Конспект занятия на тему: «Право ребенка жить в семье» для детей с ОВЗ в подготовительной группе
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ «РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ «ВИКТОРИЯ» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ»
Конспект занятия на тему: «Право ребенка жить в семье» для детей с ОВЗ в подготовительной группе
Подготовила:
Степанова С.С.
2016 г.
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.
Задачи:
Дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности;
Совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи;
Развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.
Словарная работа: согласная семья, забота, обязанность, дети-сироты.
Материал: плакаты о правах ребенка, аудиозапись песни "Мама для мамонтенка" композитора В.Шаинского, иллюстрация к ненецкой сказке "Кукушка", листы овальной формы (лепестки), 0,5 альбомного листа, цветные карандаши.
Предварительная работа: беседа по "Декларации прав человека" и "Конвенции ООН о правах ребенка". Чтение русской народной сказки "Морозко", ненецкой сказки "Кукушка", "Золушка" Ш.Перро, "Воробьишко" М.Горького, заучивание стихотворений.
Ход занятия
(Воспитатель предлагает детям послушать песню из мультфильма "Мама для мамонтенка", ребятам предлагаются вопросы для обсуждения сюжета песни)
Воспитатель: Кого ищет мамонтенок? (предлагаемые ответы)
Воспитатель: Скажите, куда вернется мамонтенок? (ответы детей)
Воспитатель: Да ребята, семья, родной дом - самое дорогое, что есть у человека.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье. Попробуйте произнести слово "семья" вот так: "семь-я!"
Воспитатель: Как вы думаете, что это значит? (ответы детей)
Воспитатель: Для чего люди создают семью? (ответы детей)
Воспитатель: Что такое согласная семья? ( рассуждения детей)
- Самые близкие ребенку люди - его родители. И для родителей дети - смысл и радость всей жизни.
(Детям предлагаются пословицы. Задание: объяснить смысл пословиц)1. "Родительское сердце- в детках".
2. "Дети не в тягость, а в радость".
3. "Семья сильна, когда над ней крыша одна". (рассуждения детей)
Помните, счастливы дети, когда у каждого ребенка дружная семья.
"Если дочка не упряма,Если папа не сердит,Если бабушка на маму,Исподлобья не глядит,Если добрые слова,Слышишь с самого утраЗначит папа, мама, я -Кто?- хорошая семья!"
(Вниманию детей предлагаются плакаты по правам человека)
Воспитатель: О чем говорят эти плакаты? (рассуждения детей)
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на жизнь.
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на заботу со стороны взрослых.
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на сохранение семейных связей.
Воспитатель: Права записаны в специальном документе - "Декларация прав ребенка, "Конвенция прав ребенка". Ваши права охраняются государством.
Воспитатель: В хорошей и дружной семье все помогают друг другу, заботятся о членах семьи.
Воспитатель: Расскажите как ваши мамы и папы заботятся о вас?
Воспитатель: А у вас есть постоянные обязанности дома? (ответы детей)
Игра "наши добрые дела"
На магнитной доске круг желтого цвета. Дети подходят по одному с лепестком, вырезанным из бумаги и рассказывают, как они помогают дома, какие поручения выполняют. ( в конце игры подводится итог)
Воспитатель: Посмотрите, от ваших добрых дел даже цветок раскрыл свои лепески.
Воспитатель: Да, помощь родителям нужна. И они заботятся о том, чтобы ваши права не нарушались.
(Рассуждения детей)
Чтение загадки:
"Дитя еще не родилося,А уж отдано на воспитание,У кого это?" (кукушка)
(Показ иллюстрации к ненецкой сказке "Кукушка", беседа по сказке)
- Ребята, назовите, как называется сказка?
- Почему мама обернулась "кукушкой"?
- Какие права были нарушены детьми по отношению к родителям?
- Как бы вы поступили на месте этих беззаботных детей?
- Подумайте, кто будет заботиться об этих детях? (рассуждения детей)
- Как же поступают с детьми, оставшимися без родителей?
Воспитатель: В жизни бывают такие ситуации, когда дети остаются без семьи.
Эти дети находятся под защитой государства. Дети сироты живут в детских домах и приютах. О них заботятся взрослые: за здоровьем ребенка следят врачи, медицинские сестры, воспитатели дают знания, дарят тепло и ласку, воспитывают быть добрыми и дружными.
Игра "Что мы делали, не скажем, а что видели, покажем"
Игровой этюд в команде. Одна команда показывает имитирующие движения домашних дел, другая команда, отгадывает, затем меняются ролями.
Воспитатель: Мы с вами много говорили о семье, о заботливом отношении к членам семьи, о ваших правах и обязанностях.
Воспитатель: А сейчас ребята, предлагаю нарисовать вам символ семьи. И рассказать, что он означает.
(Дети под мелодию "Мама для мамонтенка" рисуют символы)
(Затем дети рассказывают о символах своей семьи, о правах своих, о любви в семье, о дружеских взаимоотношениях с родными)
"Без прав на свете жить не сможем,Всегда и везде нам право поможет,Как хорошо, что есть права,Они великой силой обладают"
(Воспитатель предлагает детям из рисунков символов семьи сделать альбом)
Воспитатель: Желаю вам, ребята, чтобы ваши права в семье никогда не нарушались, и чтобы у каждого ребенка была дружная и счастливая семья.
Подведение итога занятия.