Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению на тему Род имени существительного
Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению во 2-м классе "Род имен существительных"
Ход урока
Организационный этап
(Приветствие учеников, проверка готовности к уроку)
Этап вызова
- Продолжим путешествие по городам имени существительного.
- Давайте повторим всё то, что мы с вами уже знаем об имени существительном.
Перед вами лежат листочки, напишите, пожалуйста, всё, что вы уже знаете.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
(ученики анализируют имеющиеся знания по данной теме, выделяют известные для них сведения об этой части речи: что обозначает, на какие вопросы отвечают, собственные и нарицательные, бывают в ед.ч. и мн.ч.,
- Проверяем по образцу (выполняют самопроверку по образцу на слайдах презентации). Что вы заметили? Почему последний окно пустое? Вы уже догадались? Какова наша учебная задача на этом уроке? (получить новые сведения об этой части речи). Заполните 2 столбик таблицы «ЗХУ». Сформулируйте тему нашего урока. (Новая тайна имени существительного). В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи. Как можно получить новую информацию?
Этап осмысления содержания.
- Чтобы раскрыть тайну, мы поработаем с загадками.
«Снег на полях. Вьюга гуляет.
Лёд на реках. Когда это бывает?» (Зимой)
- Словарную работу мы сегодня проведём по теме «Зима», отгадываем загадки и отгадки записываете в тетрадь.
- Проверьте правильность выписанных слов. (Зима, иней, мороз, снежинка, ветер, облако, вьюга, окно)
- Работая в паре, распределите слова на группы.
-На какие группы вы разделили все эти слова? (Учащиеся предлагают свои варианты, свой принцип деления на группы).
- Сможете ли вы эти же слова разделить на три группы?
(учащиеся предлагают свои варианты).
Как мы можем проверить правильность наших ответов?
- Оказывается, все имена существительные можно разделить на группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные.
-Я предлагаю вам для проверки своих предположений использовать текст сказки.
Прочитайте сказку и ответьте на вопросы.
«Как у слов – существительных род появился»
- В одном королевстве жили имена существительные.
Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала. И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов – существительных знаки различия, тот будет награждён». А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу.Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили, делили слова, да так и не разделили их до
· конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут словами мужского рода. Туда попали стол и стул, дом, мир. Те слова, которые оказались у жены, будут словами женского рода. Туда попали земля, луна, весна и другие. А те, что остались неопределёнными, пусть останутся словами среднего рода. Так и стали слова: солнце, море, яблоко и другие именами существительными среднего рода.
С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом. Вот так появился род имён существительных.
Вопросы: 1. Как можно озаглавить сказку?
2. На какие 3 группы были разделены слова? Как они были названы?
- Какую информацию вы узнали про имена существительные?
- Почему слово «мир» - мужского рода, а слово «луна» - женского рода? (предположения учеников) Есть ли информация об этом в сказке? Где мы можем узнать об этом?
Работа с правилом в учебнике. Какие имена существительные относятся к мужскому, женскому, среднему родам? Почему же слово «мир» - мужского рода, а слово «луна» - женского рода?
Давайте заполним нашу таблицу «ЗХУ» - графа «узнал». Что вы узнали нового об имени существительном? Как определить род имен существительных?
Женский род запомню я И скажу: «Она, моя». И запомню род мужской, И опять скажу: «Он, мой». Средний род – оно, моё! Это правило – твоё! Средний род.
-Давайте вернемся к нашим словам-отгадкам. На какие 3 группы мы можем разделить слова? Выполните задание – распределите слова по родам.
- Может ли имя существительное изменяться по родам?
Игра.
Если существительное женского рода – приседаем
Если существительное мужского рода – топаем
Если существительное среднего рода - хлопаем
Слова: окно, мел, солнце, огурец, стул, доска, письмо, гора, петух, ручка, поле, дверь, учебник.
Выполняется упражнение (по вариантам)
1в. – выписывают слова женского рода 2в. – выписывают слова мужского рода.
Взаимопроверка
Этап рефлексии.
Какая была тема нашего урока? Раскрыли мы эту тайну? Можем мы более точно сформулировать тему урока?
Что узнали про род имен существительных?
Предлагаю оценить свои знания и умения по этой теме и заполнить оценочный лист.
Я знаю.
Я умею..