Право собственности на природные ресурсы


Практическая работа №4.
Тема: Право собственности на природные ресурсы
Цель: изучить виды, формы и признаки права собственности. Рассмотреть эколого-экономическую сущность института права собственности на природные ресурсы.
Теоретическая часть.
Двойственность положения природных объектов как объектов хозяйствования и составных частей окружающей природной среды предопределяет эколого-экономическую сущность института права собственности на природные ресурсы.
Земля и другие природные ресурсы объявляются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и вместе с тем объектами частной, государственной форм собственности (экономический аспект).
Экологические и экономические признаки в институте собственности находятся во взаимодействии.
Сочетание в одном объекте экономического и экологического признаков порождает ряд новых, дополнительных признаков, характеризующих этот институт: овеществленность, "неотделимость", "отсутствие стоимости".
По признаку овеществленности отсеиваются те природные ресурсы, которые будучи составными частями природной среды, не могут быть по своим объективным качеством предметом присвоения и обращения в собственность (атмосферный воздух, климатические ресурсы, солнечная энергия).
По признаку неотделимости объектов природы и собственности от окружающей природной среды проводится разница между природными и социальными объектами. Природный объект остается одновременно объектом природы и собственности и он неотделим от окружающей среды. Потеря такой экологической связи ведет к прекращению состояния собственности на природные ресурсы и возникновению права собственности на товарно-материальные ценности. Признак неотделимости в ряде случаев используется для обоснования собственности одного природного ресурса в силу принадлежности его в составе другого объекта или ресурса (например: право собственности на животный мир как природный объект вытекает из принадлежности права собственности на другой объект природы - леса, воды.)
Согласно Конституции Республики Казахстан земля и другие природные ресурсы могут находится в частной и государственной формах собственности.
Частная собственность стоит на первом месте. Эта форма предстает в двух видах - индивидуальная и коллективная. Земельное законодательство называет 8 оснований, по которой индивидуальная собственность граждан признается государством: ведение крестьянского хозяйства, садоводство, животноводство, дачное, гаражное строительство, предпринимательская деятельность.Коллективная форма частной собственности на землю представлена в законе двумя видами: долевой и совместной. Такая форма возникает как среди граждан, так и среди юридических лиц - колхозов, акционерных и других хозяйствующих сообществ и товариществ. Государственная форма собственности на землю и на другие природные ресурсы лишались своего монопольного положения, своей исключительности.
Предоставление земель - комплексный институт земельного права, сочетающий в себе административные и земельные отношения.
При предоставлении земель должен соблюдаться приоритет земель сельскохозяйственного назначения. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться только для сельского хозяйства.
Предоставление земель осуществляется на основе решения администрации, принимаемого после изучения документов заявителя или по итогам конкурса или аукциона. В пределах установленной нормы земельные участки предоставляются гражданам бесплатно, а сверх этой нормы - за плату по договору купли-продажи.
Земельные участки в пределах нормы предоставляется бесплатно, сверх установленной нормы - по договору купли - продажи. Продажа земельных участков производится на основе договора, заключаемого между собственником земли и покупателем, по результатом конкурса или аукциона.
Договоры заключаются по типовой форме и подлежат нотариальному удостоверению и регистрации в соответствующем комитете по земельным ресурсам и землеустройству.
Помимо договора, заключаемого непосредственно между продавцом и покупателем, права на землю могут быть приобретены в результате проведенного конкурса или аукциона. Стороны оформляют договор, нотариально удостоверяют его и регистрацию проводят по ценам конкурсного или аукционного отбора.
Устанавливаются следующие основные положения этого вида приобретения права собственности на землю:
а) правом приобретения пользуются все субъекты земельных отношений, включая иностранных граждан и юридических лиц.
б) приобретение земельных участков собственность оформляются договором купли продажи.
в) договор купли-продажи приватизируемого участка земли заключается в месячный срок со дня подачи заявления продавцу.
г) продажа земельного участка собственником приватизированных предприятий для расширения и дополнительного строительства производиться на конкурсной или аукционной основах за счет земель, не обремененных правами пользователей или арендаторов.
д) в правилах приватизации земельного участка значится запрет на продажу земель общего пользования в городах, земель заповедников, памятников природы, других особо охраняемых объектов и территорий, а также земель, предназначенных для ведения сельского хозяйства и использования недр.
Основания прекращение права собственности на землю и другие ресурсы природы предусматриваются в природоресурсовых законах - Указе "О земле". Указе "О недрах и недропользовании, Лесном и Водном кодексе, законе "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира" и др.
В земельном законодательстве предусматривается 14 оснований прекращения права собственности на землю. Они могут быть распределены на три группы. К первой относятся случаи прекращения по объективным основаниям: ко второй - из-за нарушений условий использования земель, Третьей - из-за нарушения земельного законодательства. К случаям прекращения по объективным основаниям относятся добровольный отказ от земельного участка, продажа его, мена, дарение, переход по наследству, смерть собственника либо прекращение деятельности предприятия, организации.
Следует назвать изъятием земель для государственных надобностей. Оно хотя и ущемляет права собственника земли, но делает это в интересах общественного блага.
В числе необходимых условий пользования землей Указ называет обязанность освоения участка в течение установленного срока, рационального использования земельных угодий, уплаты земельного налога или арендной платы. Невыполнение названых требований дает основание администрации ставить вопрос о прекращении прав на землю.
Собственник сельскохозяйственных земель обязан в течение года принять меры к ее освоению. Для остальных земель подобный срок освоения установлен в два года. Невыполнение данного требования без уважительных причин может повлечь за собой прекращение прав на землю с изъятием земельного участка. Обязанность рационального использования земель применительно к землям сельскохозяйственного назначения состоит с обеспечении в течение последних 5 лет уровня урожайности сельскохозяйственных культур не ниже нормативного, установленного по кадастровой оценке земель.Уплата земельного налога - непременная обязанность собственника, владельца и пользователя земель. Систематическое невыполнение данной обязанности в течение 2-х лет и непогашенные задолженности в течение последующего года закон рассматривает в качестве основания прекращения земельных отношений.
Использование одних объектов природы не должно причинять вреда другим природным объектам и окружающей природной среде в целом. Данное правило, вошедшее в принцип экологического права.