Конспект урока русского языка в 6 классе Правописание пре- и при-
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
Тема: Правописание приставок пре- и при-
Класс: 6
Учитель: Прохорова Т. Д.
Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. А. Д. Шмелева- М. «Вентана-Граф», 2014.
Цель урока: организовать учебную деятельность по формированию знаний о правописании приставок пре- и при- и умения различать данные приставки, зависящие от того значения, которое приставки имеют в слове.
Задачи:
- обучающие: обеспечить понимание содержания учебного материала; формировать у учащихся навыки работы со словами, в которых есть орфограмма «Гласные в приставках пре- и при-»
- развивающие: развивать внимание, логику рассуждения
- воспитательные: прививать интерес к изучению русского языка, формировать нравственные качества.
Планируемые результаты:
личностные: формирование уважительного отношения к родному языку; стремление к речевому самосовершенствованию; пополнение словарного запаса; способность к самооценке на основе критерия успешности
метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме.
предметные: расширить понятийную базу об орфограммах в приставках слова; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися условий выбора гласной в приставках пре- и при-
Тип урока: «открытие» новых знаний
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, коллективная
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал, индивидуальные карточка.
Структура и ход урока:
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1 Организационный момент
3 минуты Молитва на начало урока.
Приветственное слово учителя:
- Давайте улыбнёмся новым открытиям и друг другу, нашим гостям и начнём наш урок
проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся.
- Ребята, запишите в тетради число и «классная работа». Приветствуют учителя, записывают тему урока Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
2 Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока
5 минут
5 минут Православный компонент (тема недели – Семена Слова Божия)
- Урок наш я хочу начать стихотворением
«Слово» Николая Гумилева.
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
…Но забыли мы, что осиянноТолько слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это — Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
- Как вы понимаете смысл этого стихотворения?
- Как вы думаете, какую важную мысль хотел донести до нас поэт?
- Я думаю, что вы, ребята бережно относитесь к самому драгоценному дару Господа Бога нашего нам, людям, ведь вы понимаете божественное происхождение Слова: Слово – это Бог.
И сегодня мы с вами продолжаем работать со словом…
- Найдите в стихотворении слова с орфограммами, которые вы повторили на последних двух уроках и распределите их по группам:
(1. Неизменяемые приставки: склонял, останавливали, забыли, поставили, опустелом.
2. Приставки на з и с: разрушали). - А теперь обратите внимание на слово предел. Определите его лексическое значение и произведите его словообразовательный анализ:
Значение слова предел по Толковому словарю Т. Ф. Ефремовой:Предел - 1. Граница, черта, разделяющая между собою земли, государства; рубеж. 2. устар. Край, страна. 3. Последняя, крайняя степень, грань чего-л. // перен. Мера, норма, граница чего-л.
Этимология: Слово предел происходит от праслав., от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. прѢдѢлъ, русск. передел, предел, чешск. předěl; связано с делить.
Словообразовательный разбор (на доске).
- Но есть еще в русском языке и слово придел. Знаете, какое значение имеет это слово?
Значение слова придел по Толковому словарю Д.Н. Ушакова:
ПРИДЕЛ, придела, м. 1. То, что приделано (обл.). || Пристройка, пристроенное помещение (устар.). 2. Добавочный, обычно боковой алтарь в церкви (церк.). Левый придел. Правый придел.
Словообразовательный разбор (на доске).
- Предел и придел… Почему в одном случае пишется в приставке е, а в другом и?
- Сформулируйте тему урока, исходя из вопроса, который у нас возник.
- Какова будет цель нашей работы?
- Что нужно для этого сделать?
Слушают стихотворение, осмысливают содержание, отвечают на вопросы, выполняют задания учителя.
(Поэт Николай Гумилев в этом стихотворении говорит о том, какую силу имеет самое обыкновенное слово. В прежние времена, когда мир еще только-только был создан Богом, «Солнце останавливали словом. Словом разрушали города». Люди тогда умели слышать друг друга, и не бросались попусту словами, считая, что любая высказанная мысль может материализоваться. Слово было возведено в ранг чего-то возвышенного и недосягаемого – тот, кто умел им управлять, приравнивался к высшему существу. Объясняя такое трепетное отношение к словам, Гумилев ссылается на Евангелие от Иоанна и отмечает, что это было завещано человечеству Создателем мира. Однако, по мнению автора, со временем люди попросту об этом забыли. И в итоге само по себе слово было низложено до обыкновенного и примитивного средства передачи информации, оно утратило ту силу и величие, которыми когда-то было наделено. Как поэт он видит свою миссию в том, чтобы возродить былое величие и могущество слов. Однако автор понимает, что, даже обладает огромным талантом, одному человеку это сделать не под силу. Ведь бесценным сосудом для хранения слов является сам человек. Но, разрушая себя изнутри, он не только уничтожает силу слов, но и обесценивает их).Формулируют тему, цель и задачи урока:
Т: Правописание приставок пре- и при-.
Ц: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках.
З: 1. выявить условия выбора гласных е – и в приставках
Коммуникативные: уметь слушать и слышать и
выражать свои мыслей с достаточной полнотой и точностью Регулятивные УУД: уметь
формулировать тему и цель урока, планирование
Познавательные: формулирование проблемы
3. Первичное усвоение новых знаний
10 минут Работа в группах:
Лингвистическая сказка.
-Сейчас на уроке вы в группах проведёте небольшое исследование и узнаете, при каком условии надо писать пре-, при каком при-.
-Поможет нам в этом заполнение небольшой таблицы, которая есть у каждого ученика
ТАБЛИЦА «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ -» (приложение)
-А поможет нам лингвистическая сказка.
(приложение)
- Сделайте вывод о правописании букв е, и в приставках пре-, при- и сравните с правилом в учебнике (с. 187-188)
Обучающиеся делятся по группам, распределяют роли и выполняют задание
!!! В лингвистической сказке нет слов со следующими значениями:
- сопутствующее действие (приговаривать)
- доведение действия до определенного результата (приготовить)
Проблемное объяснение нового материала.
Коммуникативное: взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм правописания
Познавательные: наблюдение, поиск информации
Личностные
Регулятивные
4 Первичная проверка понимания.
Физминутка3 минуты Если слышим в слове приставку пре- - подпрыгиваем, а если при- садимся на корточки:
Престранный, прилететь, приморье, приоткрыть, придумать, преспокойный, присоединиться, присмиреть. Пробное действие.
Выполняют упражнения, настраиваются на позитивный лад.
5 Первичное закрепление
5 минут
5 минут
3 минуты 1. Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-. Запиши это слово рядом со словосочетанием, выдели приставку и определи её значение.
Расположенный у берега (прибрежный).
Задуматься на некоторое время (призадуматься).
Участок около школы (пришкольный).
Слегка задеть что-либо (прикоснуться).
Вызывающий восхищение, красивый (прекрасный).
Немного открыть окно (приоткрыть).
Расположенный у дороги (придорожный).
Спуститься с неба на землю (приземлиться).
9) Очень длинный (предлинный).
10) Лечь ненадолго (прилечь)
11) Нарушитель закона (преступник)
2. Работа в парах
Исправь ошибки в тексте. Выделите в словах приставки ПРЕ- и ПРИ-
Прикатился клубок, преостановился. Пресмотрелся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушке не страшны никакие приграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел Иванушка на предорожный камень и призадумался.
Правильный вариант
Прикатился клубок, приостановился. Присмотрелся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот преспокойно на месте лежит. Иванушке не страшны никакие преграды. Хотел прилечь, только прикоснулся к траве, а трава в росе. Присел Иванушка на придорожный камень и призадумался.
2. Самостоятельное выполнение теста:
Тест
1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.
1) ПРИшить – «присоединение»
2) ПРИоткрыть – «неполнота действия»
3) ПРИморский – «близость к чему-либо»
4) ПРЕуспевать – «неполнота действия»
2. В какой строке все слова пишутся с И:
1) пр…образовать, пр…волжский, пр..близить2) пр… смотреться, пр…готовить, пр…шить
3) пр…городный, пр…ставить, пр…огромный
4) пр…обрести, пр…ехать, пр…интересный.
3. В какой строке все слова пишутся с Е:
1) пр…ладить, пр…влечь, пр…забавный
2) пр…увеличить, пр…мудрый, пр…неприятный
3) пр…сесть, пр…винтить, пр…спокойный
4) пр…брежный, пр…ползти, пр…градитьВыполняют задание (коллективная работа, по желанию – самостоятельно с последующей самопроверкой)
Выполняют задание, предложенное учителем, опираясь на алгоритм, используют новые знания с ранее изученными. Самопроверка выполненной работы.
Познавательные:
Использование знако-символических средств
Выполнение действия по алгоритму
Регулятивные
Контроль и коррекция
Коммуникативные
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
6 Рефлексия
2 минуты Ребята продолжите предложения:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
- Оцените, насколько хорошо вы усвоили орфограмму « Правописание приставок пре- и при-» по шкале. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. Оценивают свою работу на уроке.
Проводят самоанализ и взаимопроверку. Познавательные: рефлексия деятельности.
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Личностные: самоопределение, самооценка. Коммуникативные
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Личностные:
Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности,
Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
7
Информация о домашнем задании.
Инструктаж по его выполнению
2 минуты Я рекомендую вам выбрать то домашнее задание, которое поможет вам преодолеть вашу трудность:
Обязательно для всех при выполнении задания использовать таблицу, которую мы составили в классе и дополнительно прочитать с.187-188.
1) Кто еще не уверен, что самостоятельно сможет различить приставки, то скажите себе: “Я работал хорошо!” и выполните упр. № 107,
2)Кто научился различать значение приставок при- и пре- и может объяснить тему товарищу, скажите себе: “Молодец!” и придумайте 5-6 предложений на тему « В лесу», используя слова на изученное правило.
-Напоследок я бы хотела подарить вам такую необычную памятку в стихах о приставках Пре- и При-, которая будет напоминать вам об условиях выбора гласной в этих приставках.:
Преодолеть преграду,
Не преступить закон,
В прекрасную погоду
Прервать прескверный сон,
Предобро улыбнуться,
Путь преградить тебе,
Здесь мы везде напишем
Приставку…
Все вместе: Пре-.С приставкой При- приблизим,
Приклеим и пришьем.
Чуть выше приподнимем
И что-то привнесем.
Немного приуменьшим,
Прифантазируем чуть-чуть,
Расставим по порядку
И сядем отдохнуть.
Молитва на конец урока. Воспринимают информацию.
Записывают домашнее задание Личностные: самоопределение
Исправь ошибки в тексте. Выделите в словах приставки ПРЕ- и ПРИ-
Прикатился клубок, преостановился. Пресмотрелся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушке не страшны никакие приграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел Иванушка на предорожный камень и призадумался.