Урок «Выполнение учащимися мини-проекта. Изготовление новогоднего сувенира».

МОУ Городская средняя общеобразовательная школа






Методическая разработка урока


Тема урока:

Выполнение учащимися мини-проекта.
Изготовление новогоднего сувенира
6 класс




Разработала учитель технологии Шанина Елена Михайловна




6 класс.
Раздел «ТВОРЧЕСКИЕ, ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ».
Структура урока: комбинированный (обобщение и систематизация знаний, их закрепление и применение, формирование умений по проектированию изделий).
Тема урока:
«Выполнение учащимися мини-проекта.
Изготовление новогоднего сувенира».

Цель урока: Обобщить и систематизировать теоретические и практические знания по разделу «Творческие, проектные работы» (раскрыть и показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха).

Обучающие задачи:
Ознакомить с многообразием, особенностями и возможностями вторичного использования промышленных и бытовых отходов;
Научить выявлять экологическую проблему и предлагать пути ее решения при анализе конкретной жизненной ситуации;
Научить применять наиболее современные (экономичные, экологичные) способы и приемы обработки материалов;
Научить использовать различные технологии (ниточный, клеевой шов) для создания изделия;
Выполнять самостоятельно изделия декоративно-прикладного творчества в доступных техниках;
Закрепить знания учащихся о правилах техники безопасности;

Воспитывающие задачи:
Воспитывать у учащихся
Умение сотрудничать в группе, оказывать взаимопомощь при работе в парах.
2. Внимательность, точность при изготовлении изделия.
3. Аккуратность, самостоятельность, желание создавать красивые изделия.

Развивающие задачи:
Способствовать развитию познавательного интереса к предмету, творческих способностей, умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать;
Развивать коммуникативные умения через групповую деятельность;
Способствовать развитию образного мышления, воображения, художественного вкуса, фантазии;
Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук;
Развивать правильную речь;
Развивать творческое отношение к порученному заданию.

Профориентационные сведения: знакомство с профессиями Эколог, Дизайнер.

Форма урока: творческая исследовательско-практическая мастерская.

Форма организации деятельности учащихся: работа групповая (в парах), фронтальная, индивидуальная.

Объект труда: новогодний сувенир

Межпредметные связи: биология, математика, экология, изобразительное искусство, технология 5, 6 классы, литература.

Материально-техническое и дидактическое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран. Учебно-техническая документация: инструкционные карты для работы, карточки-задания для знаний учащихся, Учебник "Технология" для 6 класса под ред. Симоненко.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:
Проектные, вербальные, проблемные, совместный поиск, наглядные (демонстрация, презентация в программе Power Point), практические (изготовление изделия).

Оформление кабинета: стенд «Проект – твоя творческая работа», выставка готовых работ, выполненная учащимися, образцы материалов и инструментов.

Оформление доски: тема урока, «Мы вместе сделаем мир чище!»
«Красота спасет мир» Ф.М.Достоевский

Для практической работы:
Материалы: красный, белый, черный флис; белый искусственный мех, картон для подставки, розовая фланель, пайетки (бисер, мишура) для украшения.
Инструменты, оборудование, приспособления: мел (мыло), ножницы, игла, нитки красного, черного, белого цвета, разноцветные ручки, фломастеры, клеевой пистолет со стержнями.















Структура урока:

Организационный момент (2 мин): приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, выявление отсутствующих.
II. Повторение знаний и умений, изученных на предыдущих уроках
(2 мин):
Этапы проекта, последовательность выполнения творческого проекта (ответы учащихся по пунктам проекта);
III. Сообщение темы урока, постановка цели урока. (2 мин)
lV. Теоретическая часть (10 мин) Вступительное слово учителя.
Кто такие экологи.
Ролевая игра «Совет экологов» (7 мин):
Самостоятельная работа учащихся в парах - заполняют таблицу (5 мин). «Перекрестный огонь»: выступление поочередно двух групп с отчетом – Кто больше назовет изделий из промышленных и бытовых отходов (2 мин).
Постановка проблемы: Что можно изготовить из одноразовых пластиковых ложек? Совместное решение проблемы.
Выбор оптимального из трех вариантов (по плану).
V. Физкультминутка (1мин).
Vl. Практическая часть. Повторение техники безопасности. Вводный инструктаж учителя. Самостоятельная работа учащихся.
Учитель проводит текущий инструктаж учащихся по изготовлению изделия, напоминая учащимся о необходимости соблюдения правил техники безопасности. (20 мин)
Vll. Подведение итогов урока. Выставка работ учащихся. Учитель совместно с ученицами выделяет удачные, аккуратные работы. Отмечают видимые недостатки. Выставление оценок. Домашнее задание. Уборка рабочих мест. (3 мин)
Vlll. Рефлексия учащихся (учащиеся высказывают своё мнение об уроке). (1мин).
















Ход урока.
1. Оргмомент: проверка у учащихся готовности к уроку (дневник, тетрадь, линейка, ручка) (2 мин).
2. Повторение знаний и умений, изученных на предыдущих уроках (2 мин): Вступительное слово учителя.
Сегодня мы продолжаем занятие по разделу: «Творческие, проектные работы». Продолжаем разбирать последовательность выполнения проекта. Назовите этапы проекта, последовательность выполнения творческого проекта (ответы учащихся по пунктам проекта).
3. Сообщение темы урока: (запись в тетради)
Тема урока: Выполнение мини-проекта. Изготовление новогоднего сувенира. Цель урока: Научиться решать возникшую проблему
формирование умений по проектированию изделий, научиться выявлять экологическую проблему и предлагать пути ее решения, познакомитесь с возможностями вторичного использования промышленных и бытовых отходов.
Приближается всеми любимый праздник Новый год. Все его с нетерпением ждём, каждая семья готовит угощение, покупает продукты. Готовим подарки, говорим пожелания. Что вы желаете своим родным, подругам? (Ответы учащихся). Мы не говорим такие пожелания: «Чтобы вода в нашей Волге стала чище, чтоб вы дышали свежим воздухом, чтоб поменьше было свалок». А надо задуматься над этим, потому что плохая экология влияет на наше здоровье, т. е. те условия, в которых мы существуем из-за деятельности человека на Земле наносят вред самому человеку. Поэтому каждому из нас крайне важно, что же мы оставим на нашей планете своим потомкам, как в этих условиях будет расти дети. Мы покупаем продукты и все они в упаковках. Я вам прочитаю надпись на бумажном стаканчике: «Девиз: Мы сделаем вместе мир чище! Поддержите нас в борьбе за чистоту окружающей среды! Это несложно - просто выбросьте ваш мусор в контейнер». Вы знаете, что обозначают эти рисунки? (слайд 2) . Мусор из контейнеров вывозит специальная машина на городскую свалку, которая издает неприятные запахи круглый год. Свалки переполняются, организуются новые. Но так не может продолжаться вечно. Проблема: увеличивается количество мусора. В то же время в бытовом мусоре содержится много ценных веществ: органические соединения, годные для удобрения, бумага и картон, стекло, пластмасса, кожа, дерево, металлы. Поэтому разрабатываются проекты и строятся специальные заводы по переработке мусора.
Что в наших силах сделать, чтобы спасти нашу Землю? Чем вы можете помочь, чтобы спасти окружающую природу? (Беседа учителя с учащимися).
Экологи - это те специалисты, которые пытаются объяснить, почему высыхают реки, гибнет рыба или летом выпадает снег. Они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека. Если содержание вредных веществ выше критического уровня, выявляют причины, составляют прогноз развития ситуации.
Ролевая игра «Совет экологов». Посовещайтесь друг с другом и ответьте на вопрос: Что можно изготовить из лоскута (группы №1 и №2), из пластиковых бутылок (группа №3 и №4), из стаканчиков из-под йогурта и киндер-сюрпризов (группа №5 и №6). Кто больше назовет изделий, которые можно сделать из промышленных и бытовых отходов. Вспомните, какие поделки вы выполняли в начальных классах, видели на выставках. На работу отводится всего 3 минуты:
Самостоятельная работа учащихся в парах - заполняют таблицу (3 мин). Выступление по две группы с отчетом поочередно (элемент соревнования) (по 2 мин).
Молодцы!
Сократить накопление отходов позволяет многоразовое использование стеклянных бутылок, сбор пластмассовых бутылок и полиэтиленовых пакетов для переплавки и т.д. Поэтому сейчас много внимания уделяется безотходным технологиям.
Безотходная технология это такой способ производства продукции, при котором наиболее рационально и комплексно используются сырье и энергия в цикле: сырьевые ресурсы производство потребление вторичные сырьевые ресурсы.
4. Посмотрите подборку, что можно сделать из отходов. (Слайды презентации).
Постановка проблемы: А теперь вопрос ко всему классу: Что можно изготовить из одноразовых пластиковых ложек? (Ответы учащихся).
Совместное решение проблемы. (Слайды) Постановка проблемы является первым пунктом в выполнении проекта.
Выбор оптимального из трех вариантов (по плану).
5. Физкультминутка (1мин).
6. Практическая часть. Представьте себе, что наша фирма выпускает сувениры. Поступил заказ на новогодние сувениры. Сейчас вы выступите в роли дизайнеров.
Д и з а й н е р – (англ. Design – замысел, проект, рисунок) – художник –оформитель - это специалист, занимающийся художественным конструированием предметов, проектированием эстетического облика промышленных изделий (автомобили, рабочие инструменты, машины бытовой техники, одежда и игрушки. Дизайнеры придают изделию форму, предлагают цветовое решение, оформляют новые изделия.
Вводный инструктаж учителя: Выбор технологии соединения: Ниточное или клеевое? Выбор клея: ПВА, Момент, стержни для клеевого пистолета. Повторение техники безопасности.
С иглой С ножницами С клеевым пистолетом
Разбор изготовления изделия по инструкционной карте.
Самостоятельная работа учащихся.
Учитель проводит текущий инструктаж учащихся по изготовлению изделия, напоминая учащимся о необходимости соблюдения правил техники безопасности. (20 мин)
7. Подведение итогов урока. Выставка работ учащихся. Учитель совместно с ученицами выделяет удачные, аккуратные работы. Отмечают видимые недостатки. Выставление оценок. Домашнее задание: Как дизайнерам, вам необходимо продумать отделку сувенира. Уборка рабочих мест. (3 мин)
8.Рефлексия учащихся (учащиеся высказывают своё мнение об уроке) (1мин)
15