Конспект внеклассного занятия Земля — наш дом родной


План-конспект
открытого урока по окружающему миру :«Земля – наш дом родной»
Составила и провела Исмаилова Л.Х.- учитель начальных классов МБОУ СОШ№1с. Кизляр.
Цели урока:
- образовательная: формирование экологических знаний;- воспитательная: воспитание любви к родной природе, Родине, воспитание чувства единства с природой, ответственности за сохранение и преумножение ее богатств; воспитание любви к природе и родному краю.- развивающая: развитие наблюдательности, внимания, интереса к окружающему миру.
Дидактическое обеспечение:
плакаты и рисунки о защите природы, созданные учащимися;
картины о природе известных русских художников;
выставка книг об экологии России и родного края;
Красная книга .Диск с записью звуков леса.
Презентации.
Педагогически задачи.
Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе.
Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу.
Доставить детям радость от участия в общем празднике.
Зал украшен плакатами и рисунками о защите природы, созданными детьми и их родителями.
Словарик на доске:
«Экология – наука об окружающей среде»«Экос» - дом, убежище, «Логос»-учение.
Эпиграф на доске:
«Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», и пересесть из него просто некуда». (Антуан де Сент – Экзюпери)
Ход урока:
1. Орг. момент. Приветствие учителя и учеников. Психологический настрой. -Встать ближе друг к другу, взяться за руки, хором повторить слова. Природа сад, и люди в нём цветы,-Не сбережёшь её, не будешь жить и ты!!!
2. Вступление.Вед.: Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о том, нужна ли нам планета под названием Земля. Что значит она для каждого живого организма, и что мы должны сделать для того, чтобы Земля вращалась в космическом пространстве еще миллионы и миллиарды лет.

3. Ход урока: выступление детей.
Черная бездна... Звездная пыль...Крутится, вертится шар голубой,
Холодом дышит вечность,Нас на груди качая.
Переплетая сказку и быльКрутится, вертится не для того,
Миг и бесконечность!Чтоб все начать сначала.
Кто-то, когда-то задал маршрут,В кружении стай вездесущих ракет
Не объяснив секрета,Так нелегко вращаться.
И совершает неведомый путьВсе-таки пять миллиардов лет
Маленькая планета.Отдано цивилизации!
Мелкой дрожью на полюсах .Дает себя знать усталость.
И застывает вопрос на устах:
«А сколько еще осталось?!»
Вед:.-Речь сегодня пойдёт о нашей планете, о её природе, о нас с вами, о нашем отношении к Природе.
Для кого мы охраняем природу?- Для человека От кого мы охраняем природу?  - От человека
  -Входя в нашу собственную квартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье.
            В общепланетном доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. Чем больше мы будем знать о мире природы, тем лучше сможем его защитить.
Дети:
Моя планета - человеческий дом.Вот она летит, маленькая такая!
Ну как ей жить под дымным колпаком,Вот она грустит, в думы свои вникая,
Где сточная канава - океан,Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,
Где вся природа поймана в капкан,Все еще живет! Все еще людям верит!
Где места нет ни аисту, ни льву,Вот она плывет сквозь розовую полночь,
Где стонут травы: «Больше не могу...»Всех людей зовет, просит прийти на помощь!
Вед. -В последнее десятилетие мы всё чаще слышим слово «экология». Экология – это наука об окружающей среде. Наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, Земле. Эта наука  пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать? Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «экос» - «жилище, дом» и «логос» - учение. Наука о жилище, доме. А дом нужно всегда беречь и защищать. А что мы с вами называем общим домом? Конечно же природу!
Есть просто храм,
Есть храм науки,
а есть еще природы храм –
С лесами, тянущие руки
Навстречу солнцу и ветрам
Он свят в любое время суток
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
Вед. -А обитатели этого дома – звери, птицы, рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли, микробы и все мы – люди. Недаром замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», и пересесть из него просто некуда».
Вед.-Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед… нами. Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны. И только зная законы и тайны природы, мы сможем стать её верными друзьями и помощниками. От слова «экология» произошло слово – эколог. Эколог – эта профессия становится всё более распространённой в мире.
-Экологи - это люди, которые занимаются экологией, защищают природу.Они придумали праздник- «День Земли». Его отмечают 22 апреля. Ребята каждый из вас может стать экологом, а сейчас мы только юные помощники, от которых зависит порядок в зелёном доме.
Дети:
Мы рубим лес, устраиваем свалки.Пора бы человечеству понять,
Но кто же под защиту все возьмет?Богатство у природы отбирая,
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки. Что Землю нужно тоже охранять:Подумайте, а что нас дальше ждет?Она, как мы, такая же - живая!
А сколько выбросов мы дарим ей,Дымы заводов, грязь от теплоходов.У нас прекрасная земля людей,Боюсь, не стала бы она землёй отходов.Земля – наш дом и летом и зимой,И осенью, весной.Земля – наш дом.Задумайся о том.
Мы хотим природу обмануть, Под себя сильней её прогнуть, Но она такого не простит, И сполна за дерзость отомстит!
Бьём по ней ударом за удар, И горят леса, в тайге пожар, Загрязняем реки, льём мазут,
И война с природой там и тут. И она болеет и молчит, Просто мы не слышим, как кричит, Язвами на теле прорастает, За собой живущих увлекает!
ПРЕЗЕНТАЦИЯ №1- «Берегите землю!!!»
Без природы в мире людямдаже дня прожить нельзя.Так давайте к ней мы будем относиться как друзья.И при всем честном народеДобавляем мы потомНужно помогать природе Но со знаньем и умом.Мы хотим. Чтоб птицы пели,Чтоб вокруг леса шумели, Чтобы были голубыми небеса,Чтобы речка серебрилась,Чтобы бабочка резвиласьИ была на ягодах роса.Чтобы мирно мчались годы,Расцветал за веком векДругом быть для всей природы Должен каждый человек!
Давайте будемБеречь планету.Во всей ВселеннойПохожей нету,Во всей ВселеннойСовсем одна,Что будет делатьБез нас она?.. –
Вед.-Величава, богата, могущественна природа и нашей родины России. Не всегда люди понимают, что к природе надо относиться бережно. Нельзя вырубать и ломать деревья и кустарники, убивать птиц и зверей, ловить бабочек. Хотя порой, кажется, что эта змея или букашка не приносят никакой пользы. Но это не так. Все эти растения и животные на месте. Они у себя дома. Все они составляют единую экологическую цепочку.
Дети: Почему мы с лесом дружим?
Для чего он людям нужен?
Вот стоит обычный стол. Это лес!
Или рама, двери, пол? Лес!
А пенал красивый наш? Лес!
Или этот карандаш? Лес!
Ну а стул, скамейка, парта? Лес!
А тетрадка, книга, карта? Лес! Лес!
Оглянись, все вокруг, Это наш зеленый друг
Лес не только для нашей забавы,
Он богатство любимой земли..Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой
Может вырасти дуб в три охвата,
Березняк иль малинник густой.
Люби природу, человек! Люби природу, паренёк, И девочка, люби, От загрязнений защищай, Её ты не губи! Не отравляй полей и рек, Морей, лесов и гор, Ты в них отходы не сливай, Вредителям - позор! Люби природу, человек, Её ты охраняй, Картину выжженной земли, Живя, не оставляй! Люблю природу русскую. Хочу сберечь от всех Её творенья чудные
Дающие успех.
Друзья мои, товарищи, Хочу я вам сказать: «Давайте станем дружненько
Природу защищать!» Не будем больше мусоритьСледить за ней всегда. И будет благодарна Нам матушка-земля! И будем мы наказывать Вредителей таких... Природу защищатьУчить мы будем их. И будет она пышнаяЦвести, благоухать. Природу наша русская Век будет процветать.
Вед-:Не так все хорошо на Земле, оглянитесь вокруг и предложите свою помощь. Надо не только любить природу, но и охранять, беречь, приумножать. Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой.
Дети:
Очень просто в тихую погодуПомечтать в лесу иль у пруда.Но любить по-настоящему природуЭто значит действовать всегда
. - Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди плачут
И росу роняют на песок.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны, И не будет красоты.
Ты, человек, любя природу
Хоть иногда её жалей.В увеселительных походахНе растопчи её полей.В вокзальной сутолоке векаТы оценить её спеши:Она твой давний добрый лекарь,Она союзница души.Не жги её напропалую,И не исчерпывай до дна.И помни истину простую Нас много, а она одна.
Вед:«Красная книга природы»-это книга, в которую заносят исчезающие и редкие виды растений, животных, насекомых. Представителей природы, занесенных в эту книгу, охранять надо особенно бережно. Почему именно красная? Потому, что красный цвет сигнал тревоги по спасению животных и растений. Мы живём в небольшой горной республике, в Осетии.Её нерукотворную красоту создала сама природа. Чтобы сохранить всё это, нужно заботиться о природе, охранять её. На территории республики созданы заповедники, природные парки, заказники.
Дети:
Охраняется “Красною книгой”
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
И тревога за жизнь неустанна,
Чтоб не сгинуть в космической мгле:
Исчерпаемы все океаны,
Исчерпаемо всё на Земле.
Мы леса и поля обижаем.
Стонут реки от горьких обид.
И себя мы прощаем,
И себя мы прощаем,
Но грядущее нас не простит.


Нор звериных,
Птичьего гнезда
Разорять не будем никогда
Пусть птенцам
И маленьким зверятам Хорошо живется, с нами рядом!
.ПРЕЗЕНТАЦИЯ №2 « Берегите всё живое»
Заключительное слово учителя.
- Вот, оказывается, какое это сложное мироздание – наш Общий Природный дом. И светлый он, и радостный, и сказочно-прекрасный и, в то же время, беспокойный, тревожный и даже трагический. Дом, живущий по своим законам, но и зависящий теперь от самого высокоорганизованного, самого умного, но, к сожалению, не самого мудрого из его обитателей – Человека.
-Может быть, самое важное для каждого – узнавать всё, что только возможно, о жизни окружающей среды. Чем больше все мы будем знать о мире природы, тем лучше сможем его защитить.
 «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Вокруг Солнца вращается 8 мёртвых планет, и только одна, ЗЕМЛЯ, пока несёт на себе жизнь! И я, и все мы призываем вас эту жизнь сберечь, делая для этого всё, что вы можете!
Берегите Землю!
Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики.
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите.!В заключении песня: «Не дразните собак, не гоняйте кошек!»