Доклад на тему Сотрудничество классного руководителя учебной группы с родителями обучающихся

Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Самарский техникум промышленных технологий










Круглый стол ПЦК «Классных руководителей и
мастеров производственного обучения




ДОКЛАД НА ТЕМУ
СОТРУДНИЧЕСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
УЧЕБНОЙ ГРУППЫ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ



докладчик
Тулина Наталья Валентиновна,
социальный педагог






Самара, 2012
«Слово дело великое. Великое потому,
что словом можно соединить
людей, словом можно и разъединить их,
словом можно служить любви,
словом же можно служить вражде и ненависти.
Берегись такого слова, которое разъединяет людей.»
Л. Н. Толстой
Огромное значение в работе с родителями учащихся имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей. Руководитель уделяет больше внимания учащимся, но ведь в его задачу входит не только создание коллектива обучающихся, но и коллектива родителей, способных помочь в дальнейшем классному руководителю. Родительские собрания имеют огромное психологическое и педагогическое значение. В первую очередь это связано с высоким уровнем тревожности родителей обучающихся. Ни для кого не секрет, что сегодняшнее образование обучающихся имеет большое количество направлений, профилей, курсов. Конечно, на все вопросы родителей должен ответить классный руководитель. Помимо образовательных проблем родителей сегодняшних обучающихся волнуют и проблемы, происходящие в обществе, которые, несомненно, накладывают отпечаток на поведение обучающихся. Именно от того, как техникум помогает семье решать эти вопросы, зависит адаптация молодого поколения в социуме. Основные направления организации сотрудничества классного руководителя с родителями.
Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение отцов и матерей по вопросам психологии и педагогики. Безусловно, один классный руководитель с этой проблемой справиться не в состоянии. К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, представителей общественных организаций, социальных педагогов, преподавателей разных дисциплин. Следует отметить, что психолого-педагогическое просвещение родителей должно носить ярко выраженный опережающий характер. Например, с родителями обучающихся необходимо поднимать не только учебные вопросы, но и проблемы взрослых: служба в армии, проблемы ранних и гражданских браков, терпимость по отношению к другим людям, национальные взаимоотношения, участие в сектах и организациях, чья деятельность идет в разрез с государственной политикой. Об этом и о многом другом необходимо говорить с родителями заранее, чтобы они спокойно могли воспринимать возникшие в будущем трудности. Для того чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызывало у них самих интерес, классный руководитель должен не только предлагать темы для обсуждения в ходе родительских собраний, но и учитывать предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения. Приглашая специалистов для просвещения родителей, классный руководитель должен помнить, что от компетентности, эрудиции, коммуникабельности этих людей зависит степень доверия родителей классному руководителю. Демонстрация видеоматериалов, слайдов, а также различного рода статистический материал сделают просвещение родителей по вопросам педагогики и психологии наглядным, убедительным и достоверным. Надо отметить, что любой аспект психолого-педагогического просвещения родителей должен заканчиваться различного рода рекомендациями и консультациями по интересующим их вопросам. Нельзя оставлять без внимания ни один вопрос родителей. Психолого-педагогическое просвещение необходимо еще и для того, чтобы родителям можно было увидеть себя и других в обсуждаемой проблеме, сравнить образцы подходов к ее решению и сделать соответствующие выводы.
Примерные темы для совместного обсуждения и просвещения родителей обучающихся:
- Физиология и психология обучающегося.
- Куда пойти учиться в будущем? Анализ образовательных возможностей выпускников техникума.
- Основные документы техникума об образовании.
- Режим дня обучающихся во время семестра и при подготовке к экзаменам.
- Механизмы подготовки к экзаменам и зачётам.
- Особенности организации образовательного процесса в техникуме: проблемы и решения.
- Профильное обучение, его организация и перспективы.
- Особенности организации самостоятельной работы обучающихся в курсе изучения специальных предметов.
- Особенности организации самостоятельной работы обучающихся в курсе изучения предметов гуманитарного цикла.
- Все о дополнительном образовании.
- Требования к оценке учебных достижений обучающихся. Родителям на заметку.
- Какой он, современный экзамен?
- Что нужно знать и уметь обучающемуся, чтобы победить в предметных олимпиадах? Встреча с обучающимися - победителями предметных олимпиад.
- Роль учебной книги в образовании обучающегося.
- Организация рабочего дня обучающегося: проблемы и решения.
- Как помочь обучающемуся сохранить здоровье? Советы специалистов.
- О перегрузках и не только.
- Как сохранить интерес к учению?
- Выбор профессии нелегкое дело?
- Способности и их роль в выборе профессии.
- Возможности получения образования после техникума.
Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей культуры принадлежности к образовательно-воспитательному пространству. В работе с родителями обучающихся классный руководитель должен обратить внимание на те аспекты, которые позволят разъяснить родителям многие проблемы, связанные с воспитанием обучающихся, организуя работу классный руководитель не должен считать, что родители должны быть в техникуме только по необходимости, так как ребята уже достаточно взрослые. Однако, классному руководителю необходимо обратить внимание родителей на то, что совсем скоро молодым людям придется самостоятельно принимать многие решения, за которые им самим придется нести ответственность. Именно вопросы правовой и нравственной культуры, должны стать темой родительских собраний. Не менее важно готовить такие мероприятия, которые позволят родителям убедиться в том, что их обучающиеся умеют рассуждать, принимать решения, что они умны и самостоятельны. С этой целью необходимо проводить совместные родительские собрания, встречи поколений, открытые уроки нестандартного характера. Тогда обучающиеся и их родители будут учиться тратить время общения не на конфликтные ситуации, а на проверку умения быть терпимыми и любящими, решать любые спорные вопросы, уважая при этом своего выросшего ребенка, внимательно и справедливо оценивая его доводы. Родители должны иметь возможность увидеть своего ребенка в среде сверстников, чтобы понять, насколько они были правы в выборе системы мер по его воспитанию.
Тематика родительских собраний в этом направлении может быть следующей:
- Права и обязанности, ответственность в обществе.
- Как избежать проблем подростков в общении с законом?
- О молодежных организациях, сектах и не только.
- Нравственная культура семьи. В чем она заключается?
- Друзья моего ребенка. Что я о них знаю?
- Речевая культура семьи. Её слагаемые.
- Компьютер друг или враг? Культура освоения информационного пространства обучающимся.
- Культурные традиции и обычаи семьи.
- О веротерпимости и уважении в вопросах веры.
- Как уберечь подростка от насилия других и предупредить его стремление проявлять насилие по отношению к людям.
- Традиции интернационального и национального воспитания ребенка в семье.
- О досуге.
- Как уберечь подростка от наркотиков и научить говорить «нет».
- Трудный подросток. Какой он?
- Современная литература: за и против.
- О культуре чувств.
- Секс и молодежь.
- Культура отношений мужчины и женщины. В чем она заключается?
- Если ваш ребенок ждет ребенка...
- Запретные темы. Нужно ли оставлять их запретными в общении с молодым человеком?
- О взаимоотношениях поколений в семье.
- О цинизме и лжи.
- О свободе и ответственности.
- Деньги и их роль в жизни подростка.
- Права и обязанности подростка, молодого человека в семье. Как воспитать настоящего мужчину и настоящую женщину?
- Портрет выпускника современного типа социальный заказ общества.
В планировании воспитательной работы классный руководитель большое внимание уделяет участию самих родителей во всех внеклассных мероприятиях. Родители обучающихся должны быть вместе со своими детьми в театрах и музеях, на экскурсиях, в походах и поездках, на семейных праздниках и классных часах. К примеру, вместо обязательного и не совсем яркого классного часа к празднику восьмого марта можно предложить мамам и ребятам провести этот вечер на театральной премьере. Еще лучше, если спектакль посвящен взаимоотношениям взрослых и детей, что позволит родителям по-иному взглянуть на себя и своего ребенка, открыть друг в друге ранее не увиденное, услышать ранее не услышанное. Большое значение в работе с обучающимися и их родителями имеет демонстрация достижений. Родителям всегда приятно узнать о том, что его ребенка ценят и уважают в группе, в техникуме, поощряют его учебные достижения и творческие способности.
Формы проведения собраний родителей обучающихся
Формы проведения работы с родителями обучающихся могут быть самыми разнообразными, однако главными направлениями работы с родителями являются следующие направления:
1.Разъяснение учебных возможностей обучающихся в учебном учреждении.
2.Формирование культуры взаимодействия родителей и детей в семье.
3.Знакомство родителей обучающихся с негативными явлениями в молодежной среде.
4. Подготовка родителей обучающихся к пониманию проблем взросления их детей и формированию адекватности их ожиданий.
Классный руководитель может использовать следующие формы организации работы с родителями:
- Ежегодные праздники рождения учебной группы и коллектива родителей.
- Встречи с администрацией учебного заведения и службами техникума.
- Традиционные встречи родителей «Праздники, которые всегда вместе с нами».
- Круглые столы по проблемам нравственного воспитания обучающихся, выбора жизненного пути.
- Родительские конференции по проблемам правовой культуры.
- Презентации достижений семей в рамках программы «Одаренные дети - одаренные семьи».
- Совместные походы и экскурсии выходного дня.
- Лекции по проблемам воспитания старшеклассников.
- Совместное посещение выставок, театров и кинофильмов.
- Дни творчества группы.
- Выпуск совместных газет.
Формы взаимодействия классного руководителя и семьи
«Педагогика должна стать наукой для всех
и для учителей, и для родителей»
В.А. Сухомлинский
С первого дня работы с коллективом обучающихся и коллективом родителей классный руководитель должен добиваться того, чтобы обучающиеся с родителями понимали значение тех требований, которые техникум предъявляет к семье. Немаловажным условием взаимодействия семьи и классного руководителя является разумность тех требований, которые педагог предъявляет к родителям и подростку. Большой эффект во взаимодействии семьи и классного руководителя будет, если педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в группе и в техникуме. В общении с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в группе мероприятиях. Начиная работать с семьями обучающихся, классный руководитель должен обсудить те правила общения, которыми он хотел бы руководствоваться в работе с родителями.
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями обучающихся могут быть примерно следующими:
1.Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
2.Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
3.Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
4.Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
5.Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
6.То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, обучающихся и педагогов.
7.Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
8.Готовясь к встрече с семьей обучающегося, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
9.Каждая встреча с семьей обучающегося должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого обучающегося.
10. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
11. Если родители принимают активное участие в жизни группы и техникума, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией техникума.
Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальные формы работы и групповые.
К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты. Групповые формы работы уместны для организации психологического просвещения родителей, для встреч с администрацией учебного заведения по самым насущным проблемам техникумовской жизни. Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными, родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания занятий родительских университетов и других различных форм взаимодействия с техникумом. Самой распространенной формой групповой работы с родителями является родительское собрание. Родительское собрание проводится один раз в месяц или в квартал, в зависимости от особенностей группы, возраста обучающихся, контингента родителей. В течение всего учебного года классный руководитель должен провести четыре обязательных родительских собрания. Однако практика показывает, что классный руководитель проводит на одно-два собрания больше. Это связано с теми конкретными проблемами и ситуациями, которые требуют проведения дополнительных родительских собраний. Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в конце августа начале сентября. Последующие собрания должны являться тематическими. Их тематика определяется потребностями родителей, классного руководителя, техникума, актуальностью обсуждаемой темы. Последнее собрание в году является итоговым и проводится в конце учебного года в мае месяце.
По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.
Текущие родительские собрания это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости и посещаемости, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов. Тематические родительские собрания – это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей группы. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания, развития, формирования и личностного становления. Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения обучающихся, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть. Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники, костры, походы, торжественные собрания. Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда педагог его планирует, пишет своеобразный сценарий. Этот сценарий может разрабатываться самим педагогом или с помощью родительского комитета группы и обучающихся. К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни обучающихся группы. Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально. Поэтому в содержание родительского собрания можно ввести следующие традиционные рубрики:
- «Из истории воспитания детей в семье»;
- «Великие педагоги мира»;
- «Традиции воспитания народов мира»;
- «Крылатые фразы о воспитании»;
- «Азбука воспитания детей в семье»;
- «Советуем прочесть»;
- «Книжная полка родителей»;
- «Обсудите вместе с подростком»;
- «Шкатулка мудрости»;
- «Творческая мастерская семьи»;
- «Взрослые дети взрослые проблемы»;
- «Документы техникума об образовании»;
- «Нововведения в образовании»;
- «Куда пойти работать и учиться»;
- «Закон и порядок» и др.
Такие рубрики позволят сделать родительское собрание необычным; рейтинг родительских собраний изменится, будет способствовать изменению взаимоотношений в лучшую сторону в системе «педагог обучающийся родитель». Большое внимание классный руководитель должен уделить формированию традиций в проведении родительских собраний. Это позволит вызвать у родителей интерес к собраниям, ответственность и потребность участия в делах коллектива обучающихся. Какие традиции родительского собрания являются значимыми и эффективными? Например, традиция поощрения родителей, активно участвующих в жизни группы. Она осуществляется в различной форме. Это может быть награждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками обучающихся. В честь родителей-помощников может быть подготовлена концертная программа, выпущены именные поздравительные газеты, медали. Огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеют благодарственные письма, которые классный руководитель может отправить как домой обучающемуся, так и на работу его родителям. Очень здорово, если такое благодарственное письмо родители получают в день рождения своего ребенка. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей. Хорошей традицией родительского собрания считается и введение в его ход определенных ритуалов. Например, ритуал, который можно условно назвать «Волшебная шкатулка». Этот ритуал заключается в том, что к каждому родительскому собранию ребята группы пишут письмо родителям, помещают его в конверт, надписывают и опускают в волшебную шкатулку, которая стоит в помещении, где проходит собрание. Такие послания ребята начинают писать уже на первом курсе. В своих письмах они могут рассказать о своих проблемах и радостях, о том, что им порой трудно сказать вслух. Если такой ритуал становится традиционным, родители его с нетерпением ждут.
Иногда традиция написания друг другу писем становится семейной, о чем родители рассказывают с удовольствием и благодарят за ее введение в практику родительских собраний. Очень важным для классного руководителя является мнение родителей по проведенному собранию. Поэтому надо вводить в содержание родительского собрания элементы рефлексии. Они могут быть разными: устное мнение родителей, письменный анализ результатов собрания, оформление коллажа или газеты. Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании пап и мам, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей. Огромное значение в сотрудничестве техникума и семьи имеют встречи родителей групп и родительских комитетов с администрацией техникума, специалистами в различных областях знаний, с педагогическим коллективом. К примеру, хороший эффект дает встреча родительского комитета группы с победителями интеллектуальных марафонов, участниками олимпиад, призерами различных соревнований. Это огромный стимул для дальнейшего сотрудничества обучающихся и родителей. Хорошей традицией в работе с коллективом обучающихся является проведение встречи поколений в честь праздника Победы. Такие встречи позволяют изменить многое в общении детей и родителей, повлиять на взаимоотношения взрослых и детей в лучшую сторону. Однако надо помнить о том, что эти мероприятия требуют серьезной подготовки, огромного вклада душевных сил самого педагога. Большое значение родительские встречи могут иметь в работе с проблемными подростками. Проблемными они зачастую становятся от недостатка общения с родными и близкими людьми, от отсутствия понимания и принятия. Встречи с родителями других ребят, авторитетность чужих родителей в глазах проблемного ребенка могут сделать гораздо больше, чем приглашение различных специалистов. Интересной формой работы с родителями являются родительские клубы. Родительские клубы это объединения по интересам. Интерес к общему увлечению детей и родителей, общий интерес к пониманию одной проблемы, интерес к изучению литературы по проблемам воспитания. Организация клубов родителей благодатное дело. Оно сплачивает родителей, позволяет развивать собственную наблюдательность в воспитании детей, формировать родительскую адекватность самооценки, критичность во взглядах на собственное воспитание, помогает избежать в будущем проблемы более взрослого возраста. В родительском коллективе всегда есть люди, которым интересны различные системы воспитания, результаты воспитания и обучения детей в образовательных учреждениях определенных направлений. Таких родителей необходимо привлекать к участию в клубной работе. Заседания клубов проходят три-четыре раза в год. Родителям заранее предлагается тематика клубных занятий, которая вывешивается в техникуме на специальном стенде для родителей. В тематику родители могут вносить коррективы. В последнее время, в силу сложившейся в обществе ситуации, связанной с разгулом наркомании и токсикомании, родители хотели бы как можно больше знать о данной проблеме. Неформальная обстановка занятий в клубе, привлечение специалистов, возможность просмотра видеоматериалов, встречи с родителями, которые пережили такие проблемы в воспитании детей, все это может сделать работу клуба полезной и необходимой в жизни техникума. Занятия в клубе создают единомышленников-энтузиастов, способных впоследствии стать авторитетными друзьями для многих ребят, столкнувшихся с серьезными жизненными проблемами. Большим подспорьем в работе классного руководителя с обучающимися могут стать клубы творчества, членами которого являются родители и дети. В таких клубах ребята и их родители объединены общим увлечением, которое не только сплачивает взрослых и детей, но и формирует совершенно иной мир взаимоотношений между ними. Изучение мира животных и растений, флористика, живопись, увлечение поэзией и спортом, шитьем и вязанием все эти интересы могут стать основой создания клуба. Клубное занятие это не просто встреча увлеченных людей; это традиции и обычаи совместного общения, это влияние на будущие поступки человека, формирование его культуры, характера. Классный руководитель должен поощрять участие родителей в клубной работе, красивой традицией группы может стать ежегодная презентация работы клуба. Это может быть маленький видеофильм, выставка работ участников клуба, клубный благотворительный аукцион и другие формы демонстрации достижений клуба родительского общения. Большое значение в работе классного руководителя имеет индивидуальная работа с родителями. К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдений педагога за подростком, проблемы в общении молодого человека с группой и педагогами, конфликтная ситуация, инициатива обучающегося, связанная с семейной ситуацией.
Существует определенная этика общения с родителями при подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей.
1.Необходимо заранее обсудить возможность проведения такой консультации.
2.Родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме.
3.Время консультации или беседы должно быть четко оговорено.
- Родители не должны ждать под дверью своей участи.
- Желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече.
4.Необходимо четко формулировать цели консультации, её актуальность.
5.Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме.
6.Все доводы родителей, их аргументы «за» и «против» должны быть внимательно выслушаны.
7.В ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения по обсуждаемой проблеме.
8.Если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование обучающегося.
9.Если присутствие обучающегося в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.
Огромную роль в сотрудничестве родителей обучающихся и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в коллективе обучающихся, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей. Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в группе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет может взять на себя организацию конкурсов на лучший реферат, доклад. Большое значение имеет участие родительского комитета в дне открытых дверей техникума. Еще одна важная функция родительского комитета группы оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе. Родительский комитет может помочь классному руководителю в организации праздников, экскурсий, поездок. Без помощи родителей педагогу трудно организовать посещение театров, музеев, выставок. Польза родительского комитета в решении этого вопроса огромна, все эти мероприятия интересны не только обучающимся, но и самим родителям увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми. Многое может сделать родительский комитет по решению хозяйственно-бытовых вопросов в группе. Ремонт кабинета, мебели, питание детей в столовой, соблюдение санитарно-гигиенических и профилактических мер обучающимися и техникумом это и многое другое может быть в компетенции родительского комитета. По просьбе классного руководителя или по просьбе родителей обучающихся родительский комитет может и должен внести свой вклад в работу техникума с неблагополучными и проблемными семьями. Это посещения обучающихся в семье, профилактические беседы, защита прав обучающихся в различных инстанциях. Родительский комитет выбирается общим собранием родителей. В ходе выборов учитываются предложения классного руководителя, инициатива самих родителей. Срок полномочий родительского комитета один год, но если назрела острая необходимость, родительский комитет может быть переизбран в срочном порядке или может продолжить свои полномочия. Начиная работу в группе, классный руководитель должен предупредить родителей о том, что побыть в роли члена родительского комитета должен каждый родитель; поэтому родительский комитет ежегодно будет обновляться. Очень важным является тот факт, что работа в родительском комитете каждого родителя позволит ему понять те проблемы, которые стоят перед классным руководителем, и активно участвовать в их решении. Как правило, обязанности в родительском комитете распределяются между председателем родительского комитета, его заместителями, отвечающими за определенные участки работы, и казначеем. Председатель родительского комитета отвечает за организацию его деятельности, совместно с заместителями составляет план работы родительского комитета; помогает классному руководителю в подготовке и проведении родительских собраний; является представителем коллектива родителей группы в работе родительского комитета техникума. Председатель участвует в защите прав обучающихся группы в судебных структурах, если в этом есть острая необходимость. Председатель родительского комитета совместно с представителями техникума участвует в посещении неблагополучных семей, помогает решать конфликтные ситуации в коллективе обучающихся. Если председатель родительского комитета отвечает за организацию работы родительского комитета в целом, то заместители его отвечают за определенные участки работы. Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за результативность учебной деятельности обучающихся группы, организует родителей для участия в студенческой жизни обучающихся: в посещении уроков, днях творчества в группе и техникуме. В его компетенцию входит помощь классному руководителю в организации различных смотров-конкурсов, олимпиадах, конференциях; помощь одаренным обучающимся в поиске спонсоров для участия в различных олимпиадах, конкурсах и фестивалях; организация помощи отстающим в учёбе подросткам; поиск возможностей для награждения обучающихся, отличающихся высокими, результатами в учебной деятельности. Заместитель председателя родительского комитета, курирующий вопрос участия родителей и учащихся класса во внеклассной деятельности, выполняет достаточно многоплановую работу. В его компетенцию входит привлечение родителей класса к проведению занятий кружков, секций, родительских уроков. Вместе с родителями класса он участвует во всех совместных праздниках, походах, организует в классе экскурсии, поездки, развлекательные мероприятия. Кроме того, он помогает классному руководителю реализовать во внеклассной работе возможности всех учащихся класса, а также их родителей. Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за хозяйственную работу в группе, организует помощь родителей в ремонте кабинета, в его оформлении, в приобретении предметов, необходимых для коллектива обучающихся. В обязанности казначея входит сбор средств родителей на нужды группы. Вместе с родительским комитетом казначей составляет смету расходов, отчитывается перед родительским собранием за использованные средства. Если в этом есть необходимость, он определяет средства из бюджета родительского комитета группы на поощрение обучающихся в рамках программы «Одаренные дети», на издательскую деятельность ( журнал группы, ксерокопирование нужных учебных материалов). Заседания родительского комитета проходят два-три раза в полугодие. Однако при острой необходимости, встречи родительского комитета могут быть чаще. Документами, констатирующими деятельность родительского комитета, являются протоколы его заседаний, положение о родительском комитете техникума, план работы родительского комитета на учебный год или полугодие, график заседаний родительского комитета.
Традиции подготовки и проведения родительских собраний в техникуме
«Плох тот воспитатель детей,
который не помнит своего детства»
Эбнер Эшенбах
Традиции подготовки и проведения родительских собраний могут быть самыми разнообразными. Они должны способствовать формированию культуры быть родителем, развивать интерес к проблемам педагогики и психологии, преодолевать различные ситуации в воспитании собственных детей. Хорошей традицией родительских собраний в техникуме является оформление индивидуальных приглашений папам и мамам для участия в родительском собрании. Приглашения могут быть оформлены по-разному: руками самих обучающихся, с помощью родительского комитета. Главным в таких приглашениях на родительское собрание является то, что родители получают их заранее, а не за час до встречи. В приглашении всегда полностью указываются имя и отчество обоих родителей, день и час проведения собрания, его тема, примерные временные рамки собрания, контактный номер телефона, по которому можно позвонить и узнать информацию о собрании. Прочитав эти строки, кто-то может сказать, что подготовка такого приглашения отнимет много времени. Однако именно такой подход к организации системы в работе с родителями поможет формировать уважение к профессиональной деятельности педагога, подчеркнет значительность встреч педагога с родителями, будет стимулировать их интерес к техникуму и культуру родительского взаимодействия друг с другом и с учебным учреждением. Такие приглашения собираются из года в год в архиве группы и могут украсить любой праздник, особенно финал учебного года или праздник окончания техникума. Хорошей традицией родительских собраний, которая может существовать в течение всего времени обучения подростка в среднем учебном заведении, является ведение родительских дневников. Родительский дневник это обычная тетрадь, в которой ведутся записи родителей. Он заводится на первой встрече классного руководителя с родителями. Дневник ведет каждая семья. В этом дневнике родители делают записи после родительских собраний, свои выводы, пожелания педагогам-предметникам и дают свои рекомендации классному руководителю по организации общения с их ребенком. Родители это делают с большим удовольствием, если классный руководитель объяснил им важность и значительность для своей работы родительских рекомендаций. На первой странице дневника родители фиксируют при поступлении на I курс техникума: его интересы и увлечения, положительные качества характера. Вторая страница дневника посвящена размышлениям родителей о будущем своего ребенка: каким они хотят его видеть, что хотят в нем развить, что хотят ему пожелать. Здесь же родители указывают фамилии людей, наиболее авторитетных и значимых в жизни подростка. Иногда такие данные помогают решать многие проблемы, с которыми приходится сталкиваться классному руководителю в воспитании обучающихся. Последующие страницы родительского дневника могут быть посвящены содержанию родительских собраний: к примеру, страницы «Народная мудрость о воспитании», «Азбука педагогики» и другие. Вполне уместно и просто необходимо знакомить родителей с методами воспитания на примере художественной литературы, с воспитательными системами известных исторических и литературных персонажей. Азбука педагогики это работа с родителями над их педагогическим и психологическим словарем. Что означает то или иное слово или термин, название и понятие все это можно успешно анализировать в ходе родительского собрания. Обязательная страничка каждого родительского дневника и родительского собрания страничка Радости. Её готовит для родителей классный руководитель к каждому родительскому собранию. На этой странице педагог фиксирует достижения обучающегося, связанные с его обучением и воспитанием. Каждое родительское собрание начинается с того, что родители получают страничку Радости, вкладывают ее в дневник и в течение всего родительского собрания работают с ней. Классный руководитель напоминает родителям внимательно прочесть записи на страничке Радости и задать волнующие вопросы в ходе собрания или в конце его. Страничка Радости помогает родителям больше узнать об их детях, обращает внимание семьи на те моменты, которые родители, может быть, пропустили в силу собственной занятости или невнимательности, фиксирует достижения обучающегося, которые формируются в семье и проявляются в подростковом коллективе. Ведение родительского дневника помогает видеть положительное изменение родительской позиции, развивает родительскую интуицию и наблюдательность. Спустя годы такой родительский дневник может стать семейной реликвией и еще долго служить в семье своеобразным педагогическим пособием по воспитанию детей. Интересной традицией родительских собраний может стать рубрика «Зеленая лампа», с помощью этой рубрики проигрываются различные проблемные ситуации из жизни группы, техникума и отдельных обучающихся. Имена обучающихся не называются, ситуации несколько изменяются, родителям предлагается найти оптимальный вариант решения трудной житейской задачи. Традиции родительских собраний могут быть самыми разнообразными, но главное в них - формирование культуры человеческого общения, создание такой атмосферы, при которой хотелось бы открыто говорить о своих радостях и бедах, чувствуя доброжелательность и поддержку собеседников. Такая атмосфера на пустом месте не появится. Классный руководитель должен учить этому родительский коллектив на собственном примере. Родительский комитет вместе с классным руководителем готовит традиционные поздравления родителям обучающихся к юбилейным датам и вручает их на родительском собрании или отправляет по почте. Уместно поздравить родителей с теми достижениями, которые произошли в их карьере, в работе. Для родителей это не только приятная неожиданность, но и формирование убеждения в том, что рядом с их ребенком неравнодушный взрослый, который делает их жизнь и жизнь ребенка богаче и добрее. Хорошей традицией родительского собрания является его рефлексия. В конце собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность не только для всей группы, но и для себя лично. Рефлексия собрания может проходить в различной форме: это высказывания родителей, выпуск «молнии», оформление коллажа, интервью и т. д. В конце учебного года итоговое родительское собрание может заканчиваться тоже по-разному. Традиционными становятся фотографии на память всем составом родителей, награждение родителей-активистов и помощников классного руководителя, создание классной книги почета, в которую ежегодно торжественно вносятся фамилии родителей, без помощи которых жизнь в группе была бы скучной и неинтересной.

Заключение
С годами у меня складываются определённые принципы. Их необходимо тезисно доводить до родителей. Например:
-уважать, любить и доверять обучающимся;
-обсуждать с обучающимися и родителями возникшие проблемы и вести совместные поиски их решения. Обозначать, что все должны быть готовы к тому, что время от времени будут возникать проблемы, но пути их решения можно всегда найти. Но для этого требуются совместные усилия. Призывать родителей к сотрудничеству и взаимопониманию;
-рассматривать поведение обучающихся «сегодня» и никогда не навешивать на них ярлыков;
-наблюдать за обучающимися, но не делать скоропалительных выводов;
-непрестанно работать над развитием дружного коллектива, духа товарищества, ответственности за себя и друг друга;
-твердо и настойчиво следить за выполнением решений коллектива обучающихся, развитием самоуправления;
-держать под пристальным контролем вопросы дисциплины и успеваемости;
-искать альтернативу банальным наказаниям (вместе с обучающимися и родителями);
-максимально использовать чувство юмора и не унывать, когда что-то не получается;
-помнить, что результат совместного труда будет виден не сразу после первого собрания, а может быть, и очень не скоро.
Список литературы:
1.Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. Москва, 2010.
2.Руднева И.А., Понькина И.В. Родительские собрания. Волгоград, 2012.
3.Коржакова О.И. Система работы классного руководителя с родителями // Классный руководитель. 2009. №5.


15