Доклад на тему Сотрудничество классного руководителя с родителями
Педагогический совет
Выступление учителя начальных классов Муравьевой Ольги Николаевны
Сотрудничество классного руководителя с родителями
Педагоги, работающие с младшими школьниками, знают, какие тревожные чувства, и какое опасение может вызвать у маленького школьника начало учёбы в школе. Не меньше волнений вызывает оно и у родителей учащихся. Ни для кого не секрет, что выражение «трудный ребенок» появляется в начальной школе вовсе не из-за так называемой трудности самого ребенка, а из-за противоречий во взглядах на воспитание маленького человека у педагогов и родителей. Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями. Роль классного руководителя в этом процессе нельзя недооценивать.
Лев Николаевич Толстой сказал: «Слово – ДЕЛО ВЕЛИКОЕ. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей».
Слово учителя – как оно важно! Ведь от того, как будет обращено к семье слово учителя, каким тоном, при каких обстоятельствах оно будет сказано, часто зависит результат. Вовремя и правильно найденное слово, желание и умение помочь родителям поверить в свои силы, поддержать в трудную минуту, дать хороший совет иногда гораздо больше сближают учителя с семьей и укрепляют его авторитет, чем прочитанная лекция или квалифицированная консультация.
Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если классный руководитель строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные вариации и неожиданные повороты.
В общении с родителями следует избегать назидательного тона, нравоучительных замечаний. Это раздражает родителей, настраивает против вмешательства, как им кажется, в их личные дела. В работе с родителями нужно учитывать, что большинство родителей знают о своих обязанностях, стремятся их выполнить, но не всегда умеют сделать это правильно. Обязанность школы - помочь им в этом.
Успешность деятельности классного руководителя в работе с родителями во многом зависит от его подготовленности к этой работе. Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направления, формы, методы работы с родителями. Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребёнка. Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями учащихся, создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи. Этого можно добиться, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах:
-обращение к чувству родительской любви и уважение её;
-доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
-позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Педагогическое взаимодействие семьи и школы осуществляется по следующим направлениям:
-психолого-педагогическая диагностика;
-психолого-педагогическое просвещение;
-формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
Итак, одним из важных направлений в работе классного руководителя младших школьников является диагностика и в первую очередь это изучение семей учащихся и условий семейного воспитания.
В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребёнка в будущем. Для того, чтобы помочь родителям в воспитании детей, а в случае необходимости и скорректировать воспитательное влияние семьи классные руководители нашей школы посещают каждую семью и знакомятся с ней в естественной и неформальной обстановке.
В ходе первого ознакомительного посещения классный руководитель выясняет условия, созданные для домашних занятий школьника, его семейные трудовые обязанности, интересуется, как организован досуг ребёнка, каков круг его общения. Беседуя с родителями, старается понять стиль жизни семьи, её уклад, чем живёт семья, каковы её социальные установки, система нравственных и духовных ценностей. При посещении семей педагог тактичен: он не начинает характеристику ребёнка с негатива, не настаивает на раскрытии всех семейных секретов, не превращается в сплетника.
Посещение семьи во второй, а по необходимости и в третий раз классный руководитель планирует, учитывая результаты предварительного знакомства, поведение ученика в классе, отношение родителей к своим обязанностям, их участие в жизни школы. При повторном посещении семьи учитель уже знает, что нужно посоветовать именно этим родителям в организации жизни и воспитательном воздействии на ученика дома.
Главная его задача - выяснить, все ли возможное делается в семье для правильного воспитания ребенка. Получив дополнительные сведения, педагог уточняет для себя индивидуальные особенности ученика и в зависимости от этого может дать родителям какие-то новые рекомендации. Добиваясь выполнения своих указаний, классный руководитель должен быть деликатным, внимательным, учитывать возможности и условия семьи.
После посещения и изучения семей, классные руководители составляют социальный паспорт класса.
Кроме посещения семей, эффективными методами педагогической диагностики являются беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, конкурс творческих работ учащихся «Моя семья» и составление родословной семьи, совместные праздники.
Следующим направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение по вопросам психологии и педагогики.
Самая распространённая форма педагогического просвещения родителей – это родительские собрания. Подготовка родительского собрания идёт по следующим направлениям. Заранее определяется тема родительского собрания (которая должна быть актуальна) и его содержание (в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем образованности и заинтересованности родителей). Затем выбирается форма проведения родительского собрания.
Так, например, собрание-лекторий по теме «Что нужно знать родителям, если их ребёнок идёт в школу» проводится в конце мая для родителей будущих первоклассников. Педагоги нашей школы проводят собрания по данной теме и на базе близлежащих детских садов. Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.
Родительская дискуссия – одна из форм объединения родителей в коллектив. Формулировка темы собрания-дискуссии «острая», «задевающая за живое». Например: «Какие свободы дать ребёнку?», «Всегда ли родитель прав?». На подготовительном этапе формируются вопросы, список литературы, статьи из газет и журналов, проводится анкетирование или интервьюирование.
Иногда к родительскому собранию готовится выставка ученических творческих работ, отчеты-сообщения о работе учащихся. Такие мероприятия оживляют собрание, приобщают родителей к делам класса, сплачивают их в коллектив, объединенный едиными целями и задачами.
По запросам родителей, если они сталкиваются в воспитании или обучении ребёнка с проблемой, которую не могут решить самостоятельно, а также по рекомендации классного руководителя, если классный руководитель видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации классным руководителем организуются тематические и индивидуальные консультации. Каждая такая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по её решению. Для оказания более действенной помощи классные руководители привлекают компетентных специалистов: психолога, социального педагога, медицинского работника, логопеда.
Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. За этими словами стоит очень многое.
В начальной школе классные руководители знакомят родителей с традициями школы, достижениями в обучении и воспитании учащихся; родители должны знать, какими учителями и учениками гордится школа; с теми требованиями, которые предъявляет школа к своим ученикам с первых дней пребывания в ней. В первую очередь, это знакомство с Уставом, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой и т.д. Большое внимание уделяется методике организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе: родители должны знать, каковы традиции педагога в организации работы с дневниками учащихся, их тетрадями, какова система контроля выполнения домашних заданий учащихся, критерии оценки деятельности ученика на уроке.
Для того чтобы позже не разочаровываться в родителях своих учеников, с первых дней работы с детским коллективом знакомим родителей с перспективами развития детского коллектива и даём возможность родителям стать активными участниками классных дел.
Таких совместных дел множество, перечислять их долго, но хочется остановиться на одном из них. Это проект.
Следует отметить, что необходимым условием для работы над проектом, особенно в младшем школьном возрасте, является помощь со стороны родителей, включённость родителей в работу.
Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. Родителям, чьи дети участвуют в проекте, предлагается памятка:
Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя - знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.
Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515
Заголовок 115