Урок по русскому языку в 3 классе «Род имени существительного»
Урок по русскому языку
в 3 классе
«Род имени существительного»
Провела учитель начальных классов
Гольцер Г.В.
2016
Цели:
1. познакомить с приёмами распознавания рода имён существительных.
2. развивать и обогащать речь учащихся, развивать интеллектуальные и коммуникативные навыки.
3. воспитывать дружелюбное отношение к одноклассникам и прививать интерес к прекрасному.
Планируемые результаты: знание о постоянных признаках существительных, умение определять род имён существительных.
Тип урока: урок введения новых знаний.
Оборудование: презентация к уроку, карточки со словами, листы для оценивания своей работы.
Ход урока
Организация урока.
Приветствие. -- Я желаю на уроке хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Сегодня нам предстоит открыть новое знание.
Орфографическая минутка. Слайд № 2
Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы. Какое слово «лишнее»? Почему?
Докажите, что это имя существительное.
Кзлёнок, рдился, пугока, моро, хоей, ноч.., серце, стана. (оценить в листах оценивания)
3.Актуализация опорных знаний.
Предлагаю поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя существительное».
Игра «Да»-«Нет».
Имя существительное – часть речи.
Имя существительное отвечает на вопросы какое? Какая? Какой? Какие?
Имя существительное отвечает на вопросы кто? Что?
Имя существительное обозначает действие предмета.
Имя существительное обозначает предмет.
Имя существительное изменяется по числам.
Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.
Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы.
Слайд № 3 Проверка + - + - + + + -
(Оцените себя в листах оценивания)
4. Совместное «открытие» нового знания. Слайд 4.
-В своей речи мы часто употребляем имена существительные, но всегда ли мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, так же как и у людей, есть свои особенности. Желаете ли вы знать об имени существительном больше? Тогда исследуйте эти слова с другой стороны. Проблема: сможете ли вы разделить эти слова на 3 группы.
(Работа в парах) (дом, лопата, светофор, облако, капуста, солнце, яблоко, змея, книга, дедушка)
Лопата, капуста , змея (она, моя)
Дом, светофор, дедушка (ОН, мой)
Яблоко, солнце, облако (оно, моё)
- По каким признакам соединили слова?
- Какие будут ваши предположения относительно других слов?
- А может кто-то догадался, как называется такое деление слов?
Слайд 5.
- Мы распределили слова по родам. Имя существительное ж.р; м.р; ср.р;
У. Оказывается у имён существительных можно определить род. Для того, чтобы писать, говорить грамотно и красиво, мы должны знать род имён существительных. Тема нашего урока «Род имён существительных».
- Как вы понимаете слово род? (это семья, родня)
- Какова наша учебная задача на уроке? (научиться определять род имён существительных).
Физкультминутка.
Женский род запомню я
И скажу: она, моя
И запомню род мужской
И опять скажу: он, мой.
Средний род: оно, моё.
Это правило твоё.
Чтобы лучше запомнить это стихотворение, прочитаем вместе: я читаю стихотворение, девочки встают и говорят слова-помощники ж.р. , мальчики – слова-помощники м.р., а с.р. все вместе.
5. Первичное закрепление.
- Проверим правильность наших предположений. Откройте учебник и прочитайте правило на странице 111.
-Учись «читать» таблицу!-упр.249
-Составить словосочетания прил.+сущ., выделить окончания, определить род. ( групповая работа, на А-4 слова) Слайд 6.
1гр.- м.р., 2гр.-ж.р., 3гр-ср.р.
Проверка. Слайд №7Косолапый
Степной
Бурная
Круглое
Снежный
Огнедышащая
Голубое
Высокая
Безоблачное
гора
медведь
река
барс
орёл
сопка
небо
море
озеро(Оцените себя в листах оценивания)
6.Сообщения. (подготовленные дети рассказывают о природе Казахстана) Слайд 8,9,10
-Упр.250(проверка «цепочкой») (Оцените себя в листах оценивания)
Игра « Составь слово по схеме»
М.р. Ж.р. С.р.
к ка о
7.Итог урока.
- Послушайте стихотворение.
Род мужской, конечно, мой:
Мой сад, мой брат, стул мой.
Женский род, помню я,
То, про что скажу – моя:
Моя ручка, моя тучка
И тетрадь моя.
Средний род- оно моё:
Моё окно, село моё.
- Какого рода бывают имена существительные?
- Как определить род имён существительных?
8.Рефлексия.
Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать
Сегодня на уроке я научился
Мне было интересно..
Мне было трудно
Я понял, что
Я почувствовал, что
Больше всего мне понравилось
Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что
9.Домашнее задание. Запись в дневниках. Правило на стр.111, у.252
Заголовок 115