Конспект Земля-наш дом родной



Логика занятий ЛСодержание занятийсссСодержание занятия Мед.
указания
Деятельность воспитателя Деятельность ученика Орг. момент
Вступление Просмотр слайдов о природе. На фоне негромкой звучащей мелодии двое учащихся читают стихи:
1.На нашем шарике земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи коваль, как нежный шелк
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море толстый кит-
Большой, как дом, на волнах спит:
2.Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки.
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Чтоб был в источнике нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как, Тарзан,
Дружи с природой дикой.
Ты – тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.
2 мин.
2.Основная часть
III.Закрепление.
IV. Подведение итога. Тема нашего занятия «Земля – наш общий дом».
Сегодня мы с вами отправимся необычное путешествие по нашей необъятной Земле, побываем в разных материках, полянках и встретимся с разными животными и растениями. Познакомимся с правилами поведения в природе.
I.Прогулка состоят в загадках. «Угадай дерево».
1.Весной зелена Летом загорела
Осенью одела
Красные кораллы. (Рябина).
У нее длинные иголки, чем у елки
Очень прямо я росту – в высоту
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке. (Сосна)
3.И зимой, и средь лета
Не меняет она цвета:
В чаще сумрачной она
И свежа и зелена. (Ель)
Как зовут иголки
У сосны и елки? ( Хвоя)
II.Прогулка по цветочной поляне.
Отгадать загадки о цветах.
1.На высокой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерок прошуршал –
И развеял шапку-шар. (Одуванчик)
2.И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая? (Колокольчик)
И если гадать по цветку нам придется,
То пусть, свой последний отдав лепесток,
Суля нам удачу, светло улыбнется
Его золотистый, пушистый глазок! (Ромашка)
4.Вечно сумрачно под елью,
Пахнет сыростью и прелью,
Под ее лохматой лапой
Светят матовые лампы. (Ландыш)
III.Прогулка «Кто лишний»
Выдаются картины с изображением животных и надо выбрать из лишнего, потом сказать почему?
IV.Прогулка «Отгадай животное».
Нужно отгадать животное по характеристике на классной доске.
1.Летом питается сочными болотными растениями, молодыми побегами деревьев, листьями кустарников
Лось.
2. Преследует кабанов, косуль, оленей. Летом употребляет и растительную пищу: орехи, травы, фрукты.
Тигр.
3.Хвост короче уха,
Быстрые повадки,
Лечу я, что есть духа,
Лечу я без оглядки.
Заяц.
4.Питается птицами, мышевидными грызунами, лягушками, насекомыми, орехами, грибами и ягодами.
Медведь.
Физкультминутка
Топай, мишка. Хлопай, мишка.
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз,
Улыбайся и садись.
V. Прогулка на птичьей полянке.
1. каких птиц называют санитарами леса?
(Дятла, синицу)
2.Что за домик на березе
С круглой дырочкой в доске?
Есть такие и в колхозе,
Есть и в городе в Москве.
Готовят дом для птицы друга,
Когда летит она к нам с юга.
(Скворец)
3.«Гуль-гуль-гуль», - манит к себе их,
Дай зерна, воды налей.
Белых, сизых кофейных
Ты увидишь… (голубей)
Каких зимующих птиц вы знаете?
Здесь и там, и птичье пение,
Здесь есть даже угощение:
Крошки хлеба и пшено.
Отгадайте, что это? (Кормушка)
Наша жизнь неотделима от природы. Природа кормит, поит, одевает, лечит нас. Она наш общий дом. Природа щедра и бескорыстна. Она дает нам все для жизни, но и требует от нас бережного отношения к себе. Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками. Однако порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней. Это приносит большие беды. Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая ранка, нанесенная природе. И если одну рану нанесешь ты, другую – твой товарищ, третью, четвертую – кто-то еще, что же станет с природой?

Инсценировка стихотворения З.Александровой «Белая черемуха».

-Какую рану нанесли ребята?
Инсценировка стихотворения Г.Тукая «Ребенок и мотылек».
Как сохранить жизнь мотылька?
Обсуждение экологических ситуаций.
1.Вы путешествовали по лесу и случайно на тропинке увидели выпавшего из гнезда птенца. Как вы поступите? Почему?
2.На лесной полянке вы увидели красивые, ярко цветущие растения. Как вы поступите? Почему?
3. После отдыха в лесу вы собираетесь домой. Как поступите с накопившимся мусором? Почему?
4. На озере вы увидели, что ребята уничтожают лягушек. Ваши действия?
5. Мальчики, гуляя по лесу, заметили, как белка спрятала в дупло орешки. Они влезли на дерево, достали орешки и съели. Хорошо ли поступили ребята? Почему?
Рассмотрев ситуации можно сказать, что иногда человек действительно становится зверем для природы. Но, зная правила в природе и умея правильно выйти из сложной ситуации, можно стать настоящим защитником природы.
Ребята, каждый из вас был в лесу. Давайте сейчас вспомним какие правила мы должны с вами соблюдать, попадая в лес, на природу.
Не рубите в лесу деревья, не ломайте сучья и кусты. Помни, что воздух в лесу содержит в 300 раз меньше бактерий, чем в городе.
Не рвите лесные и полевые цветы. Помни, что ландыш зацветает на 6-й год, а венерин башмачок – на 18-м году.
Не разоряй муравейники. Знай, что 3-4 муравейника надежно охраняют 1 га леса от вредителей.
Будь осторожен с огнем. Помни: 97% пожаров возникают по вине человека.
Не включай громко в лесу радиоприемники, магнитофоны, так как это тревожит птиц и зверей.
Не оставляй неубранный мусор. Помни, что брошенная бумага сгниет через 2 года, битое стекло пролежит 30 лет, полиэтилен – несколько десятилетий.
Не оставляй надписей на деревьях и камнях. Они вызовут лишь досаду и сожаление у тех, кто придет после тебя.
Дорогие ребята! Очень хотелось бы, чтобы вы все запомнили эти правила поведения в природе и требовали выполнения их от своих знакомых и друзей.
Ребята, мы должны сберечь природу нашей Родины
для нас и наших питомцев. Охрана природы – святой долг и обязанность каждого. Свято относитесь ко всему живому. Берегите каждое деревце, веточку, каждый цветочек. Убирайте за собой мусор на лесных полянах. Не допускайте пожаров в лесу. Не загрязняйте реки, озера и не разрешайте это делать своим знакомым. Не разоряйте птичьи гнезда, не убивайте зверей. Вы узнали, что Земля – наш общий дом.
Ребята, вы хорошо поработали и все получили сертификаты «Юный защитник природы.
- Чему учились на занятии?
- Что нового узнали?
.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться.

Дети отгадывают загадки.
У доски выбирают лишнее животное.
Отгадывают животное с доски по характеристике.
Дети отдыхают.
Отвечают на вопросы.
Девочка 1 (идет по классу и читает стихотворение, показывая на дерево)
Расцвела черемуха около ручья.
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Легкая, как облачко,
Чистая , как снег.
Радовался деревцу каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней.
И могла цвести она
Много-много дней.
(Любуясь черемухой, проходят мимо две девочки).
Девочка 2 (обращаясь к подруге).
Это чья черемуха?
Девочка 3
Да она ничья
Белая снегурочка
Около ручья.
(Идет группа школьников, оглянувшись по сторонам, они обламывают ветки с дерева).
Девочка 1 .
Прибежали девочки,
А снегурки нет,
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.
А была черемуха
Чистая, как, снег,
Радовался деревцу
Каждый человек.
Мальчик.
Мотылек, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живешь?
Что ты ешь?
Что пьешь?
Где твой мир?
Где твой дом?
Расскажи обо всем.
Мотылек.
Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питье – ароматы цветов.
Но живу я недолго – не более дня.
Будьте же добрым со мной и не трогай меня!

Обсуждают экологические ситуации .
Выходят дети, поочередно называют правила.
Ученик читает стихотворение.
Дерево, трава, цветы и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
20 мин.
20 мин.
3 мин.