РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Эколого –краеведческой тематической площадки «СЛЕДОПЫТЫ»
ПРОГРАММА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Эколого –краеведческой
тематической площадки
«СЛЕДОПЫТЫ»
Составитель:
Спирина Е.В.
Учитель начальных классов
Евпатория, 2015г.
Направленность: предметная
Срок реализации программы: в рамках работы профильной смены эколого-краеведческой направленности.
Обоснование программы
Проблемы физического оздоровления, духовного развития подрастающего поколения – будущих взрослых граждан новой России сегодня стоят особенно остро. Одним из средств решения этих проблем является эколого-краеведческое движение. Через эколого-краеведческую деятельность оказывается психолого-педагогическое воздействие на личность, создаются условия для гармонично развитого человека.
Постоянно возрастающие требования, предъявляемые обществом к личности, определяют спрос на образованного, компетентного человека, который может самостоятельно и ответственно принимать нестандартные решения, способен не только освоить опыт старших поколений, но и обогатить его собственными творческими открытиями и практическими свершениями.
Эколого-краеведческая работа является частью дополнительного образования молодёжи, призванного обеспечить дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения её потребностей к творчеству. В силу специфики этой работы появляется особая возможность содействия личностному самоопределению детей, их адаптации к жизни в динамично меняющемся обществе, приобщения к здоровому образу жизни.
Краеведение и экология – два взаимодополняющих способа постижения человеком природных и культурных особенностей среды проживания. Эколого-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности. Она направлена на совершенствование интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению родного края, приобретению навыков самостоятельной деятельности, объединяет все стороны воспитания: нравственное, эстетическое, трудовое, физическое. Ее специфические особенности создают условия для проявления многих нравственных и волевых качеств личности.
Первые навыки и умения, необходимые в эколого-краеведческой работе, участники программы получили в начальной школе, на прогулках, экскурсиях, в походах. Поэтому эколого-краеведческая деятельность присутствует в жизни каждого человека в той или иной степени. Она связана с учебно-воспитательным процессом и способствует широкому ознакомлению участников лагеря с окружающим миром. Эта деятельность при благоприятной обстановке может стать определяющей в выборе своей будущей профессии.
Программа «Следопыты» несет в себе богатые возможности для личностного развития подростков, она учится управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать большие нагрузки, добиваться высоких результатов своей деятельности. Создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости. Программа дает возможность шире познакомиться с родным краем, понять особенности его природы, истории. Данная программа способствует реализации одной из важных задач образования - введение подрастающего поколения в мир истории и культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба. Залогом успешной реализации программы является и убежденность самих педагогов в том, что с помощью туризма и краеведения можно решать важные воспитательные и образовательные задачи.
Особенность программы заключается в том, что реализация ограничена временными рамками профильной смены предметной направленности. Поэтому полнота и эффективность реализации её воспитательного блока зависят:
*от продуманности задач, содержания, способов подготовки и проведения дел профильной смены с учётом его педагогической целесообразности;
*от качества осуществления индивидуальной работы с детьми;
*от характера межличностных отношений участников смены (отношений доброжелательности, открытости, честности), создание благоприятного климата;
*от профессионализма педагогов, характера их ценностных отношений к окружающему миру.
Основной целью программы является формирование активной жизненной позиции учащихся на основе интереса к природному, историческому, культурному наследию своего края, пробуждение патриотизма, организация активного отдыха и оздоровления, популяризация здорового образа жизни, овладение навыками безопасности жизнедеятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд определенных задач:
1.Отработка определённых знаний и умений, необходимых для участия в походах, в соревнованиях, отработка умения выполнять разнообразные действия по применению полученных знаний и навыков в новой, нестандартной обстановке.
2.Развитие познавательных, физических, нравственных способностей молодёжи путём использования их потенциальных возможностей, способствующих формированию личности.
3.Воспитание патриотизма и гражданственности методами эколого-краеведческой деятельности.
4.Приобщение учащихся к здоровому образу жизни, развитие стремления к активному и содержательному проведению свободного времени.
Характеристика деятельности по реализации цели и комплекса задач:
1. Воспитывающая деятельность:
*накопление жизненного опыта;
*участие в организации творческих дел в профильной смены;
*формирование взаимоотношений в коллективе, личной ответственности и самодисциплины.
2.Оздоровительная деятельность:
*развитие силы, ловкости, скорости, координации движения;
*закаливание организма.
В последнее время среди учащихся большую популярность имеют соревнования по спортивному ориентированию, которые являются одной из эффективных форм воспитания подрастающего поколения, пропаганды здорового образа жизни и подготовки к безопасному проведению различных путешествий. В программу «Следопыты» внесены элементы спортивно-развлекательных игр, экскурсий, соревнований, экологических акций, коллективно-творческих дел. Использование таких элементов обусловлено рядом причин, основной из которых является романтика общения, проверка своих способностей и возможностей друзей.
Программа «Следопыты» призвана обогатить объем знаний, умений и навыков молодёжи в области социальной защиты и безопасности жизнедеятельности, способствовать их личностному росту и обретению активной социальной позиции.
Она рассчитана для учащихся от 7 до 14 лет с учетом психолого-педагогических особенностей в рамках этого возраста. В этот период у подрастающего поколения появляется повышенная активность. Содержание программы предусматривает физиологические и возрастные особенности развития обучающихся, которые учитываются при дозировании физических нагрузок во время занятий, соревнований и походов.
Для реализации программы необходимо взаимодействие следующих факторов:
1-й фактор - педагогические принципы
Принцип активности
Следование этому принципу означает не только предоставление участнику возможности быть развитой гармоничной личностью, но и возложение на него ответственности за реализацию этой возможности. Развитие личности - это активный процесс самостоятельного творческого конструирования личности, её самосовершенствование. Реализация данного принципа предполагает не пассивное усвоение той или иной моральной нормы на функционально-ролевом уровне, а активное овладение этой нормой.
Принцип системности
Данный принцип работает на организацию совместной деятельности всех служб профильной смены туристической направленности, задействованных в воспитательном процессе, что способствует созданию условий для реализации программы, предполагает системность и логику организации и проведения занятий (любое практическое занятие, особенно по технике преодоления препятствий, является итогом теоретической подготовки), систематическое проведение экскурсий и учебно-тренировочных занятий.
*Принцип личностно-ориентированного подхода
Согласно этому принципу необходимо предусматривать учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей развития, потребностей участников лагеря при постановке целей и задач смены, их реализации, создание условий для самораскрытия, самореализации молодёжи.
Принцип реалистичности представлений
Содержание программы включает в себя объективный план мероприятий, который реально реализовывается.
Принцип профессиональной педагогической активности
Данный принцип предполагает организацию совместной деятельности педагогов с участником тематической площадки в целях создания ситуации успешности в коллективной и индивидуальной деятельности.
Принцип вариативности
Возможность изменения формы и содержания дел с учетом педагогической ситуации и действия других факторов при сохранении общей направленности на решение задач профильной смены туристической направленности.
2-й фактор - организационно-методическое обеспечение
наличие специальной литературы, освещающей эколого-краеведческую сферу деятельности;
возможность повышения уровня профессионального мастерства участников смены через участие в соревнованиях, экскурсиях;
совершенствование форм и методов организации учебно-воспитательного процесса профильной смены;
внедрение комплекса методик, позволяющих учащимся эффективно осваивать навыки:
пособия по безопасности жизнедеятельности, топографии;
учебные пособия;
канцелярские товары;
-наградная продукция;
аудио-видеосредства;
фотоаппарат.
3-й фактор - материально-техническое обеспечение
территория, оборудованная для теоретических и практическихзанятий; полигон для практических занятий на местности;
4-й фактор - кадровое обеспечение
*тренер по спортивному ориентированию;
*педагог-организатор деятельности;
*воспитатели;
*медицинский работник.
Анализ результатов реализации туристско-краеведческой программы:
-анкета заезда, благодаря которой происходит диагностика представлений каждого участника о понятиях и видах деятельности, с которыми участники будут неизбежно «встречаться» в течение 21 дн;
-анкета отъезда, благодаря которой итоговый срез знаний, умений, навыков и представлений участников для количественно- качественного анализа успешности программы и достижения цели.
Содержание программы
В структурно-содержательном аспекте программы представлена блочная структура, где четко определены задачи каждого из основных этапов ее реализации. Продолжительность профильной смены - 21 день, участники смены– учащиеся образовательных учреждений от 7 до 14 лет с допуском врача. Район дислокации профильной смены - МБОУ «СШ № 16» города Евпатория. Содержание программы состоит из 4 блоков:
1 блок - организационно-подготовительный
Организационный период – один из наиболее важных моментов программы. В этот период осуществляется первоначальное сплочение и организационное оформление лагеря, выдвижение воспитательных задач и определение путей их реализации, адаптация подростков в условиях лагерной жизни. Именно от того, как пройдут первые дни, какой настрой получат участники, во многом зависит успех проведения профильной смены.
Продолжительность орг периода - 1 день, его можно организовать по плану:
- регистрация;
- знакомство в группе;
- формирование коллектива;
- планирование работы, мероприятий;
- открытие тематической площадки.
В течение дня проходит: торжественное открытие проекта, знакомство с идеей, адаптация, организационное ориентирование, формирование группы, название отряда, выборы командира, знакомство с законами, проведение инструктажа по технике безопасности.
Вся жизнедеятельность эколого-краеведческой программы строится по методике коллективно-творческой деятельности. Коллективно-творческая деятельность основывается на признании самоценности каждого участника, наличия в нем огромного творческого потенциала, который может быть реализован лишь в сотрудничестве всех участников программы. Методика коллективно-творческой деятельности позволяет участникам не только получать определенные знания и умения, но и решать жизненные задачи творчески, с уважением к другим людям и стремлением принести им пользу. Использование личностно-ориентированных технологий в учебно-воспитательном процессе в лагере способствует саморазвитию и самореализации личности участника с учетом его индивидуальных особенностей. Определенное место в жизнедеятельности программы занимает игра - как одна из важнейших педагогических технологий, которая предоставляет возможность участнику пройти свой социальный путь, дающий право на ошибку и коррекцию, на выбор поступка.
2 блок - практическо-экологический
Образовательный блок «Эколог» рассматривается с одной стороны как самостоятельный курс, с другой он тесно связан с краеведением и выступает условием для выполнения экологических заданий. Освоение участниками блока «Эколог» дает им возможность получить знания и умения о многообразии флоры, фауны Крыма, основных экологических проблемах.
Основной формой проведения данного блока являются учебные занятия, в ходе которых ребята расширяют свои знания и умения о природе родного края.
Блок имеет большое значение в воспитательной работе: участники изучают теоретический материал, перед ними ставятся проблемные задания, создается мотивация на экологическую деятельность. На площадке соберутся участники с различной подготовленностью, поэтому во главу учебно-воспитательного процесса ставятся принципы дифференциации, индивидуализации и преемственности.
Как правило, практика в экологии - это экскурсии и исследование природы, в которых развиваются коммуникативные навыки, воспитывается самостоятельность, инициатива, формируется экологическое мышление, приобретаются навыки быстрой адаптации в постоянно меняющихся условиях социума.
Занятия способствуют укреплению здоровья участников, поэтому, они проводятся на свежем воздухе и в активной форме (соревнования, конкурсы, эстафеты, мини-походы).
В процессе освоения блока программы акцентируется внимание на пропаганде здорового образа жизни, формирования устойчивого неприятия вредных привычек, ориентирование подростков на самостоятельные физические занятия.
Получение практических навыков преодоления трудностей, приобщение к изучению славных страниц истории родного края в реальных условиях природной среды происходит через вовлечения участников в увлекательные приключения –игры, соревнования, походы с изучением краеведческих объектов и многое другое при обеспечении педагогического и психологического сопровождения. Всё это способствует формированию у детей устойчивого интереса к занятиям экологией и краеведением.
3 блок – практическо-краеведческий
В этом блоке происходит приобретение навыков, углубление знаний теоретического материала, расширение кругозора участников профильной смены.
Изучение блока «Краеведение» невозможно без путешествий, экскурсий. В программе блока предусматриваются различные формы самостоятельной работы – подготовка и оформление фотоальбома, создание стенгазеты.
Изучение блока «Краеведение» начинается с изучения истории родного города, в рамках обзорной экскурсии по городу.
В данном блоке предусматриваются различные формы проведения занятий, которые помогают сделать учебно-воспитательную деятельность более интенсивной, дифференцированной и гибкой. Успешно реализуются такие формы занятий как игра (ролевая, деловая, интеллектуальная и др.), экскурсия (очная, заочная, тематическая, обзорная), турнир, конкурс, соревнование, зачет и другие. Оправдывают себя такие методы, как фронтальная и групповая работа, в том числе: индивидуальная и работа в паре. Использование методов интерактивного занятия способствует развитию у подростков коммуникативности, толерантности, способности к исследовательской деятельности.
4 блок - итоговый
Он позволяет подвести итоги, оценить полученные результаты учебно-воспитательной работы, провести диагностику и определить задачи на дальнейшую деятельность.
Программа пребывания участников профильной смены тематической площадки эколого-краеведческой направленности
1 день 01.06.15
Маршрут «Знакомство»
1. Знакомство (знакомство с воспитателями)
2. Организационное мероприятие «Расскажи мне о себе».
3. Изучение правил в экскурсионных ситуациях.
4. Конкурс «Лучшее название отряда». Разучивание отрядных песен, девизов.
5. Конкурс рисунков «Мир глазами детей».
6. Спортивные игры.
2 день 02.06.15
Маршрут «Растения нашего края»
Экологическая акция (уборка территории площадки)
Экскурсия в тропик парк.
Практическая работа «Узнай меня».
спортивное соревнование «Зов джунглей».
3 день 03.06.15
Маршрут «Аптека под ногами»
Экскурсия в парк.
Беседа «Лекарственные растения Крыма»
Игра-соревнование «Цветочное ориентирование»
Музыкальная минутка «Музыка природы».
4 день 04.06.15
Маршрут «На лесной поляне»
Чтение рассказов М. Пришвина и В. Бианки.
Просмотр научно-познавательного фильма «Насекомые».
Экскурсия в краеведческий музей.
Спортивное соревнование «Укрепляем разум -укрепляем тело»
5 день 05.06.15
Маршрут «Лесные жители»
Познавательная программа «Жители лесного царства»
Экскурсия в зоопарк
Конкурс рисунков о природе родного края
6 день 06.06.15
Маршрут «Тайна неизведанной страны»
Просмотр научно-познавательного фильма «Экологические катастрофы»
Создание книги жалоб природы
Викторина «Растения и животные Крыма»
7 день 08.06.15
Маршрут «Мой город»
экскурсия по городу на «Трамвае желаний»
конкурс рисунков «Мой город»
3. Краеведческая игра «Город любимый, город родной» (совместно с библиотекой)
8 день 09.06.15
Маршрут «Экскурс в историю »
Просмотр научно-познавательного фильма «История города Евпатория»
Экскурсия в краеведческий музей
Спортивные игры «Весёлые старты»
9 день 10.06.15
Маршрут «Памяти боевой славы »
Беседа «Наши земляки-Герои»
Экскурсия к памятнику Токарева
Музыкальный конкурс «Песни о городе»
10 день 11.06.15
Маршрут «Памяти боевой славы »
Просмотр научно-познавательного фильма «Освобождение города Евпатория»
Экскурсия к памятнику Десантников
3. Спортивные игры.
11 день 12.06.15
Маршрут «Памяти боевой славы »
Беседа «История моего города в названиях улиц»
Экскурсия к памятнику Скорбящая мать.
Конкурс рисунков «Мой город в будущем»
12 день 13.06.15
Маршрут «Малый Иерусалим »
Экскурсия «Малый Иерусалим»
Изготовление макета «Мой город»
Викторина «Знаешь ли ты свой город?»
13 день 15.06.15
Маршрут «Мой Крым »
Просмотр фильма «Крым-жемчужина России»
Легенды Крыма
Конкурс рисунков «Мой Крым»
14 день 16.06.15
Маршрут «Экскурс в историю Крыма »
Экскурс в историю Крыма
Легенды Крыма (фильм)
Спортивное соревнование
15 день 17.06.15
Маршрут «Дружба народов »
Крым многонациональный
Игры народов Крыма
Музыкальный конкурс «Песни народов Крыма»
16 день 18.06.15
Маршрут «Города Крыма»
Экскурсия «Крым в миниатюре»
Познавательная программа «Города –герои Крыма»
Спартакиада
17 день 19.06.15
Маршрут «Мы помним»
Экскурсия в музей «Крымской войны»
Виртуальное путешествие по городам-героям России
Конкурс рисунков «Мы помним»
18 день 20.06.15
Маршрут «Крым- малая родина»
Выставка работ «Мой Крым»
Викторина «Знаешь ли ты Крым?»
Выпуск стенгазеты «Мы не прощаемся, а говорим вам – до свидания!»
4. Торжественное закрытие лагеря (подведение итогов, награждение)
Ожидаемые результаты программы:
-положительные тенденции среди подростков по развитию гражданственности и патриотизма;
-отработка необходимых навыков и умений при проведении походов, овладение навыками спасательного дела, доврачебной помощи;
- приобщение учащихся к здоровому образу жизни, к активному труду и отдыху в естественной природной среде.
Эколого-краеведческая деятельность способствует созданию эффективной среды развития социальных качеств личности. Благодаря участию в этом виде деятельности, происходит накопление социально значимого опыта, знаний и умений, совершенствование творческих и физических сил, приобщение к ценностям культуры, природы, духовным ценностям. Происходит осознание себя как части социума и своего места в нём, что создаёт условия для реализации устойчивой жизненной перспективы.
РЕЖИМ ДНЯ
8.00 – 8.10 прием детей, сбор «Свечка»
8.10 – 8. 30 Минутки здоровья
8.30 – 9.00 час краеведения
9.00 – 11.00 Приём солнечных ванн
11.00 – 11.30 школа туристического мастерства
11.30 – 11.50 отрядные дела
11.50 –12.00 - рефлексия
В зависимости от приоритетов часы краеведения, часы встреч, отрядные дела, школа туристического мастерства могут меняться или объединяться
15