Конспект урока по теме «Растровая и векторная графика»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18»
Тема урока: Растровая и векторная графика.
9 класс.
Никитина Мария Александровна
Учитель информатики и ИКТ
Оглавление
Стр.
1. Введение …………………………………………………………………………………………………………………3
2. Основная часть………………………………………………………………………………………………..………….4
3. Заключение……………………………………………………………………………………..……………………….13
4.Список использованной литературы…………………………………………………………………………………..14
Приложения…………………………………………………………………………………………………..…………..15
Введение
В условиях коренной перестройки системы образования и внедрение в школы ФГОС, где ключевые слова: системно-деятельностный подход, личностно значимая деятельность, качество, доступность, здоровьесберегающие технологии, переход к Европейским стандартам; преподавания информатики в начальной школе, приобретает одну из ведущих ролей.
Каковы же цели современной школы?
В нашем понимании — это создание наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, раскрытия его индивидуальности. Школа - это социальный институт, где каждый ребенок становится субъектом образовательного процесса.
Основной целью работы педагога является признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности, создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на «усредненного» ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Методика личностно - ориентированного подхода позволяет «...раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, раскрыться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям». (1)
Вот почему, составляя урок, мы использовали методику личностно-ориентированной технологии обучения.
В материалах конспекта урока даны методические рекомендации по использованию приёмов, методов, упражнений на уроке.
Структура урока соответствовала теме и дидактической цели занятия. Все этапы шли последовательно, заранее было предусмотрено их продолжительность. Изучение нового материала проходило в ходе рассказа учителя о структуре программы, который сопровождался практической демонстрацией, ученикам были выданы карточки с основными понятиями темы. Время на уроке было распределено экономно. В конце урока были подведены итоги, поставлено несколько вопросов на контроль изученного материала. Использовались различные формы работы: индивидуальная, групповая, практическая, а также методы: пояснения, беседа, работа с карточками, практическая работа за компьютером. Все эти методы отвечали содержанию учебного материала, целям и задачам урока. Соблюдены главные воспитательные, дидактические, психологические и санитарно-гигиенические требования к уроку.
2. Основная часть.
Тема урока: Растровая и векторная графика.
Цели урока
Образовательные:
обобщить и систематизировать знания учащихся по теме урока.
Воспитательные:
воспитывать у учащихся чувства ответственности, самодисциплины и самоорганизации, ответственное отношение к разработке индивидуальных проектов.
Развивающие:
развивать внимание, творческие способности, познавательный интерес, способности к сотрудничеству и диалогу.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютерный класс.
Программное обеспечение: проигрыватель ресурсов версии 1.0.0.91 для ОС Windows (ОМС.exe), программа Internet Explorer, программа Microsoft Excel, программа Paint.
Формы обучения: коллективная, индивидуальная.
ТСО: интерактивная доска, ЭВМ, мультимедиа проектор.
Программное обеспечение.
Операционная система Microsoft Windows XP Professional и Linux.
Пакет офисных приложений Microsoft Office
Растровый графический редактор KolourPaint.
Векторный графический редактор Inkscape.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика Время
(в мин.)
1 2 3 5 6 7
1 Организационный момент Учитель приветствует учащихся, контролирует готовность класса к занятию, мотивирует учащихся, сообщает им цели и задачи урока, создает благоприятный психологический настрой.
Ученики проверяют готовность к уроку, отвечают на приветствие. 1 мин
2
Актуализация знаний учащихся по теме «Кодирование графической информации», полученных на прошлом занятии ЦОР 1
Учитель раздает карточки с заданиями. Двое учащихся (слабые) работают с тестом (тест представлен в двух вариантах). 8 мин
ЦОР 2
Организует начало деятельности учащихся. Один учащийся проходит тест онлайн.
ЦОР 3
Организует начало деятельности учащихся. Сильные учащиеся (2 человека) решают задачи (заготовка в электронных таблицах).
ЦОР 4
Организует начало деятельности учащихся. Сильные учащиеся (2 человека) решают интерактивный тренировочный тест (ЦОР)
ЦОР 5
Пока учащиеся, получившие задания работают, учитель организует фронтальное повторение домашнего задания. Демонстрирует вопросы и задания на интерактивной доске, подготовленные учителем в виде презентации. Остальные учащиеся работают фронтально с учителем, отвечают на вопросы.
Подведение итогов. Оценивает учащихся, которые работали индивидуально с интерактивными ресурсами. Учащиеся слушаю отметки 3 Постановка проблемы ЦОР 5 Учитель демонстрирует разные изображения.
Ставит вопрос перед учащимися, отличаются ли графические изображения и в чем отличие? Учащиеся высказывают свое мнение. 1 мин
4 Введение нового материала ЦОР 6
ЦОР 7
ЦОР 8
Учитель предоставляет новый материал для разрешения проблемного вопроса. Направляет деятельность учащихся. Помогает слабым учащимся выделить главное в информационном ресурсе.
Учащиеся просматривают информационный цифровой образовательный ресурс и последовательно заполняют опорный конспект (таблицу), в которой обобщают и сравнивают типы графических изображений (растровый и векторный) 12 мин
5 Обсуждение Учитель задает вопросы на рассмотренный материал: Чем отличаются:
- Элементы изображения в растровой и векторной графике.
- Область применения.
- Чувствительность к масштабированию.
- Объем графических изображений.
- Цветовое решение.
- Какие форматы имеет растровая графика и векторная графика?
- Недостатки растровой и векторной графики
- Достоинства растровой и векторной графики.
Учащиеся активно отвечают на вопросы, рассуждают, 3 мин
6 Разрешение проблемной ситуации ЦОР 5 (слайд 5) Учитель возвращается к проблемной ситуации и ставит вопрос: Отличаются ли графические изображения и в чем отличие? К какому виду графики относятся изображения и почему?
Какова была тема нашего занятия? Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Формулируют тему урока. 3 мин
7 Физминутка Учитель проводит зарядку для глаз. 1 мин
8 Первичное закрепление нового материала ЦОР 9
ЦОР 10 Учитель рассказывает, как надо работать с данным тестом и правильно отвечать на вопросы
Учитель смотрит за работой учеников и оценивает их. Ученики внимательно слушают и выполняют задания теста. 6 мин
9 Практическое задание ЦОР 5 (слайд 6)
ЦОР 11
ЦОР 12
Учитель показывает слайд и объясняет задание учащимся. Учитель контролирует выполнение практического задания. Ученики работаю в редакторе PAINT, сохраняют изображение в различных форматах, посматривают и сравнивают качество изображения, делают выводы. 5 мин
10 Подведение итогов урока. Учитель задает вопрос: В каких профессиях находит применение векторная и растровая графика?
Учащиеся слушают и отвечают на вопрос. 2 мин
11 Домашнее задание ЦОР 5 (слайд 7)
ЦОР 13
ЦОР 14
Базовый уровень: стр. 22-27, вопросы и задания.
Творческий уровень:
Научная графика:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/acc68ea8-591e-45f4-ba7e-c39c5bbbad6a/9_11.swf
Символьная графика
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a018e70-7cc2-4519-ad6d-bae29814155f/9_10.swf
Учащиеся записывают задание в дневник. 2 мин
12 Рефлексия ЦОР 5 (слайд 8) Учитель предлагает учащимся экран обратной связи Учащиеся отвечают на вопросы рефлексии. 1 мин
3. Заключение.
В результате проведения урока все поставленные задачи были успешно выполнены. Урок имел для учащихся большое значение. Можно рекомендовать усилить развивающий и воспитательный аспекты урока.
Триединая дидактическая цель (ТДЦ) урока предусматривает взаимосвязь воспитательного, обучающего и развивающего компонентов. Чётко поставлены учебные и развивающие цели, определяющие действия всех учащихся. Поставленные цели были взаимообусловлены, приняты всеми учащимися. Реальные результаты – на уроке все учащееся активно работали по достижению «собственно поставленных» целей и была высокая мотивация в получении новых знаний и умений у всех учащиеся. Задания в основном были выполнены.
На каждом этапе урока была обеспечена мотивация и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Задача выполнена полностью. Методы подобраны оптимально под содержание дидактических задач и способствовали переходу к следующим этапам урока. В ходе урока обеспечено восприятие, осмысление способов действий репродуктивного и конструктивного уровня. Все аспекты урока нашли отражение в организации деятельности учащихся и в её содержании. Учитывая возможности класса и особенности изучаемого материала, оптимально выбраны методы: словесные, наглядные, практические, логические. Чередование словесных, практических методов, форм организации познавательной деятельности способствовали предупреждению перегрузки учащихся в процессе урока. Рефлексия показала, что своим продвижением довольны все учащиеся. Формы организации познавательной деятельности соответствовали содержанию учебного материала и возрастным особенностям школьников. Урок достиг целей, представляет целостную систему с полным набором элементов. Связи между дидактическими задачами, содержанием учебного материала, методами и формами обучения прочные и обеспечили оптимальное функционирование всей системы урока. ТДЦ урока реализована полностью.
4. Список литературы
Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 295 с.
Поурочные разработки по информатике: 8-9 классы – М.: ВАКО, 2004. – 288 с.
Интернет-ресурсы.
1.Калашникова Н.Г. Личностно - ориентированный подход к формированию младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Учебное пособие для систем повышения квалификации./ Барнаул - 2004.
2.Молокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы.// Начальная школа. - 2005. -№1. - С. 119-123.
3.Степанов Е.Н. Личностно - ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование/ М.ТЦ Сфера.-2004. -128с.
Приложение
Приложение к плану-конспекту урока «Растровая и векторная графика»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1.
Тест «Кодирование графической информации» ЦОР 1
Текстовый документ Тест.docx2 Тест «Кодирование графической информации»
ЦОР 2 Web – страница теста http://www.banktestov.ru/test/?id=18443 Задачи на кодирование графической информации (подготовка к ГИА и ЕГЭ) ЦОР 3 Интерактивная заготовка в электронной таблице Задачи.xlsx4 Отработка навыков решения задач по теме "Представление графической информации» ЦОР 4 Интерактивный задачник «Представление графической информации» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8373fc5f-4171-4552-8a46-a7d80762e65e/9_25.swf5 Фронтальный опрос учащихся ЦОР 5 Презентация Слайд 2-4
6 Проблемная ситуация ЦОР 5 ПрезентацияСлайд 5
7 Растровая и векторная графика ЦОР 6
ЦОР 7
ЦОР 8 Информационный модуль, модель, среда моделирования, описательный текст. http://fcior.edu.ru/card/1095/rastrovaya-i-vektornaya-grafika.html http://fcior.edu.ru/card/28627/rastrovaya-i-vektornaya-grafika.html (Раздел Сравнение видов графики. Их плюсы и минусы)
рабочий лист изучения нового материала.docx8 Растровая и векторная графика ЦОР 9
ЦОР 10
Практический модуль, тест. http://fcior.edu.ru/card/10138/rastrovaya-i-vektornaya-grafika.html
http://fcior.edu.ru/card/11203/rastrovaya-i-vektornaya-grafika.html (только первое задание)
9 Исследовательская практическая работа «Качество изображения и его формат» ЦОР 5
ЦОР 11
ЦОР 12 Заготовленный графический файл. Заготовка для вывода Слайд 6
Рисунок.pngИсследовательская практическая работа. Docx10 Домашнее задание ЦОР 13
ЦОР 14 Демонстрация к лекции. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся Творческий уровень:
Научная графика:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/acc68ea8-591e-45f4-ba7e-c39c5bbbad6a/9_11.swf
Символьная графика
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a018e70-7cc2-4519-ad6d-bae29814155f/9_10.swf10 Рефлексия ЦОР 5 ПрезентацияСлайд 8