Тренинг для молодых учителей Организация индивидуальных занятий с учащимися разных категорий


Коммунальное государственное учреждение
«Средняя школа №22 отдела образования акимата города Тараз»
ТРЕНИНГ
ДЛЯ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ
"ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ УЧАЩИХСЯ"
Учитель химии и биологии второй категории Бондаренко Оксана Владимировна
Тараз 2016

ТРЕНИНГ ДЛЯ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ
Тема: "Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся: работа с одаренными, со слабоуспевающими детьми".
Цель: оказать методическую помощь молодым специалистам в вопросах организации индивидуальной работы с учащимися, способствовать повышению уровня компетентности молодых учителей, научиться организоваться индивидуальные занятия с различными категориями учащихся.
Дата проведения: 31.03.2016 г.
Время проведения: 60 минут.
Необходимые материалы: цветные карандаши, маркеры, стикеры, листы А4, А3, заготовки рисунков.
Ход тренинга
Приветствие участников (1 минута)
Учитель-тренер представляется и приветствует участников, называет тему, дает краткую информацию о том, что будут делать на семинаре.
Соглашение (1 минута)
Для того, чтобы семинар прошел наиболее эффективно, участникам предлагается составить соглашение, т.е. список правил, которым они будут руководствоваться в течение всего семинара. Тренер может предложить первое правило и в процессе упражнения направлять участников в нужное русло, но сами правила должны называть обучаемые семинара.
Примерный список правил:
- ППП (правило поднятой руки) – поднимать руку, если хочешь что-то сказать;
- «не выпадать из шкафа» - говорить только по теме;
- обращаться друг к другу на «ТЫ» - по принципу «равный-равному»;
- не перебивать;
- слушать и слышать друг друга;
- говорить по одному;
- не смеяться над выступающим;
- активно участвовать и т.д.

Мозговой штурм (3 минуты)
Участникам предлагается быстро отвечать на вопросы тренера (на доске записываются ответы участников):
- Какие ассоциации у вас возникают с выражением "индивидуальная работа"?
- Как вы представляете себе индивидуальную работу с учащимися?
- Кто такие "одаренные дети"?
- Какие дети, по вашему мнению, может относиться к слабоуспевающим?
- Каким должен быть педагог, работающий с различными категориями учащихся?
Работа в группах «Слова рассыпались» (7 минут)
Коллектив делится на 2 команды. Каждой команде предлагается составить презентацию по двум пунктам:
№1 1 команде "Одаренность - это..." (слагаемые одаренности), 2 команде "Неуспеваемость - это..." (слагаемые неуспеваемости/отставания в учебе);
№2 1 команде составить портрет "неуспевающего ученика", 2 команде - портрет одаренного ученика.
После презентаций, тренер вместе с участниками благодарит команды, аплодируют и подводят итог.
Информационный блок «Одаренные и неуспевающие учащиеся» (10 минут)
Возвращаясь к вопросам мозгового штурма, тренер поясняет следующие понятия:
- "Одаренность - это системное развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми)";
- "Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности".
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.
Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты.Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и к себе в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует стандартных требований (все как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем.
Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане развития способностей. Эти и другие особенности таких ребят влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении “неодобряемых”. В этой связи необходимо добиваться изменения такой позиции, и прежде всего это связано с подготовкой самих педагогов для работы с одаренными детьми.Всегда немного странно воспринимать кипучую деятельность государственных структур по подготовке педагогов и созданию учреждений для работы с детьми, имеющими различные дефекты развития, поведения, личности. И можно только удивляться равнодушию и где-то даже негативному отношению к одаренным детям. Почему о недостатках, проблемах, трудностях говорить чуть ли не почетно, а о достоинствах, успехах нужно умалчивать, и разговор об этом возводится в ранг невоспитанности, нескромности?! Здесь, безусловно, нужно анализировать условия общественного бытия, когда на достаточно большом временном отрезке воспитание шло по пути нивелирования индивидуальности. Иметь собственное мнение и видение было нескромным, необходимо было “подтвердить” свои мысли у авторитетов или коллектива. Это был период воспроизводства среднего производителя с коллективной ответственностью. Нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому образовательная система стала вмещать в себя огромное количество нововведений. И главное звено этой системы — педагог — должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми.
На практике принято выделять группы сильных, слабых и средних учеников. Главными формальными критериями являются, конечно, успеваемость и дисциплина. Простым сравнением определяются отличники, “середнячки” и отстающие; примерные и хулиганы. Если учитель поддерживает такое распределение, то и родители, и дети перенимают его взгляды. Но самое печальное, что и ученики принимают отведённые им роли. Отличники стараются быть всё время на высоте, ревностно следя за успехами друг друга, а двоечники покорно соглашаются со своим статусом.
Много внимания уделяется характеристикам выделенных групп. Среди отличников есть просто способные дети, которым легко даётся учение и которые не придают особого значения оценкам – им просто нравится учиться. Существуют и ученики, для которых высокая оценка – способ выделится, показать своё превосходство. Такие дети очень ревнивы к чужим успехам, могут вымаливать у учителя хорошие отметки; плачут или гневаются из-за тройки, выставленной, по их мнению, несправедливо. Тщеславные, завистливые создания, они достойный резерв для будущих карьеристов, льстецов, подхалимов. Существуют “отличники поневоле” - вымуштрованные, запуганные родительскими строгостями дети, которых дома тщательнейшим образом проверяют.
Отстающие ученики тоже представляют собой разнородную группу: тут и добродушные лентяи, и чрезмерно робкие, застенчивые дети, и повышенно отвлекаемые, и невнимательные, и отличные интеллектуалы нестандартного поведения. Многие из них страдают из-за своей неуспеваемости.
Ребёнок пришёл в школу с твёрдой установкой – учиться на “4” и “5”. На первых порах он так и учится, старается, улучшает свои показатели. Но к концу начальной школы может и “прозреть”; выяснить, что быть отличником вовсе не так уж и почётно в глазах одноклассников. Первичная установка у некоторых выпускников начальной школы расщепляется. Этим объясняется резкое снижение их успеваемости в 5 классе. Винят в этом обычно недостаточную подготовленность детей, плохую работу учителей начальной школы. Но это не всегда так. Меняются взгляды детей, пересматриваются ценностные установки и ориентиры.
Таким образом, в процессе школьной учёбы выделяются несколько групп учеников – успевающие, “середняки” и отстающие. Группы эти неоднородные; в них существует своё перераспределение.
- “Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения – изучение темы, конец четверти, полугодия, года” (В.С. Цетлин. “Неуспеваемость школьников и ее предупреждение”);
- “Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово “отставание” обозначает и процесс накапливания невыполнения требований, и каждый отдельный случай того невыполнения, т. е. один из моментов этого процесса. Отставание – это перерыв непрерывности”;
- "Неуспевающий ученик – это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети". Означает ли это, что он хуже них? Скорее всего, нет. Специальные обследования интеллекта отстающих в учёбе детей показывают, что по основным показателям они не только хуже, но даже лучше многих хорошо успевающих школьников.
Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин. Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных. Эти факты подтверждают, что с отстающим неуспевающим учеником не всё обстоит просто и однозначно.
К сожалению, в педагогике больше исследований сосредоточено на сформировавшейся, фиксированной неуспеваемости. Но чтобы знать и применять на педагогической практике формы и методы работы, направленные на предупреждение неуспеваемости, необходимо уловить момент, когда она только зарождается. Известна замечательная фраза: “Болезнь легче предупредить, чем лечить”. Думается, эта цитата применима не только к физическим недугам, но и к такому педагогическому явлению, как неуспеваемость. Наша задача – обнаружить первые признаки неуспеваемости, проанализировать их и предложить действенные меры.
Разминка «Улыбка» (1 минута)
Все участники встают в круг внутри своих команд. Каждый участник сначала улыбается своему соседу слева, затем справа. После все участники встают в один круг через одного из одной команды и также улыбается своему соседу справа, затем слева.
Тест-анкета для обследования предрасположенности участника к различным видам человеческой деятельности (3 минуты)
Одаренных людей объединяет творческий поиск и новаторство. Одаренность – потенциал, раскрывающийся в любой области человеческой деятельности. Общей характеристикой одаренности является ярко выраженная потребность познавать.
Художественные способности могут проявиться в том случае, если вы:
не находя слов или захлебываясь, прибегаете к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;
в своих рисунках и картинах отражаете все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливаетесь» на изображении чего-то вполне удавшегося;
серьезно относитесь к произведениям искусства, становитесь вдумчивыми и очень серьезными, когда ваше внимание привлекает какое-либо произведение искусств или пейзаж;
Когда имеете свободное время, охотно лепите, рисуете, чертите, комбинируете материалы и краски;
стремитесь создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
не робеете, высказывая собственное мнение о классических произведениях, причем можете даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
Информация полученная в ходе обследования поможет вам выяснить, имеете ли вы предрасположенность с художеству. Необходимо знать: талант имеет свойство долгое время вести «скрытый образ жизни». Поэтому, чтобы отследить динамику развития (в том числе у ребенка), диагностику следует повторять неоднократно.
Игра «Кто больше?» (9 минут)
Участникам необходимо назвать какие формы работы можно проводить с учащимися и их семьями по выявлению отставания/неуспеваемости и развитию детской одаренности. Выигрывает команда, назвавшая большее количество форм.(Анкетирование, тестирование, беседы, консультации, родительские собрания, папки-передвижки, день открытых дверей, круглый стол, дискуссионный клуб, персональные рекомендации, участие родителей в создании развивающей среды, посещение на дому, пропаганда лучшего опыта семейного воспитания, родительская газета и др.).
Обмен опытом (обсуждение).
Работа в группах «Я - художник» (20 минут)
Внутри команд участники, по результатам анкетирования, условно делятся на "сильных" и "слабых" учащихся. Каждая категория "учащихся" получает задания, которые должны выполнить:
- работа по образцу (раскрасить по образцу/соединить детали);
- закончи начатое (раскрасить по номерам/дорисовать рисунок);
Итогом работы становится совместная парная работа "сильный - слабый" по выполнению общего задания "примени ЗУН" (нарисовать рисунок и раскрасить его).
После презентаций работ, тренер вместе с участниками благодарит команды, аплодируют и подводят итог.
Заключение, обратная связь (5 минут)
Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): “Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю”. Для одаренных детей такой стиль не приемлем. “Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир”. А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Еще А.А. Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом можно и нужно в любое время. Прежде всего у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен мочь легко отказываться от не соответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях.Педагог, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности. Педагоги, работающие с одаренными детьми, имеют внутреннюю мотивацию к труду. Они эффективны в общении с детьми и влияние осуществляется не через поучение (делай так и не делай этого), а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих маленьких коллег по творчеству.В формировании профессиональной и творческой активности педагога выделяются две стороны: воспитание профессионализма и развитие его личности. Если о профессиональной подготовке думает как педагог, так и государственные институты, то о развитии личности мыслей немного у всех. А ведь профессионализм всегда опосредован индивидуальными качествами, которые и позволяют наиболее полно реализовать творческий потенциал человека. Поэтому давайте любить себя и заботиться о собственной индивидуальности.
Тренер подводит итог по теме. Отвечает на оставшиеся вопросы. Просит дать обратную связь на стикерах "До/После".
Благодарит за активное участие.
Используемые источники информации:
1) http://festival.1september.ru/articles/212812/
2) http://www.resobr.ru/article/38569-podgotovka-pedagogov-k-vzaimodeystviyu-s-odarennymi-detmi