Развлечение Знакомим с творчеством Тукая в детском саду.


Городищенская Ирина Борисовна воспитатель первой квалификационной категории
Муниципальное бюджетное образовательное
дошкольное учреждение «Детский сад № 8
комбинированного вида «Дюймовочка»
Чистопольского муниципального района
Республика Татарстан, г. Чистополь
Средняя группа
Интеграция образовательных областей (познавательной, речевой, хухожественно-эстетической).
Развлечение
«Знакомимся с творчеством Г.Тукая в детском саду и дома».
Цель: Расширить и закрепить знания о жизни и творчестве татарского поэта ГабдуллыТукая.
Задачи:
Ознакомление с произведениями поэта для детей средней группы. Развивать интерес к дальнейшему знакомству с произведениями. Расширять представления родителей о татарской детской литературе.
Посредством произведений Г. Тукая способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным. Воспитывать умение удивляться красоте родной природы.
Воспитывать бережное и трепетное отношение к родному языку, приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.
Предварительная работа: Чтение произведений ГабдуллыТукая: «Родной язык», «Малыш и мотылек», «Озорной котенок», «Бедняга заяц», «Забавный ученик», рассматривание иллюстраций. Просмотр мультфильмов. Конкурс на лучший рисунок по мотивам произведений поэта. Подготовка с родителями инсценировки отрывка произведения Г.Тукая–«Коза и баран».Музыкальная деятельность: слушание «МаршТукая».Знакомство с биографией поэта, выполнение творческих заданий совместно с родителями по придумыванию рифм, загадок про сказочных героев. Папка - ширма:– «Как увлечь ребенка чтением книгТукая».
Обеспечение мероприятия: Портрет Габдуллы Тукая, иллюстрации к сказкам поэта «Шурале», «Водяная», к стихотворениям, выставка книг, выставка рисунков, две корзинки для цветов, цветы тюльпаны, тюбетейка, два образца тюбетейки из фетра, элементы для аппликации.
Формы активизации родителей: викторина, инсценировка произведения, подвижная игра, дидактическая игра.
Ход развлечения:
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, родители! Сегодня мы собрались на праздник.
Воспитатель: Исәнмесез, балалар! Бүгенбездәзур бәйрәм!
Воспитатель: В каком городе мы живем?
Дети: В Чистополе.
Воспитатель: В какой республике?
Дети: Татарстан.
Воспитатель: Любимый Татарстан! Привольно ты раскинулся с севера на югс запада на восток. Богат высокими горами, полноводными реками, глубокими озёрами, густыми лесами и бескрайними степями. Мы гордимся нашей родиной. Её разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности трудолюбивыми и талантливыми людьми.
Татарский народ – это народ с богатыми песенными традициями, который действительно любит и ценит музыку. Татарская песня восходит к народным напевам. Звучит песня «Туган тел».
Воспитатель: Написал стихи к песне известный и любимый поэт татарского народа – Габдулла Тукай. (показать портрет)
– Чем известен Габдулла Тукай? (Он написал много стихотворений, сказок).
– Верно, жил Габдулла Тукай недолго, но он известен своими волшебными, очень поучительными сказками, успел сочинить и написать очень много стихотворений для взрослых и детей.
Воспитатель: Сейчас наши ребята прочитают стихи Г. Тукая.
Чтение стихов «Ласточка», «Ель» «Гали белән кәҗә”, “Безнең гаилә”
Стихотворение «Ребенок и бабочка» на татарском языке читает воспитатель, дети инсценируют.
«Бала беләнкүбәләк».
Бала:
Әйтәле, Күбәләк,
Сөйләшикбергәләп:
Букадәр куп очыпАрмыйсыңсинничек?
Ничексоңтормышың?
Ничеккөнкүрмешең?
Сөйләпбирчетезеп,
Табаламсыңризык?
Күбәләк:
Мин торам кырларда,
Болында, урманда;
Уйныймын, очамынЯктыкөнбулганда.
Иркәлиһәмсөя
Кояшныңяктысы;
Ашбуладырмиңа
Чәчәкләрхушисе.
Тик гомрембиккыска:
Бары беркөнгенә,—
Буляхшы, рәнҗетмә
Һәмтимәсинмиңа!
Воспитатель: Красивые бабочки прилетели сегодня к нам.
« Танец бабочек» исполняют девочки.
Воспитатель: Сегодня на нашем вечере, будут и соревнования. В них примут участие две команды. Первая команда родителей, вторая команда – детей.
Если у нас конкурс, значит должно быть и жюри (объявляются члены жюри).
После каждого конкурса победители получают приз тюльпан, которые складывают в свою корзинку.
И так мы начинаем.
ИГРА: «Угадай - ка».
Вы готовы? (Да) Тогда вам 1-ое задание:
1. Кто является учеником в детском стихотворении «Забавный ученик»? (щенок).
2. Как звали мальчика, который кормил козу в стихотворении Г. Тукая? (Гали)
3. Голову какого животного нашли коза и баран в сказке? (волк)
4. Когда можно идти играть? (когда закончим дело)
5. Сколько дней живет бабочка? (один).
6. С чем играет озорной котенок? (с клубком) .
7. Какую песню на слова Г. Тукая татарский народ поет как гимн? (Туган тел)
8.Какие вы знаете сказки Г.Тукая? «Су анасы», «Шүрәле», “Сказка о козе и баране” ( «Кәҗә белән сарык”)
Инсценировка родителями отрывка из сказки “Кәҗә белән сарык”.
Воспитатель: У татарского народа много замечательных сказок, стихов, песен, свои традиции, красивые национальные костюмы.А сейчас я вам ещё немного расскажу о татарском национальном головном уборе тюбетейка. Она бывает круглая, или квадратная, островерхая или плоская, мужская или женская. Мягкая шапочка, надеваемая прямо на голову, получила название от татарского слова «Түбә», означающего верх, вершина. Обычно украшена вышивкой, бисером, расшита золотой или серебряной нитью, блёстками. Узор обычно растительный.
В середине века правоверному мусульманину запрещалось появляться в общественных местах без головного убора, с непокрытой головой.
Игра «Тюбетейка».
Дети встают в круг, педагог даёт им тюбетейку. Звучит национальная татарская музыка и дети передают друг другу тюбетейку. При внезапной остановке музыки, ребенок, в руках которого остался головной убор, приглашает родителей в круг на татарском языке(-Әни, кил монда!). Снова звучит музыка и тюбетейка передаётся дальше. Когда все дети и родители собрались в круг звучит татарская «плясовая» все танцуют.
Воспитатель: Издавна девушки рукодельницы украшали тюбетейки красивыми узорами.
Сегодня одну тюбетейку украсят наши девочки, другую мамы.
Дидактическая игра «Укрась тюбетейку».
Дети и мамы комбинируют и составляют узор. За самую красивую тюбетейку получают приз тюльпан.
Подсчет тюльпанов в корзинах.
Воспитатель: А сейчас мы поставим корзины с красивыми цветами к портрету Габдуллы Тукая. Вот и закончился наш праздник, но любовь к замечательному поэту мы сохраним в своих сердцах.
ТукайныбезгәЯзбүләкиткән.
Тукай мирасыУлмәнгеяшәр.
Милләтемяшәр, Туган тел яшәр!
Телнеюгалтсак, Сүзебезүтмәс.
Үлемсез Тукай Һичгафуитмәс!
Ведущий: Саубулыгыз! Рәхмәтсезгә!
Использованная литература.
Габдулла Тукай. «Мои воспоминания». – Казань.: Татарское книжное издательство, 1990.
Габдулла Тукай. «Водяная». – Казань: Татарское книжное издательство. 1985.
Габдулла Тукай. «Шурале». – Казань: Татарское книжное издательство. 1997.
Н.Г.Метельская. 100 физкультминуток на логопедических занятиях». – М.: Творческий Центр Сфера. 2010.
Счастливый ребенок, Родной язык, Сабыйга, Карлыгач, Гали беләнкәҗә, Бишекҗырыһ.б.)