Конспект урока русского языка Правописание приставок при- и пре-
Технологии личностно - ориентированного образования
В данных технологиях ребенок рассматривается как уникальная личность, которая стремится к максимальной реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта, способна осознавать жизненные явления и процессы и ответственно выбирать правильное решение в различных ситуациях.
Обучение как исследование
Под исследовательским методом обучения понимается организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. В основе исследовательского метода обучения лежит исследовательская деятельность учащихся.
Структура урока - исследования.
Основные этапы данного урока
-актуализация знаний.
-мотивация.
-создание проблемной ситуации.
-определение темы исследования.
-формулирование цели исследования.
-выдвижение гипотезы.
-проверка гипотезы
- интерпретация полученных данных
- вывод по результатам исследовательской работы.
- применение новых знаний в учебной деятельности.
- подведение итогов урока.
- домашнее задание.
Конспект урока по русскому языку в 5 а классе
Учитель: Кузнецова Л. И.
"Правописание приставок при- и пре-"Цели урока:
Обучающие: познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок; повторить правописание приставок на -з (-с)
Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка: воспитывать коммуникативные отношения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ведущий метод: проблемный, исследовательский..Оборудование: записи примеров на доске (слайды презентации), индивидуальные карточки с буквами е / и, учебник русского языка для 5 класса под редакцией В.В.Бабайцевой «Теория», А.Ю.Купаловой «Практика».
Ход урока:
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Начинаем урок русского языка.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать,
Только лишь оценку «5».
Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число
23 марта.
Классная работа.
Зарядка для успешности. Пожелайте себе успехов и скажите себе: "Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!"
П. Мобилизующий этап.
Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить правописание изменяемых приставок на -з(-с)
- Посмотрите в окно, какое яркое солнце сегодня на безоблачном голубом небе. Когда вы шли утром в школу, то заметили, какая безмятежность кругом. И несмотря на школьное беспокойство, вам по-весеннему радостно и хочется излучать тепло. Вот наше настроение и подтвердят слова, написанные на доске.
Доска (экран)
На на экране написаны слова:
Бе..облачный, бе..крайний, бе..мятежность, бе..покойство, пр..ходить, пр..школьный, во...хвалить, и..лучать, пр..добрый.
-На какие группы и почему можно разделить эти слова?
-Запишите те слова, приставки которых оканчиваются на -з(-с). Выделить орфограмму в приставке, вспомнить правило.
Взаимопроверка тетрадей.
Один ученик у доски вставляет буквы и рассказывает правило.
-Какие слова остались? Прочитайте их. Сможем ли мы их сейчас написать? (Нет, потому что не знаем правила)
III. Формулирование темы и цели урока.
-Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
-Сформулируйте тему урока.
Учитель пишет тему урока на доске, дети в тетрадях.
-Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.
(Познакомиться с правилом написания гласных е - и в приставках при- и пре-, научиться писать слова с приставками пре-/при-)
IV. Изучение нового материала. (Исследование)
Обратимся к материалу для наблюдений и анализа. На слайде написаны слова:
Пр..ехать, пр..лететь, пр..плыть
Пр..шить,пр..клеить, пр..битьПр..школьный,пр..дорожный
Пр..открыть,пр..гореть,
пр..добрый,пр..милый,
пр..градить, пр..рвать-Ребята, почему возникает орфографическая задача. Как вы думаете, какие гласные е или и напишем в приставках? Почему?
(Выслушать мнения ребят).
-Давайте подумаем над значением каждого слова. Вы сами должны эти значения определить.
-Какое общее значение объединяет слова 1 группы ?(Работая над значением слов каждой группы, дети записывают примеры в тетрадь, учитель на доске вставляет пропущенные буквы, графически обозначает орфограмму, в скобках записываем значение).
-Ребята, сделайте выводы-версии, когда пишется и - е в приставках?
В ходе работы учащиеся сами определяют значения приставок, на доске постепенно открывается опорная схема:
ПРИ -
Приближение = близко
Присоединение = друг к другу
Расположение вблизи = около
Неполное действие = чуть-чуть
ПРЕ-
Пре = очень
Пре = пере-
Приставка ПРЕ- дочь приставки ПЕРЕ-. Она очень похожа на мать и внешне, и по значению. Только одну букву не взяла она от матери. Какую? И вот, благодаря сходству в значении, она может заменять ПЕРЕ- в глаголах
преградить - перегородить
преступить - переступить
прервать - перервать
-Ребята, сделайте общий вывод, когда пишутся приставки ПРИ- и ПРЕ-?
-Ребята, откройте § 54. Русский язык. Теория. 5-9 класс. Прочитайте, сопоставьте свои выводы с учебником. На стр.183 учебника «Практика» вы видите обозначение орфограммы.
Физминутка
- В одной детской передаче "Радионяня" звучала песенка про приставки. Слушая фрагмент записи радиопередачи, вы можете нарисовать иллюстрацию по сценарию, или подпевать актёрам, запоминая правило написания приставок и, наконец, вы можете встать потанцевать.
(Звучит запись песни, текст песни спроецирован на слайд):
ПРИ- или ПРЕ-, ПРЕ- или ПРИ-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри
-Сразу получишь ответ.
Прибыл ли поезд, приплыл
Пароход
Космонавт прилетел изВселенной -
Обо всех, кто придет,
Прилетит, приплывет,
Пишется ПРИ -, несомненно.
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело
-Помни, что пишется ПРИ -Обо всем,
Что добрые руки приделали.
Язык прикусил ~ не совсем откусил
Пригорело - не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем
Пишут с приставкой ПРИ -.
Предлинный достанет с крыши рукой
прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой и очень сякой
-ПРЕ - мы напишем при этом.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным - дождь не преграда.
Где очень похожи ПЕРЕ - и ПРЕ
-Там только ПРЕ - ставить надо.
V. Закрепление изученного.
Цель: закрепить полученные знания.
1 этап - первичное закрепление: применение алгоритма рассуждения.
1) Устный орфографический разбор (фронтальная работа с комментированием)
- А сейчас, ребята, я думаю, мы сможем выполнить до конца задание, которое мы начали делать в начале урока.
(Демонстрация 3 слайда, работа со словами приходить, пришкольный и предобрый)
2) Диктант (запись слов по цепочке)
Ученики по очереди выходят к доске, сначала объясняют написание слова, потом вставляют пропущенную букву (Учитель диктует, дети слова воспринимают на слух)
Пр..винтить, пр..лететь, пр..веселый, пр..морский, пр..града3) Кто больше? Привести свои примеры на каждое значение. Объяснить написание. (Устная работа)
2 этап - вторичное закрепление.
4) Работа с учебником.
Выполнение упражнения 645 (по вариантам). Обозначьте орфограмму в словах.
6) Работа с сигнальными карточками Е/ И
Устный диктант «Проверь себя»
Приземлиться, прицепить, пресерьезный, приморский, прекрасный, прискакать, прижечь, предобрый, приоткрыть, присесть, предлинный, преградить.VI.Итог урока.
Обсуждение проделанной работы.
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия повторили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
VII.Домашнее задание:
§ 54 . упр 646 или 649 (Ознакомление, объяснение, толкование)
Список использованной литературы
1.Виноградова Л.А. Изучение морфологии в 5 классе: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР Ленинградское отделение. - Ленинград,1955.
2. Волина В.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Русский язык. -М.:ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2001.
3.Бабайцева В.В. Русский язык: Теория.5-9 кл.:Учеб.для общеобразоват.учреждений.- М.: Дрофа, 2002.
4.Русский язык: Практика.5 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений/А.Ю.Купалова,А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.-М.:Дрофа,2002.
5. Ресурсы Интернета http://www.xn--80aauegbcjrdg4a.xn--p1ai/1047107210851080108410721090107710831100108510721103-1075108810721084108410721090108010821072.html