Патриотического воспитания подрастающего поколения в ОУ

Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе (в условиях перехода на ФГОС). ОБЖ в новом стандарте - Внеклассная работа

Ныне проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. В условиях ослабления в нашем обществе традиционного российского патриотического сознания, распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают её как неприятную неизбежность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовного преследования. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство утрачивают привлекательность для значительной части призывной молодежи. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе одной из приоритетных, что указано и в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения для основной школы. Но без формирования нравственных ценностей патриотическое воспитание невозможно.
Целью преподавания ОБЖ считаю подготовку физически и нравственно развитых молодых людей, которые могли бы адаптироваться в изменяющемся мире.
Не умаляя урока, считаю очень важным компонентом военно-патриотического воспитания внеклассная (внеурочная) деятельность.
Внеклассная работа – это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые общеобразовательным учреждением (школой) во внеурочное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков развития самостоятельности, индивидуальных способностей учащихся, а также удовлетворения их интересов и обеспечения активного и разумного досуга. Она проводится на протяжении всего учебного года в тесной связи с учебными занятиями.
Основные задачи внеклассной работы по ОБЖ:
- углубление знаний, закрепление умений и навыков, приобретенных на уроках ОБЖ;
- стимулирование познавательной активности учащихся;
- содействие развитию способностей и личностных качеств учащихся.
Формы внеклассной работы по ОБЖ:
1. Кружки по военно-технической, пожарно-технической и профессиональной подготовке («Юный пожарный», «Военно-спортивное многоборье», «Юный инспектор дорожного движения» и др.).
2. Секции по прикладным видам спорта (пожарно-спасательный спорт, военно-спортивное многоборье, спортивное ориентирование и др.).
3. Тематические викторины, КВН.
4. Смотры конкурсы («Смотр песни и строя», «Лучший пожарный», «Курс молодого бойца» и др.).
5. Спортивные мероприятия прикладной направленности: по медико-санитарной подготовке; по прикладной физической подготовке; по военно-прикладным видам спорта. Военизированные эстафеты; эстафеты по пожарно-прикладным видам спорта. Воено-спортивные игры: «Зарница», «Рубеж», «Победа», «Вахта Память» и др. Военно-спортивные праздники: «День Защитника Отечества», «Салют, Победа» и др.
6. Тематические экскурсии.
7. Встречи с ветеранами Вооруженных сил и других структур.
8. Туристические походы с выполнением практических заданий по ОБЖ.
9. Школьные олимпиады по ОБЖ
Кружок – группа лиц с общими интересами, объединившихся для совместных занятий. Это постоянно действующая форма организации внеучебной деятельности, в которой учащиеся участвуют добровольно. В кружковой работе тесно переплетаются задачи обучения и воспитания. Цель кружковой работы – расширение и углубление специальных знаний и умений учащихся в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, развитие познавательных интересов и способностей, профориентация школьников.
Кружковую работу проводят наиболее подготовленные преподаватели, специалисты на основе утвержденных программ.
Формы познавательной и практической деятельности учащихся в кружках: беседы, подготовка рефератов, докладов, творческая деятельность по моделированию и конструированию, экскурсии и походы, участие в конкурсах и соревнованиях («Зарница», «Рубеж», «Победа», «Пожарно-спасательный спорт» и др.).
Кружковая работа активизирует образовательный процесс, способствует повышению качества обучения, укрепляет связь обучения с жизнью.
Секции по прикладным видам спорта. Секция – подразделение, в котором регулярно занимаются одним видом спорта (профессионально-прикладным, военно-прикладным и др.). Общее руководство работой секций возлагается на наиболее подготовленных преподавателей. Занятия в секциях проводятся 2-3 раза в неделю по 1-1.5 часа. Примерно 40-50% времени занятий должно уделяться общей физической подготовке, а остальное время – специальным физическим упражнениям соответствующего прикладного вида спорта. План работы секций составляется на год отдельно для каждой возрастной группы учащихся. В нем подробно раскрывается содержание каждого раздела учебно-тренировочной работы, указывается точное количество часов занятий на каждый месяц.
Тематические викторины. Викторина – игра, состоящая в том, что участники должны отвечать на ряд вопросов, обычно объединенных общей темой.
По содержанию викторины по ОБЖ должны быть тематическими, например: «Действия в ЧС», «Герои и подвиги», «Безопасная дорога» и др. Вопросы викторины следует связывать с программой ОБЖ для соответствующего класса.
Использование викторин в комплексе с другими средствами, методами и формами занятий по ОБЖ способствует повышению эффективности передачи и закрепления знаний и умений, стимулирует активность учащихся. Викторины побуждают участников дополнительно изучать литературу по истории, культуре, развитию Вооруженных сил, узнавать новое о достижениях, военных победах, выдающихся людях нашего Отечества и др.
Цели викторины – закрепление и контроль знаний учащихся, развитие у школьников познавательных процессов.
Викторина проводится после изучения темы (раздела) в два этапа: предварительный и финальный в письменной или устной форме. В заключении подводятся итоги, награждаются победители и призеры.
Конкурсы. Конкурс – соревнование, проводимое с целью выделить лучших из его участников. Места проведения конкурса должны быть оборудованы по правилам безопасности. Конкурсы могут быть командными, личными и лично-командными. Положение о конкурсе утверждается педагогическим советом школы.
Программа конкурсных испытаний состоит из двух частей:
- решение интеллектуальных задач по ОБЖ (ответы на вопросы);
- выполнение практических задач по ОБЖ (смотр песни и строя; надевание противогаза; стрельба из пневматической винтовки; подтягивание на перекладине; пришивание пуговиц; спортивные эстафеты и т.д.).
Во время подготовки к конкурсу учащиеся приобретают необходимые навыки и умения в строевой и огневой подготовке, знания по гражданской обороне, основам медицинских знаний, а также многое другое.
Спортивные мероприятия прикладной направленности.
Цели таких мероприятий:
- популяризация предмета ОБЖ среди учащихся;
- подготовка учащихся к безопасному поведению в экстремальных ситуациях;
- закрепление и совершенствование военно-прикладных умений и навыков;
Задачи:
- проверка и закрепление знаний, умений и навыков по ОБЖ;
- воспитание гражданственности и патриотизма;
- пропаганда здорового образа жизни;
- выявление сильнейших учащихся по прикладным видам спорта;
- развитие инициативы и взаимовыручки, воспитание настойчивости, силы воли и дисциплинированности школьников;
- подготовка к межшкольным соревнованиям «Зарница», «Рубеж», «Победа», спартакиаде допризывной молодежи др.
Военно-спортивные игры. Игра - сюжетно организованная деятельность, в основу которой положено выбор способов достижения цели и получаемое участниками удовлетворение. Основной мотив – в удовольствии, связанном не только с результатом, но и с самим процессом. Игровая деятельность способствует развитию внимания и памяти, сообразительности, самостоятельности, ловкости, быстроты, силы и выносливости, формированию и закреплению умений и навыков, необходимых для грамотных действий в неординарных, опасных, экстремальных ситуациях.
Эстафеты прикладной направленности. Эстафета – командные соревнования по прохождению дистанции, разбитой на этапы, которые представители команды преодолевают, сменяя друг друга и, передовая при этом (нередко условно) какой либо предмет (эстафетную палочку).
Тематические экскурсии. Экскурсии – форма организации учебной работы, при которой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов (пожарная часть, музей МЧС и др.) для ознакомления с ними. Они позволяют связать учебный процесс в школе с жизнью вне школьных стен.
Дидактические функции экскурсий в системе обучения:
- служит для реализации принципа наглядности;
- повышает научность образования и укрепляет его связи с жизнью, практикой;
- расширяет кругозор учащихся;
- играет значительную роль в профориентационной работе.
Каждая экскурсия включает такие способы ознакомления учащихся с объектами, как разъяснение, беседа, показ, самостоятельная работа по плану (наблюдение, зарисовка, составление соответствующих схем, сбор наглядного материала и т.д.).
Туризм – это разнообразные по формам, содержанию и длительности путешествия в свободное от основной деятельности время. Туризм является важной составляющей внеклассной работы в связи с многообразием его функций, оказывающих влияние на становление личности школьника. Участие в турпоходах способствует формированию таких качеств, как инициатива и взаимовыручка, настойчивость, сила воли, смелость, выдержка и дисциплинированность.
В процессе подготовки отрабатываются вопросы:
- оказания первой помощи пострадавшим;
- правила передвижения, ориентирования на местности, прокладка маршрута, определения мест привалов, подготовка снаряжения и обуви;
- выполнения приемов самостраховки и страховки при преодолении препятствий;
- разбивка лагеря, установка палатки, разведения костра и приготовления пищи.
Школьная олимпиада по ОБЖ. Проводится ежегодно в октябре-ноябре месяце.
Характерной особенностью олимпиады является тесная связь ее содержания с учебным материалом школьной программы по ОБЖ, проверка качества его освоения школьниками в условиях различных конкурсных испытаний.
Конкурсные испытания олимпиады включают следующие туры:
Теоретический тур: а) ответы на вопросы и б) тестовые ответы;
Практический тур: а) ситуационные задачи и б) практические действия по основам военной службы (выполнения нормативов).
План внеклассных мероприятий по ОБЖ утверждается в начале учебного года, и тесно увязываются с изучаемыми школьниками разделами и темами по ОБЖ. Внеклассные мероприятия по ОБЖ могут стать более эффективными, если они будут тесно увязаны и подкреплены различными внешкольными мероприятиями.
15