Психологические аспекты сопровождения обучающихся при написании научно-исследовательской работы
Психологические аспекты сопровождения обучающихся
при написании научно-исследовательских работ.
«Кто думает о науке, тот любит ее,
а кто ее любит, тот не перестает учиться»
Григорий Сковорода
Поисково-исследовательская работа является одной из наиболее успешных форм организации учебного процесса при работе с детьми в рамках МАН. Это обусловлено психологическими особенностями ребенка и стимулирует повышение интереса к выбранной тематике, развитие кругозора. При этом происходит развитие целостной творческой личности.
Для развития научно-исследовательской деятельности обучающихся посредством формирования образовательного поля, моделирующего научное продвижение юных исследователей и раскрывающего их личностный потенциал, повышение эффективности проектной и исследовательской деятельности обучающихся необходимо создание благоприятных условий.
Главная задача, которую решает подготовка научно-исследовательской работы – это раскрытие творческого, интеллектуального потенциала юного исследователя.
Высокий результат в написании научно-исследовательской работы возможен только при гармоничной, слаженной работе в системе «научный руководитель – ученик – психолог», ведь именно специалисты создают социально-психологические условия для развития и самореализации личности ребенка. Очень важно, чтобы обучение и развитие обучающихся в рамках поисково-исследовательской работы повышало чувство самостоятельности, усиливало стремление к самоопределению, способствовало умению найти новый способ решения поставленной задачи.
Для того, чтобы исследовательская деятельность была успешна и приносила свои плоды, нужно у обучающихся развить навыки исследовательского поведения для этого необходимо сформировать у них следующие умения.
1. Рефлексивные умения:
а) умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
б) умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
а) умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
б) умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
в) умение запросить недостающую информацию у педагога;
г) умение находить несколько вариантов решения проблемы;
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
а) умение коллективного планирования;
б) умение взаимодействовать с любым партнером;
в) умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
г) навыки делового партнерского общения;
д) умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения:
а) умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
б) умение вести дискуссию;
в) умение отстаивать свою точку зрения;
г) умение находить компромисс;
д) навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6. Презентационные умения и навыки:
а) навыки монологической речи;
б) умение уверенно держать себя во время выступления;
в) артистические умения;
г) умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
д) умение отвечать на незапланированные вопросы.
Исследовательская работа включает в себя:
Мотивация: выработка умений и навыков, которые понадобятся во время обучения в вузе, интересное общение. Мотивация дает незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. В первую очередь необходимо обеспечить заинтересованность обучающихся в работе над исследованием – мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.
Выбор темы. Тему научной работы лучше выбирать или совершенно новую, или недостаточно изученную. Желательно было бы также, чтобы слушатели МАН занимались тематикой, «близкой» и созвучной их возрастным предпочтениям. Юный исследователь зачастую выбирает ту тему, которая вызвала у него особый интерес. С одной стороны она должна быть интересной и увлекательной, а с другой – выполнима, решение ее должно нести практическое значение. Тема может натолкнуть старшеклассника на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения, навыки. Надо умно и тактично подвести его к решению проблемы, выбор которой он считал бы своим.
Мотивированность. Необходимо, помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования. Например, умение и возможность изготовить изделие для себя индивидуально.
Творческая среда. Педагог должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.
Психологический комфорт. Одна из задач педагога-руководителя – поощрять творческие проявления обучающихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку. Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому исследователю необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя. («Я уверен в твоем успехе», «Ты с этим справишься и, как всегда, хорошо»); прием персональной исключительности на основе любого достоинства ученика («С твоими способностями успех тебе обеспечен», «Именно у тебя это получится»).
Важно к каждому исследователю применять индивидуальный подход, учитывая индивидуально-психологические особенности: темперамент, учет интереса и склонностей, мотивы, уровень притязаний, уверенность в себе, тревожность, особенности восприятия и памяти, активность.
Рассмотрим темперамент, т. к. продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Зная темперамент обучающегося, педагог-руководитель сможет так организовать его деятельность, чтобы менее резко проявлялись отрицательные свойства темперамента, которые мешают в учебной работе.
Холерик (сильный, не уравновешенный, подвижный). Может быть старательным, но быстро остывает, ритм работы не равномерный. Требовательный к качеству своей работы выше собственных возможностей. Не достигая желаемого качества, проявляет недовольство собой, объяснением педагога, условиями работы.
Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный). Работает не ради работы, а ради результата. Если допускает ошибки, то не теряется и не расстраивается.
Флегматик (сильный, уравновешенный, не подвижный). Приступает к работе не спеша, темп работы невысок, но ритм устойчив. Старателен и требователен к качеству, стремится сделать больше и лучше.
Меланхолик (слабый, не уравновешенный, подвижный). Успешно работает в спокойной обстановке. Ритм работы теряет из-за приступов апатии и вялости. В основном, не ставит цели добиться высокого качества, а лишь справится с работой.
Необходимо учитывать трудности, которые могут возникнуть у юных исследователей при подготовке и защите своих работ. Рекомендуется сотрудничество со школьным психологом для снижения высокого уровня тревожности обучающихся. Необходимо осуществлять психологическую подготовку и в групповую и индивидуальную работу включать задания и упражнения на преодоление когнитивных, личностных и процессуальных трудностей. Проводить тренинги и занятия на повышение учебной мотивации, стрессоустойчивости, самооценки, по формированию уверенности в себе, навыков саморегуляции, самоорганизации, развитие позитивного мышления, повышение культуры общения и опыта публичных выступлений.
Рекомендации научному руководителю
Принимайте каждого ученика как уникальную личность, уважайте его, понимайте, верьте в него.
Сопровождайте ученика в его собственном развитии, самоактуализации и самореализации.
Создавайте атмосферу заинтересованности каждого обучающегося в том, что происходит вокруг - на уроке, в школе, в обществе.
Поддерживайте в ученике любую инициативу, положительно стимулируйте активность и избегайте внешнего принуждения в педагогическом процессе.
Оценивайте не только конечный результат, но, прежде всего процесс деятельности каждого обучающегося персонально.
Будьте творческим, озарённым, непредсказуемым педагогом, самоактуализируйтесь, чтобы энергия жизни помогала решать проблемы и достигать успехов.
Секрет исследования старшеклассников:
не ограничивать собственные исследования;
внимательно анализировать факт и не делать поспешных выводов;
быть смелым, чтобы принять решение;
сосредоточиться, и вложить в исследование свою энергию;
действовать, не боясь совершить ошибку.
Литература
Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. «МОДЭК» 1998 г.
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе – М.:Вербум – М.,2001.
Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. «Питер Пресс» 2009 г.
Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М: 1964 г.
Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии / Пер. с пол. под общ. ред. И. В. Равич-Щербо. — М.: Прогресс, 1982.