Проект индивидуального занятия по развитию слуха и формированию произношения по теме Весна. Картинки природы. Автоматизация звука р. Словесное ударение.


Проект индивидуального занятия по развитию слуха и формированию произношения
с использованием ЦОР.
ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»
Учитель: Парыгина Л.В. Предмет РСВ и ФП Коваленко Глеб ученик 4 класса
Диагноз: двусторонняя сенсоневральная тугоухость I ст., миопия обоих глаз слабой степени, смешанное специфическое расстройство психического характера.
Не слухопротезирован. Отработанный речевой материал воспринимает на расстоянии 5-6 м.
Тема: Весна. Картинки природы. Автоматизация звука р. Словесное ударение.
Тип: закрепление знаний Продолжительность учебного занятия –4 0 мин
Цель: развитие слухового восприятия на материале темы «Время года». Формирование интереса к предмету через использование ИКТ
Задачи:
Образовательная:
закрепление навыков восприятия речевого материала на слух по теме «Весна». Работа с разрезным текстом.
Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [р];
Продолжать учить правильно произносить звук [р] в слогах и словах.
Развивающая:
коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений (работа с текстом, ответы на вопросы);
коррекция зрительной и слуховой памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;
развитие общей моторики, согласование движения и речи. Развитие познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия;
развитие фонематических процессов.
Воспитательная:
воспитание положительной мотивации к учению;
воспитание эстетического вкуса при восприятии картин природы;
создание ситуации успеха в процессе работы над текстом;
стимулирование речевой активности.
Дидактические материалы:
Методика развития слухового восприятия. Л.П. Назарова, М. «Просвещение », 1980 г.,
Методика обучения произношению в школе глухих, Ф.Ф.Рау, Н.Ф.Слезина, Москва «Просвящение»,1981 год.
Развитие речевого слуха. Кузмичева Е.П., М., «Просвещение» 1989г
Оборудование : компьютер, таблички, набор картинок по теме «Зима». Рассыпной текст «Зима в лесу ».,презентация занятия.
Этапы учебного занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся Используемые цифровые ресурсы
Орг. момент
Поздоровайся со мной. Расскажи о себе.
Ты меня слышишь?
Будешь хорошо слушать, говорить, читать. Здравствуйте Лариса Викторовна. Меня зовут Коваленко Глеб. Мне 11 лет.
Я учусь в 4 классе.
Я вас слышу.
Я буду хорошо слушать, говорить, читать.
Разговорно- обиходная речь
Слуховой диктант - Сколько человек в вашем классе?
-Кто сегодня дежурит в классе?
-Что делает дежурный по классу?
(составление рассказа по цифровым фотографиям).
- Слушай и повторяй слова :Дежурный, дежурный по классу, подметает пол, вытирает доску, раздаёт и собирает учебники
В нашем классе семь человек.
-Сегодня я дежурю в классе.
- У дежурного много работы. Я открываю форточку и проветриваю класс. Перед уроком раздаю учебники и тетради. После уроков собираю учебники и тетради. Вытираю доску. Поливаю цветы. В конце дня мою пол. Весь день я слежу за порядком.
Цифровое фото.
Произношение
Голосовые и дыхательные упражнения
Говори гласные звуки протяжно
А__О__У__И__Ы__Э__
Говори гласные звуки кратко
АО У И ЫЭ ( под счёт, маршируя)
Говори громко, тихо, шёпотом
А______
А______ О____У_____
А_____О_____У_____И____Ы______
- Будем работать над дыханием.
-Сделай длинный вдох через рот, а выдох через нос.
-Сделай вдох ртом, а выдох через нос.
-Будем сдувать снежинки.
Прочитай предложения на одном выдохе.
В лесу . В лесу появляются подснежники.
В лесу появляются подснежники –цветы.
В лесу появляются подснежники –
первые цветы.
В лесу появляются подснежники –
первые весенние цветы.
- Что мы делали? А___О____У_____И____Ы____Э___
АОУИЫЭ
А ______
А______ О_______ У_______
А______О______У_____И_____Ы_______
В лесу . В лесу появляются подснежники.
В лесу появляются подснежники –цветы.
В лесу появляются подснежники –
первые цветы.
В лесу появляются подснежники –
первые весенние цветы.
Мы говорили предложения на одном выдохе. презентация
раскладушка
Работа над звуком РПослушай стихотворение.
Рада, рада детвора:
В небе радуга сутра!
Всеми красками играет!
-Здравствуй, радуга! Ура!
-Какой звук часто встречается в этом стихотворении?
-Правильно, сегодня мы будем работать над звуком р.
-В этом стихотворении часто встречается звук р. Слайд№1
Артикуляционная гимнастика -Будем делать артикуляционные упражнения.
Рассмотри картинки, вспомни, как называются упражнения для язычка, выполни их перед зеркалом.
«Лошадка», «Маляр», «Грибок», «Дятел», «Комарик», «Заведи мотор». Слайд №2
Уточнение профиля произношения
Характеристика звука
- Посмотри на профиль звука Р и ответь на вопросы.
- Кончик языка вверху или внизу?
Какую форму имеет язык?
- При произнесении звука Р есть голос?
-Какая часть язычка дрожит?
-Дай характеристику звуку.
- Послушай и повтори слоги:
Ра-ра-ра-ра ра-роРо-ро-ро-ро ры-ру
Ру-ру-ру-ру ру-ры-роРы-ры-ры-ры ра-ро-ру-ры-Прочитай слова
РА
Но…, го…, ко… .…ма, …дуга, …кета.
РО
Ут…, мет…, вед… .…га, …ща, …дина.
- Кончик языка вверху
- Язык имеет форму ложечки
- Голос есть.
- Кончик языка.
Р –согласный звук, твёрдый, звонкий.

Ребёнок повторяет
Слайд №
Слайд №
Слайд №
Слайд №
Слайд №
Слайд №
Слайд №
Слайд №
Слайд №
Слайд №
Плакат на мольберте
- Найди слова.
акфжграчтзжмартмдарк- Соедини слова первого столбика со словами второго столбика по смыслу. Прочитай слова.
Кораблик появляются
Ручеёк бежит
проталинки журчит
солнце ярче светит
лёд раскалывается
скворцы прилетели
- Придумай предложение по картинке
Весной прилетают грачи.
Ребята сделали скворечник.
Ребята пускают кораблик в ручеёк.


Работа над словесным ударением. - Из чего состоят слова?
- Какие бывают слоги?
-Как мы говорим ударные слоги?
-Как мы говорим безударные слоги?
Прочитай стихотворение.
-Поставь ударение в словах.
-Прочитай стихотворение с ударением. соблюдай паузы. Слова состоят из слогов.
Слоги бывают ударные и безударные.
Ударные слоги мы говорим громче и протяжней.
Безударные слоги мы говорим тихо и кратко.
Весна.
К нам весна шагает быстрыми шагами.
И сосульки тают под её ногами.
Чёрные проталины на полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны. ФизминуткаЧтобы быть всегда в порядке,
Утром делаем зарядку.
Щёки трём, разогреваем,
Шею тоже разминаем,
Уши надо растереть,
Вправо, влево посмотреть.
Пальцы крепко мы сжимаем,
А затем их разжимаем,
Растираем мы ладошки
И похлопаем немножко.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем дальше продолжать Развитие слухового восприятия
Ведение в тему (отгадывание загадки).
Работа с неречевыми звучаниями.
Приметы весны -Послушай загадку.
Тает снежок, ожил лужок.День прибывает. Когда это бывает?
Как ты думаешь о чём мы сегодня будем говорить?
-Я хочу предложить тебе послушать звуки природы. Ты должен рассказать мне, что ты представляешь.
(бежит ручеёк, капают сосульки с крыш, поют птицы)
-Прочитай загадки и расскажи о приметах каждого месяца.

-Мы будем говорить о весне.
Мне кажется, что это….
Я думаю,что….
музыка
Работа с текстом Послушай текст и скажи, что ты услышал.
- Что ты услышал?
Сейчас мы будем складывать текст, слушай внимательно.
Как ты думаешь, где появляются подснежники?
-Что такое проталинка?
-Я тебе приготовила задания, посмотри. Как много проталинок у нас в классе. Под каждой из них задания.
Вопросы:
-Когда появляются подснежники?
- Загадка про подснежник.
Первым вылез из землицыНа проталинке.
Он мороза не боится,Хоть и маленький.
- Какого цвета у подснежника цветы?
-Какого цвета у подснежника листья?
-Какие первые весенние цветы ты ещё знаешь?
Дополни предложение:
В глубоких оврагах и в лесу…..
……..-первые цветы нашего весеннего леса.
Подснежник- …..
……….в другое время года. Подснежник.
Весна. В глубоких оврагах и в лесу ещё много рыхлого снега. Но природа уже пробуждается от зимнего сна. Появились подснежники- первые цветы нашего весеннего леса.
Подснежник- это маленький колокольчик белого или голубого цвета. Ножка у подснежника очень тонкая, нежного зелёного цвета. Такого же цвета и листья. От лёгкого ветерка головка маленького колокольчика раскачивается из стороны в сторону. Вот-вот зазвенит. Такого чуда не увидишь в другое время года.
-Подснежники появляются на проталинках.

Работа с рассыпным текстом
Итог урока. -Что мы делали?
Мы говорили звук р, отвечали на вопросы, повторили приметы весны, прочитали про подснежник.
Работа без ЗУА Послушай и повтори:
Подснежник, проталинки, маленький цветок, рыхлый снег, спасибо за работу.
Какое у тебя сегодня настроение? Слайд №