Педагогическая разработка часа общения с учащимися « группы риска» на тему:







Педагогическая разработка часа общения
с учащимися « группы риска»
на тему: "Жизнь без или подвержены ли вы стрессу"




Автор: Сунгаева Светлана Николаевна, социальный педагог,
1 квалификационная категория, педагогический стаж 18 лет, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа № 7».


















г. Тулун 2015
Педагогическая разработка часа общения с учащимися « группы риска»
на тему: "Жизнь без или подвержены ли вы стрессу"
Цель: Научить контролировать свои поступки, речь, поведение. Уметь выйти из стрессовых ситуаций. Воспитывать толерантные отношения при конфликтных отношениях.
Задачи занятия:
Изучение понятий о стрессе;
Изучение стадий стресса;
Знакомство со способами снижения эмоционального и мышечного напряжения;
Формирование навыков саморегуляции.
Материал: компьютер и мультимедийный проектор, бланки для ответов теста, карточки с геометрическими фигурами, музыка, свечи для релаксации, презентации « Стресс», « Друг»
Ход занятия
Социальный педагог: Добрый день! Я предлагаю Вашему вниманию занятие, тема которого: «Жизнь без или подвержены ли вы стрессу».
Перед тем как начать занятие мне бы хотелось, что бы Вы ответили на вопрос «Чего Вы ожидаете от занятия? Какие знания хотели бы получить?».
( Высказывание учеников).
Социальный педагог: Сейчас я предлагаю Вам познакомиться самим с собой, внимательно посмотрите на представленные фигуры, выберите из них ту, которая больше всего нравится. ( Приложение 1).
Социальный педагог: те, кто выбрал Квадрат Люди - «Квадраты» обычно терпеливы, упорны и невероятно усидчивы. Махнуть рукой на начатое дело и сказать «Все равно ничего не получилось» - не в их стиле. «Квадраты» будут методично двигаться к намеченной цели шаг за шагом, чем-то неуловимо напоминая асфальтоукладчик, и не остановятся, пока ее не достигнут. Поговорку о том, что война-войной, а обед по распорядку, наверняка придумал кто-то из «Квадратов»: при слове «импровизация» или «экспромт» они морщат нос и недовольно хмурятся. С их точки зрения, жизнь удалась, если только она идет по плану. Эти любители стабильности стараются придерживаться однажды и навеки заведенного порядка вещей.
Они обожают выстраивать логические построения и схемы и ненавидят сюрпризы, нововведения и любые перемены вообще, и те, что вносят коррективы в их логические построения в частности. Социальный педагог: те, кто выбрал Прямоугольник Прямоугольник считается временной, переходной формой. Обычно ее выбирают люди, которые в данный момент крайне недовольны собой и своей жизнью и желают изменить эту ситуацию к лучшему. «Там все есть для счастья, меня там только нет, но это значит, что я там буду» - вот девиз, под которым они действуют.
Основные качества «Прямоугольников» - это любопытство, смелость и интерес ко всему новому. Они жаждут перемен всем сердцем и впитывают новые знания, как губка. Люди крайне редко пребывают в «фазе Прямоугольника» длительное время как правило, после того, как решение о том, что нужно сделать, принято, они «мутируют» в любую другую фигуру из оставшихся четырех. Социальный педагог: те, кто выбрал Треугольник Зимой и летом, независимо от капризов погоды и маст-хэвов сезона, люди - «Треугольники» облачены в желтую майку лидера. Это настоящие «Энерджайзеры», только в отличие от батареек, обладают честолюбием и прагматизмом. Они расчетливы, амбициозны, не только знают, чего хотят, но и как этого добиться. На работе умеют весьма доходчиво убеждать руководство в собственной незаменимости.
«Треугольники» частенько грешат тем, что уверены в существовании двух точек зрения неправильной и их собственной. Они - сильные личности и опасные конкуренты, иногда кажется, что вместе с кровью по их жилам струится дух соперничества. Социальный педагог: те, кто выбрал Круг Человек - «Круг» как никто другой умеет сопереживать и сочувствовать, он легко может представить себя на месте другого человека, «вжиться» в чужие эмоции и разделить их. Добрые и отзывчивые «Круги» могут ощущать себя счастливыми только в том случае, если все в порядке не только у них самих, но у их родных и друзей.
«Круги» предпочитают не конфликтовать с окружающими, а «сглаживать» недоразумения. Порой для них спокойствие дороже истины, в 99% случаев из 100 они пойдут на уступки первыми. Социальный педагог: те, кто выбрал Зигзаг «Зигзаги» - личности творческие, креативные, оригинальные. Они отвергают проторенные тропинки, штампы и стереотипы, предпочитая делать все по-своему, изобретая нестандартные ходы и решения. Среди этих оригиналов часто попадаются харизматичные, обаятельные люди.
«Зигзаги» достаточно легко выходят из себя, а их настроение порой меняется быстрее, чем курс валют во время торгов на бирже. «Зигзаги» - прекрасные ораторы, которые готовы поделится идеями, пришедшими им в голову, со всеми желающими (впрочем, и нежелающими тоже).
Социальный педагог: Бывают такие ситуации, что порой ми и сами не знаем как поступить, что может с нами произойти. Послушайте притчу « Мудрец и бабочка». Много лет назад в одном городе жил очень мудрый человек. К нему часто приходили люди за советом. Каждому из них он умудрялся дать очень хороший и правильный совет. Слава о его мудрости разнеслась повсюду.
Однажды его слова дошли до еще одного человека, который тоже был мудрым и известным в округе. Этот человек тоже помогал другим людям. Ему нравилось то, что его считают самым мудрым и прислушиваются к его советам. И когда он узнал, что есть еще один мудрец, то стал злиться на него за то, что теряет свою известность. И он стал думать, как доказать другим людям, что на самом деле более мудрым является он.
Долго он думал и решил: «Я возьму бабочку, спрячу ее между ладоней, подойду на глазах у всех к мудрецу и спрошу его: «Скажи, что у меня в руках?». Он, конечно же, великий мудрец, поэтому он догадается и скажет: «У тебя в руках бабочка». Тогда я его спрошу: «А какая это бабочка, живая или мертвая?» И если он скажет, что бабочка живая, тогда я легонько надавлю ее своими ладонями так, что когда я их раскрою, то все увидят, что она мертвая. А если он скажет, что бабочка мертвая, тогда я отпущу ее, и она полетит. И тогда все увидят, что он оказался не прав». Так он и сделал. Взял бабочку, подошел к мудрецу и спросил его:
- Скажи, что у меня в руках? Мудрец посмотрел и сказал: - У тебя в руках бабочка. Тогда он спросил мудреца: - Скажи, живая она или мертвая? Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал: - Все в твоих руках.
Социальный педагог: Действительно, что бы мы не делали, все в наших руках, все зависит только от нас.
Как мы себя чувствуем после неприятностей, после конфликтных ситуаций на улице, в семье, в школе тоже зависит только от нас.
Умеем ли мы управлять своим эмоциональным состоянием?
Сейчас мы с Вами проверим. Возьмите бланки теста «Умеете ли Вы справляться со стрессом?» (находится на столе каждого) (бланки с ответами остаются у педагогов, результаты отображаются на слайде). ( Приложение 2)
В левой части бланка предлагаются некоторые утверждения. Необходимо выбрать в правой части бланка наиболее характерные для вас реакции и отметить их.
Социальный педагог: подведем результат теста:
0-3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы
4-7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом.
8 и более очков. Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.
Социальный педагог: И так кто-то умеет владеть собой, кому-то не мешало бы взять на заметку несколько приемов, которые помогают бороться со стрессом, кому-то и вовсе трудно бороться с жизненными невзгодами.
Вопросы для обсуждения:
Что такое стресс?
Какие виды стресса бывают?
Что может являться стрессором?
Испытывали ли вы стресс?
Как вы себя чувствовали в стрессовых ситуациях?
Просмотр презентации по теме занятия. ( Приложение 3).
Социальный педагог: Сейчас я вам предлагаю выполнить несколько упражнений.
( Приложение 4).
Социальный педагог: Вот несколько советов, которые должны помочь побороть стресс.
(Приложение 5)
Социальный педагог: Возьмите тонкую восковую свечу и сделайте пометку примерно посередине. Поставьте вертикально и зажгите. Сядьте удобно. Расслабьтесь. Сконцентрируйтесь на пламени свечи и не отвлекайтесь ни на что другое. Смотрите спокойно, глаза должны быть расслабленными, но картинка не должна "расплываться". Ваша задача дождаться пока свеча догорит до сделанной пометки, концентрируясь на пламени, не отвлекаясь ни на что иное. Всякий раз, когда у вас появятся посторонние мысли, отвлекающие вас от созерцания пламени - загните очередной палец на руке, ни в коем случае не считая, сколько их уже. Свеча догорела до отметки. Если загнут хотя бы один палец, отметьте в следующий раз на свече всего лишь 1 см и вновь проделайте упражнение. Тренируйтесь пока не научитесь не отвлекаться на столь коротком участке свечи. Далее увеличивайте расстояние до отметки на свече.
Социальный педагог: Хорошо когда в трудной ситуации тебя поддержит друг, я предлагаю посмотреть презентацию « Друг».
Вопросы для обсуждения:
Настоящий, верный друг для вас - это кто?
Есть ли у вас верные друзья?
Социальный педагог: давайте подведем итог нашего занятия:
В начале занятия Вы ответили на вопрос «Чего вы ожидаете т занятия?», сейчас я хочу спросить Вас «Что Вы получили по окончанию занятия? Что Вы узнали нового? Оправдались ли ваши ожидания?».
Ответы учеников
Социальный педагог: Я уверена, что в дальнейшем эти простые способы по необходимости помогут Вам стабилизировать эмоциональное состояние и позволят сохранить и укрепить здоровье.
Рефлексия (приложение 7).

Библиографический список:
Ведяев Ф.В.Воробьева Т.М. Модели и механизмы эмоциональных стрессов. - Киев: Здоров я, 1983
Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М.Рабочая книга школьного психолога
Леонов А.Б.Профилактика стрессов - М, 1993
Фалькович Т.А.,.Высоцкая Н.В, Толстоухова Н.С. Подростки психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях.


Приложение 1
Тест с геометрическими фигурами.



Приложение 2
«Умеете ли вы справляться со стрессом?»
Утверждение
Часто
Редко
никогда

1.  Я чувствую себя счастливым.
0
1
2

2.  Я сам могу сделать себя счастливым
0
1
2

3. Меня охватывает чувство безнадежности 
2
1
0

4. Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к успокоительным таблеткам
0
1
2

5. Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощью к специалисту
0
1
2

6.  Я склонен к грусти
2
1
0

7.  Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим
2
1
0

8. Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте
2
1
0

9.      Я легко расстраиваюсь
2
1
0


Результат:
0-3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы
4-7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом.
8 и более очков. Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.
Приложение 3
Презентация « Стресс»
Приложение 4
Упражнения для снятия стресса
1.Контроль за дыханием.
Так как в спокойном состоянии человек дышит медленно и глубоко, этот метод вернет вам внутренне спокойствие: на счет 1-4 - вдох, на счет 5-8 - выдох, на счет 9-12 - задержка дыхания. Повторите несколько раз.
2. Снятие напряжения с челюстных мышц.
Постучите кончиком языка по бугоркам верхнего неба.
3.Отвлекающий маневр.
Приложения 5
Советы для снятия стресса
Дышите глубже: вдохните через нос, задержите дыхание, выдохните через рот.
Погуляйте, пускай недолго, если у вас плохое настроение.
Получите удовольствие от успокаивающего качества воды: поплавайте или примите душ или ванну.
Найдите время пообщаться со своими друзьями и членами семьи.
Поиграйте со своим питомцем.
Послушайте веселую музыку или поиграйте на своем любимом музыкальном инструменте.
Почитайте вдохновляющую книгу, спойте песню, прочитайте стихотворение.
Будьте чаще на природе.
Думайте позитивными мыслями.
Ограничьте просмотр печальных новостей по телевизору.
Запишите свои цели и план их достижения.
Приложение 6
Презентация «Друг»
Приложение 7
Рефлексия
Понравилось занятие Не очень понравилось Совсем не понравилось


Ефлекиярррр



























3185107_psihologicheskii_test (640x455, 24Kb)Рисунок 1психологический тест фигуры/3185107_psihologicheskii_test (640x455, 24Kb)15