Конспект внеурочного занятия Земля — наш общий дом
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Бобрышевская средняя общеобразовательная школа»
Пристенского района Курской области
Земля – наш общий дом
Экологическая игра-путешествие
Разработала и провела учитель начальных классов
Мануйлова Елена Ивановна
2014 год
Цели: закреплять у обучающихся знания, полученные на уроках окружающего мира; развивать познавательную активность детей, коммуникативность, умение работать в команде; воспитывать бережное отношение к природе.
Ход игры
Ведущий:
Земля – это малая частичка Вселенной, но только на ней есть жизнь. Наша общая задача – сберечь планету. Наша планета полна тайн и загадок. И мы сегодня отправляемся в небольшое путешествие в тот мир, который находится рядом с нами, то есть в мир природы.
Станция «Лесная» (Слайд «Лес», музыка «Шум леса»)
Ученик:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвоюНочью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои.
Лесовичок:
Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Я – Лесовичок –
Кто я – сразу не поймёшь,
На неведомых дорожках
Ты в лесу меня найдёшь!
Охраняю лес густой,
И друзья мои со мной:
Белки, ёжики, кроты,
Будь же другом мне и ты!
Ведущий:
Мы оказались в лесу. Лес – это наш зелёный друг. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы связана с лесом, с деревом. Более 30 тысяч видов деревьев и кустарников образуют основу лесов нашей планеты.
Ученик:
Когда ты входишь в лес,
Где всё нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
- Что мы знаем о деревьях? (представление команд «Пчёлки» и «Муравьи»)
1. В природе это дерево называют сладким. Из его цветков пьют целебный чай при простуде. (Слайд «Липа»)
2. Какое кудрявое чудо-дерево имеет единственную в мире белую кору? (Слайд «Берёза»)
3. Название этого дерева происходит от слова «лист», а вот листьев на нём как раз и нет. (Слайд «Лиственница»)
4. Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Слайды «Цветы черёмухи», «Ягоды черёмухи»)
Дети читают стих-е З.Александровой «Белая черёмуха») Расцвела черёмухаОколо ручья,На апрельском солнышкеВетками шепча.
Лёгкая, как облачко,Чистая, как снег.Радовался деревцуКаждый человек.
Приходили девочкиПосидеть под ней,И могла цвести онаМного-много дней.
— Это чья черёмуха?— Да она ничья,Белая снегурочкаОколо ручья…
Мимо бабка ехала.Оглядясь вокруг,Сразу от черёмухиОтломила сук.
Городские школьникиШли в далёкий путь.Увидав черёмуху,Стали ветки гнуть.
Прибежали девочки,А снегурки нет.Лишь в пыли валяетсяВянущий букет.
А была черёмухаЧистая, как снег.Радовался деревцуКаждый человек.
5. Про это дерево в народе говорят: «листок колючий, а ствол липучий».Это дерево при ранении ствола выделяет « янтарные слёзы», которые закрывают рану. (Слайд «Сосна»)
6. Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их мороз, тем слаще они будут. (Слайд «Рябина»)
7. Это могучее дерево в народе назвали «прадед прадедов». А фуражку лесничего украшает кокарда в виде его листа. (Слайд «Дуб»)
8. Слайд « Кольца деревьев»
- Что это и что мы знаем ?( Слайд «Плановая посадка елей»)
Лесовичок:
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура, и таблетки.
Ну, а чем и как лечить,
Я могу вас научить.
Все целебные растения
Знаю я без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!- А знаете ли вы лекарственные растения?
1. Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мать.
(Слайд «Мать- и мачеха»)
2. Это жгучее растение при варке зелёных щей способно заменить собой щавель. (Слайд «Крапива»)
3. Какой лесной кустарник является настоящим накопителем витамина С?
(Слайд «Шиповник»)
4. Лекарственное растение, входящее в состав многих жевательных резинок.
(Слайд «Мята»)
5. Сегодня поляна золотисто-жёлтая от цветов, а завтра – бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые «головки», с которых слетают лёгкие пушинки. (Слайд «Одуванчик»)
6. Гирлянды белых душистых колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовита. (Слайд «Ландыши»)
- Почему мы с лесом дружим, и чем он нам дорог? (Ответы детей)
Ведущий:
Все знают, что в гостях надо, вести себя вежливо. Есть такие хорошие слова: «Ты пришёл в гости к природе, - не делай ничего такого, что посчитал бы неприличным сделать в гостях». В лесу мы гости. Необходимо знать правила культурного поведения.
Правила поведения в лесу. (Читают дети)
Не режь кору деревьев! Стоит сделать в коре маленькую ранку, как туда попадут споры грибов- трутовиков или поселятся вредные насекомые. Дерево теряет много сока, оно может ослабнуть и погибнуть.
Не оставляй мусор после себя! Знайте, брошенная бумага будет лежать более двух лет, консервные банки – 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1 000 лет.
Не разжигай костров в лесу. Это может вызвать лесной пожар. Место под костром не зарастёт 5-7 лет. Слой толщиной 2 см создаётся от 100 до 300 лет.
Не разоряй муравейники! Они – лесные санитары. Лес, в котором живут муравьи, свеж и чист. В нём много ягод и грибов.
- Соблюдайте эти правила, и вы будете желанными гостями в любом лесу.
-А сейчас встречайте – станция Цветочная! (Слайд «Тюльпаны»)
Лесовичок:
Давай пройдёмся медленно по лугу.
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Ведущий:
Цветы и травы помогают нам дышать, лечить разные болезни – словом, растения – это жизнь. С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полях много цветов: только стаял снег, а в лесу уже распускаются цветы. (Выходят дети в костюмах цветов)
Подснежник:
Выглянул подснежник в полутьме лесной –
Маленький разведчик, посланный весной;
Пусть ещё над лесом властвуют снега,
Пусть лежат под снегом сонные луга.
Пусть на спящей речке неподвижен лёд, -
Раз пришёл разведчик, и весна придёт!
Ландыш:
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень –
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышат луг
И птицы, и цветы…
Давай послушаем, а вдруг
Услышим – я и ты?
Ромашка:
Нарядные платьица, жёлтые брошки,
Ни пятнышка нет на красивой одёжке.
Такие весёлые эти ромашки-
Вот-вот заиграют, как дети в пятнашки.
Колокольчик:
Колокольчики мои, цветики степные!
Что глядите на меня, тёмно-голубые?
И о чём звените вы в день весёлый мая,
Средь некошеной травы головой качая?
Фиалка:
На солнечной опушке фиалка расцвела –
Лиловенькие ушки тихонько подняла.
В траве она хоронится, не любит лезть вперёд,
Но кто-то ей поклонится и бережно возьмёт.
Анютины глазки:
По утрам, умываясь росой,
Как цвели они, как красовались!
Но упали они под косой.
И спросила я: «Как назывались?»
И мерещилось многие дни
Что-то тайное в этой развязке:
Слишком грустно и нежно они
назывались – «анютины глазки».
Ведущий:
Конечно, не перечислить всех цветов, которыми одаривает нас природа. И все они просятся в букет. Но в букет можно сорвать совсем немного цветов. Помните, всё меньше остаётся красивых цветов на лугах и полях, в лесах из-за бездумного их сбора. В особой защите нуждаются растения, занесённые в Красную книгу.
(Показ рисунков из проекта «Красная книга Курской области», выполненный обучающимися 3 класса)
Лесовичок:
Если ты сорвёшь цветок,
Если он сорвёт цветок,
Если все: и он, и ты
На Земле сорвут цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты.
Правила сбора цветов (Читают дети)
Не губи цветы в природе! Чтобы зацвёл ландыш, надо ждать 6 лет, а бруснику -9 лет. Если вырвешь с корнем, загубишь растение на многие годы.
(Танец цветов. Танцуют все)Станция «Пернатые друзья»
Ученик:
Ждёт птиц трудная работа,
Целый день одна забота-
Накормить своих птенцов,
Желторотых молодцов.
Им родители приносят
Много разных вредных мошек,
Столько, что не перечесть,
Вот за это птицам – честь!
Ведущий:
В лесу, в поле, на водоёмах живут наши пернатые друзья. Птицы приносят большую пользу.
(Продолжается конкурс команд)
Он долго дерево долбил
И всех букашек истребил.
Зря он времени не тратил
Длинноклювый пёстрый… (Слайд «Дятел»)
Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова,
Это… (Слайд «Сова»)
Длинный нос, короткий хвост,
Стоит, притихший, на высокой крыше.
На чьей крыше гнездо вьёт –
В тот дом счастье принесёт. (Слайд «Аист»)
Летом увидеть меня нелегко:
Прячусь я в чаще лесной.
Но лишь наступят холода,
Ты встретишься со мною.
Грудь самки в серое одета,
Самца же грудка –красного цвета. (Слайд «Снегирь»)
Летом я ловила мошек,
Я зимой поем и крошек.
Люблю сало поклевать,
К вам в окошко залетать.
Очень юркая я птица,
А зовут меня… (Слайд «Синица»)
-Каких вы ещё знаете птиц?
-Как можно помочь птицам зимой? (Ответы команд)
-Что за птица? (Слайд «Колибри»)
(Ответы команд)
Ведущий:
Что бы мы делали без птиц? Своим пением, своею красотой они согревают нам душу. Чудное пение доставляет удовольствие.
Будь другом птиц! Не разоряй птичьи гнёзда. Подкармливай птиц зимой. Не шуми в природе!
Ведущий:
Отправляясь на отдых, многие берут с собой музыку. А есть другой путь – слушать музыку природы. (Слушаем музыку «Пение птиц»)
Станция «Звери»
(Показ слайдов зверей. Команды выбирают лишние. Возможны несколько вариантов)Болельщики отгадывают загадки о животных.
Жюри подводит итоги. Награждаются команды.
(Слайд «Природа»)
Ученик:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Лесовичок:
Животных нужно охранять
И хоть немножко уважать.
От серой мышки до моржа,
От бегемота до ежа
Должны ценить мы и беречь
И их покой всегда стеречь.
Ученик:
Прости нас, маленький жучок,
И муравей, и пчёлка,
Прости нас, сорванный цветок
И срубленная ёлка.
Лесовичок:
Прости нас, стройный тополёк,
За сломанные ветки.
Прости нас, пойманный зверёк,
Тебе так тесно в клетке.
Ведущий:
Давайте будем помнить, что Земля – общий дом природы и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом процветал и богател.
Ученик:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь!
(Слайд «Берегите Землю!)
Берегите Землю!
Землю берегите!
Берегите жаворонка
В голубом зените!
Бабочку
На листьях повилики!...Берегите горы,
Реки и моря!
Пусть не исчезает
В жизни красота!