Урок русского языка в 3 классе «Род имени существительного»


Урок русского языка в 3 классе
«Род имени существительного»
Тип урока: открытие нового знания
Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имен существительных.
Задачи: актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имен существительных; организовать деятельность по выбору способа определения рода у существительных; развитие памяти, внимания, речи; воспитывать любовь к родному языку.
Материально – техническое обеспечение: учебник, тетрадь на печатной основе, мультимедийное оборудование.
Прогнозируемые результаты:
Личностные УУД:
- ценностное отношение к процессу определения рода имен существительных;
- осознание учащихся ценности изучаемого способа определения рода имен существительных;
- осознание практической важности определения морфологических признаков частей речи;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- осознание учащимися практической и личностной значимости результата каждого этапа урока.
Метапредметные УУД:
- умение принимать и сохранять цель урока;
- умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.
предметныеУУД:
- знание о постоянных признаках существительных;
- умение применять знания в жизненных ситуациях;
- умение определять род имен существительных.
Ход урока.
№ п/п Этапы урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормирование УУД
1 Организационный этап. Сформировать самооценку готовности к уроку А) Организация детей к уроку. Сл.2
- С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень,
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Начинаем урок.
Б) Психологический настрой.сл.3
На доске: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
- Я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики?
-Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – 10. Но для этого необходимо достойно работать. Я желаю вам удачи. Ученики настраиваются на работу. Личностные УУД:
-самооценка готовности.
Метапредметные УУД:
-учебно – познавательный интерес;
- организация рабочего места.
2 Актуализация опорных знаний. Актуализация знаний о частях речи. 697865416561Юность, красота, горячий.
Дерево, говорить, весна.
0Юность, красота, горячий.
Дерево, говорить, весна.
- Узнайте, о какой части речи будем говорить. Найдите лишнюю часть речи.
4 сл.
697865179705Имя существительное
0Имя существительное

5 сл.
- Для того, чтобы открыть новое, нужно привести в систему изученное об имени существительном.
- Какие признаки имени существительного мы изучили?
- Какие из этих признаков постоянные?
79311592710Род, число, одушевленное, неодушевленное, собственное, нарицательное.
0Род, число, одушевленное, неодушевленное, собственное, нарицательное.
6 сл.
- Что значит термин «постоянный» признак?
- Что значит термин «непостоянный» признак? Находят лишние слова. Применение ранее изученного материала. Личностные УУД:
- умение видеть и признавать свои ошибки.
Метапредметные УУД:
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.
Предметные УУД:
- знание о частях речи, их признаках.
3 Постановка проблемы. Сформировать представление о результате. - Прочитайте имена существительные.
335915-6350Дом, весна, окно, клей, пальто, каток, папка, добро, мебель, панцирь, солнце, кофе.0Дом, весна, окно, клей, пальто, каток, папка, добро, мебель, панцирь, солнце, кофе. 7 сл.
- Для того, чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти слова в группы по определенному признаку. Вам помогут волшебные слова «он», «она», «оно».
- Сколько будет групп, вы должны решить сами и обосновать свое решение.
- Сколько столбиков у вас получилось? Распределяют слова по группам. Определяют тему и цель урока. Регулятивные УУД:
- умение видеть, формулировать цель, проблему, тему урока
- целеполагание.
Предметные УУД:
- затруднение в определении рода существительных.
4 Открытие нового знания. Сформировать умение определять род имен существительных. -Какого рода бывают имена существительные?
- Постоянный это признак или непостоянный? Докажите.
- Назовите род имени существительного, который вы затруднились определить.
-Совпадает ли правило о том, что вы сами для себя открыли? (правило из учебника)
- Для чего же нужно правило?
-Давайте его прочитаем. Умение определять род имен существительных. Личностные УУД:
- умение удерживать учебную задачу.
Метапредметные УУД:
- владение правильной речью.
Предметные УУД:
- понятие о частях речи, их постоянных и непостоянных признаках.
5 Первичное закрепление.
А)Работа над составлением текста по опорным словам (работа в группах).
Б)Физкультминутка Сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения рода имен существительных.
Сформировать ценностное отношение к своему здоровью. - Сделаем вывод, как определить род имен существительных. 8сл.
М.р. (он) Ж.р. (она) Ср.р. (оно)
73088528575я
я
-31115285750031178528575а
00а
69405528575я
00я
29400528575а
00а
-298452857500 64770028575е
00е
29527538100о
00о
03810000
41274469900Наступила холодная ______. Белоснежное _______ укрыло землю. ______ освещает все вокруг. _______блестит и переливается. Как _____ _______!
00Наступила холодная ______. Белоснежное _______ укрыло землю. ______ освещает все вокруг. _______блестит и переливается. Как _____ _______!
- Сейчас мы будем выполнять творческое задание. 9 сл.
.
- Как вы думаете, какое будет задание? (составить текст на тему «Зима»).
- Составление какого предложения у вас вызвало трудности?
- Какие предложения у вас получились?
-Какие составлены правильно?
- Какое слово вам подсказало в каком роде должно было быть имя существительное? (укрыло)
-Какой частью речи оно является?
-Окончание глагола подсказывает, в каком роде должно стоять имя существительное, если этот глагол прошедшего времени ед.числа.
10 сл.
М.р. (он) Ж.р. (она) Ср.р. (оно)
39751023812500Что сделал? 398780276225а
00а
Что сделала? 295275303530о
00о
Что сделало?
- Назовите основу предложения. (Одеяло укрыло)
-Назовите словосочетание. (белоснежное одеяло)
-Назовите имя прилагательное в словосочетании.
-А оно могло нам помочь в правильном подборе имени существительного? Как?
11 сл.
М.р. (он) Ж.р. (она) Ср.р. (оно)
958850264795ий0ий473710264795ый
00ый
-31115264795ойй00оййкакой? 503555245745яя00яя-39370245745ая00аякакая? 457200245745ее
00ее
-57150245745ое00оекакое?
- А сейчас мы с вами немного отдохнем.
-Сделайте вывод: «Как по-разному можно определить род имен существительных»?
1. местоимение и окончание имен существительного указало на род.
2. глагол подсказал род.
3.имя прилагательное указало на род имени существительного. Работая в группах, составляют предложения по опорным словам.
Определяют основу предложения, словосочетание.
Делают вывод о том, как можно определить род имен существительных. Личностные УУД:
- умение выбирать действия по достижении цели.
Метапредметные УУД:
- приобретение способа действия по достижению целей;
-умение работать самостоятельно;
-овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Предметные УУД:
- умение применять знания на практике,
-поиск способа определения рода.
Установление аналогий и причинно – следственных связей. Работа в тетрадях на печатной основе.
Фиксированное затруднение: определение рода имен существительных другими способами.
Коммуникативные УУД:
-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, установление аналогий и причинно – следственных связей.
Личностные УУД:
- ценностное отношение к здоровому образу жизни.
6 Включение нового знания в систему знаний. Применять полученные знания на практике. -Сейчас вы самостоятельно выполните задания в рабочей тетради.
1 в. Выписать словосочетания прил.+сущ., выделить окончания, определить род.
2 в. Списать текст, выделить окончания у существительных и определить род. Выполнят задания в рабочей тетради. УУД: сформировать навык определения рода существительных, опираясь на выведенные способы.
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще предстоит усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Работа в тетради. Задания по выбору с последующей взаимопроверкой.
7 Контроль и оценка. Сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности. -Подведем итог нашего урока.
-Какова была цель урока?
-Какие знания вы открыли?
-Какие способы определения рода имени существительного мы узнали?
-Какой способ вам понравился больше?
-Научились мы определять род имени существительного? Подводят итог урока. Личностные УУД:
-положительное отношение к проделанной работе.
Метапредметные УУД:
-умение контролировать свою работу и полученный результат.
Предметные УУД:
-критерии оценивания, самооценка.
8 Рефлексия. Развивать рефлексивные умения. Создавать ситуацию для осмысления всей работы на уроке. -А какое задание было наиболее трудным на уроке?
-Почему?
-Как преодолевали трудности?
6750052501901, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
01, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
-Оцените свою работу.
Сл.12
-И может сегодня на уроке кто то из вас понял, как род имени существительного влияет на имя прилагательного?
-Нам есть чему учиться. Оценивают свою работу за урок. Личностные УУД:
-осознание практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные УУД:
- умение сравнивать, делать выводы.
Предметные УУД:
- применение новых знаний в жизненных ситуациях.
УУД: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Самооценка УУД: формирование умения понимать причину успеха в учебной деятельности.
9 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. - На дом вам будет задано упражнение 113.