Разработка часа общения с учащимися группы риска на тему: Я сам строю свою жизнь
Методическая разработка часа общения
с учащимися «группы риска» на тему:
«Я сам строю свою жизнь»
Цель:
воспитание правового сознания учащихся; воспитание правовой культуры школьников;
формирование культуры выбора у воспитанников в различных социальных ситуациях, нравственное воспитание, стремление к самосовершенствованию.
Задачи:
познакомить учащихся с понятиями «свобода», «выбор», с видами ответственности за совершённые правонарушения; развивать умения анализировать поступки других, работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию, воспитывать уважение к другим людям.
Оборудование: ноутбуки, мультимедийный проектор, экран,
раздаточный материал (карточки с заданиями и ситуациями, памятка), словарь Ожегова С.И.
Этапы проведения классного часа:
1. Вступительное слово социального педагога.
2. Просмотр фрагмента из видеоролика «Моральный выбор и ответственность», работа в группах по обсуждению проблемных вопросов.
3. Отрывок из сказки «Иван Царевич и серый волк», работа в группах по обсуждению проблемных вопросов.
4. Игра «Мозговой штурм».
5. Заполнение «Дороги в будущее».
6. Разбор ситуаций с определением видов ответственностей.
7. Тест онлайн на умение самостоятельно решать проблемы.
8. Выдача памяток.
9. Подведение итогов, рефлексия.
Социальный педагог: здравствуйте ребята и гости нашего занятия!
У каждого человека есть свобода выбора. И выбор этот должен быть разумен. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать?»
Просмотр фрагмента из видеоролика [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Приложение 1.
Давайте попробуем дать определение, что такое выбор? свобода?
(Обсуждение по данным определениям).
Теперь давайте обратимся к словарю Ожегова С.И. и посмотрим, что означают данные определения:
«Свобода» – возможность, проявление субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.
«Выбор» – взять, отобрать, определить для себя нужное, предпочитаемое.
- Поднимите руку, кто хочет быть свободным?
..Известные герои произведения Марка Твена: Том Сойер и Гекельберри Финн - тоже захотели полной свободы. Они сбежали из дома, потому что им надоела опека взрослых, необходимость ходить в школу, помогать по хозяйству, мыться и чистить одежду
Представьте, что вы вместе с ними живёте в пещере, питаетесь тем, что попадётся Долго бы выдержали вы такую «свободу»?
- Почему мальчики вернулись домой?
- Могли бы они воспользоваться деньгами, которые были положены на их имя в банк?
- Пустили бы их на квартиру?
- Смогли бы они снять номер в гостинице?
- Приняли бы их на работу?
- Позволяет ли закон бродяжничать и попрошайничать?
Свобода человека ограничена его обязанностями перед самим собой, перед близкими людьми, перед обществом, государством, перед природой
А сейчас послушайте фрагмент сказки “Иван-царевич и серый волк”, в которой Иван-царевич стоит на распутье и выбирает дорогу.
Иван-царевич взял у родителя-царя благословение, выбрал себе коня и отправился на поиски жар-птицы, сам не зная куда.
Едет он путем-дорогою, близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, - скоро сказка сказывается да не скоро дело делается, - наконец приехал он в чистое поле, в зеленые луга. А в чистом поле стоит столб, а настолбу написаны слова: “Кто поедет от столба сего прямо, тот будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив, а конь его будет мертв; а кто поедет в левую сторону, тот сам будет убит, а конь его жив и здрав останется!”. Иван-царевич прочел эту надпись и поехал в правую сторону, держа на уме: хотя конь его и убит будет, зато сам жив, останется и со временем сможет достать себе другого коня.
Ехал он день, другой и третий; вдруг вышел ему навстречу пребольшой серый волк и сказал:
- Ох, ты, младой юноша Иван-царевич! Ведь ты читал: на столбе написано, что конь твой будет мертв, так зачем сюда едешь?
Волк вымолвил эти слова, разорвал коня Ивана-царевича надвое и пошел прочь в сторону.
Иван-царевич очень сокрушался по своему коню, заплакал горько и пошел прочь пешком.
В какой ситуации оказался Иван - царевич?
Возникают ли подобные жизненные ситуации у нас с вами, когда нужно сделать выбор?
Всегда ли мы правильно делаем выбор?
Игра «Мозговой штурм» Приложение 2.Цель: выявление причин правонарушений (на листе написаны негативные и позитивные причины, дети выбирают те, которые приводят к правонарушениям).Делается вывод:- Какие же негативные причины могут привести к правонарушениям?- Назовите позитивные причины, способные предотвратить правонарушения?Но бывает, что подросток не может остановиться вовремя и правонарушения плавно перерастают в преступления.
Каковы же обязанности граждан?
Основные обязанности граждан России:
соблюдать Конституцию РФ и законы;
забота о детях, их воспитание;
забота о нетрудоспособных родителях;
получение образования;
забота о сохранении исторического и культурного наследия;
охрана природы и окружающей среды;
защита Отечества;
Невыполнение обязанностей влечёт юридическую ответственность.
Виды юридической ответственности:
Д - дисциплинарная
У - уголовная
Г - гражданско-правовая
А – административная
Заполнение «Дороги в будущее» Приложение 3.
Карточки с определениями:
Д- дисциплинарная ответственность
У – уголовная ответственность
Г – гражданско – правовая ответственность
А – административная ответственность
Сейчас давайте попробуем разобрать ситуации с определением видов ответственностей:
1.Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке.
После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил
мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? (Уголовное)
2.Иванов П.С., ученик 8 класса, с 3-6 октября 2015 года отсутствовал на занятиях в школе. Справки, подтверждающих уважительную причину не представил. (Дисциплинарное)
3.Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Ущерб был возмещен. Какое правонарушение совершили подростки? (Гражданско-правовое)
4.Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения
взрослых. Какое наказание ему грозит? (Административное).
А сейчас сядьте за компьютеры и пройдите онлайн
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Приложение 4.
Для любого выбора человек должен быть подготовленным, способным ответить на вопрос: зачем, с какой целью он выбирает. При любом выборе мы руководствуемся моральными нормами, умением поставить себя на место другого человека. Самым сложным является выбор жизненного пути, своей судьбы, своего будущего. Что является ценностью для современного человека? Кто-то ответит – мобильный телефон, без которого жить абсолютно не сможет; кто-то – компьютер, который сможет перенести человека в любой виртуальный мир. Мы не станем спорить с такими людьми, ведь компьютер и телефон так необходимы человеку сегодня. Но смогут ли они заменить реальных людей, общение с близкими и друзьями? Ведь есть ценности, которые проверены веками, тысячелетиями: любовь, семья, дружба, верность, истина.
Человек всегда сам решает, как ему поступить: соблюдать, или не соблюдать моральные нормы, выбрать между добром и злом. Существуют разные точки зрения на свободу человека. И я даю вам 2 минуты на обсуждение и принятие решения «за» или «против» этой точки зрения.
Работа в группах:
Первая группа комментирует высказывание Фраермана: “Человек свободен всегда”.
Вторая группа комментирует точку зрения Монтескье: “Мы свободны потому, что живём под властью законов”.
Третья группа комментирует точку зрения Ницше: «Свобода не поддается никакой оценке»
Как вы считаете, правы ли они в своих высказываниях?
Может ли свобода быть безграничной?
(Обсуждение вопросов)
Ваша жизнь будет ставить перед вами всё новые и новые задачи, для решения которых надо совершать одни действия и отказываться от других, предпочитать одно и отказываться от другого. Свободный человек делает свой выбор в политике, СМИ, в выборе здорового образа жизни, выборе друзей и знакомых. Лично я согласна с высказыванием Монтескье, потому что иначе получится не свобода, а анархия.
Приложение 5.
Выдача памяток подросткам по правовому статусу, правам, обязанностям и ответственности.
И в завершении занятия хочется рассказать вам притчу, а вы проанализируйте ее.
Один человек влюбился в Луну и тосковал по ней. Чтобы быть к Луне поближе, он устроил свое жилище на горе, и каждый вечер смотрел на нее, мечтая когда-нибудь приблизиться к предмету своего обожания. Однажды ночью, увидев, как лунная дорожка достигла его жилища, человек решил вступить на нее и пошел к луне. Он прошел уже половину пути без помех, когда засомневался в своих силах, испуганно посмотрел вниз, закачался и упал.
Он поставил цель, и когда он стал двигаться по пути ее достижения, произошел внутренний перелом, все рухнуло, к чему он стремился.
Уже в подростковом возрасте вы формируете себя как личность, у которой есть определенные жизненные позиции, внутренний устав, который вас ведет и сопровождает во взрослой жизни. И если у вас где-то есть внутри уголок, который вам подает сигналы, о том, почему бы и нет, не попробовать Задумайтесь над тем, что вы будущее страны, и надежда ваших матерей, отцов. А с другой стороны, вы ответственны за будущее поколение, которое будет жить в том обществе с теми нормами, которые вы создадите или сохраните.
Будьте достойными гражданами своей страны, соблюдайте законы!!!
Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима, жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона:
«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными».
Рефлексия
Приложение 6.
Вернемся к нашей «Дороге в будущее».
Задание поставить веселого человечка на тропу «Дороги в будущее».
Вывод: обязательно, зная права, правильно исполняя обязанности, проходя мимо дисциплинарных, уголовных, гражданско-правовых, административных ответственностей, идите смело по дороге в будущее!
Список литературы:
1. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицина, Т.М.Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: Москва «Вако» 2006-222с
2. Лунев А.Е. Административные правонарушения: М «Госюридза» 1998
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: Издательство "Азъ", 1992.
4. Фалькович Т.А.,Высоцкая Н.В., Тостоухова Н.С. Подростки 21 века психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: Москва «Вако» 2006-254с
5. Шишов О.Ф. Преступления и административные проступки.-М, 1987
6.Интернет ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложения к занятию часа общения
с учащимися «группы риска» на тему:
« Я сам строю свою жизнь»
Приложение 1
Просмотр фрагмента из видеоролика [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Текст из видеоролика:
Человек, в отличие от животных, - свободное существо. Вряд ли вы станете спорить с этим утверждением!
Но почему, же животных нельзя назвать свободными? Ведь они вольны бежать в любую сторону, если, конечно, человек не посадил их в клетку. Животных не сдерживают никакие правовые нормы и правила этикета.
Если, например, щенку надоедает сидеть на одном месте и смотреть в одну точку, он может перейти на другое. Вам же весьма проблематично выйти из класса до звонка, если тема урока перестала вас интересовать.
Так кто же из вас свободнее? Чтобы аргументировано ответить на этот вопрос, нужно для начала разобраться с тем, что означает слово «свобода». Что значит быть свободным?
Представьте себе, что вам предложили приготовить на завтрак всё, что вам захочется, и взять из холодильника любой из находящихся там продуктов. Вы открываете холодильник, а там лежат только куриные яйца. Вы можете знать рецепты приготовления множества вкусных блюд, но приготовить вы сможете только яичницу. Эти самые яйца сварить.
Ну, а если в холодильнике очень много разных продуктов, но вы не представляете, каковы они на вкус, потому что никогда раньше их не пробовали, даже не видели. Что с ними делать?
А как вам такой вариант? Много продуктов и все они вам известны. Только все они несъедобны, а может быть и ядовитые для человека. Завтрак из них, разумеется, можно приготовить. Вот только вряд ли когда-нибудь ещё вам придётся хоть что-то есть.
Ну, а если в холодильнике, кроме уже упомянутых яиц, вы увидите масло, сыр, хлеб, молоко, йогурт, колбасу, фрукты и всякую другую вкуснятину, то проблем с приготовлением завтрака у вас, наверняка, не будет.Вы сможете выбрать те блюда, которые вам больше нравится, которые вы умеете готовить, или те, которые наполнят силой и энергией на весь учебный день.
Часто именно так и определяют свободу: как возможность сделать реальный осознанный выбор. Свобода - это осознанная необходимость.
Приложение 2
Негативные и позитивные причины:
-пренебрежительное отношение к учебе, знаниям- стремление к примитивному времяпровождению- ответственное отношение к учебе, знаниям- зависть- преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей- доброта- жадность- низкий уровень правовой культуры граждан - алкоголизм и наркомания- общение с искусством, природой
Приложение 3
_________________________________________________________________
Карточки с определениями:
Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок, (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях.
Приложение 4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложение 5.
Памятка для подростка по правовому статусу, правам, обязанностям и ответственности.
ПРАВО - ЭТО НЕ ТОЛЬКО ПРАВА...
Дорогой друг, ты, наверное, знаешь, что когда тебе исполнится 18 лет, жизнь станет сложна от гражданских, трудовых, административных, семейных и других обязанностей, возросшей ответственности перед обществом и государством.
Но знаешь ли ты, что даже сейчас, будучи несовершеннолетним, ты имеешь не только права. Иногда трудно разобраться в том, что именно ты можешь делать, а что нет, и за какие проступки ждет наказание не только от рассерженных взрослых, но и от государства.
Каждый правонарушитель, даже несовершеннолетний, несет юридическую ответственность: материальную, уголовную, административную (до определенного возраста он может быть освобожден от нее, или она возлагается на его законных представителей).
А это означает, что и к тебе могут применяться предусмотренные законом меры принуждения, но только при условии, что ты совершил правонарушение.
ПОМНИ: ЧЕМ БОЛЬШЕ ТЫ ЗНАЕШЬ О СВОИХ ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ, ТЕМ МЕНЬШЕ БУДЕТ ВЕРОЯТНОСТЬ ТВОЕГО ПОПАДАНИЯ В СЛОЖНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ.
Приложение 6.
Заполнение «Дороги в будущее»
проходя мимо
____________________ ___________________
Обязательно Дорога Правильная
(зная права) в будущее (исполняя обязанности)
Веселый человечек
Arial BlackArial BlackРисунок 1415