Литературное чтение Страшный рассказ Е. Чарушин (2 класс)


Государственное учреждение образования
«Средняя школа №7 г.Новополоцка»
План-конспект урока
«Е.Чарушин «Страшный рассказ»»
Подготовила: Крылова Людмила Владимировна, учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
Урок литературного чтения 2 класс
Раздел «Страна живой природы»
Тема: Е.Чарушин «Страшный рассказ»
Цель: познакомить с произведением Е.Чарушина «Страшный рассказ»
Задачи:
- содействовать расширению кругозора детей, пробуждению интереса к личности и творчеству Е. И. Чарушина;
- развивать умение анализировать и прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора;
- активизировать познавательную деятельность;
- формировать навык рефлексивной деятельности, коммуникативные навыки работы в группе;
- развивать творческие способности учащихся, воображение, фантазию;
- содействовать воспитанию гуманного отношения к животным, к родной природе.
Оборудование: выставка книг Е. И. Чарушина; портрет Е.И. Чарушина, рисунки животных Е.И. Чарушина, учебник «Литературное чтение 2 класс» 2 часть (авторы В.С. Воропаева Т.С. Куцанова), презентация, мультимедийная установка, экран, карточки с заданиями для работы в группах, «лесенки успеха» для самооценки, аудиозапись рассказа Е.И. Чарушина «Страшный рассказ», отрывок из мультипликационного фильма «Ничуть не страшно» (Киностудия «Союзмультфильм» 1981 г.)
Ход урока
І. Организационный момент (1 минута).
Учитель вместе с детьми читает стихотворение (записано на доске):
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро солнцу и птицам!
- Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Учитель. Сегодня вам предстоит узнать что-то новое и показать, чему вы научились на уроке. Оценить собственные знания вам поможет «лесенка успеха». Каждое выполненное задание вы будете отмечать на ступеньках «лесенки». В конце урока подведём итоги. На первой ступеньке отметьте, с каким настроением вы начинаете урок.
II. Проверка домашнего задания (5 минут).Пересказ отрывка сказки В. Берестова «Аист и Соловей».
165100109855001
3 219710133350002
4
Работа в парах. Взаимопроверка. Оценка в «лесенке успеха».
ІІІ. Введение в тему (3 минуты).
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим изучать раздел «Страна живой природы».
Но природа не каждому человеку раскрывает свои секреты. Только доброго наблюдательного и любознательного человека она посвящает в свои тайны.
Знакомство с автором (1 минута)
На экране изображены различные предметы: лупа, животные, краски, палитра, птицы, печатная машинка (Слайд 1).
-Ребята, посмотрите внимательно на картинки, они связаны с жизнью и работой одного человека. Подумайте, кем мог быть этот человек? Чем он увлекался?
(Предположения учащихся)
Работа с портретом
- Это Евгений Иванович Чарушин (1901-1965).
(Портрет - на доске)
Рассказ учителя о Е.И.Чарушине (2 минуты)
Евгений Иванович Чарушин родился 29 октября 1901 года в России в г. Вятке (сейчас это город Киров). Мать с детства прививала маленькому Жене любовь к животным. Вместе с мамой он выкармливал уток, цыплят, индюшат, ухаживал за ними, водил дружбу с трёхногим псом Бобкой и, живя в деревенском доме, мечтал даже воспитывать жирафа. Так проходило его детство.
Отец Жени Чарушина был архитектором – художником. Женя наблюдал, как отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал. В отличие от отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери. «Я рос с карандашом в руках» - так говорил Е.Чарушин, вспоминая своё детство. Когда Женя вырос и стал Евгением Чарушиным, он иллюстрировал книги о животных (Слайд 2). Среди лучших работ Чарушина – иллюстрации к книге С.Маршака «Детки в клетке».
- А как правильно называется жанр, в котором работал художник, вы узнаете, если расставите цифры в порядке возрастания. (Экран закрыт.Таблица висит на доске.)
Л И А Т И Н С М А
6 3 1 9 7 2 8 4 5
А Н И М А Л И С Т
1 2 3 4 5 6 7 8 9
-Правильно, художник, который рисует животных называется анималист.
(Выставка книг Е.Чарушина).
Он также сочинял маленькие рассказы для детей и взрослых. (Слайд 3). В книжках он рассказывал о своих домашних любимцах и зверях, живущих в лесу. Сегодня мы обратимся к одному из них.
IV. Работа над произведением (19 минут)
Работа с текстом до чтения (антиципация) (1 минута)
- Давайте прочитаем, как Е.Чарушин назвал свой рассказ.
- Предположите, о чём будет это произведение. Как вы думаете, почему автор дал такое название своему произведению?
Отгадайте одного из героев этого произведения.
Разгадай ребус. Экран открыт. (Слайд 4).

(Слайд 5) – изображение ёжика.
- Подробнее о ёжике нам расскажут «юные исследователи» (заранее подготовленные ученики).
Сообщение о еже (1 минута)
Еж – маленький ночной хищник. В колючей шкурке почти 16 тысяч иголок. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи, мыши.
В случае опасности ежик свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя.
К зиме ежи жиреют и впадают в глубокую спячку.
Еж приносит пользу, уничтожая таких вредителей леса, как хрущи и их личинки, гусениц, грызунов и ядовитых насекомых.
Экран закрыт.
Речевая разминка (1 минута)
-Ребята, прочитайте на доске весёлую скороговорку о ёжике:
Ель на ежика похожа:
Ёж в иголках, ёлка тоже.
Интонирование. (С помощью магнита – учитель показывает логическое ударение).
Словарная работа (1 минута)
- Прежде чем перейти к чтению, разберём значение сложных слов. Внимание на экран!
Прочитайте слова:
314325024130НАЛУЧ (прочитать справа налево) СЕНИ(зашумление)
067310
Экран открыт. На слайде – слова сени и чулан. (Слайды 6, 7).
Сени - в деревенских избах и в старину в городских домах: помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Чулан - помещение в доме, служащее кладовой.
Первичное восприятие текста (6 минут)
Прослушивание аудиозаписи рассказа с остановками.
После прослушивания каждого абзаца, учитель задаёт вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.
- Почему мальчики остались одни?
- Для чего автор описывает место, где происходило событие? (Чтобы мы лучше могли представить состояние мальчиков).
- Сколько лет было мальчикам? Большие они или маленькие? Какие слова это подтверждают? (Сами умылись, сами разделись, легли спать в свои постельки).
-Кто по стене может ползать?
- Как вы думаете, дети сразу уснули?
- Представьте, что ваши родители ушли и вы легли спать со своим братишкой или сестрёнкой, и вам не спится, что бы вы стали делать? (Разговаривать).
- О чём говорили дети?
- На самом деле им было страшно?
- Какой вопрос хочется задать автору? (Что случилось вдруг?)
-Как бы вы повели себя на месте мальчиков?
- Как повели себя мальчики? Прочитайте.
- Почему мальчики спрятались?
- Почему же детям было страшно? (Они не знали, кто топает)
- И вам, наверное, тоже было бы страшно. Ведь автор не сообщает нам, кто шлепает по комнате. И все мы ожидаем что-то страшное, ужасное. Какой вопрос хочется задать автору? ( Кто напугал мальчиков?)
- Кто испугал ребят? (Ёжик)
- Для чего ёжик забрался в дом? Где настоящий дом ежа? Будет ли ежу удобно жить в городской квартире? Почему?
(Дикие звери и птицы чувствуют неуютно себя в квартире. Им нужен  лес. Только голодных и раненых животных можно взять домой, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить)- Почему ёж навестил ребят ночью? (Ночной житель).
Проверка первичного восприятия текста
- Страшно вам было или смешно, когда слушали рассказ?
Физкультминутка (3 минуты)
Хитрый ёжик-чудачок Сшил колючий пиджачок:(делают вид, что шьют)
Сто булавок на груди,(повороты туловища)
Сто иголок позади.(наклоны влево - вправо)
Ходит ёж в саду по травке,
Натыкает на булавки(шаг)
Грушу, сливу - всякий плод,
Что под деревом найдёт,(приседания)
И с подарочком богатым
Возвращается к ежатам.(прыжки)
Жужжащее чтение. Мотивация учащихся (1 минута)
- Захотелось ли вам самим прочитать «Страшный рассказ»?
Непосредственное чтение. Установка на внимательное чтение.
Экспресс-опрос по содержанию (3 минуты)
1. Мальчики жили на даче у самого леса?
2. Мама и папа ушли на работу? ( Ушли к соседям в гости.)
3. Когда стемнело, дети пошли гулять? (Легли спать.)
4. Мальчики убеждали друг друга, что они никого не боятся?
5. Вдруг дети услышали топот под кроватью? (За дверью, в сенях.)
6. Когда пришли родители, ребята всё им рассказали?
7. В доме нашли ежа?
8. Ёжик забрался в дом из сада? (Из леса.)
9. О ёжике заботились?
10. Ёжик жил с ребятами на даче всю зиму? (Всё лето.)
Взаимопроверка. Отметка на «лесенке успеха»
111601103580001 2
11176059055003 4
№п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
+/-- + -- -- + -- + + -- + --
Анализ произведения (2 минуты)
Проблемный вопрос: - Как вы считаете, Петя и Шура смелые или трусливые? (Они храбрятся, не показывают страх).
- Случалось ли с вами что-либо подобное?
- Как же автор относится к своим героям?
(Он сочувствует им. Считает их храбрыми, так как они старались побороть  свой страх. Их можно назвать смелыми.) -Что такое смелость?
Смелость – это способность перебороть страх.
- Что автор хотел донести до нас? В чём главная мысль?
Важно с детства учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему легко.
Как в одном мультипликационном фильме, который называется «Ничуть не страшно». Посмотрите отрывок.
Продолжительность мультфильма 5 минут 52 секунды.
В любой ситуации надо думать о том, что вы в полной безопасности и защищенности, а это в свою очередь, дает ощущение спокойствия и уверенности.

V. Творческая работа в группах (2 минуты).
У каждой группы есть набор из 5 пословиц. Нужно выбрать ту, которая подходит к рассказу. Пословицу помещает на доску один представитель от группы.
1 группа
Встречают по одежке — провожают по уму.
Всякой матери свое дитя мило.
Готовь сани летом, а телегу — зимой.
Грамоте учиться — всегда пригодится.
У страха глаза велики.
2 группа
Трусливому зайцу и пень волк. 
Двое пашут, а семеро руками машут.
Делу — время, потехе — час.
Изба крепка запором, а двор — забором.
Каждый кулик свое болото хвалит.
3 группа
Красна птица перьем, а человек — ученьем.
Трус своей тени боится.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Не в свои сани не садись.
4 группа
Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать
Пуганая ворона и куста боится.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Один с сошкой, семеро с ложкой.
Поспешишь — людей насмешишь.
VІ. Подведение итогов урока (2 минуты).
- С каким произведением мы познакомились на уроке? Кто его автор?
– Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным? Почему?
– Чему учит рассказ?
(Учиться контролировать свой страх, бережно относиться к животным).
Составление синквейна (в группах)
Кто? Ёжик
Какой?Круглый, колючий.Что делает? Пыхтит, шуршит, топает.
Предложение Ёжик охотится по ночам.
Слово - синоним Хищник.
Проверка. Дети отмечают на «лесенке успеха» и подсчитывают результаты.
VІІ. Домашнее задание (2 минуты).
Разноуровневое домашнее задание:
1. Разгадать кроссворд по рассказу. (Приложение 1).
2. Подготовить подробный пересказ.
3. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа.
VІІІ. Рефлексия (3 минуты).
«Метод четырёх углов»
1. Мне очень понравился рассказ.
2. Я предложу своим друзьям прочитать этот рассказ.
3. Не совсем понравился рассказ.
4. Другое.Высказывания детей «Почему я выбрал этот вариант».
Приложение 1
Кроссворд по рассказу Е. Чарушина «Страшный рассказ»
Вопросы:
Кто является автором рассказа? 
Где происходило действие рассказа?
Как зовут в рассказе одного из мальчиков? 
Подсобное помещение? 
В чём унесли ёжика? 
Что зажгли родители, для того чтобы увидеть ежа?
Один из главных героев рассказа?
Помещение между жилой частью дома и крыльцом? 
2.
4. 7. 8.
3.
5. 1. 6.