Статья Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья
О.В. ЧернобаеваГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 33 города Ставрополя», г. Ставрополь, Россия
Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация: Статья посвящена вопросу организации взаимодействия школы и семьи ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. В материале описываются специфические особенности таких семей, а также действующая система педагогического взаимодействия с образовательным учреждением.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, семья, функции семьи, педагогическое взаимодействие с родителями, традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, включение родителей в коррекционно-педагогический процесс.
Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Социально-экономические проблемы и ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей, отмечается тенденция к увеличению количества детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, а, следовательно, и семей, в которых живут эти дети. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В последние десятилетия активно ведется поиск оптимальных и эффективных путей вовлечения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс.
В педагогической науке известны работы о взаимодействии с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья Н.Б. Лурье, Е.С. Иванова, Р.Ф. Майрамяна, А.Н. Смирнова, Л.Я. Коломинского и др.. В этих исследованиях раскрываются теоретические аспекты проблемы. О.П. Гаврилушкиной, С.Д. Забрамной, А.А. Катаевой, Н.Д. Соколовой, Е.А. Стребелевой были предложены практические рекомендации для родителей по уходу за умственно отсталым ребенком раннего возраста в ходе коррекционно-педагогического процесса. Также разработаны вопросы взаимодействия специальной (коррекционной) школы и семьи, что отражено в работах Е.Н. Денисовой, А.И. Раку и др.
В настоящее время многие исследователи показывают наличие глубокой связи между психологической обстановкой в семье, уровнем взаимодействия родителей с ребенком, компетентной организацией коррекционно-педагогической работы с семьей и перспективами развития и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Важность включения родителей в обучающий процесс в последнее время приобретает все большее значение в нашей стране. В работах многих исследователей указывается, что одним из ведущих условий для системы коррекционных мероприятий с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, является обязательное привлечение семьи к образовательному процессу и педагогическое содействие в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.
Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Существующий характер осуществления педагогического взаимодействия с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает перевод этой деятельности с несистемного, стихийного уровня её осуществления на системный. Признаками системного уровня являются: определенность и сопоставимость целей участников процесса; разграниченность их полномочий; координация совместной деятельности; наличие интегративной целостности средств (содержания, форм, методов), обеспечивающих достижение педагогического результата – сформированности высокого уровня готовности к взаимодействию.
Необходимо остановиться на понятии «семья». В традиционной культуре семья рассматривается как естественное природное окружение, определяющее порядок домашнего воспитания, его содержание. C точки зрения теории систем семья является живой системой и, как все живые системы, состоит из независимых частей, взаимодействие которых обеспечивает такие свойства системы, которыми ни одна из частей не обладает.
В нашем понимании семья – это союз лиц, основанный на браке, родстве (или только родстве), принятии детей на воспитание, характеризующийся общностью жизни и взаимной поддержкой. Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, обладают качественными отличиями.
С появлением в семье ребенка с отклонениями в развитии многие функции семьи (воспитательная функция, производственно-хозяйственная, организация досуга) наполняются иным содержанием, приобретают коррекционную направленность.
Выделяют несколько особенностей семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья по следующим аспектам:
1.Медицинский аспект. У многих родителей, имеющих детей с нарушениями в развитии наблюдаются нарушения здоровья. Переживания, выпавшие на долю родителей, часто превышают уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах. Клиническая картина психопатологических нарушений и их выраженность у родителей (особенно матерей) детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуется преобладанием аффективных расстройств, в чем свою роль играют особенности личности и факторы социального окружения.
2.Психологический аспект. Рождение ребенка с отклонениями воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого как у всех», является причиной сильного стресса. Стресс, имеющий длительный и постоянный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и является исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшихся в семье жизненных стереотипов. Семья, в которой родился ребенок с тяжелыми нарушениями развития, находится в условиях психотравматической ситуации.
3.Социальный аспект особенностей заключается в неблагополучном микроклимате семьи, который проявляется в нарушении социального общения; в социально-экономических особенностях семьи (значительное количество средств уходит на лечение).
4.Педагогический аспект. Это отсутствие единых требований к ребёнку; незнание психологических особенностей ребенка; низкая психолого-педагогическая культура родителей; безнадзорность, психическая депривация ребёнка; антипедагогические меры воздействия; переоценка воспитательных возможностей семьи; идеализация ребенка; неверие в силы ребёнка; эмоциональное отвержение детей; гиперпротекция; невыполнение рекомендаций педагогов.
5.Дефектологический аспект. Он состоит в понимании структуры дефекта ребёнка. Знание структуры дефекта ребёнка играет огромную роль в содействии родителей детям в образовании.
По результатам проведенной диагностики, 75% родителей вновь поступивших детей не знают методы и приемы коррекционной работы по преодолению имеющегося у ребенка дефекта, а, следовательно, не готовы к активному и квалифицированному участию в их образовании. Практически у половины родителей (48%) не сформировано положительное отношение к педагогической и коррекционной деятельности; родители не обладают необходимым объемом знаний о структуре дефекта (64%), которые понадобятся им для активного участия в образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья; 56% не обладают положительным опытом коррекционно-образовательной работы.
Работа с родителями в этом направлении имеет и особенную специфику. Возникает проблема формирования готовности родителей к взаимодействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, так как родители не могут самостоятельно овладеть всеми необходимыми приёмами и методами коррекционно-развивающей работы без помощи и поддержки специалистов. Наряду с этим существует контингент родителей, ведущих асоциальный образ жизни, в работе с которыми испытываются определенные трудности. Родители из «проблемных» семей не проявляют активности и заинтересованности во взаимодействии с педагогами, они озабочены желанием «избавиться» от проблем «трудного» ребенка.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка с ограниченными возможностями здоровья может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Работа по взаимодействию школы и семьи включает следующие этапы:
1.Самым первым этапом родительского образования должен стать предшкольный период, когда дети 6-7 лет только готовятся пойти в школу и, соответственно, к этому непростому переходу от детства к школьной жизни готовятся и их родители. На данном этапе предлагается такая форма родительского всеобуча как «Материнская школа». Слушателями в ней станут молодые родители, дети которых впервые пойдут в школу. В школе требования едины для всех. Уже в начальной школе новая социальная ситуация проявляется в стандартизации условий жизни ребенка, и, безусловно, является для него стрессовой. У некоторых детей начинает преобладать тревожное, беспокойное, угнетенное состояние. Появляется устойчивый страх не справиться с предъявляемыми требованиями. Все это отрицательно сказывается на нервной системе маленьких школьников, порождает «уход в болезни».
2.Работа с родителями учащихся начальной школы. На данном этапе применение традиционных форм работы с родителями (родительские собрания общешкольные конференции, индивидуальные консультации педагога, посещения на дому) сочетается с нетрадиционными (родительские тренинги, круглые столы, устные журналы, практикумы, родительские вечера, родительские чтения, родительские ринги). Целью работы с родителями на данном этапе является формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый дружный коллектив, создание в школе благоприятных условий для свободного развития личности, духовно богатой, способной строить жизнь достойную здорового человека, умеющего быть счастливым.
3.Работа с родителями учащихся 4 - 5-х классов (адаптация перехода в основную школу). На данном этапе предлагается такая форма работы как родительский лекторий «Университет педагогических знаний». В определении тематики мероприятий участвуют родители. Данная форма взаимодействия способствует повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. Принять ребенка при переходе из начальной школы в среднюю, понять, как ему сложно, помочь ребенку и его родителям справиться с трудностями и переживаниями – вот основные задачи в этот период.
4.Работа с родителями учащихся основной школы (6 – 8 классы). Основная проблематика данного периода – трудности подросткового возраста. При создании воспитательной модели в основной школе предполагается смещение акцентов в ситуации взаимодействия «школа – ребенок»: основой становится личностное развитие детей, а не только и не столько сам учебный процесс, как это было в начальной школе и как будет продолжено в старшей школе. На данном этапе предлагаются новые формы работы как: переписка с родителями (письменная форма информирования родителей об успехах их детей); ролевые игры (коллективная творческая деятельность по изучению уровня сформированности педагогических умений у родителей); открытые уроки (обычно проводятся для того, чтобы ознакомить родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя).
5.Работа с родителями учащихся старших и выпускных классов. Главной целью родительского всеобуча на этом этапе является изучение психолого-педагогических особенностей личности старшеклассника с ограниченными возможностями здоровья, освоение методов и приемов воспитания в семье и школе, позволяющих ориентировать старшеклассников на профессиональное самоопределение, осознанный профессиональный выбор. У родителей происходит окончательное формирование понимания того, что рано или поздно ребенок будет жить самостоятельно, поэтому необходимо воспитать его максимально адаптированным к жизни в обществе.
Залогом успеха в реализации данной идеи является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях. Это становится возможным при соблюдении ряда условий:
установление взаимоотношений доверия, взаимопонимания и принятия между педагогами и родителями;
целенаправленность, систематичность, плановость;
дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи.
Вся работа с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на преодоление их социальной беспомощности за счет повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых домашних заданиях и рекомендациях специалистов, а также за счет общения с другими родителями в рамках групповой работы. Благодаря этому родители принимают на себя и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка.
Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Учет эмоциональных, социальных, личностных и других особенностей семьи с «особым» ребенком увеличивает эффективность использования ее педагогического потенциала, что является одним из важнейших факторов эффективности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Гармонично организованная работа педагогов образовательных учреждений с семьями, имеющими детей с ОВЗ – гарантия успеха образовательного и воспитательного процесса, адаптации и социализации детей в обществе.
Литература
Бурмистрова, Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь // Вестник практической психологии образовании – 2008. – №4 (17), октябрь-декабрь – С.81-86.
Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы – СПб.:, Речь, 2005. – 150 с.
Савина Е.А. и др. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва - Владос - 2008. – 223 с.
Савина Е.А., Чарова О.Б. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии // научно-методический журнал «Вопросы психологии» - 2002. - № 6 - С. 15-23.
Стребелева Е.А., Закрепина А.В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / Дефектология – 2005. - № 1. С. 3–10.
Строгова Н.А., Магарычева Е.А. Проблема психологической помощи родителям, имеющим детей с отклонениями в развитии / журнал «Школьный логопед» - 2007. - № 1(16). - С. 56-59.
Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. – М.: Издат. ГНОМиД, 2000. – 64 с.
Чарова О.Б. Материнские установки по отношению к детям с нарушением интеллекта / Дефектология – 2008. - № 6. - С. 13-19.
Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.
Шпилевая С. Г. Руководство для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья: помощь и поддержка. Калининград, 2011. – Пикторика – 2011. - 52 с.
http://www.moluch.ru/archive/56/7710/http://festival.1september.ru/articles/593146/http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/04/24/vzaimodeystvie-uchitelya-logopeda-s-semey-rebenka-rannego-vozrasta-shttp://festival.1september.ru/articles/637919/http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/10/27/sotsialno-pedagogicheskie-aspekty-raboty-s-semyamihttp://festival.1september.ru/articles/627637/http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98708968http://pismo.netnado.ru/umot/kachestvo-semejnogo-vospitaniya-rasshirenie-vospitatelenih-voz/