Разработка занятия по подготовке к ЕГЭ по русскому языку на тему Орфоэпические нормы. Решение задания 4.
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание 4. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
Вначале предлагается орфоэпический диктант с целью выявления затруднений учащихся в постановке ударения в словах.
НефтепровОд, мышлЕние, баловАть, каталОг, пулОвер, щавЕль, столЯр, квартАл, звонИт, ходАтайство, досУг, фенОмен, облегчИть, красИвее, обеспЕчение, оптОвый, свЁкла, бАрмен, тОрты, бАнты.
Чем следует руководствоваться при постановке ударения? (Орфоэпическими нормами)
Как же складывались эти нормы? Как запомнить правильное ударение?
1.Запомните, что в словах со вторым корнем ЛОГ ударение падает на него (если это неодушевлённое существительное): ДиалОг, каталОг, некролОг. Одушевл. сущ. – филОлог.
2.Запомнить по рифме:
щавЕль-ель; плюш-коклЮш; видно-завИдно; диалог-каталОг; шорты-тОрты; маляр-столЯр; разговоры-договОры; эксперимент-цемЕнт; разлучить-кровоточИть; сэр-диспансЕр; не скользи-жалюзи; спать-баловАть; лишний-давнИшний.
Запомнить двустишия:
Мы ждём, когда придёт апрель,
Чтоб сеять на полях щавель.
Включайся в наш эксперимент,
Готовь к нему скорей цемент.
Идя на встречу с комендантом,
Наденьте платье с ярким бантом.
Но этот благородный сэр
Не посещает диспансер.
Мы отдыхали здесь с комфортом:
Чай пили с шоколадным тортом.
Мы не зовём экскурсовода
Чинить засор нефтепровода.
3.Запомнить по аналогии: баловАть, премировАть, пломбировАть, сервировАть, глазировАть, драпировАть.
4.Запомнить омографы (пишутся одинаково, а произносятся по-разному):
Атлас мира-синий атлАс на платье;
бронЯ танка-брОня на билет;
меткая острОта- остротА зрения;
цветущий Ирис-ирИс с орехами;
языковЫе нормы-языкОвая колбаса.
5.Запомнить особенности произношения в зависимости от морфологических признаков слова:
А).В кратких прилагательных и причастиях женского рода ударение нередко падает на окончание: веселА, стройнА, правА, глупА, занятА. В мужском и среднем роде – на основу: зАнят, зАнято.
Б).Ударение падает на последний слог в глаголах прошедшего времени женского рода, образованных от глаголов взять, брать, вить, врать, гнать, дать, ждать, звать, лгать, рвать, спать, понять и др.: ждалА, спалА, понялА, бралА. Исключение: клАла.
В).Ударение в причастиях остаётся на том же слоге, что и в инфинитиве соответствующего глагола: занЯть-занЯвший; начАть-начАвший; прибЫть-прибЫвший; создАть-создАвший; продАть-продАвший и т.д.
Г).Часто в возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени переходит на суффикс –ся: начАться-началсЯ; принЯться-принялсЯ и т.д.
6).В некоторых прилагательных с суффиксом –ов-, образованных от существительных со значением «дерево», ударение падает на первый слог (можно проверить словом Яблоневый): ива-Ивовый; слива-слИвовый; груша-грУшевый.
7).Запомнить ударение в сложных словах со второй частью провОд (от слова проведение): путепровОд, трубопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд и др. по слову САДОВОД.
Орфоэпический диктант: арАхис, граждАнство. добЫча, досУг, еретИк, звонИт, знАмение, Иконопись, мизЕрный, намЕрение, начатА, исчЕрпать, кАшлянуть, кУхонный, новорождЁнный, обеспЕчение, облегчИть, переключИт, пиалА, положИть, прибЫвший, слИвовый, танцОвщицы, украИнский, фенОмен, экспЕрт.