Рабочие программы по культуре народов Ямала
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»
Рассмотрено на заседании
МО гуманитарного цикла
Руководитель МО
____________Крылова Е.М.
Протокол № 1 от 29.08.2015 г.
Согласовано
зам. директора по УР
________ Петрачук Е.В.
29.08. 2015 г.
Утверждено
приказом по школе № 310
от 31.08.2015 г.
Директор МБОУ ООШ №6
__________ Ашуркина Т.И.
Рабочая программа
по культуре народов Ямала
для 5 -7 классов
Губкинский
2015 год
Пояснительная записка
Цели образования в рамках учебной дисциплины «Культура народов Ямала» соотносятся с общими целями регионального образования в ЯНАО и направлены на развитие литературоведческих знаний и представлений учащихся о литературном процессе в крае, в котором они временно или постоянно проживают; на формирование способностей к социально-культурной интеграции и самоопределению; на воспитание уважения к коренным жителям Ямала и их культуре.
Учитель в курсе «Мифология, фольклор, литература Ямала» должен в основном использовать частично-поисковый метод, который предполагает четыре типа вопросов:
вопросы, предваряющие анализ и направленные на выявление общего впечатления о произведении;
вопросы, ориентирующие учащихся на углубленное понимание отдельных эпизодов, сцен, образов из произведений;
вопросы обобщающего характера, позволяющие подвести школьников к самостоятельному постижению идейно-художественного содержания произведения;
тестовые задания.
Педагог должен отобрать для анализа произведения не столько житейски актуальные, сколько художественно значимые. В то же время нельзя упускать из виду и воспитательную цель, следует обращать внимание на формирование у школьников чувства любви к краю, в котором они живут, к его природе и людям.
Сложившаяся на перекрестке многих национальных традиций ямальская литература обнаруживает свое «многоречие», подтверждая данное Сибири Н.Д. Телешовым имя российского Вавилона. На Ямале столкнулись языки, веры, культуры ненецкого, хантыйского, татарского, русского и многих других народов. Цивилизаторские, миссионерские, просветительские тенденции не всегда мирно уживались с традиционной культурой коренных народов. Конфликтность как парадигма русской культуры в целом не обошла стороной и литературу Ямала. Произведения ханты Р.Ругина, ненки А.Неркаги, татарина Г.Махмута, русского коренного ямальца Ю.Афанасьева представляют собой удивительный сплав противоречивых мнений, полярных этических и эстетических воззрений, элементов фольклора и мифологии, самых различных литературных пристрастий.
Основной сложностью является проблема адаптации серьезного литературоведческого материала для понимания школьников 11-13 лет. С одной стороны, нельзя повторять штампы советских упрощенных и идеологизированных толкований художественных произведений для детей, а с другой - необходимо довести до понимания учащихся такие непростые понятия, как миф, ассоциация, аналогия и т.п.
Другая сложная проблема - связно и доступно описать и объяснить мифологические и религиозные представления коренных народов Ямала, которыми насыщена как мифология, так и фольклор и литература.
Не менее сложная задача: проанализировать вместе с современными школьниками среднего звена произведения несомненно талантливые, но написанные в советскую эпоху и выдержанные в соответственном идеологическом ключе. Дело тут даже не столько в истолковании идеологических догм, сколько в незнании современными школьниками целого ряда исторических и бытовых реалий 30-60 гг.
Еще одна проблема, с которой может столкнуться учитель - принцип отбора произведений, предназначенных для изучения. Специфика Ямала заключается в том, что о нем и его людях создавали произведения писатели, которые в настоящий момент живут в других регионах страны. С другой стороны, на полуострове в настоящее время живут талантливые литераторы не только коренных национальностей, но и русские, украинцы, татары и многие другие. Поэтому учителю не следует ограничиваться строгими административными границами и этническим критерием, а учитывать в первую очередь идейно-художественные качества отобранных произведений, не забывая, конечно, и привязки к Ямалу.
Ямальская литература является неотъемлемой частью общероссийского литературного процесса. Поэтому курс «Мифология, фольклор, литература Ямала» может быть включен в рамки единого предмета «Литература». При этом следует учитывать логику построения базисного плана и соотносить с ним темы уроков по региональной литературе. С другой стороны, необходимо помнить, что у ямальской литературы есть свои особенности, и именно они определяют подход к изучению художественного текста. Поэтому в произведениях особое внимание необходимо уделить тем аспектам содержания, которые отражают этнографические и исторические особенности Ямала.
Рабочая программа по предмету «Культура народов Ямала» для 5 класса общеобразовательной школы разработана на основе программы учебного курса для 5-7 классов Салехард: ГОУ ДПО ЯНОИПКРО, 2007. авторы: Н.В. Цымбалистенко, Попов Ю.И. к учебнику «Культура народов Ямала». 5-7 классы.- Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2002./
Краткая характеристика учебного предмета.
Обязательный минимум содержания программы «Культура народов Ямала» (5-7 классы) включает в себя несколько компонентов:
а) идейно-художественный анализ основных произведений;
б) биографические сведения о писателях;
в) краткие сведения по теории литературы (понятие о мифологии, фольклоре, жанрах, литературных направлениях и т.п.);
г) декоративно-прикладное искусство;
д) образ жизни и занятия коренного населения;
е) музыка и песни Ямала
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Культура народов Ямала» в 5 классе отводится 17 часов из расчёта 0,5 час в неделю, в 6 классе отводится 35 часов из расчёта 1 час в неделю, в 7 классе отводится 35 часов из расчёта 1 час в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного курса «Культура народов Ямала»
Введение
Учащийся научится:
- иметь представление о народах, проживающих на Ямале, их примерной численности, их исторической судьбе;
- знать народы, проживающие на территории округа (коренные и пришлые)
- знать о географии, климате ЯНАО
- знать старые названия городов
- понимать смысл слова «культура» и перечислить ее черты;
Ученик получит возможность научиться:
- понимать особую культуру северных народов
Образ жизни и занятия коренных народов Ямала
Учащийся научится:
- знать о понятии «кочевой образ жизни»;
– знать основные занятия кочевников (оленеводство, рыболовство, охота, собирательство);
– знать понятие «каслание»;
- ознакомиться со средствами передвижения (разновидности нарт);
- ознакомиться с устройством жилища (чума).
- особенность питания и одежды кочевников.
-ознакомиться с мужскими и женскими обязанностями в тундре
Ученик получит возможность научиться:
- узнавать проблемы народов Ямала;
- оценить изменения, произошедшие в жизни кочевых народов на протяжении ХХ века.
Фольклор народов Ямала
Учащийся научится:
- знать о понятии фольклоре (устное народное творчество);
- различать фольклор и литературу народов Ямала;
- знать малые жанры фольклора: загадки, пословицы, поговорки, заговоры, заклинания, обереги, считалки;
- анализировать произведения народов Ямала;
Ученик получит возможность научиться:
-составить с помощью учителя и родителей сборник ненецких, хантыйских и селькупских пословиц, поговорок, загадок;
- инсценировать сказки народов севера;
- выразительно читать стихотворения северных авторов;
Декоративно-прикладное искусство народов Ямала
Учащийся научится:
- знать про детские игрушки;
- художественной обработке дерева и кости, изделий из бересты;
- знать виды орнаментов в народном искусстве, их предназначение и символику
Ученик получит возможность научиться:
- изготовить игрушку, вышивать орнаменты, украшать одежду в национальной северной традиции на уроках трудового обучения;
- изготовить аппликацию из ткани и сукна.
Музыка, песни и танцы коренных народов Ямала
Учащийся научится:
- ознакомиться с музыкой, ритмом, песнями, танцами как выражение духа и темперамента народа;
- ознакомиться со способом исполнения песни и их исполнителей;
- знать основные музыкальные инструменты народов Ямала: пензер (барабан), куйп (шаманский бубен), томран (губной инструмент), тор сапал и нарасьюх (струнные инструменты), полян (дудка), чипсан (свистулька), сярган (деревянная трещотка), курай (дудка), гармонь-тальянка и др.
Ученик получит возможность научиться:
- оценить своеобразие исполнения песен у ненцев, хантов, селькупов.
- уметь различать песни северных народов с песнями других народов;
- прослушивать и заучивать песни народов Севера на уроках музыки;
- исполнить музыкальный мотив или песню северных народов.
Игры коренных народов
Учащийся научится:
- знать своеобразие игры и работы, игры и воинской подготовки, игры и искусства;
- различать специфику игр северных народов, ее роль в формировании физических качеств юноши;
- определить воспитательное значение игр народов Ямала;
0знакомиться с разными видами игр (метание тынзяна, прыжки через нарты, скачки на оленях, силовые единоборства и т.п.).
Ученик получит возможность научиться:
- выполнить физические упражнения, связанные с играми северных народов, использовать игры народов Севера на занятиях по физической культуре.
Учебно-методический комплект:
№
Авторы
Название
Год издания
Издательство
1
Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В.
Мифология, фольклор и литература Ямала. Учебник 5-7 классы
2002
Тюмень
Изд-во Института проблем освоения Севера
2
Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В.
Мифология, фольклор и литература Ямала. Хрестоматия 5-7 классы
2002
Тюмень
Изд-во Института проблем освоения Севера
3
Борко Т.И. и др.
Культура народов Ямала. Учебник 5-7 классы.
2002
Тюмень
Изд-во Института проблем освоения Севера
На изучение курса «Культура народов Ямала» в 5 классе отводится
17 часов из расчёта 0,5 часов в неделю.
Содержание учебного курса (5 класс):
№
Раздел (глава)
Примерное
кол-во часов
1
Введение
3
2
Образ жизни и занятия коренных народов Ямала.
3
3
Игра как важный компонент культуры.
1
4
Фольклор народов Ямала.
4
5
Литературные сказки
2
6
Декоративно-прикладное искусство.
2
7
Одежда
1
8
Итоговое занятие
1
Итого
17
Календарно-тематическое планирование. 5 класс
№
урока
Наименование раздела. Тема урока.
Кол часов
Основные виды учебной деятельности
Дата проведения
По плану
Фактически
1
Введение.
Краткие сведения о географии, климате и народах, проживающих в ЯНАО
1
Знать специфику нового предмета. Иметь представление о народах, проживающих на Ямале, их примерной численности, их исторической судьбе.
01.09
2
Растительный и животный мир. Основные города округа и богатства недр.
1
Иметь представление о городах ЯНАО
08.09
3
Народы, проживающие на территории округа (коренные и пришлые)
1
Уметь самостоятельно работать с источниками информации по теме урока.
15.09
4
Образ жизни и занятия коренных народов Ямала. Основные занятия кочевников. Охота, оленеводство, рыболовство.
1
Основные занятия кочевников: оленеводство, рыболовство, охота в тундре, морская охота
22.09
5
Устройство чума и его значение.
1
Устройство чума.
29.06
6
Установка и разборка чума. Традиционное жилье селькупов и ханты.
1
Устройство чума.
06.10
7
Игра как важнейший компонент культуры. Виды игр.
1
Знать специфику игр северных народов.
Уметь составить связный ответ на тему «Игры детей народов Севера» Узнать как идет обучение и воспитание через игры и игрушки.
13.10
8
Фольклор народов Ямала. Особенности фольклора
1
Сказка и мифы. Начальное представление о гиперболе, сравнении, вариативности народных сказок. Постоянные эпитеты.
20.10
9
Фольклорные жанры
1
Знать значение терминов: фольклор, жанры фольклора.
Развитие представлений.
Обогащение устной речи.
27.10
10
Сюжетная структура сказки.
1
Уметь выделять основные части сказки и озаглавливать их.
Уметь анализировать эпическое произведение.
Знать значение литературоведческих терминов: идея, сюжет, образ.
10.11
11
Сказки бытовые, волшебные, о животных.
1
Умение классифицировать сказки по их содержанию.
17.11
12
Литературные сказки. Е.Айпин. Луна-человек.
1
Иметь представление о сказителях. Уметь самостоятельно работать с учебником.
24.11
13
Литературные сказки. М. Вагатова. Пять слов, пять рассказов.
1
Уметь использовать в анализе оценочную лексику.
01.12
14
ДПИ народов Ямала.
Узорная письменность.
1
Представлять и описывать основные элементы и виды декоративно-прикладного искусства коренных народов Ямала.
08.12
15
Виды орнаментов в народном искусстве, их предназначение и символика.
1
Знать основные виды орнаментов. Обладать навыками словесного рисования и комментированного чтения.
15.12
16
Одежда. Украшение одежды.
1
Иметь представление об одежде северных народов. Иметь преставление о создании и украшении одежды, утвари и т.д.
22.12
17
Повторение и закрепление изученного материала. Итоговый урок.
1
Понимать мир северной культуры
29.12
Календарно-тематическое планирование. 6 класс
На изучение курса «Культура народов Ямала» в 6 классе отводится
часов из расчёта 1 час в неделю.
Содержание программы:
№
Раздел (глава)
Примерное
кол-во часов
1
Введение
1
2
Древняя история и культура Ямала
4
3
История и культура Ямала в средние века
2
4
История и культура Ямала нового времени
5
5
Литература народов Ямала
11
6
Моя родословная
3
7
Питание
3
8
Народные игры, праздники и обряды
3
9
Искусство Ямала
3
Итого
35
Требования к результатам обучения и развития учащихся к концу 6 класса:
Учащиеся должны знать:
основные этапы, события, факты и даты истории Ямала;
особенности быта народов Ямала;
имена основных писателей, названия и содержание их произведений;
основные культурные традиции коренных народов;
детали и особенности бытовой культуры коренных народов Ямала
№ урока
Наименование разделов и тем.
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности
Дата проведения
По плану
Фактически
1
4
8
9
10
Введение
1
История и древняя культура Ямала.
1
Уметь позитивно воспринимать культуру и литературу народов Ямала
08.09
Древняя история и культура Ямала
2
Культура каменного, бронзового веков.
1
Уметь объяснять значения терминов, характеризовать бронзовый и каменный века, находить отличия стоянки от поселения
15.09
3
Культура железного века. Городище Усть - Полуй
1
Уметь объяснять значения терминов, характеризовать железный век, находить отличия стоянки от поселения
22.09
4
Кулайская культура. Предания о сихиртя.
1
Уметь пользоваться терминологией и объяснять ее значение
29.09
5
Происхождение самодийцев. Ненцы и селькупы на Ямале
1
Объяснять различия между тундровыми и лесными самодийцами
06.10
История и культура Ямала в средние века
6
Открытие югры и самояди. Москва и Обдорск.
1
Уметь объяснять, когда произошло открытие народов Севера, чем вызваны походы новгородцев на Крайний Север. Описывать заключение первого мирного договора между Великим Московским князем и Обдорскими князьями, чем знаменита Мангазея
13.10
7
Славяне на севере Западной Сибири. Сибирские татары на Обском Севере
1
Уметь рассказывать о судьбе Обдорского княжества, о жизни Ермака Мамрукова
20.10
История и культура Ямала нового времени
8
Исследования Ямальского Севера в 18 веке. Движение Хаски Ваганова
1
Уметь рассказывать о Великой Северной экспедиции, ее представителях и изменениях жизни коренных народов Севера
27.10
9
Культурная политика на Ямальском Севере в 19 веке. Ваули Пиеттомин
1
Уметь объяснять, чем занималась Северная миссия, причины восстания Ваули Пиеттомина
10.11
10
Ямальский край в начале 20 века
1
Уметь рассказывать, как произошла культурная революция на Ямале,
17.11
11
Репрессии и Великая Отечественная война
1
Объяснять, для чего построена Полярная железная дорога, значение Арктического фронта
24.11
12
Газ-открытие века
1
Уметь рассказывать о новой экономической и культурной эпохе Ямальского севера
01.12
Литература
13
Понятие о мифе. Разновидности мифов.
1
Объяснять назначение мифов, специфику мифологического времени, разграничивать миф и сказку
08.12
14
Боги и духи ненцев.
1
Уметь анализировать мифы с учетом его идейно-художественного своеобразия
15.12
15
Боги и духи ханты и манси
1
Уметь анализировать мифы с учетом его идейно-художественного своеобразия
22.12
16
Верования народов Ямала. Понятие о шаманизме.
1
Анализировать песню с учетом идейно-художественного своеобразия жанра
17
Литературная сказка
1
Определять идейно-художественную роль в сказке элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка
18
Зачинатели литературы Ямала: И.Ф. Ного, И.Г. Истомин
1
Объяснять, почему первыми произведениями И.Ного стали театральные пьесы, рассказывать о жизни северных писателей
19
И.Г.Истомин. Главы из романа «Живун»
Уметь анализировать текст.
20
И.Г.Истомин. Жить и творить для людей.
Место человека в жизни.
21
Л.В. Лапцуй: обзор жизни и творчества
1
Уметь рассказывать о поэте, анализировать его стихотворения, выразительно их читать, различать эпос и лирику
22
Г. Махмут «Притча о материнском молоке»
1
Уметь видеть и анализировать взрослый мир детскими глазами
23
Конкурс «Моё любимое стихотворение»
1
Уметь выразительно читать наизусть, давать устный отзыв о произведении
Моя родословная
24
Имя и характер. Значения имён.
1
Уметь находить связь между характером человека и его именем, создавать творческую работу
25
Фамилия, отчество, род
1
Уметь самостоятельно вести исследование
26
Родословная моей семьи
1
Уметь представлять публично результаты своего исследования
Питание
27
Наборы пищевых продуктов. Способы их обработки и хранения
1
Уметь объяснять способы обработки и хранения пищевых продуктов у народов Ямала
28
Типы национальных блюд и напитков, способы их приготовления
1
Уметь объяснять способы приготовления национальных блюд
29
Традиции пищевого предпочтения / избегания
1
Уметь рассказывать о пищевых способах избегания (диетах)
Народные игры. Праздники.Обряды
29
Договор о браке, свадебный обряд, церемония у ненцев и ханты
1
Уметь колядовать, рассказывать о способах гадания на Святки
30
Основные нормы морали и запреты. Иерархия ценностей
1
Объяснять, почему почитается медведь, как одеваются для участия в празднике
31
Праздник оленевода – праздник народов Ямала
1
Уметь характеризовать черты национальной культуры при проведении праздников
Искусство Ямала
32
Музыка и танец
1
Уметь объяснять особенности северных мелодий, рассказывать об известных народных исполнителях
33
Живопись
1
Давать характеристику живописи Ямала, рассказывать о современных художниках
34
Итоговый урок
1
Уметь воспроизводить полученные знания в зависимости от учебной ситуации
35
Резерв
1
Календарно–тематическое планирование. 7 класс
На изучение курса «Культура народов Ямала» в 7 классе отводится
часов из расчёта 1 час в неделю.
Содержание учебного курса:
№
Раздел (глава)
Примерное
кол-во часов
1
Введение
2
2
Верования северных народов
4
3
Мифология северных народов
4
4
Литература Ямала
12
5
Декоративно- прикладное искусство народов Ямала
4
6
Живопись народов Ямала
2
7
Музыка и танцы народов Ямала
4
8
Итоговое занятие
3
Итого
35
3.Требования к результатам обучения и развития учащихся к концу 7 класса:
Учащиеся должны:
знать название коренных народов, проживающих на Ямале и их места проживания;
объяснить разницу между язычеством и христианством;
понимать роль и функции шамана у северных народов;
дать определение мифу роли в жизни коренных народов Ямала;
называть основные ненецкие и хантыйские божества;
перечислить основных писателей и поэтов коренных народов Ямала;
называть известных художников и музыкантов Ямала;
перечислять основные традиционные праздники различных народов Ямала
№ п/п
Тема курса и её поурочная разбивка.
Кол-во часов
Дата
Примечани
Введение (2 часа)
1
Повторение и расширение сведений, изученных в 6 классе. Углубление представлений о народах Ямала. Численность каждого из народов, места их проживания за пределами округа.
1
04.09
2
Мироощущение северных народов, отношение к природе и божеству. Заговоры, заклинания и обереги, их связь с традиционными верованиями. Черты родоплеменных отношений у ненцев и хантов в 20 веке. Родословная. Имя и характер. Значение имен. Патронимы у северных народов. Происхождение имен и фамилий от названий родов.
1
11.09
Верования северных народов (4 часа)
3
Понятие о верованиях северных народов. Различия между язычеством (многобожием) и христианским единобожием.
1
18.09
4
Святые места у ненцев, ханты, селькупов. Культ предков и умерших. Ненецкие идолы.
1
25.09
5
Шаманизм. Противоречивость фигуры шамана. Понятие о камлании. Призывание духов.
1
02.10
6
Понятие о религии и её роли в жизни человека. Ислам у сибирских татар. Русское православие и другие христианские конфессии на Ямале.
1
09.10
Мифология северных народов (4 часа)
7
Понятие о мифе в древности и в настоящее время. объяснительная и гармонизирующая функция мифа.
1
16.10
8
Отличие мифа от легенды и сказки. Мифы северных народов о сотворении Земли.
1
23.10
9
Космос северных народов. Мифы о сотворении человека и животных. Священные животные на Ямале.
1
30.10
10
Пантеон ненецких богов и дужов (Нум, Я*Миня,Нга и др.)
Хантыйские боги (Нуми Торум, Калташ-Эква, Мир-Сусне-Хум, Хинь и др.).
1
Литература Ямала (12 часов)
11
Рождение литературы Ямала в 20 веке.
1
13.11
12
Очерк жизни и творчества И.Ф.Ного.
Первые пьесы о жизни ненцев («Шаман», «Вавле Ненянг»).
1
20.11
13
Очерк жизни и творчества И.Ф.Ного.
Первые пьесы о жизни ненцев («Шаман», «Вавле Ненянг»).
1
27.11
14
Очерк жизни и творчества И.Г.Истомина.
Глава «Встань-трава» из романа «Живун».
1
04.12
15
Очерк жизни и творчества И.Г.Истомина.
Глава «Встань-трава» из романа «Живун».
1
11.12
16
Очерк жизни и творчества Л.В.Лапцуя. Поэзия о родном крае. Поэма «Мальчик из стойбища».
1
18.12
17
Очерк жизни и творчества Л.В.Лапцуя. Поэзия о родном крае. Поэма «Мальчик из стойбища».
1
25.12
18
Дорога на тропу познания. Притча «Начало пути»
1
19
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
1
20
Г.Махмут. «Татарчонок»
1
21
«Много других народов живет вокруг нас»
1
22
Взрослый мир детскими глазами
1
Декоративно-прикладное искусство народов Ямала (4 часа)
23
Общие представления о роли искусства в жизни коренных народов. Керамика. Орнамент.
1
24
Виды творческой деятельности: орнамент и его виды.
1
25
Плетение из бересты, прутьев деревьев и жил животного.
Вязание кружев, поясов, подвязок.
1
26
Мастерство северных женщин в изготовлении и украшение одежды из оленьей шкуры.
1
Живопись народов Ямала (2 часа)
27
Центры традиционного прикладного искусства.
1
28
Профессиональные художники Ямала.
1
Музыка и танцы народов Ямала (4 часа)
29
Зарождение музыкального искусства на Ямале.
1
30
Первый национальный ненецкий композитор.
1
31
Первые профессиональные певцы на Ямале.
1
32
Народные праздники и обряды – важнейший элемент традиционной культуры народов Ямала.
1
Итоговые занятия (3 часа)
33
Флора и фауна родного края. Экологические проблемы.
1
34
Повторение и закрепление изученного материала.
1
35
Итоговый тест
1
13PAGE 15
13PAGE 141415
Заголовок 115