Каждый ребенок имеет право…
«Каждый ребенок имеет право…»
Цель: способствовать формированию у подростков основ правовой культуры, общечеловеческих ценностей.
Ход беседы
I Организационный момент
Добрый день! Я очень рада нашей встрече. Ребята, рассчитываю на вашу поддержку и доброжелательность. Надеюсь, что наше занятие будет вам полезно, тем более, что мы будем говорить о ваших правах. А сейчас давайте поиграем.
II Мобилизующий момент
Игра «Связанный ребенок»
Я приглашаю 1 участника.
Взрослые часто говорят: «Не бегай, не прыгай, не упади…» - свяжем тебе ноги (вызванному ребенку ленточкой связывают ноги).
«Не трогай то, не трогай это…» - свяжем руки.
«Не слушай, это не для твоих ушей…» - закроем уши.
«Не кричи, не разговаривай громко…» - лишаем права голоса.
«Не смотри этот фильм…» - лишаем права выбора.
Попробуй пройти, сделать что-нибудь.
Давайте спросим нашего «связанного ребенка», как он себя сейчас чувствует?
(ответ)
- Спасибо, можешь присаживаться.
ВЫВОД: Мы убедились, как плохо чувствует себя человек, когда ограничиваются и нарушаются его права.
III Постановка целей и задач беседы
Тема нашей беседы «Каждый ребенок имеет право…».
IV Открытие нового знания
Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытаясь уберечь от неприятностей, старается создать все необходимые для вашего развития условия, пытается защитить ваши интересы и права? (ответы детей)
Конечно, ваши родители, ведь семья – важная часть общества.
Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). (Карточку на доску)
Она возникла после второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия, и в результате ее погибло несколько десятков миллионов людей, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным атомным оружием, что если бы началась новая мировая война, то при помощи этого страшного оружия может быть уничтожено все человечество. Чтобы предотвратить эту глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.
Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых.
У вас также как и у взрослых есть свои интересы и потребности. Вот эти обстоятельства и были учтены.
20 ноября 1989 года ООН приняла документ, который называется «Конвенция о правах ребенка».
(Карточки на доску)
Конвенция – это международное соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту конвенцию, согласились защищать права детей.
И наше государство тоже подписалось под этим документом, а, значит, дало слово всему миру позаботиться о своих детях.
В Конвенции о правах ребенка содержится 54 статьи. Сегодня мы познакомимся с основными из них.
- Но для начала давайте выясним, кого можно назвать этим словом – ребенок?
Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. ( Ст.1)
Какие же права есть у детей всего мира?
«Главное право каждого ребенка – право на жизнь». (Ст. 6).
«Вот новости!- скажете вы - Разве это право можно отнять у ребенка, если он уже родился на свет?»
Выходит, что можно. Вот, например, много - много
лет назад в Древней Греции было такое государство – СПАРТА.
Спарта – воинственное государство! Поэтому главное требование, которое предъявляли правители Спарты к новорожденным детям,- это то, чтобы они были абсолютно здоровы!
Ведь стране нужны были только воины - сильные, смелые, готовые переносить тяжести военного похода. А какова же была судьба малышей, которые рождались слабенькими? Каждого новорожденного ребенка внимательно осматривали и определяли его судьбу. Если ребенок крепкий, его оставляя ли жить. А если слабый, то его участь ужасна. Такого ребенка сбрасывали в пропасть. Таковы были суровые законы древней и великой страны.
А сейчас так поступить с ребенком никто не имеет права, потому что это запрещает Конвенция.
Статья 7. Право на регистрацию после рождения или право на имя
У каждого из вас есть имя. Это имя дается ребенку при рождении. Фамилию, имя, отчество записывают в специальный документ.
-Как он называется? (свидетельство о рождении).
Спросить, что еще записывают в свидетельстве о рождении?
Там же записывают место и дату рождения, сведения о родителях.
Это первый документ ребенка. Он говорит не только о факте появления ребенка, но и о том, что этот новый человечек является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии.
- Скажите, гражданами, какой страны вы являетесь?
Следовательно, о вас заботится правительство России.
Статья 16. Право на личную жизнь, неприкосновенность личности, жилища,
тайну переписки и свободу перемещения
Статья 9. Право не разлучаться с родителями без желания
Статья 12. Право свободно выражать свои взгляды
Статья 13. Право на собственное мнение
А каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами?
Право на образование ( Ст. 28)
Именно это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги вам помогут лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.
Статья 29 . Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблению)
Статья 24. Право на пользование услугами здравоохранения
Статья 31. Право на отдых и досуг, участие в играх, развлекательных мероприятиях
Статья 34. Право на защиту от всех форм насилия
Это ваши главные права, но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
Предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций и дать оценку поведению героев.
Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Ситуация 1
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
- Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь прав.
(Сын нарушает права соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей).
Ситуация 2
Учитель. Даша, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Даша. Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!
- Объясните, пожалуйста, Даше, в чем она не права.
(Кроме прав у Даши есть еще и обязанности дежурного (как и у всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!)
Ситуация 3
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
- Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?
(А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников).
Ситуация 4
Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
- Правильно ли рассуждает Петров?
(Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей).
Ситуация 5
Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
Сын. Потому что Организация Объединенных наций запрещает использовать труд детей!
- Вот такой борец за права ребенка! Может быть он прав?
(Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству. Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей).
- Ребята, а какой документ очень хорошо знают дети из рассмотренных ситуаций?
(Конвенцию о правах ребенка).
- А чего они совершенно не знают?
(Они не знают, что обязаны уважать права других людей).
-Как же примирить свои права с правами других людей?
(Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать. Нельзя свои права ставить выше прав других людей).
Нашабеседа подходит к концу. Этот небольшой тест поможет мне проверить ваши полученные сегодня знания.
V Закрепление
Тест.
В каком документе изложены права ребенка?
1). В Конституции РФ;
2). В декларации прав человека;
3). В Конвенции о правах ребенка.
Когда была принята Конвенция о правах ребенка?
1). 10 декабря 1948 года;
2). 20 ноября 1989 года;
3). 12 декабря 1993 года.
Кем была принята Конвенция о правах ребенка?
1). Президентом страны;
2). ООН;
3). Директором школы.
Какова цель ООН?
1). Защита прав человека;
2). Проведение Олимпийских игр;
3). Охрана окружающей среды.
Кто признается ребенком в соответствии с Конвенцией
о правах ребенка?
1). Лицо до достижения 18 лет.
2). Лицо до достижения 14 лет.
3). Лицо до достижения 16 лет.
Практикум «Ель правовых знаний»
(На доске ладошки из цветной бумаги)
Воспитатель:
Каждый из вас, учась в школе, ежедневно совершает для себя новые открытия. Давайте вместе наглядно вырастим наше дерево правовых знаний. Оно растет все время, пока живет человек. У всех нас свой уровень правового образования. Но есть для людей общие принципы и понятия, которые помогут каждому стать сильнее, защищеннее.
Корнями ели будет законодательный документ, регламентируемый права ребенка.
- Как он называется?
(Конвенция о правах ребенка) (прикрепляют)
Крона – ваши права, о которых мы сегодня говорили.
- Давайте вспомним их и перечислим. (прикрепляют зеленые ладошки с названиями прав ребенка)
Вот такую ель правовых знаний может вырастить каждый, используя свои права и обязанности.