Открытый урок по дисциплине Правовые основы профессиональной деятельности
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ССУЗ)
«КАРТАЛИНСКИЙ МНОГООТРАСЛЕВОЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого занятия по дисциплине:
ОП.11«Правовые основы профессиональной деятельности»
тема занятия: «Основные положения трудового договора»
Группа 2-М «Механизация сельского хозяйства»
Преподаватель: Евсеенкова В.В.
2014
1. Аннотация
Моя разработка направлена на обучение обучающихся основам профессиональной деятельности и знаний:
-трудовых правоотношений регулируемых Трудовым кодексом РФ ;
- формирование навыков по основным положениям трудового договора и условиям его заключения;
- отличать права и обязанности субъектов трудовых правоотношений;
- порядка оформления документов при приеме на работу;
- порядка прекращения и расторжения трудового договора;
- основных терминов трудового права : трудовые отношения, трудовое право.
Данная разработка раскрывает следующие вопросы:
1. Порядок организации занятия;
2. Деятельность преподавателя и используемые приемы, методики, формы и средства обучения;
3.Деятельность обучающихся;
4.Результаты работы на занятии по предмету : «Правовые основы профессиональной деятельности».
2. Введение
В Конституции РФ ( ст. 37) закреплена свобода труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию без какой –либо дискриминации, при запрещении принудительного труда.
В условиях рынка свобода труда позволяет каждому гражданину (физическому лицу) реализовывать право на труд на основе трудового договора при свободном добровольном выборе профессии и соответствующей работы.
В России принят современный четвертый по счету Трудовой кодекс в 2002 году, который регулирует трудовые отношения.Логическая схема трудовых отношений состоит:
Работодатель
Наемный работник
Юридическое
лицо
Физическое лицо
Граждане ,осуществляющие
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица
Трудовой договор выступает , таким образом , основной формой реализации свободы труда, включая право на труд для каждого, кто желает трудиться .
Трудовой договор – центральный институт отрасли трудового права.
Трудовой договор является основанием возникновения трудовых отношений..
Соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции ,обеспечит условия труда, предусмотренные ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере является трудовым договором.
Трудовой договор – важная составляющая современной жизни. Без знания основных принципов заключения данного документа можно совершить непоправимые ошибки. Знание основных положений Трудового договора ( таких ,как «Содержание трудового договора», « Условия расторжения договора», « Документы необходимые для заключения трудового договора») позволят обучающимся грамотно и внимательно отнестись к данному документу при устройстве на работу после окончания учебы.
3.Основная часть
Тема занятия: «Основные положения трудового договора» (1час20мин)
Тип занятия: комбинированный.
Обучающиеся должны знать:
- трудовые правоотношения регулируемые Трудовым кодексом РФ;
- иметь представление о трудовом договоре и существенных условиях его заключения;
- видеть отличие прав и обязанностей субъектов трудовых правоотношений;
- порядок оформления документов при приеме на работу;
- иметь представление о прекращении и расторжении трудового договора;
Обучающие должны уметь:
- работать с правовыми документами;
- анализировать правовые и нормативные документы;
- формулировать и подтверждать примерами свою точку зрения;
- защищать свои права в соответствии с действующим законодательством;
- моделировать ситуации.
Общие компетенции , которые будут сформулированы на уроке:
1. Принимать ответственные решения;
2. Участвовать в принятии групповых решений;
3. Разрешать конфликтные ситуации;
4. Находить и использовать дополнительную информацию в разных источниках;
5.Представлять и обобщать информацию при помощи персонального компьютера.
Формирование профессиональных качеств:
1. Внимательность;
2. Ответственность;
3.Добросовестность;
4.Аккуратность;
5.Логика.
Ход занятия
I этап занятия: Организация занятия (3-5 минут)
При проведении организационной части я приветствую обучающихся, выясняю, кто отсутствует на занятии , предлагаю посмотреть на доску,глее написаны вопросы для работы при просмотре презентации.
Подготавливая ребят к теме , я мотивирую их на включение в работу и обращаюсь с вопросом : « Вы уже догадались, какую тему занятия мы сегодня будем рассматривать».
(возможные ответы: трудовой договор»)
- Вы правы, тема сегодняшнего занятия : « Знание основных положений Трудового договора». Эта тема значима тем, что трудовой договор – важный правоведческий документ, навыки работы с которым Вам понадобятся в жизни при устройстве на работу.
II этап занятия.
На работу отводится (15 минут)
Проверка домашнего задания и повторение ранее изученного материала по теме: Порядок, условия признания гражданина безработным». Перед работой обучающимся доводятся критерии оценок
1 ошибка – 5 баллов
2 ошибки – 4 балла
3 ошибки – 3 балла
более 3 ошибок-2 балла
Тест
(ответы «да» и « нет»)
1. К категориям не включаемых в численность рабочей силы будет относится металлург , который по состоянию здоровья больше не может работать.
2.Человек , который надеется вскоре снова получить работу относится к разряду занятых.
3. Сдвиг кривой спроса на труд может быть вызван разными причинами, за исключением цены на труд.
4. Если на рынке труда государство установит минимальный уровень заработной платы выше равновесного , то это приведет к избытку рабочей силы.
5. Если человек болен и временно не работает , то он относится к категории безработных.
6.Человек , который работает неполный рабочий день и активно ищет другую работу, ног не может ее найти , относится к категории безработных.
Ответы на тест
1
2
3
4
5
6
7
да
+
+
+
нет
+
+
+
+
III Объяснение нового материала с использованием презентации «Трудовой договор» (30 минут)
Объяснение согласно плана:
- Трудовой договор? (определение)
- Основные виды трудового договора?
- Что необходимо включить в трудовой договор?
- Какие документы необходимы для заключения трудового договора?
- Когда трудовой договор может быть расторгнут?
Содержание презентации « Трудовой договор»
Слайд 1 Трудовой договор – это соглашение между работником и работа дателем, которые берут на себя взаимные обязательства.
Слайд 2 Виды трудового договора:
. Бессрочный – заключенный на неопределенный срок.
. Срочный – заключенный на срок не более пяти лет.
Слайд 3 Содержание трудового договора –составляют условия, определяющие объем прав и обязанностей работника и работодателя, предусмотренных законодательством.
Слайд 4 Закон делит условия трудового договора на две группы:
1. Существенные (обязательные);
2..Иные (дополнительные).
Слайд 5 Существенные (обязательные ) условия трудового договора:
- место работы;
- дата начала работы;
- трудовая функция;
- режим труда и отдыха;
- условия оплаты труда;
- социальное страхование.
Слайд 6 Иные (дополнительные) условия трудового договора:
- условия об испытании;
- о неразглашении охраняемой законом тайны ( государственной служебной , коммерческой и иной);
- об обязанности работника отработать после обучения не менее
установленного договором срока, если обучение производилось за
счет работодателя и т.д.
Слайд 7 Трудовой договор необходимо подписывать на каждой странице!
При этом необходимо поставить не только подпись но и дату!
Слайд 8 Документы необходимые для заключения трудового договора:
- паспорт;
- трудовая книжка;
- страховое свидетельство государственного пенсионного
страхования;
-документы воинского учета;
-документ об образовании
Слайд 9 Основания прекращения трудового договора:
1.Соглашение сторон;
2.Истечение трудового договора;
3.Расторжение трудового договора по инициативе работника;
4.Расторжение трудового договора по инициативе работодателя;
5.Обстоятельства, не зависящие от воли сторон и др.
Вывод:: в трудовых правоотношениях все равны: и работник, и работодатель. Закон регулирует их поведение и защищает права работников. Если гражданин считает, что права нарушены, можно обратится в суд за их защитой. Трудовой кодекс Российской Федерации должен стать настольной книгой в каждой семье.
Чтобы перейти к закреплению полученных знаний я провожу фронтальный опрос:
-Поясните , что представляет собой трудовой договор?
- Какие документы необходимы для заключения трудового договора?
-Когда трудовой договор можно расторгнуть?
VI Закрепление знаний
1. Практикум.
Я, предлагаю поработать самостоятельно со статьями Трудового Кодекса и
Заполнить таблицы, котрые в дальнейшем послужат для Вас опорным конспектом.
(раздаточный материал: статьи ТК и таблицы 4 штуки каждому обучающему)
Таблица 1
ВОПРОС
ОТВЕТ
Трудовой договор?
(определение)
Основные виды трудового договора?
Проблемная ситуация из жизни обучющегося
Таблица 2
ВОПРОС
ОТВЕТ
Что необходимо ключить в трудовой договор?
Таблица 3
ВОПРОС
ОТВЕТ
Какие документы необходимы для заключения трудового договора?
Таблица 4
ВОПРОС
ОТВЕТ
Когда трудовой договор можно расторгнуть?
Я предлагаю обучающимся по желанию на оценку озвучить свою работу, остальные проверяют, сравнивают, исправляют, дополняют.
Критерии оценок по заполнению таблиц
Цель: закрепить знание предмета через сформировавшееся логическое мышление.
№
Критерии
Уровень знаний и умений
Отлично
хорошо
удовлетворительно
неудовлетворительно
1
Владение фактическим
материалом по изучаемой теме
Знание и владение фактическим материалом по теме
Незначительные неточности в изложении фактического материала
Испытывает затруднения в изложении фактического материала
Не владеет фактическим материалом
2.
Знание принципов принятия и реализации экономических и управленческих решений в конкретных ситуациях
Достаточно глубоко знает принципы принятия и реализации решений
Допускает незначительные ошибки при определении принципов принятия решений
Испытывает значительные затруднения при опредедлении принципов принятия решений
Отсутствуют знания основных принципов принятия решений
3.
Умение выделять и анализировать проблемы экономического характера в конкретных ситуациях
Умеет выявлять и анализировать проблемы и предлагает способы их решения. Умеет оценивать результат.
Допускает отдельные неточности и затруднения при анализе и выявлении проблем и предложении решений.
Испытывает значительные трудности при анализе фактического материала и формировании решения проблем.
Не умеет анализировать и выявлять проблемы экономического характера в конкретных ситуациях
4.
Логичность изложения материала
Свободно владеет речью, логичность и последовательность в изложении материала
Испытывает отдельные затруднения в логичности и последовательности изложения материала
Материал в значительной степени излагается бессистемно и с нарушением логических связей.
Отсутствие логики и изложения материала
Оценка «отлично» - ставится в том случае ,если по трем критериям ответ оценивается на «отлично», а по одному на «хорошо»
Оценка «хорошо» - если по трем критерием – не ниже «хорошо» и по одному «удовлетворительно»
Оценка « удовлетворительно» - если по трем критерием – не ниже «удовлетворительно» и по одному «неудовлетворительно»
Оценка «неудовлетворительно» - если по двум критерием и более «неудовлетворительно».
2. Решение задач –ситуаций
Ситуация 1
Гражданин Н пришел устраиваться на работу в частную фирму слесарем. Его принятии на работу с испытательным сроком , после которого пообещали заключить с ним трудовой договор.
а) Как поступить гражданину Н?
в) Правомерен ли поступок работодателя?
Ответ:
а) Ему необходимо настаивать на заключении трудового договора, при внесении в трудовой договор условия об испытании.
в) Поступок работадателя в данном случае не правомерен,т.к. отказ в официальном оформлении работника- нарушение трудового законодательства.
Ситуация 2
Гражданка Р захотела поменять место работы и нашла вакансию в другой фирме , где ее согласились принять. Но на прежней работе ей необходимо отработать две недели. Когда по истечении двух недель она пришла, на ее место приняли другого сотрудника.
а) Правомерен ли поступок работодателя?
в) Как необходимо было поступить гражданке Р?
Ответ:
а) Поступок работодателя правомерен, т.к. устный договор не был скреплен никакими обязательствами.
в) Гражданке Р необходимо было настоять на заключении трудового договора с указанием срока начала работы, удобного для сотрудника.
V. Порведение итогов.
Вопрс:
-Какую тему мы сегодня изучали?
- С какой целью?
- Цель достигнута на занятии или нет?
- При выполнении задания какие трудности Вы испытали?
Анализируя работу обучающихся, выставляю за занятие две оценки.
VI. Домашнее задание
Приложение
1) Оценка «3»- заполнить типовой образец трудового договора;
2) оценка «4»- заполнить типовой образец трудового договора;
-Какие качества личности предпочел бы увидеть работадатель у своего работника?
3) оценка «5» - заполнить типовой образец трудового договора;
-Какие качества личности предпочел бы увидеть работадатель у своего работника?
-Виды трудового договора?
Всем спасибо! Занятие закончено!
VII .Заключение
Приступая к этой методической разработке занятия я решила ряд проблем:
1. Повышение знаний , умений и навыков обучающихся:
- применение умений и навыков в использовании нормативно-правовых документов,регламентирующих профессиональную деятельность;
-понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;
- воспроизведение изученной информации и применение усвоенного материала в стандартных ситуациях;
- знание прав и обязанностей работников в профессиональной деятельности.
Самоанализ занятия.
Хорошее занятие – это слаженный, четко
работающий механизм . Не услышишь
его пульса, не прислушаешься к нему и
занятие не получится.
Этими словами я бы хотела начать самоанализ открытого занятия по теме: «Основные положения трудового договора».
Тип занятия: комбинированный.
Цель занятия: Сформировать у обучающихся представление о сущности трудового договора, его важности и необходимости в современной жизни.
1. Обучающая цель:
обеспечить изучение нового материала по теме "Трудовой договор";
научить выделять главное, существенное в изучаемом материале;
сформировать навыки делать выводы, обобщать и систематизировать информацию.
2. Развивающая цель:
развивать у учащихся умение искать информацию из разных источников;
формировать их познавательную активность и творческое мышление;
совершенствовать навыки групповой работы.
3. Воспитательная цель:
воспитать внимательное отношение к любого рода документации;
стремление к сотрудничеству.
На данном занятии я старалась отрабатывать с обучающимися знания и умения
связно и логично излагать свои мысли;
систематизировать информацию, используя графические формы;
находить и использовать дополнительную информацию;
представлять и обобщать информацию при помощи персонального компьютера;
развитие навыков практической и аналитической деятельности;
развитие творческого мышления;
совершенствование навыков групповой работы, умение сотрудничать
Урок с презентацией эмоционален и не утомителен для обучающегося за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления. Соблюдены были структурные компоненты урока:1.Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью обучающихся к занятию; 2.Проверка домашнего задания и повторение ранее изученного материала; 3. Практическая работа по закреплению знаний, умение обучающихся работать с нормативно-правовыми документами;4. Домашнее задание;5. Итоги урока были подведены согласно критерия оценок . Метод обучения, использованный на уроке: частично-поисковый, проблемные ситуации, диалог, исследовательский метод, наглядность, информационно – коммуникативная технология, интерактивнаяЧастично-поисковый, потому что на уроке знания не предлагались обучающимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, обучающие под руководством преподавателя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Учебная работа на занятии была разнообразна: индивидуальная, работа с дидактическим материалом. Чередовались различные виды деятельности обучающихся .Новизна урока прослеживается в использовании информационных технологий, исследовательский характер учебной деятельности при изучении нового материала.Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с обучающимися доброжелательны В ходе занятия обучающиеся осознали новое для себя понятие : закон, Трудовой кодекс, трудовой договор .Оценки учащимся объявлены .
15