Сборник игр и упражнений для динамической паузы младших школьников
Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Краснодарского Края «Ейский Полипрофильной Колледж»
Сборник игр и упражнений для динамической паузы младших школьников
Подготовила:
Студентка Ш-31 группы
Рябенко Анастасии
Г.Ейск,2016г.
Гимнастика для глаз
Ах, как долго мы писали.
Ах, как долго мы писали. Глазки у ребят устали.
{Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево - вправо.) Ах, как солнце высоко.
{Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем,
{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.) Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. {Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)Бабочка.
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.) И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами.) Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.) Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох).) Взвился вверх и полетел.
{Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)Руки за спину, головки назад.
Руки за спину, головки назад.
{Закрыть глаза, расслабиться.) Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх.) Головки опустим - на парту гляди.
{Вниз.) И снова наверх - где там муха летит?
{Вверх.) Глазами повертим, поищем ее.
{По сторонам.) И снова читаем. Немного еще.
Игра «Буратино».
Буратино своим блинным любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.
«Солнышко» - мягкие движения носом по кругу.
«Морковка» - повороты головы вправо влево, носом «рисуем» морковку. «Дерево» - наклоны вперед - назад, носом «рисуем» дерево.
Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
Квадрат.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
Буратино.
Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от1 до 8, следят за уменьшением носика.
Комплекс разминки для глаз 1
Сидеть с закрытыми глазами расслабив мышцы лица 10-15 сек
Выполнить движение глазными яблоками: вправо-вверх, влево –вверх, вправо-вниз, влево-вниз.
Закрыть глаза и выполнить самомассаж надбровных дуг и нижней части глазниц, делая пальцами лёгкие круговые поглаживающие движения от носа наружу.
Комплекс разминки для глаз 2
Сидеть в расслабленном состоянии с закрытыми глазами 10-15 сек
Не открывая глаз, выполнить круговые движения глазными яблоками, по 2-3 раза в каждую сторону.
С напряжением зажмурить глаза, раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 3-5 раз.
Комплекс для разминки глаз 3
Смотреть вдаль 2-3 сек., перевести взгляд на кончик пальца, поставленного перед глазами на расстоянии 25-30 см и смотреть на него 3-5 сек. Повторить 10-12 раз
Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, а затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6 раз
Закрыть глаза и выполнить круговые движения глазными яблоками вправо и влево. 15-20 сек.
Быстрые моргания в течение 15-20 сек.
Упражнения для формирования правильной осанки
У меня спина прямая
У меня спина прямая,
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я наклонов не боюсь:
(Наклон вперед.)
Выпрямляюсь, прогибаюсь,
(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.
(Повороты туловища.)
Раз, два, три,четыре.
Три, четыре, раз, два.
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Я хожу с осанкой гордой.
(Повороты туловища.)
Прямо голову держу,
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Никуда я не спешу.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Раз, два, три, четыре,
(Повороты туловища.)
Три, четыре, раз, два.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я могу и поклониться.
(Поклон и выпрямиться.)
И присесть, и наклониться,
(Присед, наклон вперед.)
Повернись туда - сюда!
(Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина!
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Раз, два, три, четыре
(Повороты туловища.)
Три, четыре, раз, два.
Наклоняемся с хлопком.
Наклоняемся с хлопком.
И с хлопком потом встаем.
Вниз и вверх, вниз и вверх.
Ну-ка, хлопни громче всех!
(Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу, распрямиться - хлопнуть над головой.)
На одной ноге мы скачем.
Как упругий звонкий мячик.
На другой поскачем тоже.
Очень долго прыгать можем.
(Прыжки на одной ножке.)
Головой вращаем плавно.
Смотрим влево, смотрим вправо
(Поворот головы вправо и влево.)
И пройдемся мы немного.
{Ходьба на месте.)И вернемся вновь к уроку.
(Дети садятся за парты.)
Мы старались, мы учились.
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.
(Вращение корпусом вправо и влево.)
Мы работаем руками.
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех'?
(Дети имитируют движения крыльев.)
Чтобы ноги не болели.
Раз - присели, два - присели.
Три. Четыре. Пять и шесть.
Семь и восемь. Девять, десять.
(Приседания.)
Рядом с партою идем,
(Ходьба на месте.)
И садимся мы потом.
(Дети садятся за парты.)
Все ребята дружно встали
Все ребята дружно встали
(Выпрямиться)
И на месте зашагали.
(Ходьба на месте.)
На носочках потянулись.
(Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели
(Присесть.)
И тихонько разом сели.
(Выпрямиться и сесть.)
Для начала мы с тобой
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо и влево.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны.
Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
(Дети садятся за парты.)
Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую нагрузку.
Упражнение «Зёрнышко»
И.п.- сесть на корточки. Пятки на полу. Пальцы рук сцепить в замок и вытянуть вперёд, опустив голову. Чуть наклонить туловище.
Медленно поднимаясь, выпрямить ноги, а затем, одновременно поднимая туловище и прямые руки и не отрывая пяток от пола, вытянуться вверх, развернув ладони.
Руки через стороны опустить вниз.
Упражнение «Собачка»
И.п. – сесть на пятки. Руки в упоре сзади, параллельно бокам. Пальцы рук обращены в противоположную от тела в сторону. Выгнуть спину и откинуть голову назад. Прогнуться. Задержаться в данном положении.
Вернуться в Исх. п.
Упражнение «Колечко»
И.п. – встать на колени, руки сзади(«полочкой»)
Медленно наклониться назад, пока голова не коснётся ног. Задержаться.
Вернуться в исх. пол.
Упражнение «Рыбка»
И.п.- лечь на живот, ноги чуть развести в стороны, руки согнуть в локтях, ладони положить на пол на уровне плеч.
Плавно, без рывков, разгибая руки, поднять голову и грудь, одновременно сгибая ноги в коленях, постараться дотянуться ступнями ног до головы. Задержаться.
Вернуться в исх. пол.
Упражнение «Кошечка»
И.п.- встать на колени, прямые руки поставить на пол на уровне плеч (четвереньки)
Поднять голову, максимально прогнуть спину (ласковая кошечка)
Опустить голову, максимально выгнуть спину (сердитая кошечка)
Упражнение «Птица»
И.п. – сесть в позу прямого угла, развести ноги как можно шире, носки оттянуты. Руки соединить за спиной за локти (полочкой)
Поднять руки вверх (взмахнуть) и опустить вниз.
Наклониться к правой ноге, стараться дотянуться двумя руками до носка.
Вернуться в исх. пол.
То же повторить в левую сторону.
Вернуться в исх. пол.
Упражнение «Веточка»
И.п.- лечь на спину, ноги вместе, носки оттянуты. Руки вдоль туловища ладонями вниз.
Не сгибая ног в коленях, сохраняя оттянутые носки, медленно поднять ноги в вертикальное положение. Таз не отрывать от пола. Задержаться.
Медленно вернуться в исх. пол.
Упражнение «Морская звезда»
И. п. – встать прямо, ноги поставить чуть шире плеч, руки развести в стороны на уровне плеч ладонями вниз.
Медленно наклониться вправо. Не сгибая ноги и руки, коснуться правой рукой правой ноги, посмотрев на ладонь вытянутой вверх левой руки. Задержаться.
Вернуться в исх. пол.
3, 4 Повторить всё в левую сторону.
Упражнение «Маятник»
И.п. – лечь на спину, ноги выпрямить, носки оттянуть. Руки в стороны, ладонями вниз.
Поднять прямую правую ногу в вертикальное положение.
Наклонить влево до касания пола, сохраняя угол в 90%
Вернуться в вертикальное положение
Вернуться в исх. пол.
То же проделать с другой ногой.
Упражнение «Хлопушка»
И.п. –сесть в позу прямого угла, руки в упоре за спиной. Согнуть ноги в коленях, прикасаясь пятками к ягодицам.
Поднять вверх правую прямую ногу, вытягивая носок. Правой рукой взять носок правой ноги. Задержаться.
Вернуться в исх. пол.
Пальчиковая гимнастика
Самомассаж фаланг пальцев – поглаживание большим пальцем всех по очереди других пальцев по направлению от ногтевой фаланги к основанию пальца. Упражнение выполняется сразу на двух руках.
Вырос у нас чесночок, указательный
Перец, томат, кабачок, средний
Тыква, капуста, картошка, безымянныйЛук и немножко горошка, мизинец
Овощи мы собирали, сжимание и разжимание
Ими друзей угощали. пальцев на обеих руках.
Игра с пальчиками. Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга.
На базар ходили мы, мизинцы
Много груш там и хурмы, безымянные
Есть лимоны, апельсины, средние
Дыни, сливы, мандарины, указательные
Но купили мы арбуз - большие
Это самый вкусный груз! все пальцы сжимаются и разжимаются
Руки как грабельки скребут по шершавой поверхности подушечками пальцев на ударные слоги:
Граблями сгребаем мы мусор с земли,
Чтоб к свету росточки пробиться смогли.
«Слоненок» Средний палец выставлен вперед – это хобот, а указательный и безымянный – ноги. Слоненок идет по столу.
«Зайка и барабан» Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы подняты вверх, они прижаты друг к другу. Безымянным и мизинцем стучим по большому пальцу.
«Семья» Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
На словах первых двух строчек – поочередное разгибание пальцев из кулачков, начиная с большого пальца. На слова следующих двух строчек – поочередное сгибание пальчиков в кулачки, начиная с мизинца.
Раз, два, три, четыре, пять -.Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять -.В домик спрятались опять.
«В гости» (Выставляем вверх большие пальцы.)
В гости к пальчику большому
(Соединяем под углом кончики пальцев.)
Приходили прямо к дому
(Поочерёдно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно.)
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
(Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы.)
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
(Кулачки стучат друг о дружку.)
Вместе пальчики – друзья,
Друг без друга им нельзя.
(Ритмичное сжатие пальцев в кулак на обеих руках.)
«Дождик»
Меж еловых мягких лап
(Поглаживаем подушечками пальцев поверхность стола)
Дождик кап-кап-кап.
(Стучим пальцами по столу)
Где сучок давно засох серый мох, мох, мох.
(Касаемся стола первым и пятым пальцами раскрытой кисти рук.)
Где листок к листку прилип, вырос гриб, гриб, гриб.
(Поднимаем руки над столом, пальцы то складываем вместе, то раскрываем широко)
Кто нашёл его, друзья?
(Указательным пальцем правой руки касаемся поочерёдно всех пальцев левой руки.)
Это я, я, я!
(Сжимаем все пальцы левой руки, кроме мизинца, показываем его.)
Упражнения для развития мелкой моторики с предметами
1.Ребенок катает грецкий орех между ладонями, приговаривая:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
2.Расчертить лист бумаги в клетку 2*2см. Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками по клеткам, на каждый ударный слог делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении, «ходить» одной, другой, обеими руками.
В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят.
3.«Клювик» Собрать спички и теми же пальцами рук: двумя указательными, двумя средними и т.д. (подушечками)
Клювов длиннее не видывал я,
Чем клювы у аиста и журавля.
4.Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку:
Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –
Зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по-прежнему с нами,
Мы будем кормить их, конечно же, сами.
5.Не слишком тугой бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно). После 1-го двустишия – смена рук.
Кусается больно котенок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
6. Упражнение с горохом или с любой крупой. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет еще одну и так набирает целую горсть. Можно это делать одной или двумя руками. Каждая горошина берется на ударный слог.
Зернышки все, что хозяйка давала,
Курочка клювом по штучке склевала.
7.Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательным и средним пальцами встают в них «как ноги». Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы
Холодной зимы!
8.Ребенок комкает, начиная с уголка предмет прямоугольной формы (носовой платок, кусок полиэтилена, тетрадный лист бумаги) так, чтобы он весь уместился в его кулачок.