод.
Семьдесят лет имя Марии Монтессори – замечательной женщины, педагога с мировым именем, физика, психолога, врача-было забыто в нашей стране и упоминалось лишь в трудах историков педагогики. В то же время в других странах мира – в Европе, Америке, Азии – открывались научные институты и академии, в которых изучали воплощали в жизнь антропологические, дидактические, педагогические идеи Марии Монтессори, и миллионы детей успешно учились в школе
Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 г. в Италии, а умерла в 1952г. в Голландии. Между этими двумя датами прошла дорога и жизни, полная философского смысла, великих педагогических открытий, побед и потерь, дорога неоконченной борьбы за права ребенка. Она была первой женщиной – врачом в Италии, работала ассистентом в психиатрической клинике, преподавала в Римском университете и, только получив степень доктора философии, основала в одном из бедных кварталов Рима «Дом ребенка».
Отметим, что не раз обращали внимание теоретиков и практиков дошкольного воспитания на необходимости изучения педагогических взглядов и педагогического опыта Монтессори.
Итак, познакомимся с теорий и практикой дошкольного воспитания М. Монтессори.
Но прежде охарактеризуем и мировоззренческие позиции.
1.Философские – педагогические взгляды.
М.Монтессори защищала экспериментальный метод исследования проблем обучения и воспитания. Это по ее убеждению, наиболее достоверный путь познания «жизненной силы». Однако утверждение о том, что не мы, а природа – творец формирует душу ребенка, ошибочно по той простой причине, что природа формирует человека, но не человеческую личность, что личность формируется родителями и воспитателями, окружающими взрослыми , социальными условиями. Природа же создает человеческий организм. Без влияния родителей и воспитателей, без общения с людьми, вне человеческого общества дитя человеческое не станет личностью, не станет человеком мыслящим.
Монтессори писала: «Свобода ребенка, его свободное развитие не означают заброшенности. Как раз наоборот.
В сочинении «Самовоспитание и самообучение» она отмечает, что быть свободным – значит не только иметь соответствующие знания, чтобы отмечать фальшивое от настоящего, но также уметь понимать, какова социальная ценность одного или другого, в чем заключается внутреннее формирование, которое делает человека свободным.
Тезис «Чем свободнее развивается ребенок, тем быстрее и совершеннее достигают полного развития его тело и высшие отправления» отвечает современным научным представлениям о необходимых объективных условиях эффективного развития и воспитания ребенка. В соответствии с этим принципом она требовала уважение ребенка, смотреть на него как на человека, хотя еще полностью не сформировавшегося.
Для достижения воспитательных целей, для нормального физического и духовного развития ребенка необходимы не только пищи и гигиенический уход, но и «радость жизни, духовная свобода и духовная пища».
Раскрывая содержание этой «формулы» Монтессори указывала, что помещение, где находятся дети, не угнетало бы их ограниченностью размеров и нагромождением мебели. Ее простота и эстетичность, гармония линий и цветовое оформление – все должно действовать положительно на восприимчивую детскую душу.
2. Разработка методики сенсорной гимнастики. Нельзя научить ребенка правильно мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении. В этих целях должна быть система сенсорных упражнений, система сенсорной гимнастики. Что это значит?
Уметь различать – характерная черта мышления. Различать – это значит группировать. Таким образом, сенсорные упражнения – это упражнения в различении и классификации. Размер, форма, вес, шероховатость, температура, вкус, звук, цвет –различать все это надо научить ребенка. Умение различать правильно приобретается детьми только через сенсорную гимнастику. Например, для развития тактичного чувства она использовала деревянную дощечку, раздельную на два квадрата. Один из них с гладкой отполированной поверхностью, другой с наклеенной наждачной бумагой (шесть полосок разной шероховатости, от грубой наждачной до атласной). Развивать у детей чувство осязания – значит учить их «видеть руками».
Обстоятельно разработала Монтессори и упражнения в распознавании звуков. Например, игру в молчанку (вслушаться, как тикают часы, как пищит комар, что звучит за окном и т.д.)
Монтессори разработала очень простую и эффективную методику: дети учились определят по весу дощечки (диаметр - 8 см, ширина – 6 см, толщина - 1,5 см) из какого дерева (ели, ольхи, дуба, ясеня) они сделаны.
3.Упражнения обыденной жизни – это, по существу, реализиция воспитательной функции труда по самообслуживанию.
В «Доме ребенка» дети самостоятельно умывались, одевались, приводили в порядок свои вещи, убирали комнаты, накрывали на стол, мыли посуду и т.д. Они не играли в труд, а приобщались к труду по мере своих сил и возможности.
Одним из средств воспитания детей 5-6 лет Монтессори считала ручной труд. В своей практике она обучала детей гончарному ремеслу и постройке стен из маленьких кирпичиков. Монтессори не без основания отмечала: лучшее средство укрепления физических и духовных сил ребенка – это погрузить его в природу. При этом она имела в виду не столько воспитание ребенка на ложе природы, сколько приобщение его «к земледельческим работам, к разведению растений и животных». В «Доме ребенка» дети выращивали цветы, ухаживали за курами и кроликами. Уход за животными и растениями, считала Монтессори - это прежде всего забота о других, которая поможет ребенку осмыслить заботу матери и воспитательницы о нем.
4. Моральное воспитание.
Это особенно сложная в теоретическом и практическом отношении проблема. Монтессори считала, что в основе нравственного воспитания должна быть развитие моральных чувств. Под ним она понимала чувство симпатии к людям, сопереживание их огорчениям и радостям. Человек не может стать нравственным, только заучив правила морали, необходимо активное проявление морального чувства.
Поступки дошкольника нередко импульсивны, писала Монтессори, задача воспитания в том, чтобы преобразовать их в волевое целеустремленное и осмысленное поведение. «Когда ребенок начинает уважать работу других, -читаем в книге». «Самовоспитание и самообразование», -не выдергивает желательную ему вещь из рук товарища, а терпеливо дожидается, когда ее можно будет взять, когда начинает ходить, не задевая товарищей, не наступая им на ноги, не опрокидывая столов, тогда только ребенок начинает и организовывать свою волю и приводить во взаимное равновесие импульсы и сдерживающие элементы. Таким образом создаются зачатки привычек социальной жизни. Подобные результаты невозможны, если держать детей в неподвижности.
Невольно возникает вопрос: как воспитать желаемое качество? Ответ Монтессори оригинален: воспитывать волю. Гибкость воли должна формироваться в коллективе детей через постоянные упражнения в сфере обыденной жизни. Лишь в процессе общения, совместной деятельности дети усваивают выработанные обществом социальные нормы поведения, социальный опыт делают своим собственным достоянием.
В практике воспитания Монтессори упразднены награды и наказания. Она полагала, что награды якобы оскорбляют человеческое достоинство. Из всех мер наказания признавался метод изоляции провинившегося от детского коллектива, но с тем, чтобы он видел, чем и как заняты его товарищи. Ребенок, разумеется, будет переживать свое одиночество.
Можно соглашаться, или не соглашаться с мнением Монтессори о том, что дети «стеснены» в школах наградами, наказаниями, уродующими их души. Но нельзя игнорировать вовсе эти методы воспитания. Другое дело, что они должны быть более совершенными, либо дети всегда останутся детьми, нуждающимися в педагогическом руководстве и воздействии взрослых. Другое дело- их воспитание. Оно должно быть свободным от формализма и догматизма, от рутины, от мелочной опеки со стороны различных ведомств.
При организации обучения и воспитания детей по системе Монтессори воспитатель становиться руководителем из жизнедеятельности. Она выдвинула требование подготовки творчески мыслящего воспитателя, способного научно мыслить, исследовать личность ребенка и процесс его формирования.
Учитель – воспитатель как практик должен обладать в совершенстве педагогическим мастерством.
Монтессори разделяла мысль об учителе красивом не только духовно, но и внешне, чтобы он имел приятный голос, заботился о своей наружности, дабы вызвать у своих воспитанников симпатии. Если он не владеет красивыми жестами, оттенками голоса, то не завладеет душой, сердцем и волей ребенка.
5. Дидактический материал в «Доме ребенка».
Монтессори подвергала резкой критике постановку обучения в народных школах, в которых учителя «вколачивая свои познания в головы учеников», требуя при этом «полной неподвижности», насильно добиваясь внимания, использую для этого наказания и поощрения. Такая школа, порабощая дух ученика, не давала простора свободному проявлению заложенных природой сил и способностей.
Исходя из идеи о том, что дидактический материал является побудителем к саморазвитию, она экспериментально проверила педагогическую эффективность созданного его дидактического материала.
Немаловажный практический интерес представляют суждения Монтессори относительно содержания и методов обучения. Обращая внимание на эффективность методов обучения, она требовала сжатости, простоты и объективности при объяснение нового материала. «Урок, - отмечала Монтессори, - будет тем совершеннее и полнее, чем лучшее мы умеем урезывать ненужные слова». Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде. Научные наблюдения за состоянием и подведением детей помогли ей открыть. «Феномен поляризации внимания», из которого, собственно, она и делает выводы о свободном саморазвитии ребенка и о способах организации его работы в специально обустроенной обстановке. Обучение детей как таковое не являлось для М. Монтессори делом принципиальным. Она считала, что для получения образования достаточно создать такую развивающую среду, где дидактический материал выбирал бы не учитель, а сам ребенок. И он же определял время работы с этим материалом и контролировал свои ошибки.
Как же должна быть обустроена такая специально подготовленная среда?
На основе многолетних наблюдений М. Монтессори делает вывод о том, что существует совершенно определенное число материалов, достаточных для культурного развития детей. Фундаментальным является требование иметь в классе только один образец данного типа. В подготовленную среду входят материалы, помогающие развитию ребенка в самых разных направлениях. Это материалы для освоения навыков обыденной жизни, специальные пособия для развития сенсомоторики, речи, письма и чтения, математических способностей. Большая часть материалов служит становлению самосознания и мировосприятия.
Ребенок свободен в подготовленной среде. Дидактический материал для него лишь ключ к миру. С их помощью он упорядочивает ум, учится осознавать пока еще хаотичные представления, врастает в культуру и современную цивилизацию, на собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней.
Ребенок свободен. Он может ходить по классу от стола к столу, между полками с материалом, он может забраться на диван, выйти в коридор или в соседний класс.
Ребенок свободен. Но означает ли это, что в классе царит анархия и беспорядок?
М. Монтессори пишет: «Все понимают, что двери в обычной школе надо держать закрытыми: ведь если детям, которые все время скучают и которым нечего делать, дать свободу,- они просто исчезнут, убегут из школы».
Забавные, несколько наивные строки. Но они немедленно приобретают самый серьезный смысл, как только мы начинаем осознавать, что дисциплина и порядок действительно заложены в ребенке природой с рождения. В любой современной Монтессори – школе мира мы можем ежеминутно наблюдать непревычное для нас явление: ребенок взял дидактический материал, поработал с ним на своем коврике или столике и поставил обратно на полку, точно на то место, где он стоял. Спонтанное действия малыша, желающего навести порядок, вызывает у традиционных педагогов по меньшей мере удивление.
Ребенок в самом деле свободен. Почему же он не носится по классу и не кричит, а берет с полки один за другим материалы, спокойно работает с ними, а затем ставит на место? Дело в том, что эти материалы имеют удивительно притягательную силу. Ребенок стремится сам разобраться во всем и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им.
Педагогика М. Монтессори обращена к нашим современникам: родителям, учителям, воспитателям. «Мой метод,- пишет М. Монтессори, - привел меня к открытию духовных особенностей детей, которые ранее не наблюдались. То, что было открыто прежде, лишь внешний облик ребенка. Способствовать пониманию детей, работать для защиты их прав – это и есть моя цель».
Мария Монтессори называла свои метод методом научной педагогики. Она считала, что любые практические действия, теории и модели могут строиться только на фундаментальных знаниях о развивающемся человеке. Изучение жизненного пути ребенка, проходящего в непосредственной близости от взрослых, именно изучение, а не вмешательство со своими воспитательными приемами и принципами, М. Монтессори ставила в основу педагогической антропологии.
Одна из значительных работ М. Монтессори называется «Дети другие». Уже в названии книги виден ее принципиальный взгляд на картинку жизни ребенка. Ребенок другой. Это значит, что его психика, все его существо устроено иначе, чем у нас, взрослых. Если мы, взрослые приобретаем знания при помощи анализа и синтеза происходящего, то ребенок просто внитывает жизнь целиком.
Ребенок переживает время иначе, чем взрослые.
Естественный режим его жизни гораздо медленнее. Он живет тем, что происходит с ним в конкретный момент, в то время, как взрослые постоянно планируют свою жизнь, выделя самые срочные и необходимые дела.
Маленькие дети обучается прежде всего через собственные действия. Ребенок постоянно подражает взрослым, которые ему близки, но при этом желание быть независимым – одно из самых сильных чувств детства.
В детском саду Монтессори день начинается со свободной работы. Дети приходят в группу, самостоятельно раздеваются, приводят себя в порядок и выбирают, чем они будут сегодня заниматься. Наставница встречает детей, обязательно протягивает каждому руку для приветствия, и потом, уже в комнате, терпеливо наблюдает свободный выбор или материала для занятий. Кто-то начинает стирать кукольные платья, кто-то поливает цветы, кто-то раскладывает на ковре цветные таблички, нанизывает бусы, учится пришивать пуговицы. Если наставница замечает, что ребенок впервые взял материал для работы, она предлагает малышу алгоритм действия с этим предметам. Иногда наставница молча показывает способ работы с материалом «Слайды»
Может ли ребенок во время свободной работы играть с игрушками? Почему нет? Все куклы, кубики, машинки находятся здесь же, в одном из уголков, и если малыш хочет с ними играть, не мешая другим, он может это делать. Можно переодеваться во взрослые одежды, которые сложены в специальной корзине, или делать прическу перед зеркалом.
Притягательность дидактического материала захватывает детей настолько, что они предпочитает положить на край коврика свою куклу и выкладывать здесь же десятичную систему из бусин золотого материала. Такая работа не утомляет его, сколько бы она ни продолжалась, потому что в естественной жизни не может быть остановки. И все-таки часа через два после начала свободной работы дети слышали звучение тихой музыки – знак сбора на общий круг. Начатая работа заканчивается, материалы ставятся на место.
Что такое круг? Кто-то из Монтессори –учителей назвал его «атмосферным явлениям». Во всяком случае, это не ежедневное занятие с традиционными пальчиковыми играми и песенками. Каждый круг имеет свой контексты, который зависит от проживаемой ситуации.
Многие круги связаны с обсуждением событий, происходящих в жизни детей дома и в детском саду. На других наставница рассказывает сказки, короткие истории. Осенью дети все вместе разглядывают фрукты и овощи, пробуют их на вкус. Зимой изучают свойства воды, растапливают над свечкой, снег, или разучивают песенки. Здесь же отмечают дни рождения детей и другие важные события.
В пятнадцать минут общего круга умещается: личные детские проблемы, календарь, история, география, биология, математика и словесность, пантомима и театр. Круг всегда ведет наставница, но она лишь помогает общему разговору. За ребенком остается право самостоятельного высказывания, попытки объяснить другим свое переживания. Круг кончается через 15 минут. Но дух общей доброжелательности, уважения, доверия остается надолго и в конце концов становится неотемлемой частью уклада жизни Монтессори гурппы.
В одной из российских школ Монтессори -учителей попросили определить различия между учителем или воспитателем традиционного детского сада - школы и Монтессори – педогогом. Первое, что отметили учителя, было связано с исследовательским характером работы Монтессори – педагога. Величайшее счастье, которое они испытали в новом качестве, было связано с возможностью наблюдения свободной жизни ребенка, постижения методов экспериментальной педагогики и психологии, а также практической организации условий свободной жизни детей. В их сознании произошел переворот: учитель, оказывается не должен передавать знания, он может с радостью наблюдать распускающуюся жизнь и наслаждаться соприкосновением с душой ребенка. Монтессори – учитель верит, что дети любопытны и способны осваивать окуржающий мир и человеческую культуру через самостоятельную деятельность. Для Монтессори – учителя характерно отступить на задний план, пробуждать интерес, оказывать помощь и никогда не быть по рукам.
Если педагоги стремятся к освобождению детей и хотят увидеть естественные проявления их наклонностей, это не означает, что им следует сесть в углу классной комнаты и просто наблюдать происходящее. Любой эксперимент требует подготовки. Прежде чем пустить детей в класс, Монтессори - учитель подготавливает специальную среду, в которой он будет наблюдать детей, и специальные предметы для их свободной деятельности.
Монтессори – учитель придает организации специально подготовленной среде большое значение. У ребенка, окруженного книгами, энциклопедиями, лабораторными приборами, появляется спонтанная ответственность за освоение всего этого богатства. Но каждый культурный предмет, придуманный человеком, имеет точное значение и требует определенного обращения. Никто, кроме взрослого, не может показать ребенку, как в мире людей обращаются с той или иной вещью, обозначить смыслы природных явлений. В группе детского сада Монтессори на полках стоят десятки предметов которые в состоянии презентовать только профессиональный Монтессори - педагог, потому что в большинство из них вложен именно дидактический смысл.
Понимание того, что может произойти в душе ребенка, когда он прикоснется к чаше с водой, книге, месту бумаги, заключено мастерство Монтессори – педагога.
Дидактический уголок для развития мелкой моторики рук.
Игры с прищепками
Игры со шнурами
Нанизывание на нитки
Библиографические ссылки
1.Блонский П.О. Марии Монтессори. Публ.С.Володина. Дошк.воспитание -1994.-№10.-С. 56-64
2.Плеханов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори. Дошк.воспитание.- 1989.-№10.-С.66-70.