Методическая разработка урока. Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. АДО-ТЫМОВО»
Методическая разработка урока
Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя
«Мертвые души»
Георгиевская И. А.,
учитель русского языка и литературы
Тымовское
2016
Тема: Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Тип урока: урок объяснения нового материала
Ход урока:
1. Организационный этап
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Анатольевна. Желанная встреча состоялась, осталось только начать разговор, который будет непрост. 2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
На столах лежат тексты, поэма Гоголя «Мертвые души». Есть прямой и очевидный смысл названия произведения. Пушкин рассказал Гоголю историю о том, как хитрый делец скупал по дешевке у помещиков мертвые души, т. е. умерших крестьян, но числящихся на бумаге как живые. Какая тут была выгода? Оказывается, крестьян можно было заложить в опекунский совет (в банк), т. е. получить за каждую душу деньги (в 80 раз больше). А какая выгода помещику, который их продает? Помещику не нужно было платить за умершего налог, ему проще от него избавиться, а не ждать, когда будут составляться новые списки крестьян (предположим только через 12 лет). Ребят, они сошли с ума, это же незаконно? Они настолько глупы, чтобы не понимать этого, или собственная глупость их мало беспокоит и они живут какими-то другими заботами? Это ведь пошло. Кто эти помещики? Каков мир этих людей?
* Обучающиеся формулируют тему урока:
Ребята, сформулируйте тему нашего разговора. Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Записи в тетради.
*Целеполагание:
Планируя урок, я задала себе вопрос: Ради чего? Какова моя цель? Анализ ради анализа? Нет. Анализируя образы помещиков, именно образы, типажи, модели, схемы - всю эту пустоту и мертвечину - предостеречь вас от этой пустоты.
Воспитательная цель: изучение «вечных законов, которыми движется человек», через созданные Гоголем «типовые модели» разных вариантов опошления человеческой души)3. Первичное усвоение новых знаний, инструктаж.
Для того, чтобы купить мертвых души, Чичиков должен познакомиться с помещиками, склонить их к сделке. Как это происходило?
Мы вместе подготовимся к этой работе: Прослушайте инструктаж работы. Каждая группа представляет одного из помещиков. Работа групповая, следовательно, вы работаете по одной и той же схеме: чтение, совместное обсуждение, выступление. Критерии оценок на каждом листе прописаны, учителем проверяются: знание текста, умение объяснять и аргументировать, умение владеть монологической речью. На работу отводится 10-15 минут, поскольку не все задания равнозначны по степени сложности.
4. Первичная проверка понимания
Комментарии к 1 группе
Первым помещиком, у которого побывал предприимчивый Чичиков, был Манилов. Найти его деревню так же трудно, как и выехать из нее.
Учитель читает строки из романа современной японской писательницы Банана Ёсимото «Амрита»: «Лицо вообще штука удивительная. По лицу сразу видно, потерял человек душу или нет. Если не потерял, если душа на месте, то лицо излучает мягкий свет. Свет любви». Никогда не пробовала читать по лицам. Думаю, это весьма полезное занятие: через лицо, через глаза и улыбку мы постигаем душу окружающих нас людей.
№ 9 Приятная маниловская улыбка для всех – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему; такие люди не способны испытывать гнев, скорбь, радость.
№ 10 Главная его психологическая черта – желание всем и всегда нравиться.
5. Первичное закрепление
Бесплодный мечтатель и фантазер, прожектерство (пустословие), бесхозяйственность, непрактичность (кластер)
Головоломка:
«Душенька, Ирина Анатольевна, насилу вы о нас вспомнили. Мы уж спрашиваем-выспрашиваем у Ольги Владимировны, чего ж эта прелюбезнейшая женщина к нам не идет». А она: «Погодите, погодите, милые мои, появится». И вот наконец удостоили вы нас своим посещением. Право, Иринушка Анатольевна, такое доставили нам наслаждение…прямо-таки майский день… именины сердца. Не правда ли, господа, премилейшая, предостойнейшая женщина, каких мы только знали и видывали. Теперь случай нам доставил счастье, можно сказать образцовое, говорить с вами и наслаждаться приятным вашим разговором»
«В это время вошла в кабинет Манилова.
- Лизанька, - сказал Манилов с несколько жалостливым видом, - Павел Иванович оставляет нас!
- Потому что мы надоели Павлу Ивановичу, - отвечала Манилова».
Выводы: Приятные манеры всегда подкупают, но …(учащиеся сами говорят)
Если бы это сопровождалось умом, практичностью и еще рядом добродетелей. Напускная пафосность, сладость, словесные кружева – признак ограниченности. Я бы сравнила его с воздушным шаром. Почему его душа мертвая? Да, этот помещик не причинил никому вреда, но и пользы тоже не принес. В нем нет ни хорошего, ни плохого. Его душа не способна производить ничего. Позвольте, несколько слов в защиту Манилова. Знаете, лучше ничего не производить, нежели что-то ужасное. Другая – пародия на живого человека. Что больше всего раздражает читателя в этом, но сути, незлом, даже добросердечном человеке? Пустой мечтатель, бездельник, в нем нет живых человеческих желаний, силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать поступки.
Типичные черты характера: мечтательность, пустословие, равнодушие (кластер)
Комментарии ко 2 группе
В противоположность Манилову, Коробочка – домовитая хозяйка. Ограниченная, у нее все, как в коробочке. Она – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Коробочка Настасья Петровна – коллежская секретарша, «дубиноголовая», суеверная и ограниченная – всегда ждет вас в своей деревеньке и готова продать вам даже свою душу по выгодной цене.
Мне кажется, что она похожа на черепаху в тяжелом панцире, из которого торчит маленькая головка, без шеи, с совершенно тупым выражением лица, неподвижным взглядом.
5. Первичное закрепление
Типичные черты характера: скупость, боязливость, мелочная бережливость (кластер)
Но зачем так долго заниматься Коробочкой?
Комментарии к 3 группе
Как понять выражение «здоровье прыскало с его лица»?
Его подвижность имеет уродливые формы. Человек широкой натуры, настолько, что он не знает меры и живет одними страстями, очень суетлив, врун, может нагадить ради какого-то своего эстетического удовольствия. Конечно, он более живой, нежели Коробочка и Манилов. Как вы думаете, «страстишка» Ноздрёва «нагадить ближнему» просто так, забавы ради, без какого-либо расчёта, а из чисто «эстетического» удовольствия – это что-то вроде невинного розыгрыша, шутки этакого богатыря, не знающего, куда девать буйную энергию? Жажда получать все мгновенно, без всяких душевных затрат, стала главным жизненным двигателем, подавила все свойства его человеческой натуры. Главный рефрен его рассказов — «Эх, братец! Как покутили!»)- Закончите фразу: на одной чаше весов – обаяние Ноздрёва, а на другой - … (пьянство, карточные махинации, дебоши, враньё, безответственное отношение к детям, растущим без матери по его вине, бесхозяйственность в имении…)
- Каков вывод Гоголя? Человек-дрянь. Коротко и ясно! Не слишком ли жестоко.
5. Первичное закрепление
Типичные черты характера: наглость, суетность, хвастовство, любовь к излишества, скандалист (кластер)Комментарии к 4 группе
5. Первичное закрепление
Типичные черты характера: жадность, невежественность, грубость, недоброжелательность к людям, склонность к обжорству (кластер)
- Так, может быть, в контексте нашего времени, времени рыночных отношений, Собакевич – положительный герой? (Это расчетливый хозяин, хитрый торгаш, прижимистый кулак, а также обжора и плут, медведь, кулак.)
- Что, по-вашему, могло бы способствовать перерождению Собакевича в идеального хозяйственника, или это невозможно? (Крепостное право и психология крепостника.)
Комментарии к 5 группе
Последний помещик, к которому попадает Чичиков. Создается впечатление, что его душа захламлена. Когда-то дочь Плюшкина, Александра Степановна, привезла ему кулич к чаю, которых уже совершенно засох. Плюшкин хочет попотчевать им Чичикова. Кулич пекут к празднику Пасхи, Воскресение Христова. Но Кулич превратился в сухарь, значит нет надежды на Воскресение. Но почему Плюшкин храни сухарь? Та, прошлая жизнь теплится.
- Почему Гоголь только этому герою дал биографию, рассказал о его прошлом, о том, как проходил процесс его деградации? (Среди всех помещиков он заражен смертельной болезнью более других. Гоголю важно показать, как человек превратился в «прореху на человечестве», поэтому он раскрывает характер героя в развитии.)- Известно, что пороки человека отражаются на его лице. Вглядимся в лицо Плюшкина: что Гоголь говорит о глазах Плюшкина? (Сравнивает бегающие глаза с мышами.) Представьте себе этот бегающий взгляд, взгляд безумца?
- Есть мнение, что Плюшкин - это психически больной человек (силлогомания – патологическая тяга к собирательству): причиной может быть физическая или душевная травма и прочие изменения в психике. Во времена Гоголя таких людей «не жалели». А мы в XXI веке понимаем это? (Да, он достоин жалости, но если бы зловещая тень этого безумца не превращала в кошмар жизнь сотен подневольных крепостных!)
- Запасов много, но все это не было в употреблении, почему? Сравнение с Коробочкой. Она хозяйственная, а Плюшкин – бесплодный накопитель.
5. Первичное закрепление
Типичные черты характера: жадность, подозрительность, жестокость, отсутствие человеческого достоинства, бесплодный накопитель (кластер 5)
6. Рефлексия
* Одной из особенностей таланта Гоголя является «страсть узнать все», «желание познать человека», которое заставляет его искать людей всех сословий и подмечать что-нибудь интересное у каждого. Умение «ловить душу человека» было подлинным открытием писателя.
* .Предлагаю на уроке поучиться у Мастера этому таланту – «ловить душу человека», вглядываться в лица, искать в них светлое начало, даже если на лица эти наложили свой страшный отпечаток время, пережитые невзгоды, а самое главное – государственный строй, при котором один человек по закону владеет «душами» сотен и тысяч бесправных и угнетаемых им людей.* В героях поэмы Гоголя от природы были хорошие задатки, но их души изуродовало крепостное право. А вот ещё, на мой взгляд, очень интересная трактовка персонажей «Мёртвых душ» - аллегория «Четыре века человека»: задержавшийся в детстве Манилов, вечно юный, с неиссякаем задором Ноздрёв, являющий пороки зрелого возраста Собакевич и Плюшкин – воплощение старости с её надвигающимся безумием и уродством.* «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом».
* Определить сущность характеров гоголевских персонажей по одной, ярко-выраженной черте нельзя. Ошибкой было бы думать, что характеры раскрываются сразу и исчерпывающе.
Выводы по кластерам: Что объединяет этих людей? Паразитизм, жизнь за счет жизней других людей. Пустота и никчемность – это черта, которая не только характеризует каждого из них – это уклад помещичьей жизни России. Дело ведь не в том, какой человек, сколько у него добродетелей и пороков, дело в том, какую службу оказывают эти пороки и добродетели. Ты можешь быть каким угодно, но главный принцип человеческого бытия – не навреди, только было бы это не во вред. Есть выражение - «все хорошо, что не во вред». Все это – (показ на кластер)-мертвечина. Душа – это воплощение Божественного начала в человеке. Только с понимания этой причины может начаться возрождение России, возвращение утраченных идеалов, духовности, души.
*Какое из качеств человеческого характера мне кажется наиболее омерзительным, низким, и я никогда не позволю ему поселиться в моей душе? (Короткие ответы, можно по рядам пустить листы, на которых учащиеся записывают слово и заворачивают край.)
7. Домашнее задание
Перечитать главы I, VII—Х. Подготовиться к проведению заочных экскурсий по городу.
Темы экскурсий (по выбору учащихся):
1. Гостиница города N (внешний вид, убранство комнат, цена за номер, общая зала, меню в трактире и т. д.).
2. На улицах города N (высота и цвет домов, магазины, бильярдная, харчевня, городской сад, афиши и т. д.).
3. «Визитные карточки» правителей города N: губернатора, вице-губернатора, полицмейстера, председателя палаты (внешний вид, любимое занятие, оценка Чичиковым их деятельности и др.).
4. Бал у губернатора (освещение дома и зала, одежда и внешний вид гостей, темы разговоров, карточные игры и др.)
1 группа: «Приятная встреча». Чичиков и Манилов (глава 2)
Задание: Прочтите текст. Ответьте на вопросы (устно)
«Там, прямо на горе увидишь дом, каменный, в два этажа, господский дом, в котором живет сам господин Манилов. Была видна беседка с деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления». Оба приятеля (Чичиков и Манилов) крепко поцеловались, и Манилов увел своего гостя в комнату. Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы.
На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знаешь что такое!» - и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную. От него не дождешься никакого живого или хоть даже заносчивого слова, какое можешь услышать почти от всякого, если коснешься задирающего его предмета. У всякого есть свой задор – словом, у всякого есть свое, но у Манилова ничего не было.
Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался, хозяйство шло как-то само собой. Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», - «Да, недурно», повторял он.
В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая стоила недешево; но на два кресла ее недоставало и кресла стояли обтянуты просто рогожею. Ввечеру подавался на стол очень щегольской подсвечник, а рядом с ним ставился какой-то простой медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале.
Жена его…впрочем, они были совершенно довольны друг другом. И весьма часто, сидя на диване, вдруг, совершенно неизвестно из каких причин, они напечатлевали друг другу такой томный и длинный поцелуй, что в продолжение его можно было бы выкурить маленькую соломенную сигару.
- А как вы нашли нашего губернатора? Не правда ли препочтеннейший и прелюбезнейший человек? – прибавил Манилов.
- А вице-губернатор, не правда ли, какой милый человек? – сказал Манилов, опять несколько прищурив глаза.
- А как вам показался полицеймейстер? Не правда ли, что очень приятный человек?
- Знаете, Павел Иванович (обращаясь к Чичикову)! - сказал Манилов, явя в лице своем выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное микстуре,- Я чувствую, в некотором роде, духовное наслаждение…Вот как, например, теперь, когда случай мне доставил счастье, можно сказать, образцовое, говорить с вами и наслаждаться приятным вашим разговором…
(После совершения купчей на мертвые души Чичиков и Манилов прощаются)
Оба приятеля долго жали друг другу руку и долго смотрели молча один другому в глаза, в которых видны были навернувшиеся слезы. Манилов никак не хотел выпустить руки нашего героя и продолжать жать ее так горячо, что тот уже не знал, как ее выручить».
Вопросы
1. Манилов – человек приятный?
2. Если Манилов приятный человек, тогда почему в его присутствии испытываешь «смертельную скуку»?
3. Как понять выражение «У всякого есть свой задор, у Манилова ничего не было»?
4. Какой у этого помещика был характер?
5. Можно ли назвать Манилова хозяйственным человеком?
6. Как вы думаете, почему в предложении «Жена его… впрочем, они были совершенно довольны друг другом» после слова «жена» стоит многоточие?
7. Почему Манилов и его жена Лизанька «напечатлевали», а не «запечатлевали» друг другу поцелуй?
8. Что изменилось, если бы Манилов отказал Чичикову в продаже мертвых душ? Возможно ли это?
9. Что скрывается за улыбчивостью Манилова?
10. Какова отличительная черта Манилова?
Критерии оценок:
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями:
1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений.
5.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения.
6. Умение привлекать текст для аргументации своих выводов.
2 группа: Трудный диалог. Чичиков и Коробочка (глава 3)
Задание: Восстановите последовательность развития событий в тексте (расставьте цифры). Прочитайте выразительно восстановленный текст.
*«Чичиков извинился, что побеспокоил неожиданным приездом.
- Ничего, ничего, - сказала хозяйка. В какое это время вас бог принес! Сумятица и вьюга такая. С дороги бы следовало поесть чего-нибудь, да пора-то ночная, приготовить нельзя».
*«- Право, я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку. Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того… они больше как-нибудь стоят».
*«Уже по одному собачьему лаю, составленному из таких музыкантов, можно было предположить, что деревушка была порядочная».
*«Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые (грубая, пестрая ткань) мешочки, размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают все целковики, а в другой полтиннички, в третий четвертачки».
*«Бричка, въехавши во двор, остановилась перед небольшим домиком, который за темнотою трудно было рассмотреть».
*«Он надел рубаху; платье, уже высушенное и вычищенное, лежало возле него. Подошедши к окну он начал рассматривать бывшие перед ним виды…»
*«А позвольте узнать фамилию вашу. Я так рассеялся…приехал в ночное время…
- Коробочка, коллежская секретарша.
- А имя и отчество?
- Настасья Петровна.
*«… окно глядело едва ли не в курятник; по крайней мере находившийся перед ним дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней утварью. Индейкам и курам не было числа; свинья с семейством очутилась тут же. Этот небольшой дворик, переграждал дощатый забор, за которым тянулись огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой. По огороду были разбросаны кое-где яблони и другие фруктовые деревья…»
*« - Уступите их мне, Настасья Петровна?
- Кого, батюшка?
- Да вот этих-то всех, что умерли. Или, пожалуй, продайте.
- Да как же? Нечто хочешь ты их из земли откапывать?
- Послушайте, матушка. Ведь вы разоряетесь, платите за них подать, как за живого!»
*«- А! теперь хорошо! прощайте, матушка!»
*«Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки (пирожки), шанишки (ватрушки), пряглы (оладьи), блины, лепешки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом…и невесть чего не было»
Критерии оценок:
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями:
1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений.
5.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения.
6. Умение привлекать текст для аргументации своих выводов.
3 группа: Чичиков и Ноздрев (глава 4)
Задание: Промаркируйте текст (расставьте значки, которые соответствуют вашему чувствованию, видению текста):! – это меня удивило
? – я этого не понимаю
√ - возьму себе на заметку
↓ - это отвратительно
+ - это вызывает улыбку, смех
*- вполне нормальное явление
0 – это соответствует нашей современной действительности
Текст знак
Подъехавши к трактиру, Чичиков велел остановиться, чтоб самому несколько закусить и подкрепиться. Автор должен признаться, что весьма завидует аппетиту и желудку такого рода людей. Такие господа на одной станции потребуют ветчины, на другой поросенка, на третьей ломоть осетра или какую-нибудь запеканную колбасу с луком …и стерляжья уха с налимами и молоками шипит и ворчит у них меж зубами.
Ноздрев был человек среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был как кровь с молоком, здоровье, казалось, так прыскало с его лица… -Эх, Чичиков, ну что тебе стоило приехать? Право, свинтус ты за это, скотовод этакой! Поцелуй меня, душа, смерть люблю тебя. Чичиков узнал Ноздрева, того самого, с которым он вместе обедал у прокурора и который с ним в несколько минут сошелся на такую короткую ногу, что начал уже говорить «ты»… - Куда ездил? – говорил Ноздрев и, не дождавшись ответа, продолжал: - А я, брат, с ярмарки, поздравь: продулся в пух! Ведь я на обывательских (лошади, нанятые у частного лица) приехал! Вон, посмотри в окно! – здесь он нагнул сам голову Чичикова, так что тот чуть не ударился ею об рамку. - Ты куда теперь едешь?
- К человеку одному.
- Брось его, поедем ко мне!
- Нельзя, дело есть.
- Ну, скажи, к кому едешь?
- К Собакевичу
Здесь Ноздрев захохотал тем звонким смехом, каким заливается только свежий, здоровый человек.
- Что тут смешного?
- Да ведь ты жизни не будешь рад, когда приедешь к нему, это просто жидомор. Есть люди, которые начнут гладью, а кончат гадью. В картишки играл он (Ноздрев) не совсем безгрешно и чисто, и поэтому игра весьма часто оканчивалась другою игрой: или поколачивали его сапогами, или же задавали передержку его густым и очень хорошим бакенбардам, так что возвращался домой он только с одной бакенбардой, и то довольно жидкой. Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или выведут его под руки свои же приятели. Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины. Такую же странную страсть имел и Ноздрев. Чем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех и насаливал… - Отчего же ты не хочешь играть в карты?
- Я вовсе не охотник играть.
-Дрянь же ты! Порфирий, ступай, скажи конюху, чтобы не давал овса лошадям его. - Нет, скажи напрямик, ты не хочешь играть (в шашки)?- говорил Ноздрев, подступая еще ближе.
- Не хочу! – сказал Чичиков и поднес, однако ж, обе руки на всякий случай поближе к лицу.
- А! Так ты не можешь, подлец! Бейте его!- кричал Ноздрев весь в жару. В поту… Критерии оценок:
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями:
1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений.
5.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения.
6. Умение привлекать текст для аргументации своих выводов.
4 группа: Чичиков и Собакевич (5 глава)
Задание: Вставьте пропущенные слова (письменно). Воспользуйтесь словами для справок. Прочитайте выразительно восстановленный текст.
1.«Деревня показалась ему….; два леса, березовый и сосновый; посреди виднелся…с красной крышей. Было заметно, что при постройке его… Зодчий был педант (правильный человек) и хотел…, хозяин - …и, как видно, вследствие того заколотил…. Двор окружен был крепкою и ….Помещик, казалось, хлопотал много о прочности. На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные и толстые бревна. Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво: не было кирчёных стен (гладких стен), резных узоров…
Словом, все, на что ни глядел он, было….»
2. «Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему… Для довершения сходства фрак на нем был совершенно …
Цвет лица имел… Его даже звали…»
3. «Чичиков взглянул на стены и на висевшие на них картины. На картинах все были… Все эти герои были с… Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые. Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней ни было , - …
4. « Чичиков увидел, что о других чиновниках нечего упоминать, и вспомнил, что Собакевич не любил ни о ком … - Щи, моя душа, сегодня очень хороши! – сказал Собакевич, хлебнувши… У меня когда свинина – всю…, баранина - …, гусь - … Собакевич подтвердил это делом: он опрокинул половину … За бараньим боком последовали ватрушки, из которых… Этим обед и кончился; но когда встали из-за стола, Чичиков почувствовал в себе …»
5. «- Итак?..- сказал Чичиков, ожидая не без некоторого волнения ответа.
- Вам нужно…? - спросил Собакевич…
- Извольте, я готов…, - сказал Собакевич, уже…
- Да чтобы не запрашивать с вас…»
6. «Как взглянул он (Чичиков) на его спину, широкую, как у вятских приземистых лошадей, и на ноги его, походившие на чугунные тумбы. Родился ли ты уж так медведем, или… Нет, кто уж кулак, тому….»
7. «Он был недоволен поведением… Все-таки, как бы то ни было, человек знакомый, и у губернатора и у полицеймейстера видались видались, а …»
Слова для справок:
1.деревянный дом; симметрии; на одной стороне все окна; довольно велика; зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина; упористо; непомерно толстою деревянною решеткой; и прочих затей.
2. калёный, горячий; медвежьего цвета; показался весьма похожим на средней величины медведя; Михайлом Ивановичем.
3. все было прочно, неуклюже и имело странное сходство с хозяином; молодцы, греческие полководцы, гравированные во весь рост; с такими толстыми ляжками и неслыханными усами;
4. тяжести на целый пуд больше; щей и отваливши себе с блюда огромный кусок няни, известного блюда, которое подается к щам и состоит из бараньего желудка, начиненного гречневой кашей, мозгом и ножками; всего гуся; хорошо отзываться; всю свинью подавай на стол; всего барана тащи, половину бараньего бока к себе в тарелку; из которых каждая была гораздо больше тарелки.
5. продать; мертвых душ; лишнего, по сто рублей за штуку.
6. омедведила тебя захолустная жизнь, тому не разогнуться в ладонь.
7. поступил как бы совершенно чужой, за дрянь взял деньги; Собакевича,
Критерии оценок:
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями:
1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений.
5.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения.
6. Умение привлекать текст для аргументации своих выводов.
5 группа: Чичиков и Плюшкин (глава 6)
Задание: Найдите соотношения текстовых частей (проведите линии). Подготовьте выразительное чтение готового текста.
1. Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях. Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак.
2. Одинокая жизнь дала сытную жизнь скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее, человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели в нем ежеминутно. Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный непомерно. Стены дома ощеливали местами нагую штукатуренную решетку.
3. Итак, вот какого рода помещик стоял перед Чичиковым! С каждым годом уходили из вида более и более главные части хозяйства, и мелкий взгляд его обращался к бумажкам и перышкам, которые он собирал в своей комнате
4. Здесь герой наш (Чичиков) поневоле отступил назад и поглядел на него пристально. Ему случалось видеть немало всякого рода людей, но такого он еще не видывал. У этого помещика была тысяча с лишком душ; кладовые, амбары загромождены были таким множеством холстов, сукон, овчин…
5. Из окон только два были открыты, прочие были заставлены ставнями или даже забиты досками. Рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, повязка ли, или набрюшник, только никак не галстук.
6. Но пред ним стоял не нищий, пред ним стоял помещик. Должно сказать, что подобное явление редко попадается на Руси, где все любят развернуться, нежели съежиться.
7. Частями стал выказываться господский дом. Бревно на избах было темно и старо: многие крыши сквозили, как решето. Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой.
8. У одного из строений Чичиков скоро заметил какую-то фигуру. Эти два окна, со своей стороны, были тоже подслеповаты; на одном из них темнел наклеенный треугольник, из синей сахарной бумаги.
9. Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан его халат. Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один только подбородок выступал очень далеко вперед; маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши.
Критерии оценок:
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями:
1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений.
5.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения.
6. Умение привлекать текст для аргументации своих выводов.
Самоанализ урока
Дата проведения урока: 19 января
Учитель: Георгиевская Ирина Анатольевна
Предмет: литература
Класс: 9 «А»
Общая информация об уроке: конкурсный урок; плановое посещение
Общая характеристика урока:
Тема: Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Место урока в системе уроков: второй урок
Тип урока: урок изучения нового материала
Стратегия обучения: смысловое двухфазовое чтение:
- репродуктивное (первая фаза чтения, когда воспринимается его общий смысл);
-творческое чтение (вторая фаза чтения, в которой главная роль отводится интерпретации, оценке и рефлексии)
Форма урока: групповая с привлечением ученика-тьютора.
Методы: информационный, объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение изучаемого материала, практический, частично-поисковый.
Структура урока соответствуета типу урока:
1. Организационный этап.
2. Объявление темы, целеполагание. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
3. Актуализация знаний.
4. Первичное усвоение новых знаний.
5. Первичная проверка понимания.
6. Первичное закрепление.
7. Сообщение домашнего задания и инструктаж.
8. Рефлексия.
Цель урока:
1. Обобщить знания обучающихся о помещиках, выявить их типичное, что объединяет их в галерею «мертвых душ».
Задачи:
Образовательные (когнитивные):
- формировать умение обучающихся работать с текстом художественного произведения, умение вычленять необходимую информацию для характеристики образа литературного героя;
- способствовать совершенствованию навыков внимательного прочтения художественного произведения;
- перспектива: предполагается, что по завершению урока обучающиеся будут иметь достаточно полное представление о помещиках - героях поэмы Гоголя, об их пороках и нерастраченных положительных качествах.
Развивающие (операциональные):
- развивать аналитические способности обучающихся: умения сравнивать, сопоставлять, систематизировать, обобщать данные о персонажах, событиях, делать выводы;
- развивать умение анализировать роль художественной детали в создании образа литературного героя.
Воспитательные (аксиологические):
- создавать связь содержания учебного занятия с личностным опытом обучающихся;
- развивать рефлекторные способности в оценке своей деятельности;
-сформировать представление об истинных и ложных целях человеческого существования на основе негативного отношения к персонажам поэмы Н.В. Гоголя;
-учиться давать объективную характеристику литературному герою как носителю определённых черт человеческого характера в сложном их переплетении.
Для актуализации и обогащения субъективного опыта обучающихся, стимулирования проявления ими инициативы и самостоятельности на уроке педагогом были использованы следующие технологические приемы:
Применение элементов инновационных технологий:
- технология развития “критического мышления”;
- технология открытых вопросов, а также оценки и анализа реальной жизненной ситуации;
- технологии творческого чтения (вопросы Блума; задание «на соотнесение»; задание на «восстановление деформированного текста»: расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности; задания на «дополнение информации»; маркировка текста.- межпредметные связи (литература-история).
Учителю удалось реализовать замысел урока, достичь поставленной цели. Занятие было направлено на :- становление и проявление индивидуальности обучающихся;
- развитие творческих способностей;
- формирование личности обучающихся.
- формирование учебных компетенций:
- учебно-познавательная компетенция: активизация познавательной деятельности обучающихся осуществляется через решение нестандартных проблемных ситуаций, проблемный способ изложения новой темы, проецирующийся на личный опыт ;- коммуникативная компетенция: обучающиеся учатся участвовать в дискуссии, приобретают навыки разработки и оценки альтернативы;
- ценностно-смысловая компетенция: обучающиеся получают осознанное представление о человеческих пороках, способных привести личность к духовной деградации; приходят к постепенному пониманию того, что личность человека чаще всего не поддаётся однозначной оценке, прямолинейной критике тех или иных недостатков; в ходе дискуссии учатся аргументировать свою точку зрения и представлять ее с учётом мнения оппонентов, привыкают толерантно относиться к чужому мнению;- культурологическая компетенция: развивается эстетический вкус, повышается культурный уровень воспитанников через обращение к художественным текстам
Содержание учебного материала, тип и формы урока, приемы и способы организации учебного взаимодействия соответствовали принципам личностно-ориентированного подхода, деятельностного подхода, целям урока.